Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Набиевым М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9692/2017) акционерного общества "Ямалтрансстрой" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 года по делу N А81-285/2017 (судья Крылов А.В.), принятое по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ИНН 8902009197, ОГРН 1028900558070) к акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (ИНН 8902002522, ОГРН 1028900556651), при участии в деле в качестве третьего лица, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, о взыскании 595 705 руб. 53 коп.,
при участии в судебном заседании:
- представителя муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" Протопоповой Н.С. по доверенности N 5 от 10.01.2017 сроком действия по 31.12.2017;
- представителя Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Кравченко М.И. по доверенности N 10 от 14.03.2017 сроком действия один год;
- в отсутствие представителя акционерного общества "Ямалтрансстрой", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (далее - АО "Ямалтрансстрой", общество, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги в июне 2016 года в размере 593 077 руб. 81 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.05.2017 по делу N А81-285/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Возражая против вынесенного по делу судебного акта, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт.
В письменном отзыве на жалобу третье лицо просит оставить принятое по делу решение без изменения.
АО "Ямалтрансстрой", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу АО "Ямалтрансстрой" - без удовлетворения.
Представитель Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа высказался в соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации города Лабытнанги от 15.11.2013 N 703 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Лабытнанги на 2014 год и на перспективу до 2028 года" МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" наделено статусом единой теплоснабжающей организации осуществляющей поставку тепловой энергии абонентам, расположенным в зоне действия источника тепловой энергии: Котельная ДЕ 25/14 (мкр. Обская г. Лабытнанги).
Распоряжением Администрации города Лабытнанги от 01.06.2015 N 686 "О внесении изменений в распоряжение Администрации города Лабытнанги от 26.09.2014 N 1927" истцу присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории мкр. Обская г. Лабытнанги.
01.12.2015 между МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" и АО "Ямалтрансстрой" заключен договор N 73 предоставления жилищно-коммунальных услуг юридическому лицу, являющемуся собственником жилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1.1. договора N 73 от 01.12.2015 предприятие (МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал") предоставляет абоненту (АО "Ямалтрансстрой") услуги холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (далее - услуги), а также услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, для обеспечения принадлежащих абоненту на праве собственности жилых помещений расположенных в многоквартирных домах, согласно приложению к договору, а абонент обязуется оплачивать услуги в соответствии с условиями договора, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно условиям пункта 3.3. указанного договора размер платы за услуги рассчитывается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации по тарифам, установленным для МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного комплекса.
В соответствии с пунктом 3.4. договора расчеты по договору производятся Абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленных Предприятием счетов-фактур, которые Абонент обязан получать у Предприятия самостоятельно, не позднее 5 числа месяца следующего за расчетным (пункт 3.4. договора N 73 от 01.12.2015).
Обратившись в суд, истец указал, что стоимость реализованных ответчику коммунальных ресурсов определена установленными Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - департамент тарифной политики) тарифами.
В связи с ненадлежащим исполнением АО "Ямалтрансстрой" обязательств по оплате полученных коммунальных ресурсов МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" обратилось в суд с настоящим иском..
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, установленные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На отношения теплоснабжения жилых зданий распространяется действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В части 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
При этом согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что указанные истцом жилые помещения находятся в собственности АО "Ямалтрансстрой", и для целей снабжения коммунальными ресурсами данных помещений стороны заключили договор.
Факт, период и объем снабжения ответчика коммунальными ресурсами не оспариваются апеллянтом. Доводы жалобы сводятся к несогласию с примененными истцом тарифами. Так, АО "Ямалтрансстрой" указывает, что предприятием необоснованно применены тарифы для категории потребителей "прочие потребители", тогда как в рассматриваемом случае следует применить тариф "для населения".
Апелляционный суд полагает необходимым согласиться с доводами жалобы.
В пункте 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, тарифные группы потребителей энергии делятся на три группы: "базовые потребители", "население", "прочие потребители".
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (абзац 1 пункта 2 в редакции приказа ФСТ РФ от 24.06.2011 N 303-э).
Понятие исполнителя коммунальных услуг содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Как указывалось выше, принадлежащие ответчику на праве собственности объекты, в которые производилась поставка коммунальных ресурсов, являются жилыми помещениями. Данные объекты представляют собой квартиры, перечисленные в приложении к договору N 73 от 01.12.2015. При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, данные жилые помещения используются для проживания работниками ответчика.
Таким образом, поскольку истец в отсутствие управляющей организации осуществляет деятельность по покупке коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в вышеуказанных жилых помещениях, следовательно, он обладает статусом исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Таким образом, поскольку истец приобретает коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг населению, при расчете стоимости оказанных потребителям коммунальных услуг должен применяется тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В нарушение указанных требований истцом применен тариф, установленный для юридических лиц.
Между тем, согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора ресурсоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
В рамках сложившихся между сторонами правоотношений подлежат применению не указанные истцом и судом первой инстанции тарифы "для прочих потребителей", а тарифы категории "для населения", в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части. Изложенный вывод соответствует сложившейся практике, что следует из вступивших в законную силу судебных актов по делам NN А81-5555/2014, А81-2268/2015, А81-994/2017.
Ввиду того, что между сторонами отсутствует спор об объеме оказанных услуг, расчет задолженности за июнь 2016 года определяется следующим образом.
Сумма задолженности за теплоснабжение составляет 126 572 руб. 84 коп. (105 077 Гкал х 1 204 руб.).
Сумма задолженности АО "Ямалтрансстрой" за холодное водоснабжение составляет 4 604 руб. 03 коп. (102 300 куб. м х 38 руб. 14 коп. + НДС).
Сумма задолженности АО "Ямалтрансстрой" за водоотведение составляет 2 101 руб. (38 200 куб. м х 55 руб.).
Сумма задолженности АО "Ямалтрансстрой" за услуги по откачке с учетом содержания представленного в дело счета-фактуры N 835 от 30.06.2016 составляет 440 руб. (8 куб. м х 55 руб.).
Общая сумма задолженности за июнь 2016 года у ответчика составляет 133 657 руб. 87 коп., и в указанном размере подлежат удовлетворению исковые требования.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.05.2017 по делу N А81-258/2017 подлежит изменению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 года по делу N А81-285/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Ямалтрансстрой" (ОГРН 1028900556651; ИНН 8902002522) в пользу муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ОГРН 1028900558070; ИНН 8902009197) 133 657 руб. 87 коп. задолженности, 3 349 руб. судебных расходов по уплаченной по иску государственной пошлине.
В удовлетворении иска в остальной части отказать."
Возвратить муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" 52 руб., оплаченных по платежному поручению N 63 от 23 января 2017 года.
Взыскать с муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" в пользу акционерного общества "Ямалтрансстрой" 2 323 руб. 91 коп. судебных расходов по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2017 N 08АП-9692/2017 ПО ДЕЛУ N А81-285/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. N 08АП-9692/2017
Дело N А81-285/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Набиевым М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9692/2017) акционерного общества "Ямалтрансстрой" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 года по делу N А81-285/2017 (судья Крылов А.В.), принятое по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ИНН 8902009197, ОГРН 1028900558070) к акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (ИНН 8902002522, ОГРН 1028900556651), при участии в деле в качестве третьего лица, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, о взыскании 595 705 руб. 53 коп.,
при участии в судебном заседании:
- представителя муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" Протопоповой Н.С. по доверенности N 5 от 10.01.2017 сроком действия по 31.12.2017;
- представителя Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Кравченко М.И. по доверенности N 10 от 14.03.2017 сроком действия один год;
- в отсутствие представителя акционерного общества "Ямалтрансстрой", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (далее - АО "Ямалтрансстрой", общество, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги в июне 2016 года в размере 593 077 руб. 81 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.05.2017 по делу N А81-285/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Возражая против вынесенного по делу судебного акта, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт.
В письменном отзыве на жалобу третье лицо просит оставить принятое по делу решение без изменения.
АО "Ямалтрансстрой", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу АО "Ямалтрансстрой" - без удовлетворения.
Представитель Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа высказался в соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации города Лабытнанги от 15.11.2013 N 703 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Лабытнанги на 2014 год и на перспективу до 2028 года" МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" наделено статусом единой теплоснабжающей организации осуществляющей поставку тепловой энергии абонентам, расположенным в зоне действия источника тепловой энергии: Котельная ДЕ 25/14 (мкр. Обская г. Лабытнанги).
Распоряжением Администрации города Лабытнанги от 01.06.2015 N 686 "О внесении изменений в распоряжение Администрации города Лабытнанги от 26.09.2014 N 1927" истцу присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории мкр. Обская г. Лабытнанги.
01.12.2015 между МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" и АО "Ямалтрансстрой" заключен договор N 73 предоставления жилищно-коммунальных услуг юридическому лицу, являющемуся собственником жилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1.1. договора N 73 от 01.12.2015 предприятие (МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал") предоставляет абоненту (АО "Ямалтрансстрой") услуги холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (далее - услуги), а также услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, для обеспечения принадлежащих абоненту на праве собственности жилых помещений расположенных в многоквартирных домах, согласно приложению к договору, а абонент обязуется оплачивать услуги в соответствии с условиями договора, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно условиям пункта 3.3. указанного договора размер платы за услуги рассчитывается в порядке, определенном законодательством Российской Федерации по тарифам, установленным для МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного комплекса.
В соответствии с пунктом 3.4. договора расчеты по договору производятся Абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленных Предприятием счетов-фактур, которые Абонент обязан получать у Предприятия самостоятельно, не позднее 5 числа месяца следующего за расчетным (пункт 3.4. договора N 73 от 01.12.2015).
Обратившись в суд, истец указал, что стоимость реализованных ответчику коммунальных ресурсов определена установленными Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - департамент тарифной политики) тарифами.
В связи с ненадлежащим исполнением АО "Ямалтрансстрой" обязательств по оплате полученных коммунальных ресурсов МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" обратилось в суд с настоящим иском..
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, установленные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На отношения теплоснабжения жилых зданий распространяется действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В части 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
При этом согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что указанные истцом жилые помещения находятся в собственности АО "Ямалтрансстрой", и для целей снабжения коммунальными ресурсами данных помещений стороны заключили договор.
Факт, период и объем снабжения ответчика коммунальными ресурсами не оспариваются апеллянтом. Доводы жалобы сводятся к несогласию с примененными истцом тарифами. Так, АО "Ямалтрансстрой" указывает, что предприятием необоснованно применены тарифы для категории потребителей "прочие потребители", тогда как в рассматриваемом случае следует применить тариф "для населения".
Апелляционный суд полагает необходимым согласиться с доводами жалобы.
В пункте 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, тарифные группы потребителей энергии делятся на три группы: "базовые потребители", "население", "прочие потребители".
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (абзац 1 пункта 2 в редакции приказа ФСТ РФ от 24.06.2011 N 303-э).
Понятие исполнителя коммунальных услуг содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Как указывалось выше, принадлежащие ответчику на праве собственности объекты, в которые производилась поставка коммунальных ресурсов, являются жилыми помещениями. Данные объекты представляют собой квартиры, перечисленные в приложении к договору N 73 от 01.12.2015. При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, данные жилые помещения используются для проживания работниками ответчика.
Таким образом, поскольку истец в отсутствие управляющей организации осуществляет деятельность по покупке коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в вышеуказанных жилых помещениях, следовательно, он обладает статусом исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Таким образом, поскольку истец приобретает коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг населению, при расчете стоимости оказанных потребителям коммунальных услуг должен применяется тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В нарушение указанных требований истцом применен тариф, установленный для юридических лиц.
Между тем, согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора ресурсоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
В рамках сложившихся между сторонами правоотношений подлежат применению не указанные истцом и судом первой инстанции тарифы "для прочих потребителей", а тарифы категории "для населения", в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части. Изложенный вывод соответствует сложившейся практике, что следует из вступивших в законную силу судебных актов по делам NN А81-5555/2014, А81-2268/2015, А81-994/2017.
Ввиду того, что между сторонами отсутствует спор об объеме оказанных услуг, расчет задолженности за июнь 2016 года определяется следующим образом.
Сумма задолженности за теплоснабжение составляет 126 572 руб. 84 коп. (105 077 Гкал х 1 204 руб.).
Сумма задолженности АО "Ямалтрансстрой" за холодное водоснабжение составляет 4 604 руб. 03 коп. (102 300 куб. м х 38 руб. 14 коп. + НДС).
Сумма задолженности АО "Ямалтрансстрой" за водоотведение составляет 2 101 руб. (38 200 куб. м х 55 руб.).
Сумма задолженности АО "Ямалтрансстрой" за услуги по откачке с учетом содержания представленного в дело счета-фактуры N 835 от 30.06.2016 составляет 440 руб. (8 куб. м х 55 руб.).
Общая сумма задолженности за июнь 2016 года у ответчика составляет 133 657 руб. 87 коп., и в указанном размере подлежат удовлетворению исковые требования.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.05.2017 по делу N А81-258/2017 подлежит изменению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 года по делу N А81-285/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Ямалтрансстрой" (ОГРН 1028900556651; ИНН 8902002522) в пользу муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ОГРН 1028900558070; ИНН 8902009197) 133 657 руб. 87 коп. задолженности, 3 349 руб. судебных расходов по уплаченной по иску государственной пошлине.
В удовлетворении иска в остальной части отказать."
Возвратить муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" 52 руб., оплаченных по платежному поручению N 63 от 23 января 2017 года.
Взыскать с муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" в пользу акционерного общества "Ямалтрансстрой" 2 323 руб. 91 коп. судебных расходов по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)