Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
- от заявителя: представитель Зинченко И.С. по доверенности от 01.07.2015;
- от заинтересованного лица: представитель Василькив Е.Е. по доверенности от 01.12.2015;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.02.2016 по делу N А53-28415/2015
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Основа"
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Пименова С.В.,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 28.08.2015 N 2124.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Основа".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно тем, что общество произвело расчет платы за электроснабжение потребителям с нарушением пунктов 42, 44, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд первой инстанции, согласившись с позицией инспекции, не учел что пункты 42, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354) не предусматривают случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании был объявлен перерыв, после которого судебное заседание было продолжено в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гр.Моргенштерн Л.С., инспекцией, на основании распоряжения от 10.08.2015 N 7544, проведена внеплановая документарная проверка по адресу: ул. Темерницкая, 74, г. Ростов-на-Дону.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28.08.2015 N 7544, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 28.10.2015 произвести расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 42, 44, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Полагая, что предписание не соответствует закону, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Признавая законным предписание инспекции от 28.08.2015 N 2124, суд первой инстанции руководствовался тем, что при расчете коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии жильцам комнат коммунальной квартиры, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в отсутствие общего прибора учета коммунальной квартиры, следует применять пункты 50, 42 правил N 354, согласно которым объем потребления электроэнергии должен определяться исходя из норматива потребления электроэнергии.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, другие вопросы.
Согласно пункту 3 правил N 354 разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным правилами N 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 31 правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 13 правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 40 правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - ОДН).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Из материалов дела видно, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону имеется как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета, установленные в квартирах.
Между тем, в указанном многоквартирном жилом доме имеются и коммунальные квартиры, которые не оборудованы общеквартирными приборами учета, при этом комнаты в коммунальных квартирах частично оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Суд первой инстанции и Государственная жилищная инспекция Ростовской области верно указывают, что порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, установлен пунктом 50 правил N 354.
Пунктом 50 правил N 354 определено, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется, в частности, в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам.
Указанным пунктом определены расчеты размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, в случаях, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или не все комнаты коммунальной квартиры оборудованы ими.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии между всеми потребителями соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объем (количество) потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате потребителями, проживающими в данной коммунальной квартире, определяется в соответствии с общим порядком, установленным в пункте 42 правил N 354, исходя из норматива потребления электрической энергии.
Однако правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Указанное обстоятельство послужило основанием возникновения настоящего спора.
Из оспариваемого предписания от 28.08.2015 N 2124 усматривается, что исходя из норм предусмотренных ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, пп. 42, 50 правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, надлежит осуществлять в соответствии с нормативом потребления (и в отношении электроэнергии потребленной непосредственно в жилом помещении и в отношении электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды).
Региональная служба по тарифам Ростовской области в письме от 08.05.2014 исх. N 40/2596 разъяснила, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, в том числе в случае, если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электроэнергии, должен производиться в соответствии с пунктом 50 правил N 354.
Оспаривая предписание от 28.08.2015 N 2124, общество ссылается на то, что в таком случае объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир и квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, будет необоснованно увеличиваться, а для жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета, уменьшаться, что приведет к нарушению баланса интересов в пользу жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета.
Из пояснений общества и представленных им расчетов видно, что объем потребления для жителей коммунальных квартир снижается за счет того, что нормативы потребления меньше стоимости фактического потребления электроэнергии всех комнат, находящихся в коммунальной квартире. Таким образом, увеличивается распределенный объем ОДН между жителями квартир некоммунального типа и жителями, проживающими в коммунальной квартире, но обеспеченных приборами учета.
С учетом данных обстоятельств общество распределило объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми жильцами, в том числе жильцами коммунальной квартиры, в которой комнаты не оборудованы индивидуальными приборами учета в соответствии с пунктом 44 правил N 354.
Согласно пункту 44 правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Кроме того, следует отметить, что постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/104 установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
То есть в настоящий момент не установлен норматив потребления электроэнергии для коммунальных квартир и комнат в коммунальных квартирах.
В материалы дела представлено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04, в котором подтверждается вывод о том, что правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разъяснило следующее.
Если все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости объема электрической энергии, определенного по показаниям комнатного прибора учета, и стоимости доли объема (количества) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом суммарного объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии, которая определяется пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в каждой из комнат коммунальной квартиры.
Если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует определять в следующем порядке. Сначала определяются объемы потребления электрической энергии за расчетный период в каждой из комнат:
- - в комнате в коммунальной квартире, оборудованной комнатными приборами учета электрической энергии - исходя из показаний такого прибора учета;
- - в комнате в коммунальной квартире, не оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии - приходящийся на количество граждан, постоянно и временно проживающих в такой комнате объем (количество) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии в такой коммунальной квартире;
- Затем определяется разница между объемом (количеством) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенным в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, и суммарным объемом (количеством) электрической энергии, приходящейся на комнаты, оборудованные и не оборудованные комнатными приборами учета электрической энергии, которая распределяется между такими комнатами пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в комнатах в коммунальной квартире. Далее размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в каждой комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости электрической энергии потребленной в комнате и стоимости доли указанной выше разницы, распределенной между комнатами.
Согласно статье 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку единый правовой подход к разрешению настоящего спора законодательством не урегулирован, судебная коллегия считает возможным руководствоваться разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенными в письме от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04, а также исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований справедливости.
Требования справедливости означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявленных обществом требований о признании незаконным предписания инспекции от 28.08.2015 N 2124, поскольку исполнение требований предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктами 42, 50 правил N 354, в данном случае приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета.
То есть, при исполнении предписания объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир будет увеличиваться, а жители коммунальной квартиры, которые не должным образом организовали учет потребленной электроэнергии в такой квартире, будут оплачивать стоимость ОДН еще меньше.
Судебная коллегия находит расчет электроэнергии, представленный ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в отношении многоквартирного дома по ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону, справедливым, учитывающим интересы всех жильцов.
Следовательно, объем электроэнергии, поставленной за расчетный период на общедомовые нужды, должен быть распределен согласно п. 44 правил N 354 между всеми потребителями дома по ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции надлежит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 по делу N А53-28415/2015 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 2124 от 28.08.2015.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2016 N 15АП-4156/2016 ПО ДЕЛУ N А53-28415/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2016 г. N 15АП-4156/2016
Дело N А53-28415/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
- от заявителя: представитель Зинченко И.С. по доверенности от 01.07.2015;
- от заинтересованного лица: представитель Василькив Е.Е. по доверенности от 01.12.2015;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.02.2016 по делу N А53-28415/2015
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Основа"
о признании недействительным предписания,
принятое в составе судьи Пименова С.В.,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 28.08.2015 N 2124.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Основа".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно тем, что общество произвело расчет платы за электроснабжение потребителям с нарушением пунктов 42, 44, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что суд первой инстанции, согласившись с позицией инспекции, не учел что пункты 42, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354) не предусматривают случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании был объявлен перерыв, после которого судебное заседание было продолжено в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гр.Моргенштерн Л.С., инспекцией, на основании распоряжения от 10.08.2015 N 7544, проведена внеплановая документарная проверка по адресу: ул. Темерницкая, 74, г. Ростов-на-Дону.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28.08.2015 N 7544, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 28.10.2015 произвести расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 42, 44, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Полагая, что предписание не соответствует закону, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Признавая законным предписание инспекции от 28.08.2015 N 2124, суд первой инстанции руководствовался тем, что при расчете коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии жильцам комнат коммунальной квартиры, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в отсутствие общего прибора учета коммунальной квартиры, следует применять пункты 50, 42 правил N 354, согласно которым объем потребления электроэнергии должен определяться исходя из норматива потребления электроэнергии.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, другие вопросы.
Согласно пункту 3 правил N 354 разъяснения по их применению дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным правилами N 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 31 правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 13 правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 40 правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - ОДН).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Из материалов дела видно, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону имеется как общедомовой прибор учета электроэнергии, так и индивидуальные приборы учета, установленные в квартирах.
Между тем, в указанном многоквартирном жилом доме имеются и коммунальные квартиры, которые не оборудованы общеквартирными приборами учета, при этом комнаты в коммунальных квартирах частично оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии.
Суд первой инстанции и Государственная жилищная инспекция Ростовской области верно указывают, что порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, установлен пунктом 50 правил N 354.
Пунктом 50 правил N 354 определено, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется, в частности, в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам.
Указанным пунктом определены расчеты размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, в случаях, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или не все комнаты коммунальной квартиры оборудованы ими.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии между всеми потребителями соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объем (количество) потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате потребителями, проживающими в данной коммунальной квартире, определяется в соответствии с общим порядком, установленным в пункте 42 правил N 354, исходя из норматива потребления электрической энергии.
Однако правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Указанное обстоятельство послужило основанием возникновения настоящего спора.
Из оспариваемого предписания от 28.08.2015 N 2124 усматривается, что исходя из норм предусмотренных ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, пп. 42, 50 правил N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, надлежит осуществлять в соответствии с нормативом потребления (и в отношении электроэнергии потребленной непосредственно в жилом помещении и в отношении электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды).
Региональная служба по тарифам Ростовской области в письме от 08.05.2014 исх. N 40/2596 разъяснила, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, в том числе в случае, если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электроэнергии, должен производиться в соответствии с пунктом 50 правил N 354.
Оспаривая предписание от 28.08.2015 N 2124, общество ссылается на то, что в таком случае объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир и квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, будет необоснованно увеличиваться, а для жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета, уменьшаться, что приведет к нарушению баланса интересов в пользу жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учета.
Из пояснений общества и представленных им расчетов видно, что объем потребления для жителей коммунальных квартир снижается за счет того, что нормативы потребления меньше стоимости фактического потребления электроэнергии всех комнат, находящихся в коммунальной квартире. Таким образом, увеличивается распределенный объем ОДН между жителями квартир некоммунального типа и жителями, проживающими в коммунальной квартире, но обеспеченных приборами учета.
С учетом данных обстоятельств общество распределило объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми жильцами, в том числе жильцами коммунальной квартиры, в которой комнаты не оборудованы индивидуальными приборами учета в соответствии с пунктом 44 правил N 354.
Согласно пункту 44 правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Кроме того, следует отметить, что постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/104 установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
То есть в настоящий момент не установлен норматив потребления электроэнергии для коммунальных квартир и комнат в коммунальных квартирах.
В материалы дела представлено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04, в котором подтверждается вывод о том, что правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разъяснило следующее.
Если все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости объема электрической энергии, определенного по показаниям комнатного прибора учета, и стоимости доли объема (количества) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом суммарного объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии, которая определяется пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в каждой из комнат коммунальной квартиры.
Если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует определять в следующем порядке. Сначала определяются объемы потребления электрической энергии за расчетный период в каждой из комнат:
- - в комнате в коммунальной квартире, оборудованной комнатными приборами учета электрической энергии - исходя из показаний такого прибора учета;
- - в комнате в коммунальной квартире, не оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии - приходящийся на количество граждан, постоянно и временно проживающих в такой комнате объем (количество) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии в такой коммунальной квартире;
- Затем определяется разница между объемом (количеством) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенным в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, и суммарным объемом (количеством) электрической энергии, приходящейся на комнаты, оборудованные и не оборудованные комнатными приборами учета электрической энергии, которая распределяется между такими комнатами пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в комнатах в коммунальной квартире. Далее размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в каждой комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости электрической энергии потребленной в комнате и стоимости доли указанной выше разницы, распределенной между комнатами.
Согласно статье 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку единый правовой подход к разрешению настоящего спора законодательством не урегулирован, судебная коллегия считает возможным руководствоваться разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенными в письме от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04, а также исходить из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований справедливости.
Требования справедливости означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
Судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявленных обществом требований о признании незаконным предписания инспекции от 28.08.2015 N 2124, поскольку исполнение требований предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в соответствии с пунктами 42, 50 правил N 354, в данном случае приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета.
То есть, при исполнении предписания объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир будет увеличиваться, а жители коммунальной квартиры, которые не должным образом организовали учет потребленной электроэнергии в такой квартире, будут оплачивать стоимость ОДН еще меньше.
Судебная коллегия находит расчет электроэнергии, представленный ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в отношении многоквартирного дома по ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону, справедливым, учитывающим интересы всех жильцов.
Следовательно, объем электроэнергии, поставленной за расчетный период на общедомовые нужды, должен быть распределен согласно п. 44 правил N 354 между всеми потребителями дома по ул. Темерницкая, 74 в г. Ростове-на-Дону пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции надлежит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 по делу N А53-28415/2015 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 2124 от 28.08.2015.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)