Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.07.2016 по делу N А47-3280/2016 (судья Третьяков Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гамма" (далее - истец, общество, ООО УК "Гамма", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, инспекция, уполномоченный орган) от 04.03.2016 N ПР-480.
Решением суда от 20.07.2016 требования удовлетворены, предписание инспекции признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, жилищная инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылался на ненадлежащее уведомление потребителя о предстоящем отключении горячего водоснабжения и электроэнергии в виду направления соответствующих уведомлений почтой заказными письмами и возврата конвертом в связи с неполучением корреспонденции, в то время как действующее законодательство предусматривает обязательное вручение уведомлений лично потребителю.
Также уполномоченный орган полагает несоответствующими требованиям законодательства уведомлений потребителя о предстоящем отключении коммунальных услуг, в виду не указания размера задолженности и его расшифровки.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель ссылается на соблюдение им порядка уведомления потребителя о предстоящем отключении горячего водоснабжения и электроэнергии, поскольку договором управления предусмотренный нормативными правилами способ уведомления был изменен, стороны согласовали возможность извещения о предстоящем отключении путем направления в адрес потребителя почтовой корреспонденции.
По мнению заявителя, п. 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) носит диспозитивный характер и предусматривает возможность изменения установленного порядка извещения, в том числе, договором управления многоквартирным домом.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Как следует из материалов дела, в жилищную инспекцию по Оренбургской области поступила жалоба Гайсиной А.Х. по поводу отключения у нее в квартире горячего водоснабжения и электроэнергии.
В период с 25.02.2016 по 04.03.2016 на основании распоряжения от 09.02.2016 N 480 административным органом проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 04.03.2016 N А-480, согласно которого ООО УК "Гамма", осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом N 9 по ул. Родимцева г. Оренбурга, в нарушение требований действующего законодательства осуществило приостановление оказания коммунальных услуг в квартире потребителя без надлежащего извещения потребителя о предстоящем приостановлении оказания коммунальных услуг.
С целью устранения выявленных нарушений требований законодательства заявителю выдано предписание от 04.03.2016 N ПР-480, которым обществу предписано в срок до 23.03.2016 возобновить бесперебойное и круглосуточное предоставление коммунальных услуг электроснабжения и горячего водоснабжения в квартире потребителя Гайсиной А.Х.
ООО УК "Гамма", считая вышеуказанное предписание не соответствующим закону и подлежащим отмене в указанной части, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении обществом порядка уведомления потребителя о предстоящем отключении горячего водоснабжения и электроэнергии и наличии оснований для такого отключения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 3 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу ст. 153 ЖК РФ, а равно п. 34 Правил N 354 граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пп. "а" п. 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абз. 1 п. 118 Правил N 354).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что у потребителя Гайсиной А.Х. на момент приостановления ей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и электроэнергии имелась задолженность по оплате данных услуг в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
В соответствии с п. 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Исходя из буквального содержания п. 119 Правил N 354 данная норма носит диспозитивный характер и предусматривает возможность изменение порядка ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, в том числе договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела собственники многоквартирного дома N 9 по ул. Родимцева г. Оренбурга выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО УК "Гамма", с которой заключен договор управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 (т. 1, л.д. 132-143).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 ООО УК "Гамма" обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователем помещений в доме, в том числе водоснабжение и электроснабжение.
Пунктами 7.5 - 7.5.1 договора управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 предусмотрено, что приостановка и ограничение предоставления коммунальных услуг осуществляется по основаниям, предусмотренным Правилами N 354, в следующем порядке:
Управляющая организация направляет Собственнику извещение посредством телеграммы, или телефонограммы, или заказным письмом с уведомлением по месту нахождения имущества собственника, до даты приостановления подачи коммунальной услуги за три дня до окончания срока указанного в извещении управляющая организация уведомляет о дате приостановления подачи коммунальных услуг с указанием вида услуги. Потребитель считается уведомленным с момента поступления вышеуказанного уведомления в почтовое отделение связи по месту нахождения имущества потребителя или с момента отправления телефонограммы собственнику.
Стороны договорились о том, ограничение подачи коммунальной услуги перед ее приостановкой не производится независимо от наличия соответствующей технической возможности.
Таким образом, договором управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 собственники жилых помещений в многоквартирном доме и управляющая организация согласовали иной порядок уведомления потребителя о приостановлении оказания коммунальных услуг, чем это установлено п. 119 Правил N 354, предусматривающий возможность направления соответствующего уведомления заказным письмом с уведомлением по месту нахождения имущества собственника. При этом потребитель считается уведомленным с момента поступления вышеуказанного уведомления в почтовое отделение связи по месту нахождения имущества потребителя
Как следует из материалов дела, заявитель 16.06.2015 направил потребителю уведомление от 27.05.2015 о том, что у него имеется задолженность за коммунальные услуги в общей сумме 152 177, 44 рублей и в случае неоплаты в течение 30 дней со дня получения данного уведомления в квартире будет приостановлено предоставление коммунальных услуг без предварительного ограничения ввиду отсутствия технической возможности ограничения, до погашения задолженности.
Данное извещение не было получено Гайсиной А.Х., в связи с тем, что адресат не явился за корреспонденцией, письмо вернулось заявителю 28.07.2015 с отметкой "за истечением срока хранения".
12.08.2015 заявителем повторно в адрес Гайсиной А.Х. направлено уведомление, из которого следует, что в течение 30 дней задолженность по оплате за электроэнергию, горячую воду и водоотведение не погашена, в связи с чем ООО УК "Гамма" вводит через 3 суток с даты получения уведомления приостановление подачи электроэнергии, горячей воды и водоотведения путем временного прекращения подачи коммунальных ресурсов. Также в уведомлении содержатся указание на то, что подача коммунальных ресурсов будет возобновлена при оплате задолженности либо при заключении соглашения о порядке погашения задолженности.
Указанное уведомление также не было получено Гайсиной А.Х., в связи с тем, что адресат не явился за корреспонденцией.
16.12.2015 в жилом помещении, занимаемой Гайсиной А.Х., произведено приостановление подачи коммунальных услуг по электроснабжению и горячему водоснабжению, о чем составлены соответствующие акты о приостановлении подачи коммунальных услуг.
29.12.2015 в жилом помещении, занимаемой Гайсиной А.Х., произведено повторное приостановление подачи коммунальных услуг по электроснабжению ввиду самовольного подключения, о чем составлен соответствующий акт.
Доводы инспекции о том, что в перечисленных уведомлениях не были указаны конкретные даты приостановления оказания услуг, а также расшифровка сумм задолженности за услуги по электроснабжению и горячему водоснабжению, а также о том, что отключение произведено позднее, чем через три дня с даты получения уведомления, апелляционным судом отклоняются, поскольку не указывает на нарушение прав потребителя.
Так установленные императивно минимальные тридцатидневный срок на погашение задолженности и трехдневный срок на приостановление оказания услуг управляющей организацией соблюден. Предоставление потребителю для погашения задолженности более длительного срока, по своей сути, не противоречит правилам оказания коммунальных услуг, целью которых является защита прав потребителей коммунальных услуг, поскольку не влечет ограничение его прав по сравнению с законодательно установленными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении управляющей организацией порядка приостановления предоставления потребителю коммунальных услуг, в том числе в части его надлежащего уведомления.
В соответствии с п. 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Согласно п. 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Обстоятельств, указанных в п. п. 121, 122 Правил N 354, препятствующих приостановлению исполнителем предоставления коммунальной услуги, уполномоченным органом не представлено.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции в обжалованной части у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области 20.07.2016 по делу N А47-3280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 N 18АП-11068/2016 ПО ДЕЛУ N А47-3280/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. N 18АП-11068/2016
Дело N А47-3280/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.07.2016 по делу N А47-3280/2016 (судья Третьяков Н.А.).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гамма" (далее - истец, общество, ООО УК "Гамма", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, инспекция, уполномоченный орган) от 04.03.2016 N ПР-480.
Решением суда от 20.07.2016 требования удовлетворены, предписание инспекции признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, жилищная инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылался на ненадлежащее уведомление потребителя о предстоящем отключении горячего водоснабжения и электроэнергии в виду направления соответствующих уведомлений почтой заказными письмами и возврата конвертом в связи с неполучением корреспонденции, в то время как действующее законодательство предусматривает обязательное вручение уведомлений лично потребителю.
Также уполномоченный орган полагает несоответствующими требованиям законодательства уведомлений потребителя о предстоящем отключении коммунальных услуг, в виду не указания размера задолженности и его расшифровки.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель ссылается на соблюдение им порядка уведомления потребителя о предстоящем отключении горячего водоснабжения и электроэнергии, поскольку договором управления предусмотренный нормативными правилами способ уведомления был изменен, стороны согласовали возможность извещения о предстоящем отключении путем направления в адрес потребителя почтовой корреспонденции.
По мнению заявителя, п. 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) носит диспозитивный характер и предусматривает возможность изменения установленного порядка извещения, в том числе, договором управления многоквартирным домом.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Как следует из материалов дела, в жилищную инспекцию по Оренбургской области поступила жалоба Гайсиной А.Х. по поводу отключения у нее в квартире горячего водоснабжения и электроэнергии.
В период с 25.02.2016 по 04.03.2016 на основании распоряжения от 09.02.2016 N 480 административным органом проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 04.03.2016 N А-480, согласно которого ООО УК "Гамма", осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом N 9 по ул. Родимцева г. Оренбурга, в нарушение требований действующего законодательства осуществило приостановление оказания коммунальных услуг в квартире потребителя без надлежащего извещения потребителя о предстоящем приостановлении оказания коммунальных услуг.
С целью устранения выявленных нарушений требований законодательства заявителю выдано предписание от 04.03.2016 N ПР-480, которым обществу предписано в срок до 23.03.2016 возобновить бесперебойное и круглосуточное предоставление коммунальных услуг электроснабжения и горячего водоснабжения в квартире потребителя Гайсиной А.Х.
ООО УК "Гамма", считая вышеуказанное предписание не соответствующим закону и подлежащим отмене в указанной части, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении обществом порядка уведомления потребителя о предстоящем отключении горячего водоснабжения и электроэнергии и наличии оснований для такого отключения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 3 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу ст. 153 ЖК РФ, а равно п. 34 Правил N 354 граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пп. "а" п. 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абз. 1 п. 118 Правил N 354).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что у потребителя Гайсиной А.Х. на момент приостановления ей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и электроэнергии имелась задолженность по оплате данных услуг в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
В соответствии с п. 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Исходя из буквального содержания п. 119 Правил N 354 данная норма носит диспозитивный характер и предусматривает возможность изменение порядка ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, в том числе договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела собственники многоквартирного дома N 9 по ул. Родимцева г. Оренбурга выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО УК "Гамма", с которой заключен договор управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 (т. 1, л.д. 132-143).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 ООО УК "Гамма" обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователем помещений в доме, в том числе водоснабжение и электроснабжение.
Пунктами 7.5 - 7.5.1 договора управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 предусмотрено, что приостановка и ограничение предоставления коммунальных услуг осуществляется по основаниям, предусмотренным Правилами N 354, в следующем порядке:
Управляющая организация направляет Собственнику извещение посредством телеграммы, или телефонограммы, или заказным письмом с уведомлением по месту нахождения имущества собственника, до даты приостановления подачи коммунальной услуги за три дня до окончания срока указанного в извещении управляющая организация уведомляет о дате приостановления подачи коммунальных услуг с указанием вида услуги. Потребитель считается уведомленным с момента поступления вышеуказанного уведомления в почтовое отделение связи по месту нахождения имущества потребителя или с момента отправления телефонограммы собственнику.
Стороны договорились о том, ограничение подачи коммунальной услуги перед ее приостановкой не производится независимо от наличия соответствующей технической возможности.
Таким образом, договором управления многоквартирным домом от 29.05.2015 N 046 собственники жилых помещений в многоквартирном доме и управляющая организация согласовали иной порядок уведомления потребителя о приостановлении оказания коммунальных услуг, чем это установлено п. 119 Правил N 354, предусматривающий возможность направления соответствующего уведомления заказным письмом с уведомлением по месту нахождения имущества собственника. При этом потребитель считается уведомленным с момента поступления вышеуказанного уведомления в почтовое отделение связи по месту нахождения имущества потребителя
Как следует из материалов дела, заявитель 16.06.2015 направил потребителю уведомление от 27.05.2015 о том, что у него имеется задолженность за коммунальные услуги в общей сумме 152 177, 44 рублей и в случае неоплаты в течение 30 дней со дня получения данного уведомления в квартире будет приостановлено предоставление коммунальных услуг без предварительного ограничения ввиду отсутствия технической возможности ограничения, до погашения задолженности.
Данное извещение не было получено Гайсиной А.Х., в связи с тем, что адресат не явился за корреспонденцией, письмо вернулось заявителю 28.07.2015 с отметкой "за истечением срока хранения".
12.08.2015 заявителем повторно в адрес Гайсиной А.Х. направлено уведомление, из которого следует, что в течение 30 дней задолженность по оплате за электроэнергию, горячую воду и водоотведение не погашена, в связи с чем ООО УК "Гамма" вводит через 3 суток с даты получения уведомления приостановление подачи электроэнергии, горячей воды и водоотведения путем временного прекращения подачи коммунальных ресурсов. Также в уведомлении содержатся указание на то, что подача коммунальных ресурсов будет возобновлена при оплате задолженности либо при заключении соглашения о порядке погашения задолженности.
Указанное уведомление также не было получено Гайсиной А.Х., в связи с тем, что адресат не явился за корреспонденцией.
16.12.2015 в жилом помещении, занимаемой Гайсиной А.Х., произведено приостановление подачи коммунальных услуг по электроснабжению и горячему водоснабжению, о чем составлены соответствующие акты о приостановлении подачи коммунальных услуг.
29.12.2015 в жилом помещении, занимаемой Гайсиной А.Х., произведено повторное приостановление подачи коммунальных услуг по электроснабжению ввиду самовольного подключения, о чем составлен соответствующий акт.
Доводы инспекции о том, что в перечисленных уведомлениях не были указаны конкретные даты приостановления оказания услуг, а также расшифровка сумм задолженности за услуги по электроснабжению и горячему водоснабжению, а также о том, что отключение произведено позднее, чем через три дня с даты получения уведомления, апелляционным судом отклоняются, поскольку не указывает на нарушение прав потребителя.
Так установленные императивно минимальные тридцатидневный срок на погашение задолженности и трехдневный срок на приостановление оказания услуг управляющей организацией соблюден. Предоставление потребителю для погашения задолженности более длительного срока, по своей сути, не противоречит правилам оказания коммунальных услуг, целью которых является защита прав потребителей коммунальных услуг, поскольку не влечет ограничение его прав по сравнению с законодательно установленными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении управляющей организацией порядка приостановления предоставления потребителю коммунальных услуг, в том числе в части его надлежащего уведомления.
В соответствии с п. 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Согласно п. 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Обстоятельств, указанных в п. п. 121, 122 Правил N 354, препятствующих приостановлению исполнителем предоставления коммунальной услуги, уполномоченным органом не представлено.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции в обжалованной части у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области 20.07.2016 по делу N А47-3280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)