Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственники указали, что междуэтажные перекрытия квартир находятся в аварийном состоянии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Калинина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мелешко Н.В.,
судей Вашкиной Л.И., Грибиненко Н.Н.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июня 2015 г. гражданское дело N 2-26/15 по апелляционным жалобам Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 января 2015 г. по иску С., Б., Л. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения С., Б., Л., представителя истцов <...>, возражавших по доводам жалоб, представителя ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" - <...> представителя Администрации Адмиралтейского района СПб - <...> представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" - <...> поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
С., Б., Л. обратились в суд с иском к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"), ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" и, окончательно уточнив исковые требования, просили обязать ответчиков солидарно за счет средств целевой статьи 3500868 "Расходы на проведение непредвиденных и аварийно-восстановительных работ" на <дата> год организовать и обеспечить в соответствии с действующим законодательством, а также с целями, предметами и видами их деятельности устранение аварийного состояния квартир истцов N <...> в <адрес>, и проведение восстановительных работ в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС" (<...>).
В обоснование иска указали, что являются собственниками квартир N <...> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> построенном в <дата> Капитальный ремонт указанного дома не производился. Участки междуэтажных перекрытий между 2 - 3 этажами под ванными комнатами квартир N <...> <адрес> находятся в крайне неудовлетворительном и аварийном состоянии с угрозой внезапного самопроизвольного обрушения, нуждаются в срочной замене, что подтверждается техническим заключением ОАО "ЛенжилНИИпроект" по результатам обследования в <дата> Экспертная строительная комиссия по обследованию строительных конструкций в жилых и общественных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, при Правительстве Санкт-Петербурга составила акт N <...> от <дата>, где указала на необходимость разработки и выполнения проекта устранения аварийного состояния квартир, расположенных по одной вертикали N <...> с заменой изношенных инженерных сетей по всей вертикали. Распоряжением Администрации Адмиралтейского района от <дата> N <...> утверждены заключения районной Межведомственной комиссии от <дата> о признании жилых помещений по адресу: <адрес> квартиры N <...> непригодными для проживания. Издано распоряжение о включении квартир N <...> дома <адрес> в адресную программу ремонта жилищного фонда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на <дата> г. Межведомственная комиссия Адмиралтейского района <дата> вынесла заключения о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ квартир истцов вследствие неудовлетворительного состояния межэтажных перекрытий. Изготовлена проектная документация на устранение аварийного состояния несущих конструкций квартир. Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга включила выполнение ремонтных работ в данных квартирах в адресную программу капитального ремонта на <дата> год, о чем собственники проинформированы <дата> В письме от <дата> Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга сообщила собственникам, что их квартиры исключены из адресной программы аварийно-восстановительных работ в <дата> году в связи с тем, что квартиры истцов и квартира N <...> находятся в собственности граждан, бремя их содержания должны нести собственники. Истицы полагают, что отказом в проведении капитального ремонта нарушаются их права на надлежащее содержание многоквартирного дома и оказание услуг, безопасных для жизни и здоровья. В силу ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшими наймодателями, передавшими квартиры в собственность, и нынешними собственниками существуют длящиеся гражданско-правовые отношения и часть бремени по содержанию жилых помещений в многоквартирном доме в виде проведения капитального ремонта лежит на бывших наймодателях. Дом передан в управление ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района". Управляющая компания приняла на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания в доме, по надлежащему содержанию общего имущества в доме, которые должна исполнять надлежащим образом. Отсутствие решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме о необходимости проведения капитального ремонта не должно препятствовать исполнению обязательств, возникших между бывшими наймодателями и настоящими собственниками квартир в многоквартирном доме, а также выполнению обязательств управляющей компанией по обеспечению безопасных условий проживания граждан.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования С., Б., Л. удовлетворены в части.
- Судом постановлено: обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" произвести замену аварийных участков междуэтажных перекрытий под квартирами N <...> <адрес>, произвести замену аварийного междуэтажного перекрытия под квартирой N <...> <адрес> в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС";
- взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" в пользу С., Б., Л. государственную пошлину в сумме <...> руб. в пользу каждого в;
- в удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга просит решение суда в части возложения на администрацию обязанности по производству замены аварийных участков отменить, ссылается на неверное применение судом норм права.
В апелляционной жалобе СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в доме по спорному адресу С. передана <...> доля в праве собственности на квартиру N <...> по договору приватизации N <...> от <дата>, Б. передана доля в праве собственности на квартиру N <...> по договору приватизации N <...> от <дата>, Л. передана <...> доля в праве собственности на квартиру N <...> по договору приватизации N <...> от <дата>
Согласно техническому паспорту на <адрес> дом построен в <дата> гг., капитальный ремонт не проводился (т. <...>).
По данным Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга капитальный ремонт <адрес> не производился (т. <...>), в период с <дата> по <дата> гг. в вышеуказанном доме выполнены следующие виды работ: капитальный ремонт лифтов, капитальный ремонт крыши, капитальный ремонт холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, центрального отопления, капитальный ремонт квартир N <...>, ремонт фасада (т. <...>).
В материалах дела имеется копия технического заключения по обследованию дома N <...> по <адрес> Института Ленжилпроект Жилищного управления Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов, составленного в <...> году по заказу <...>, согласно которому <адрес> по совокупным признакам физического и морального износа нуждается в комплексном капитальном ремонте (<...>).
В заключении содержатся результаты проверки состояния балок междуэтажных перекрытий, согласно которым вскрыты и осмотрены концы 47 деревянных балок, из них с поражением гнилью на полное сечение - 8 - состояние аварийное; на 2/3 сечения - 11 - состояние аварийное; на 1/3 сечения - 10 - состояние аварийное, на 1/3 сечения - 3 - состояние предаварийное, поверхностно - 15. Вскрыты концы 10 металлических балок - коррозированы поверхностно. Срок службы перекрытий по деревянным балкам превышает нормативный на 115%. Срок службы перекрытий по металлическим балкам с деревянным заполнением превышает нормативный на 61%. Выводы по результатам обследования междуэтажных перекрытий: деревянные балки поражены гнилью от поверхностной до полного сечения; металлические балки коррозированы поверхностно; по поверхности потолков наблюдаются трещины по штукатурке, отпадения штукатурки, следы протечек, провисания штукатурки (<...>).
По результатам обследования квартир N <...> <адрес> в <дата> году ОАО "ЛенжилНИИпроект" составило заключение, в котором указало, что межэтажные перекрытия выполнены по деревянным балкам, участки межэтажных перекрытий под ванными комнатами находятся в крайне неудовлетворительном и аварийном состоянии с угрозой внезапного самопроизвольного обрушения, нуждаются в срочной замене <...>
В акте экспертной строительной комиссии Правительства Санкт-Петербурга N <...> от <дата> указано, что обследуемые квартиры N <...> дома <адрес> расположены на одной вертикали на третьем и четвертом этажах над квартирой второго этажа N <...>, признанной ранее аварийной.
<дата> распоряжением Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга N <...> утверждены заключения межведомственной комиссии от <дата> о признании жилых помещений по адресу: <адрес>, N <...> непригодными для постоянного проживания, признано необходимым проведение капитального ремонта квартир (т. <...>).
<дата> Межведомственная комиссия Адмиралтейского района Санкт-Петербурга дала заключения N <...> о непригодности для постоянного проживания квартир истцов, необходимости проведения в них ремонтно-восстановительных работ с целью приведения характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями (т. <...>).
В <дата> ЗАО "СТИЛЕС" разработана проектная документация на устранение аварийного состояния конструкций квартир по адресу: <адрес>
Данным проектом предусматривается замена аварийных участков межэтажных перекрытий в зоне санузлов, кухонь и коридоров под квартирами N <...>
В <дата> ЗАО "СТИЛЕС" разработана проектная документация на устранение аварийного состояния конструкций квартир по адресу: <...> Данным проектом предусматривается замена аварийного межэтажного перекрытия под квартирами N <...>.
Квартиры N <...> <адрес> были включены в адресную программу капитального ремонта на <дата> г. (<...>).
После проверки, проведенной в <дата> Комитетом финансового контроля, в Жилищный комитет Санкт-Петербурга и администрацию направлено письмо, где отражена позиция Комитета по размещению заказов на выполнение аварийно-восстановительного ремонта многоквартирных домов в Санкт-Петербурге: направление средств бюджета Санкт-Петербурга на ремонт общего имущества в многоквартирных домах сверх установленной доли государственной собственности Санкт-Петербурга является нецелевым использованием бюджетных средств. В связи с нахождением квартир в частной собственности, они исключены из адресной программы капитального ремонта.
Разрешая заявленные требования, суд указал, что <адрес> требовал проведения комплексного капитального ремонта еще в <дата> году, что подтверждено заключением Института Ленжилпроект Жилищного управления Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов, и поскольку имущество длительное время не ремонтировалось, согласно материалам дела имеет большой износ и подлежит замене, кроме того, данное имущество относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на наймодателя, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву, признав надлежащими ответчиками по заявленным требованиям СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" и Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия не может согласиться с мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 13 "О капитальном ремонте многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы, которым на Администрации районов Санкт-Петербурга возложена обязанность по осуществлению подготовки адресных перечней многоквартирных домов, в которых необходимо проведение работ по капитальному ремонту, и направлению в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга.
Формирование адресных программ капитального и текущего ремонта многоквартирных домов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, и участие в контроле за их реализацией отнесены к деятельности районных жилищных агентств.
Адресные перечни формируются в пределах объемов планируемого финансирования работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Проведение ремонта квартир, находящихся в собственности истцов предусматривает проведение ремонтно-восстановительных работ по замене аварийных участков межэтажных перекрытий.
В соответствии с положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации межэтажные перекрытия в квартирах относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 6.1.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 13, Администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов.
Предметом деятельности СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" является материально-техническое обеспечение реализации полномочий Администрации: по формированию адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов независимо от способа их управления, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, и участию в контроле за их реализацией (п. 2.2.1.2.), по принятию на основании заключений районных межведомственных комиссий решения о признании жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием его дальнейшего использования, а при необходимости - проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 2.2.1.15.), по определению перечней домов, подлежащих ремонту и реконструкции с привлечением средств бюджета Санкт-Петербурга.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 г. N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" определено, что за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством Санкт-Петербурга, финансируются в том числе следующие виды услуг и (или) работ: замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы, и(или) восстановление указанных элементов в связи с опасностью их обрушения, когда основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют; разработка и (или) экспертиза проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в случае, если подготовка и (или) экспертиза проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
<дата> состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома <адрес> по вопросу капитального ремонта межэтажных перекрытий. Согласно протоколу общего собрания собственниками принято решение о проведении комплексного капитального ремонта многоквартирного дома, возложении обязанности на управляющую организацию до <дата> обеспечить проведение комплексного обследования жилого дома, указанное решение по объяснениям истцов, данным суду первой инстанции, ответчикам для исполнения передано не было.
<дата> и <дата> Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга направила в Жилищный комитет Санкт-Петербурга сведения в отношении адреса: <адрес> необходимые для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также копии документов по квартирам N <...> требующим проведения капитального ремонта, для дальнейшего рассмотрения вопроса о включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов при ее актуализации, указав, что предложениями администрации Адмиралтейского района при формировании краткосрочного плана на <дата> год учтены работы по устранению аварийности конструкций и разработке проектно-сметной документации по вышеуказанным квартирам в <дата> г.
По сведениям Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на основании представленных администрацией <адрес> Санкт-Петербурга сведений в проект краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в <дата> году включены работы по изготовлению проектно-сметной документации на устранение аварийного состояния несущих конструкций квартир N <...> в <адрес> утверждения краткосрочного плана на <дата> год Правительством Санкт-Петербурга он подлежит опубликованию на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга и Жилищного комитета. Работы по устранению аварийности строительных конструкций по данному адресу будут включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в <дата> году при условии наличия изготовленной ПСД. Взносы, собранные за <дата>, будут учтены при формировании уточненного краткосрочного плана на <дата> год. Изготовление проектной документации на устранение аварийного состояния несущих конструкций квартир N <...> в <адрес> будет включено в уточненный краткосрочный план на <дата> год за счет взносов, собранных в <дата> году, при условии принятия соответствующего решения собственниками помещений данного дома.
Таким образом, Санкт-Петербург как собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести бремя расходов по капитальному ремонту общего имущества собственников соразмерно доле государственной собственности, материалы дела содержат указание на то, что работы по устранению аварийности строительных конструкций по спорному адресу будут включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2016 году при условии наличия изготовленной ПСД и принятия соответствующего решения собственниками помещений данного дома.
Таким образом, невключение дома в адресную программу домов, подлежащих капитальному ремонту, обеспечиваемую финансированием с привлечением бюджетных средств, позволяет признать неправильным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований истцов и возложения на ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" и Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга обязанности по проведению работ капитального характера в квартирах истцов, поскольку отсутствуют основания полагать, что ответчики от указанной обязанности самоустранились.
Доводы истцов о том, что работы по ремонту межэтажных перекрытий не отнесены к капитальному ремонту, финансируемому за счет средств фонда капитального ремонта, опровергаются положениями п. 4 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 г. N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", приведенными выше.
С выводом суда о том, что на момент приватизации жилых помещений они уже требовали проведения капитального ремонта, в связи с чем, у администрации района, как наймодателя, на основании ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" сохраняется обязанность производить капитальный ремонт, судебная коллегия согласиться не может. Коллегия полагает правильном позицию ответчика о том, что доказательств, свидетельствующих о том, что на момент передачи квартир гражданам вопрос о необходимости и возможности проведения капитального ремонта квартир был разрешен межведомственной комиссией района, истцовой стороной представлено не было. В связи с чем, отсутствуют основания полагать, что у бывшего наймодателя возникла и не была исполнена на момент приватизации жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта. При этом коллегия учитывает, что порядок признании жилых помещений непригодными для проживания, решения вопросов о проведении капитального ремонта регулировался положениями ст. 8 Жилищного кодекса РСФСР, п. п. 1.2, 1.3 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, а с 4 сентября 2003 г. регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Рассмотрение указанных вопросов с 1985 г. возложено на межведомственные комиссии районов.
В соответствии с положениями статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по финансированию капитального и текущего ремонта многоквартирного дома возложена на собственников помещений в таком доме, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене той части, в которой исковые требования истцов удовлетворены, с принятием по делу нового решения об отказе истцам в иске полностью.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 января 2015 г. в части удовлетворения исковых требований С., Б., Л. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" об обязании произвести замену аварийных участков междуэтажных перекрытий под квартирами N <...> дома <адрес>, произвести замену аварийного междуэтажного перекрытия под квартирой N <...> дома <адрес> в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС" отменить, принять по делу в указанной части новое решение.
В иске С., Б., Л. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" об обязании организовать и обеспечить в соответствии с действующим законодательством, а также с целями, предметами и видами деятельности ответчиков устранение аварийного состояния квартир истцов N <...> в <адрес> и проведение восстановительных работ в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 33-8703/2015 ПО ДЕЛУ N 2-26/2015
Требование: Об обязании организовать и обеспечить устранение аварийного состояния квартир и проведение восстановительных работ в соответствии с проектной документацией.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственники указали, что междуэтажные перекрытия квартир находятся в аварийном состоянии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 33-8703/2015
Судья: Калинина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мелешко Н.В.,
судей Вашкиной Л.И., Грибиненко Н.Н.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июня 2015 г. гражданское дело N 2-26/15 по апелляционным жалобам Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 января 2015 г. по иску С., Б., Л. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения С., Б., Л., представителя истцов <...>, возражавших по доводам жалоб, представителя ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" - <...> представителя Администрации Адмиралтейского района СПб - <...> представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" - <...> поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
С., Б., Л. обратились в суд с иском к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"), ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района" и, окончательно уточнив исковые требования, просили обязать ответчиков солидарно за счет средств целевой статьи 3500868 "Расходы на проведение непредвиденных и аварийно-восстановительных работ" на <дата> год организовать и обеспечить в соответствии с действующим законодательством, а также с целями, предметами и видами их деятельности устранение аварийного состояния квартир истцов N <...> в <адрес>, и проведение восстановительных работ в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС" (<...>).
В обоснование иска указали, что являются собственниками квартир N <...> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> построенном в <дата> Капитальный ремонт указанного дома не производился. Участки междуэтажных перекрытий между 2 - 3 этажами под ванными комнатами квартир N <...> <адрес> находятся в крайне неудовлетворительном и аварийном состоянии с угрозой внезапного самопроизвольного обрушения, нуждаются в срочной замене, что подтверждается техническим заключением ОАО "ЛенжилНИИпроект" по результатам обследования в <дата> Экспертная строительная комиссия по обследованию строительных конструкций в жилых и общественных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, при Правительстве Санкт-Петербурга составила акт N <...> от <дата>, где указала на необходимость разработки и выполнения проекта устранения аварийного состояния квартир, расположенных по одной вертикали N <...> с заменой изношенных инженерных сетей по всей вертикали. Распоряжением Администрации Адмиралтейского района от <дата> N <...> утверждены заключения районной Межведомственной комиссии от <дата> о признании жилых помещений по адресу: <адрес> квартиры N <...> непригодными для проживания. Издано распоряжение о включении квартир N <...> дома <адрес> в адресную программу ремонта жилищного фонда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на <дата> г. Межведомственная комиссия Адмиралтейского района <дата> вынесла заключения о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ квартир истцов вследствие неудовлетворительного состояния межэтажных перекрытий. Изготовлена проектная документация на устранение аварийного состояния несущих конструкций квартир. Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга включила выполнение ремонтных работ в данных квартирах в адресную программу капитального ремонта на <дата> год, о чем собственники проинформированы <дата> В письме от <дата> Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга сообщила собственникам, что их квартиры исключены из адресной программы аварийно-восстановительных работ в <дата> году в связи с тем, что квартиры истцов и квартира N <...> находятся в собственности граждан, бремя их содержания должны нести собственники. Истицы полагают, что отказом в проведении капитального ремонта нарушаются их права на надлежащее содержание многоквартирного дома и оказание услуг, безопасных для жизни и здоровья. В силу ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшими наймодателями, передавшими квартиры в собственность, и нынешними собственниками существуют длящиеся гражданско-правовые отношения и часть бремени по содержанию жилых помещений в многоквартирном доме в виде проведения капитального ремонта лежит на бывших наймодателях. Дом передан в управление ООО "Жилкомсервис N 1 Адмиралтейского района". Управляющая компания приняла на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания в доме, по надлежащему содержанию общего имущества в доме, которые должна исполнять надлежащим образом. Отсутствие решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме о необходимости проведения капитального ремонта не должно препятствовать исполнению обязательств, возникших между бывшими наймодателями и настоящими собственниками квартир в многоквартирном доме, а также выполнению обязательств управляющей компанией по обеспечению безопасных условий проживания граждан.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования С., Б., Л. удовлетворены в части.
- Судом постановлено: обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" произвести замену аварийных участков междуэтажных перекрытий под квартирами N <...> <адрес>, произвести замену аварийного междуэтажного перекрытия под квартирой N <...> <адрес> в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС";
- взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" в пользу С., Б., Л. государственную пошлину в сумме <...> руб. в пользу каждого в;
- в удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга просит решение суда в части возложения на администрацию обязанности по производству замены аварийных участков отменить, ссылается на неверное применение судом норм права.
В апелляционной жалобе СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в доме по спорному адресу С. передана <...> доля в праве собственности на квартиру N <...> по договору приватизации N <...> от <дата>, Б. передана доля в праве собственности на квартиру N <...> по договору приватизации N <...> от <дата>, Л. передана <...> доля в праве собственности на квартиру N <...> по договору приватизации N <...> от <дата>
Согласно техническому паспорту на <адрес> дом построен в <дата> гг., капитальный ремонт не проводился (т. <...>).
По данным Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга капитальный ремонт <адрес> не производился (т. <...>), в период с <дата> по <дата> гг. в вышеуказанном доме выполнены следующие виды работ: капитальный ремонт лифтов, капитальный ремонт крыши, капитальный ремонт холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, центрального отопления, капитальный ремонт квартир N <...>, ремонт фасада (т. <...>).
В материалах дела имеется копия технического заключения по обследованию дома N <...> по <адрес> Института Ленжилпроект Жилищного управления Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов, составленного в <...> году по заказу <...>, согласно которому <адрес> по совокупным признакам физического и морального износа нуждается в комплексном капитальном ремонте (<...>).
В заключении содержатся результаты проверки состояния балок междуэтажных перекрытий, согласно которым вскрыты и осмотрены концы 47 деревянных балок, из них с поражением гнилью на полное сечение - 8 - состояние аварийное; на 2/3 сечения - 11 - состояние аварийное; на 1/3 сечения - 10 - состояние аварийное, на 1/3 сечения - 3 - состояние предаварийное, поверхностно - 15. Вскрыты концы 10 металлических балок - коррозированы поверхностно. Срок службы перекрытий по деревянным балкам превышает нормативный на 115%. Срок службы перекрытий по металлическим балкам с деревянным заполнением превышает нормативный на 61%. Выводы по результатам обследования междуэтажных перекрытий: деревянные балки поражены гнилью от поверхностной до полного сечения; металлические балки коррозированы поверхностно; по поверхности потолков наблюдаются трещины по штукатурке, отпадения штукатурки, следы протечек, провисания штукатурки (<...>).
По результатам обследования квартир N <...> <адрес> в <дата> году ОАО "ЛенжилНИИпроект" составило заключение, в котором указало, что межэтажные перекрытия выполнены по деревянным балкам, участки межэтажных перекрытий под ванными комнатами находятся в крайне неудовлетворительном и аварийном состоянии с угрозой внезапного самопроизвольного обрушения, нуждаются в срочной замене <...>
В акте экспертной строительной комиссии Правительства Санкт-Петербурга N <...> от <дата> указано, что обследуемые квартиры N <...> дома <адрес> расположены на одной вертикали на третьем и четвертом этажах над квартирой второго этажа N <...>, признанной ранее аварийной.
<дата> распоряжением Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга N <...> утверждены заключения межведомственной комиссии от <дата> о признании жилых помещений по адресу: <адрес>, N <...> непригодными для постоянного проживания, признано необходимым проведение капитального ремонта квартир (т. <...>).
<дата> Межведомственная комиссия Адмиралтейского района Санкт-Петербурга дала заключения N <...> о непригодности для постоянного проживания квартир истцов, необходимости проведения в них ремонтно-восстановительных работ с целью приведения характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями (т. <...>).
В <дата> ЗАО "СТИЛЕС" разработана проектная документация на устранение аварийного состояния конструкций квартир по адресу: <адрес>
Данным проектом предусматривается замена аварийных участков межэтажных перекрытий в зоне санузлов, кухонь и коридоров под квартирами N <...>
В <дата> ЗАО "СТИЛЕС" разработана проектная документация на устранение аварийного состояния конструкций квартир по адресу: <...> Данным проектом предусматривается замена аварийного межэтажного перекрытия под квартирами N <...>.
Квартиры N <...> <адрес> были включены в адресную программу капитального ремонта на <дата> г. (<...>).
После проверки, проведенной в <дата> Комитетом финансового контроля, в Жилищный комитет Санкт-Петербурга и администрацию направлено письмо, где отражена позиция Комитета по размещению заказов на выполнение аварийно-восстановительного ремонта многоквартирных домов в Санкт-Петербурге: направление средств бюджета Санкт-Петербурга на ремонт общего имущества в многоквартирных домах сверх установленной доли государственной собственности Санкт-Петербурга является нецелевым использованием бюджетных средств. В связи с нахождением квартир в частной собственности, они исключены из адресной программы капитального ремонта.
Разрешая заявленные требования, суд указал, что <адрес> требовал проведения комплексного капитального ремонта еще в <дата> году, что подтверждено заключением Института Ленжилпроект Жилищного управления Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов, и поскольку имущество длительное время не ремонтировалось, согласно материалам дела имеет большой износ и подлежит замене, кроме того, данное имущество относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на наймодателя, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву, признав надлежащими ответчиками по заявленным требованиям СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" и Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия не может согласиться с мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 13 "О капитальном ремонте многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы, которым на Администрации районов Санкт-Петербурга возложена обязанность по осуществлению подготовки адресных перечней многоквартирных домов, в которых необходимо проведение работ по капитальному ремонту, и направлению в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга.
Формирование адресных программ капитального и текущего ремонта многоквартирных домов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, и участие в контроле за их реализацией отнесены к деятельности районных жилищных агентств.
Адресные перечни формируются в пределах объемов планируемого финансирования работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Проведение ремонта квартир, находящихся в собственности истцов предусматривает проведение ремонтно-восстановительных работ по замене аварийных участков межэтажных перекрытий.
В соответствии с положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации межэтажные перекрытия в квартирах относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 6.1.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 г. N 13, Администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов.
Предметом деятельности СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" является материально-техническое обеспечение реализации полномочий Администрации: по формированию адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов независимо от способа их управления, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, и участию в контроле за их реализацией (п. 2.2.1.2.), по принятию на основании заключений районных межведомственных комиссий решения о признании жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием его дальнейшего использования, а при необходимости - проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 2.2.1.15.), по определению перечней домов, подлежащих ремонту и реконструкции с привлечением средств бюджета Санкт-Петербурга.
Пунктом 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 г. N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" определено, что за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством Санкт-Петербурга, финансируются в том числе следующие виды услуг и (или) работ: замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы, и(или) восстановление указанных элементов в связи с опасностью их обрушения, когда основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют; разработка и (или) экспертиза проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в случае, если подготовка и (или) экспертиза проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
<дата> состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома <адрес> по вопросу капитального ремонта межэтажных перекрытий. Согласно протоколу общего собрания собственниками принято решение о проведении комплексного капитального ремонта многоквартирного дома, возложении обязанности на управляющую организацию до <дата> обеспечить проведение комплексного обследования жилого дома, указанное решение по объяснениям истцов, данным суду первой инстанции, ответчикам для исполнения передано не было.
<дата> и <дата> Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга направила в Жилищный комитет Санкт-Петербурга сведения в отношении адреса: <адрес> необходимые для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также копии документов по квартирам N <...> требующим проведения капитального ремонта, для дальнейшего рассмотрения вопроса о включении в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов при ее актуализации, указав, что предложениями администрации Адмиралтейского района при формировании краткосрочного плана на <дата> год учтены работы по устранению аварийности конструкций и разработке проектно-сметной документации по вышеуказанным квартирам в <дата> г.
По сведениям Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на основании представленных администрацией <адрес> Санкт-Петербурга сведений в проект краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в <дата> году включены работы по изготовлению проектно-сметной документации на устранение аварийного состояния несущих конструкций квартир N <...> в <адрес> утверждения краткосрочного плана на <дата> год Правительством Санкт-Петербурга он подлежит опубликованию на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга и Жилищного комитета. Работы по устранению аварийности строительных конструкций по данному адресу будут включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в <дата> году при условии наличия изготовленной ПСД. Взносы, собранные за <дата>, будут учтены при формировании уточненного краткосрочного плана на <дата> год. Изготовление проектной документации на устранение аварийного состояния несущих конструкций квартир N <...> в <адрес> будет включено в уточненный краткосрочный план на <дата> год за счет взносов, собранных в <дата> году, при условии принятия соответствующего решения собственниками помещений данного дома.
Таким образом, Санкт-Петербург как собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести бремя расходов по капитальному ремонту общего имущества собственников соразмерно доле государственной собственности, материалы дела содержат указание на то, что работы по устранению аварийности строительных конструкций по спорному адресу будут включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2016 году при условии наличия изготовленной ПСД и принятия соответствующего решения собственниками помещений данного дома.
Таким образом, невключение дома в адресную программу домов, подлежащих капитальному ремонту, обеспечиваемую финансированием с привлечением бюджетных средств, позволяет признать неправильным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований истцов и возложения на ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" и Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга обязанности по проведению работ капитального характера в квартирах истцов, поскольку отсутствуют основания полагать, что ответчики от указанной обязанности самоустранились.
Доводы истцов о том, что работы по ремонту межэтажных перекрытий не отнесены к капитальному ремонту, финансируемому за счет средств фонда капитального ремонта, опровергаются положениями п. 4 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 г. N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", приведенными выше.
С выводом суда о том, что на момент приватизации жилых помещений они уже требовали проведения капитального ремонта, в связи с чем, у администрации района, как наймодателя, на основании ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" сохраняется обязанность производить капитальный ремонт, судебная коллегия согласиться не может. Коллегия полагает правильном позицию ответчика о том, что доказательств, свидетельствующих о том, что на момент передачи квартир гражданам вопрос о необходимости и возможности проведения капитального ремонта квартир был разрешен межведомственной комиссией района, истцовой стороной представлено не было. В связи с чем, отсутствуют основания полагать, что у бывшего наймодателя возникла и не была исполнена на момент приватизации жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта. При этом коллегия учитывает, что порядок признании жилых помещений непригодными для проживания, решения вопросов о проведении капитального ремонта регулировался положениями ст. 8 Жилищного кодекса РСФСР, п. п. 1.2, 1.3 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, а с 4 сентября 2003 г. регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Рассмотрение указанных вопросов с 1985 г. возложено на межведомственные комиссии районов.
В соответствии с положениями статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по финансированию капитального и текущего ремонта многоквартирного дома возложена на собственников помещений в таком доме, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене той части, в которой исковые требования истцов удовлетворены, с принятием по делу нового решения об отказе истцам в иске полностью.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 января 2015 г. в части удовлетворения исковых требований С., Б., Л. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" об обязании произвести замену аварийных участков междуэтажных перекрытий под квартирами N <...> дома <адрес>, произвести замену аварийного междуэтажного перекрытия под квартирой N <...> дома <адрес> в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС" отменить, принять по делу в указанной части новое решение.
В иске С., Б., Л. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" об обязании организовать и обеспечить в соответствии с действующим законодательством, а также с целями, предметами и видами деятельности ответчиков устранение аварийного состояния квартир истцов N <...> в <адрес> и проведение восстановительных работ в соответствии с проектной документацией ЗАО "СТИЛЕС" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)