Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2017 N 09АП-13653/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А40-156236/16

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2017 г. N 09АП-13653/2017-ГК

Дело N А40-156236/16

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело N А40-156236/16,
по исковому заявлению ГБУ г. Москвы "Жилищник района Марьина Роща" (ОГРН 5137746216581)
к ООО "Лорэтт" (ОГРН 1047796621410),
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Евангелистов Е.И. по доверенности от 05.04.2017;
- от ответчика: Беляева М.С. по доверенности от 06.06.2017, Баскаков И.А. по доверенности от 27.04.2017,

установил:

ГБУ "Жилищник района Марьина Роща" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "Лорэтт" задолженности за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 2 451 092 руб. 46 коп.
Определением от 28.07.2016 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением от 30.09.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Согласно п. 6 ст. 268 АПК РФ, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно нормам ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей двести пятьдесят тысяч рублей. В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявленный иск не соответствует требованиям ст. 227 АПК РФ, поскольку цена иска заявлена 2 451 092 руб. 46 коп. При этом документов, подтверждающих признание ответчиком требований и неисполнение их, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, в связи с чем, применительно к ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" установлено, что дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (ч. 1 ст. 226 АПК РФ).
В связи с этим при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (глава 12 Кодекса), с учетом правовых позиций, сформулированных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В случае перехода при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (ч. 6.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ), рассмотрение данного дела арбитражным судом апелляционной инстанции осуществляется по правилам раздела II Кодекса ("Производство в арбитражном суде первой инстанции"). Такое дело рассматривается судьей единолично на основании ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства").
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, Девятый арбитражный апелляционный суд, определением от 26.04.2017 перешел к рассмотрению дела N А40-113143/14 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, 01.08.2005 между Государственным унитарным предприятием города Москвы "Дирекция единого заказчика района "Марьина Роща" и Обществом с ограниченной ответственностью "Лорэтт" заключен договор N 17013 на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг с целью обеспечения надлежащего содержания и ремонта строения, инженерного оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также предоставления пользователю нежилого помещения эксплуатационных и коммунальных услуг в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Москва, улица Октябрьская, дом 18, общей площадью 219,5 кв. м.
19.12.2013 ГУП ДЕЗР "Марьина Роща" было реорганизовано в форме преобразования в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Марьина Роща").
В соответствии с п. 9.1 договора срок действия договора установлен с 01.08.2005 по 30.06.2008.
Согласно п. 9.2 договора по истечении срока действия договор считается пролонгированным на тех же условиях и на тот же срок, если ни одна из сторон не сообщит другой о намерении прекратить договор за 30 дней до его окончания.
В течение срока действия договора уведомлений со стороны ответчика о намерении прекратить договор в адрес истца не поступало.
Согласно приложению N 1 к договору "Расчет стоимости коммунальных услуг" видом использования помещения является "офис".
В соответствии с п. 2.2.9 договора ответчик обязан не позднее, чем в 10-дневный срок в письменном виде уведомлять истца об изменении банковских реквизитов, юридического адреса либо режима использования занимаемого помещения (строения), приведшего к необходимости перерасчета количества или объемов предоставляемых коммунальных и эксплуатационных услуг, других причинах, требующих внесения изменений в договор.
В соответствии с п. 2.2.12 договора в случае заключения пользователем договоров на часть услуг с другими организациями, информировать об этом управляющего, предоставив копии.
По данным управы района Марьина Роща (127018, г. Москва, 2-я Ямская ул., д. 15) в нежилом помещении по адресу: г. Москва, улица Октябрьская, дом 18, арендуемом ответчиком, с 03.07.2008 по настоящее время функционирует предприятие общественного питания (кафе).
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Однако письменного уведомления от ответчика об изменении режима использования занимаемого нежилого помещения, для перерасчета количества или объемов предоставляемых коммунальных и эксплуатационных услуг в соответствии с условиями п. 2.2.9 договора, в адрес истца не поступало; приборы учета в нежилом помещении, арендуемом ответчиком, вопреки требованию абз. 2 п. 2.2.11 договора не установлены; копии договоров с ресурсоснабжающими организациями на оказание услуг по водоснабжению вопреки условиям п. 2.2.12 договора ответчиком в адрес истца не представлены.
Согласно п. 3.2.1 договора управляющий вправе в установленном законом порядке требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения пользователем обязательств по платежам и иные убытки, причиненные пользователем из-за невыполнения условий договора.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров, с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 2 Правил "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
На основании п. 43 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в п. 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
- для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении;
- для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
Согласно пп. "б" п. 4 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в 1-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, согласно п. 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5.2.2 Постановления Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве" при отсутствии у потребителей приборов учета расхода воды и тепловой энергии расчеты с ними начиная с 01.08.1998 за услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации производятся по эксплуатационным нормам водопотребления согласно приложению 3.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" расчеты за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в городе Москве осуществляются на основании Методики распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды.
Методика предназначена для определения порядка распределения объемов и стоимости услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения между потребителями воды, находящимися (проживающими) в многоквартирных домах, только при наличии установленных общедомовых приборов учета воды.
В доме N 18 по ул. Октябрьская установлены общедомовые приборы учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения.
На основании акта осмотра от 23.05.2016 в нежилом помещении, арендуемом ответчиком, находятся: туалет служебный с унитазом и раковиной; туалет гостевой с унитазом и раковиной; посудомоечная машина в кухне с подключением к холодному водоснабжению; две раковины в кухне для посуды с подключением к холодному и горячему водоснабжению; в помещении для персонала находится душевая кабина с подключением к холодному и горячему водоснабжению и раковина-умывальник с подключением к холодному и горячему водоснабжению. Индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в помещении, арендуемом ответчиком, не установлены.
В соответствии с расчетом стоимости услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, оказанных ответчику, стоимость услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения за 2014 год составляет 2 548 548 руб. 18 коп.
За период с 01.01.2014 по 31.12.2014 ответчиком оплачены услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения в размере 97 455 руб. 72 коп.
Таким образом, задолженность ответчика по оплате услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения за 2014 год составляет 2 451 092 руб. 46 коп.
Ответчик не представил, доказательств, свидетельствующих о том, что услуги истцом не выполнялись, либо выполнялись ненадлежащим образом или оказывались иным лицом.
Согласно ст. 307 - 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты ответчиком задолженности в размере 2 451 092 руб. 46 коп., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскании указанной задолженности.
Подлежит отклонению довод ответчика, о наличии в спорном помещении приборов учета, со ссылкой на представленную в суд апелляционной инстанции и приобщенную в материалы дела копию акта ввода в эксплуатацию приборов учета вода, поскольку указанный документ представлен в копии надлежащим образом не заверенной, из акта невозможно установить дату его составления, оригинал акта суду не представлялся.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства по оплате истцу денежных средств, то требования истца о взыскании задолженности в размере 2 451 092 руб. 46 коп. подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2016 по делу N А40-156236/16 отменить по безусловному основанию.
Взыскать с ООО "Лоретт" в пользу ГБУ г. Москвы "Жилищник района Марьина Роща" задолженность в размере 2 451 092 руб. 46 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 255 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)