Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей: Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола и.о. секретаря судебного заседания Столяровым Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Новослободская"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-41624/17, принятое судьей В.В. Лапшиной (94-388),
по заявлению ООО "Новослободская"
к Комитету г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
- от заявителя: Золотухина Ж.В. по дов. от 22.06.2017;
- от ответчика: Сидельникова О.А. по дов. от 12.09.2016;
- установил:
ООО "Новослободская" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (заинтересованное лицо, Москомстройинвест, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2017 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-18 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 27.04.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы доказанностью заинтересованным лицом наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, а также соблюдением порядка и срока давности привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Новослободская" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, а также указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, деятельность ООО "Новослободская" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЦАО, Тверской, ул. Новослободская, вл. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11.
В рамках реализации проекта по строительству объекта ООО "Новослободская" оформлены земельно-правовые отношения (земельный участок принадлежит застройщику на праве аренды по договору аренды земельного недвижимого имущества от 01.02.2016, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 10.02.2016, номер регистрационной записи N 77-77/011-77/011/001/2016-954/1), получено разрешение на строительство объекта Мосгосстройнадзор N 77-203000-013018-2016 от 21.07.2016 (срок действия разрешения на строительство - до 21.03.2019), получено положительное заключение экспертизы: от 07.04.2016 N 77-2-1-3-0032-16, выданное ООО "Строительная экспертиза" (кадастровый номер земельного участка 77:01:0004016:54).
Таким образом, на основании п. 1 ст. 2 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ ООО "Новослободская" является застройщиком многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЦАО, Тверской, ул. Новослободская, вл. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11 (Объект).
По информации Управления Росреестра по Москве (вх. от 17.10.2016 N 77-22-489/6-1) первые договоры участия в долевом строительстве на строительство Объекта заключены ООО "Новослободская" 05.09.2016.
В соответствии с приказом Москомстройинвеста 20.10.2016 N 01-06-161/6 на основании п. 3 ч. 11 ст. 23 ФЗ от 30.12.2014 N 214-ФЗ в отношении ООО "Новослободская" проведена внеплановая документарная проверка (срок проведения: 28.10.2016-25.11.2016).
Уведомление от 28.10.2016 N 77-21-1185/6 о предоставлении необходимых сведений и документов в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса направлено Москомстройинвестом 28.10.2016 по адресу государственной регистрации ООО "Новослободская" на имя генерального директора Яковлевой В.В. почтовым отправлением (идентификатор 12500904033623, получено 02.11.2016), а также вручено нарочно законному представителю ООО "Новослободская" Яковлевой В.В. 02.11.2016.
ООО "Новослободская" представило запрошенные сведения и документы в установленный срок и в полном объеме (вх. от 15.11.2016 N 77-21-1185/6-1).
По результатам проведения в отношении ООО "Новослободская" внеплановой документарной проверки составлен Акт от 25.11.2016 N 112/16, в котором зафиксировано, что в результате анализа представленной ООО "Новослободская" документации, а также проектной декларации, размещенной в сети "Интернет" на сайте www.dom-renome.ru, установлено, что в проектной декларации ООО "Новослободская" содержатся недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности за II квартал 2016 г. (п. 1.7 декларации от 22.07.2016).
Проектная декларация подписана генеральным директором ООО "Новослободская" В.В. Яковлевой (приказ о вступлении в должность от 24.09.2015, ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений - 1157746876264 от 24.09.2015).
Месторасположение проектной декларации ООО "Новослободская" в сети "Интернет" на сайте www.dom-renome.ru подтверждается информацией в п. 5 ("Информация об опубликовании или размещении проектной декларации") Приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (ежеквартальная отчетность за 3 квартал 2016 года представлялась ООО "Новослободская" в Москомстройинвест в установленном порядке, вх. N 77-24-1/6-1017).
Административный орган пришел к выводу, что ООО "Новослободская" предоставило и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru проектную декларацию, содержащую недостоверную информацию, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (сведения о размере кредиторской задолженности) за II квартал 2016 года, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.
По данному факту 13.02.2017 административным органом в присутствии надлежаще извещенного законного представителя ООО "Новослободская" составлен протокол об административном правонарушении N 05-07-17-18-04.
15.02.2017 председателем Москомстройинвеста в присутствии надлежаще извещенного представителя общества вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Новослободская" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как достоверно установлено судом, дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах компетенции государственного органа по осуществлению контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о долевом строительстве, уполномоченными должностными лицами (п. 10 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, ст. 23.64 КоАП РФ, п. п. 1, 4.2, 4.3 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП).
Срок давности привлечения ООО "Новослободская" к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в силу п. 1, 4.2, 4.3 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП является Москомстройинвест, к полномочиям которого также отнесено принятие решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный ст. 11 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 N 366-ПП утвержден перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст. 11 от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее, чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в ч. 2 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ контролирующий орган.
Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления (ч. 2 ст. 19 ФЗ N 214-ФЗ приведена в редакции ФЗ от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017).
Реклама о продажах помещений в объекте размещена в сети "Интернет" на сайте www.dom-renome.ru.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (в редакции ФЗ от 28.06.2014) "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Так как первый договор участия в долевом строительстве заключен ООО "Новослободская" 05.09.2016, общество было обязано внести в проектную декларацию и опубликовать в том числе сведения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, по состоянию на 30.06.2016 (отчетный период - II квартал 2016 года).
В п. 1.7 проектной декларации ООО "Новослободская" от 22.07.2016 указаны сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности:
- - финансовый результат 2 761 тыс. руб.;
- - дебиторская задолженность 11 808 тыс. руб.;
- - кредиторская задолженность 117 008 тыс. руб.
В то же время согласно бухгалтерскому балансу ООО "Новослободская", представленному в рамках внеплановой документарной проверки, по состоянию на 30.06.2016 (II квартал 2016 года):
- - финансовый результат текущего года (убыток) - 2 761 тыс. руб. (строка отчета о фин. результатах 2400);
- - дебиторская задолженность 11 808 тыс. руб. (строка баланса 1230);
- - кредиторская задолженность - 8 386 тыс. руб. (строка баланса 1520).
Таким образом, ООО "Новослободская" внесло в проектную декларацию и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru сведения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о размере кредиторской задолженности на день опубликования проектной декларации) за II квартал 2016 года, содержащие недостоверную информацию, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.
Так, согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности).
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ изменения, указанные в частях 4 и 5 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию (ч. 6 ст. 19 от 30.12.2004 ФЗ N 214-ФЗ приведена в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных ФЗ N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 86 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в течение 30 дней по окончании квартала.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со ст. 112 ТК РФ 01.01.2016 - 08.01.2016, 23.02.2016, 08.03.2016, 01.05.2016, 09.05.2016,12.06.2016, 04.11.2016 - нерабочие праздничные дни.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1017 07.03.2016, 03.05.2016 и 22.02.2016 - выходные дни.
Таким образом, срок опубликования изменений в проектную декларацию, касающихся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года, за II квартал 2016 года, начинает проистекать с 05.08.2016, последний день - 15.08.2016.
Так как первый договор участия в долевом строительстве ООО "Новослободская" заключен 05.09.2016, у ООО "Новослободская" возникла обязанность внести в проектную декларацию и опубликовать достоверную информацию (сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017) за II квартал 2016 года.
Однако ООО "Новослободская" внесло в проектную декларацию и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности за II квартал 2016 года, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с п. 10 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ Москомстройинвест вправе принимать меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной законодательством РФ об административных правонарушениях.
В обоснование отсутствия своей вины ООО "Новослободская" приводит доводы, аналогичные объяснениям Общества, рассмотренным при составлении протокола.
Согласно указанным объяснениям "Новослободская" при внесении сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности руководствовалось правилами ведения бухгалтерского учета и порядком составления бухгалтерской отчетности, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 04.12.2011 N 402-ФЗ и Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".
Из п. 73 указанного Приказа общество пришло к ошибочному выводу, что при отражении кредиторской задолженности в проектной декларации по строительству Объекта следует включать в кредиторскую задолженность "займы с процентами".
Также общество ссылается на то, что в действующем законодательстве нет разъяснений о порядке заполнения проектной декларации, и что общество ранее не привлекалось к административной ответственности.
15.02.2017 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представители юридического лица ООО "Новослободская", а также законный представитель ООО "Новослободская" пояснили, что, включив в сумму кредиторской задолженности "заемные средства", общество руководствовалось "экономическим смыслом".
Между тем такая позиция заявителя не основана на правильном толкований положений ч. 5 ст. 19 Закона N 214-ФЗ, согласно которым застройщик обязан ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации).
Положения указанной статьи применяются в совокупности, а не в отрыве с нормами законодательства о бухгалтерском учете, в том числе с учетом положений ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Согласно п. 5 Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Пунктом 6 Положения (ПБУ 4/99) предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна содержать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
П. 20 Положения (ПБУ 4/99) обязывает организацию при составлении бухгалтерской отчетности - как промежуточной, так и годовой - раскрывать показатели, в том числе показатели кредиторской задолженности.
При этом согласно п. 20 Положения (ПБУ 4/99) числовой показатель бухгалтерской отчетности "кредиторская задолженность" отнесен к разделу "Краткосрочные обязательства" и включает в себя числовые показатели по задолженностям: перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, задолженность перед персоналом организации, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, авансам полученным и задолженность прочим кредиторам.
В форме бухгалтерского баланса (утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) для отражения числового показателя "кредиторская задолженность" предусмотрена специальная строка (1520).
Таким образом, включение в числовой показатель "кредиторская задолженность" иных числовых показателей, отраженных в других строках бухгалтерского баланса, нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено.
Следовательно, включение в проектную декларацию числового показателя "кредиторская задолженность", сформированного в нарушение Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и отличающегося от аналогичного показателя, отраженного в бухгалтерском балансе застройщика, противоречит действующему законодательству.
Таким образом, ООО "Новослободская" внесло в проектную декларацию и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности за II квартал 2016 года, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в области строительства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Изложенное свидетельствует о том, что административным органом установлен факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения и вина заявителя в его совершении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Доводы подателя жалобы об обратном отклоняются апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
В обоснование доводов о малозначительности совершенного правонарушения ответчик указывает на то, что в данном деле отсутствуют вредные последствия совершенного обществом правонарушения и нет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, достоверно установлено судом первой инстанции и нашло свое подтверждение в апелляционном суде, процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена.
Размер штрафа назначен административным органом в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, и в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ.
Ссылка Общества на малозначительность правонарушения отклоняется апелляционной коллегией.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в п. 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кроме того, в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указано, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Кроме того, отклоняя вышеназванный довод Общества, апелляционный суд учитывает, что в настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненаступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, является правомерным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильные выводы суда.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-41624/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 N 09АП-26579/2017 ПО ДЕЛУ N А40-41624/17
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. N 09АП-26579/2017
Дело N А40-41624/17
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей: Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола и.о. секретаря судебного заседания Столяровым Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Новослободская"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-41624/17, принятое судьей В.В. Лапшиной (94-388),
по заявлению ООО "Новослободская"
к Комитету г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
- от заявителя: Золотухина Ж.В. по дов. от 22.06.2017;
- от ответчика: Сидельникова О.А. по дов. от 12.09.2016;
- установил:
ООО "Новослободская" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (заинтересованное лицо, Москомстройинвест, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2017 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-17-18 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 27.04.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы доказанностью заинтересованным лицом наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, а также соблюдением порядка и срока давности привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Новослободская" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, а также указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, деятельность ООО "Новослободская" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЦАО, Тверской, ул. Новослободская, вл. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11.
В рамках реализации проекта по строительству объекта ООО "Новослободская" оформлены земельно-правовые отношения (земельный участок принадлежит застройщику на праве аренды по договору аренды земельного недвижимого имущества от 01.02.2016, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 10.02.2016, номер регистрационной записи N 77-77/011-77/011/001/2016-954/1), получено разрешение на строительство объекта Мосгосстройнадзор N 77-203000-013018-2016 от 21.07.2016 (срок действия разрешения на строительство - до 21.03.2019), получено положительное заключение экспертизы: от 07.04.2016 N 77-2-1-3-0032-16, выданное ООО "Строительная экспертиза" (кадастровый номер земельного участка 77:01:0004016:54).
Таким образом, на основании п. 1 ст. 2 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ ООО "Новослободская" является застройщиком многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЦАО, Тверской, ул. Новослободская, вл. 24, стр. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11 (Объект).
По информации Управления Росреестра по Москве (вх. от 17.10.2016 N 77-22-489/6-1) первые договоры участия в долевом строительстве на строительство Объекта заключены ООО "Новослободская" 05.09.2016.
В соответствии с приказом Москомстройинвеста 20.10.2016 N 01-06-161/6 на основании п. 3 ч. 11 ст. 23 ФЗ от 30.12.2014 N 214-ФЗ в отношении ООО "Новослободская" проведена внеплановая документарная проверка (срок проведения: 28.10.2016-25.11.2016).
Уведомление от 28.10.2016 N 77-21-1185/6 о предоставлении необходимых сведений и документов в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса направлено Москомстройинвестом 28.10.2016 по адресу государственной регистрации ООО "Новослободская" на имя генерального директора Яковлевой В.В. почтовым отправлением (идентификатор 12500904033623, получено 02.11.2016), а также вручено нарочно законному представителю ООО "Новослободская" Яковлевой В.В. 02.11.2016.
ООО "Новослободская" представило запрошенные сведения и документы в установленный срок и в полном объеме (вх. от 15.11.2016 N 77-21-1185/6-1).
По результатам проведения в отношении ООО "Новослободская" внеплановой документарной проверки составлен Акт от 25.11.2016 N 112/16, в котором зафиксировано, что в результате анализа представленной ООО "Новослободская" документации, а также проектной декларации, размещенной в сети "Интернет" на сайте www.dom-renome.ru, установлено, что в проектной декларации ООО "Новослободская" содержатся недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности за II квартал 2016 г. (п. 1.7 декларации от 22.07.2016).
Проектная декларация подписана генеральным директором ООО "Новослободская" В.В. Яковлевой (приказ о вступлении в должность от 24.09.2015, ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений - 1157746876264 от 24.09.2015).
Месторасположение проектной декларации ООО "Новослободская" в сети "Интернет" на сайте www.dom-renome.ru подтверждается информацией в п. 5 ("Информация об опубликовании или размещении проектной декларации") Приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (ежеквартальная отчетность за 3 квартал 2016 года представлялась ООО "Новослободская" в Москомстройинвест в установленном порядке, вх. N 77-24-1/6-1017).
Административный орган пришел к выводу, что ООО "Новослободская" предоставило и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru проектную декларацию, содержащую недостоверную информацию, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (сведения о размере кредиторской задолженности) за II квартал 2016 года, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.
По данному факту 13.02.2017 административным органом в присутствии надлежаще извещенного законного представителя ООО "Новослободская" составлен протокол об административном правонарушении N 05-07-17-18-04.
15.02.2017 председателем Москомстройинвеста в присутствии надлежаще извещенного представителя общества вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Новослободская" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как достоверно установлено судом, дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах компетенции государственного органа по осуществлению контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о долевом строительстве, уполномоченными должностными лицами (п. 10 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, ст. 23.64 КоАП РФ, п. п. 1, 4.2, 4.3 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП).
Срок давности привлечения ООО "Новослободская" к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в силу п. 1, 4.2, 4.3 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП является Москомстройинвест, к полномочиям которого также отнесено принятие решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный ст. 11 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 N 366-ПП утвержден перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст. 11 от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее, чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в ч. 2 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ контролирующий орган.
Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления (ч. 2 ст. 19 ФЗ N 214-ФЗ приведена в редакции ФЗ от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017).
Реклама о продажах помещений в объекте размещена в сети "Интернет" на сайте www.dom-renome.ru.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (в редакции ФЗ от 28.06.2014) "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Так как первый договор участия в долевом строительстве заключен ООО "Новослободская" 05.09.2016, общество было обязано внести в проектную декларацию и опубликовать в том числе сведения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, по состоянию на 30.06.2016 (отчетный период - II квартал 2016 года).
В п. 1.7 проектной декларации ООО "Новослободская" от 22.07.2016 указаны сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности:
- - финансовый результат 2 761 тыс. руб.;
- - дебиторская задолженность 11 808 тыс. руб.;
- - кредиторская задолженность 117 008 тыс. руб.
В то же время согласно бухгалтерскому балансу ООО "Новослободская", представленному в рамках внеплановой документарной проверки, по состоянию на 30.06.2016 (II квартал 2016 года):
- - финансовый результат текущего года (убыток) - 2 761 тыс. руб. (строка отчета о фин. результатах 2400);
- - дебиторская задолженность 11 808 тыс. руб. (строка баланса 1230);
- - кредиторская задолженность - 8 386 тыс. руб. (строка баланса 1520).
Таким образом, ООО "Новослободская" внесло в проектную декларацию и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru сведения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о размере кредиторской задолженности на день опубликования проектной декларации) за II квартал 2016 года, содержащие недостоверную информацию, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.
Так, согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности).
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ изменения, указанные в частях 4 и 5 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию (ч. 6 ст. 19 от 30.12.2004 ФЗ N 214-ФЗ приведена в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных ФЗ N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 86 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в течение 30 дней по окончании квартала.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со ст. 112 ТК РФ 01.01.2016 - 08.01.2016, 23.02.2016, 08.03.2016, 01.05.2016, 09.05.2016,12.06.2016, 04.11.2016 - нерабочие праздничные дни.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1017 07.03.2016, 03.05.2016 и 22.02.2016 - выходные дни.
Таким образом, срок опубликования изменений в проектную декларацию, касающихся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года, за II квартал 2016 года, начинает проистекать с 05.08.2016, последний день - 15.08.2016.
Так как первый договор участия в долевом строительстве ООО "Новослободская" заключен 05.09.2016, у ООО "Новослободская" возникла обязанность внести в проектную декларацию и опубликовать достоверную информацию (сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017) за II квартал 2016 года.
Однако ООО "Новослободская" внесло в проектную декларацию и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности за II квартал 2016 года, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с п. 10 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ Москомстройинвест вправе принимать меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной законодательством РФ об административных правонарушениях.
В обоснование отсутствия своей вины ООО "Новослободская" приводит доводы, аналогичные объяснениям Общества, рассмотренным при составлении протокола.
Согласно указанным объяснениям "Новослободская" при внесении сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности руководствовалось правилами ведения бухгалтерского учета и порядком составления бухгалтерской отчетности, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 04.12.2011 N 402-ФЗ и Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".
Из п. 73 указанного Приказа общество пришло к ошибочному выводу, что при отражении кредиторской задолженности в проектной декларации по строительству Объекта следует включать в кредиторскую задолженность "займы с процентами".
Также общество ссылается на то, что в действующем законодательстве нет разъяснений о порядке заполнения проектной декларации, и что общество ранее не привлекалось к административной ответственности.
15.02.2017 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представители юридического лица ООО "Новослободская", а также законный представитель ООО "Новослободская" пояснили, что, включив в сумму кредиторской задолженности "заемные средства", общество руководствовалось "экономическим смыслом".
Между тем такая позиция заявителя не основана на правильном толкований положений ч. 5 ст. 19 Закона N 214-ФЗ, согласно которым застройщик обязан ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации).
Положения указанной статьи применяются в совокупности, а не в отрыве с нормами законодательства о бухгалтерском учете, в том числе с учетом положений ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Согласно п. 5 Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Пунктом 6 Положения (ПБУ 4/99) предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна содержать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
П. 20 Положения (ПБУ 4/99) обязывает организацию при составлении бухгалтерской отчетности - как промежуточной, так и годовой - раскрывать показатели, в том числе показатели кредиторской задолженности.
При этом согласно п. 20 Положения (ПБУ 4/99) числовой показатель бухгалтерской отчетности "кредиторская задолженность" отнесен к разделу "Краткосрочные обязательства" и включает в себя числовые показатели по задолженностям: перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, задолженность перед персоналом организации, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, авансам полученным и задолженность прочим кредиторам.
В форме бухгалтерского баланса (утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) для отражения числового показателя "кредиторская задолженность" предусмотрена специальная строка (1520).
Таким образом, включение в числовой показатель "кредиторская задолженность" иных числовых показателей, отраженных в других строках бухгалтерского баланса, нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено.
Следовательно, включение в проектную декларацию числового показателя "кредиторская задолженность", сформированного в нарушение Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и отличающегося от аналогичного показателя, отраженного в бухгалтерском балансе застройщика, противоречит действующему законодательству.
Таким образом, ООО "Новослободская" внесло в проектную декларацию и опубликовало на сайте www.dom-renome.ru недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности за II квартал 2016 года, чем нарушило ч. 6 ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в области строительства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Изложенное свидетельствует о том, что административным органом установлен факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения и вина заявителя в его совершении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Доводы подателя жалобы об обратном отклоняются апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
В обоснование доводов о малозначительности совершенного правонарушения ответчик указывает на то, что в данном деле отсутствуют вредные последствия совершенного обществом правонарушения и нет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, достоверно установлено судом первой инстанции и нашло свое подтверждение в апелляционном суде, процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена.
Размер штрафа назначен административным органом в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, и в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ.
Ссылка Общества на малозначительность правонарушения отклоняется апелляционной коллегией.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в п. 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кроме того, в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указано, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Кроме того, отклоняя вышеназванный довод Общества, апелляционный суд учитывает, что в настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненаступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, является правомерным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильные выводы суда.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2017 по делу N А40-41624/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)