Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2016 N 19АП-4689/2016 ПО ДЕЛУ N А35-2764/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. по делу N А35-2764/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.
при участии:
- от ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала ОАО "РЭУ" "Курский": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
- от АО "Славянка" в лице филиала "Воронежский": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
- рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала ОАО "РЭУ" "Курский" на решение Арбитражного суда Курской области от 08.07.2016 по делу N А35-2764/2015 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала ОАО "РЭУ" "Курский" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области об оспаривании постановления от 17.03.2015 N 04-02-14-2015 о назначении административного наказания, третье лицо: АО "Славянка" в лице филиала "Воронежский",

установил:

Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала ОАО "РЭУ" "Курский" (далее - заявитель, ОАО "РЭУ") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17.03.2015 N 04-02-14-2015 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
Определением суда от 19.11.2015 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области по делу N А35-2763/2015 по заявлению ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и об отмене постановления УФАС по Курской области о назначении административного наказания по делу N 04-02-15-2015 об административном правонарушении от 17.03.2015, которым ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" было привлечено к административной ответственности на основании ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях в виде 50000 руб. штрафа.
03.11.2015 судом вынесено решение по делу N А35-2763/2015, которым в удовлетворении требований Акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2015 о назначении административного наказания по делу N 04-02-15-2015 об административном правонарушении отказано.
05.02.2016 Арбитражным судом Курской области вынесено дополнительное решение об отказе в удовлетворении требований Акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений от 17.03.2015.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 решение Арбитражного суда Курской области от 03.11.2015 и дополнительное решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2016 по делу N А35-2763/2015 оставлены без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением суда от 29.03.2016 производство по настоящему делу возобновлено, в связи с устранением обстоятельств, вызвавшие приостановление производства по делу.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЭУ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что у Общества отсутствовала обязанность по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) приборами учета горячей воды, полагая, что такая обязанность лежит на управляющей компании. Также заявитель указал, что в многоквартирном доме N 8 по ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской области отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета горячей воды.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени извещены надлежащим образом.
От ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала ОАО "РЭУ" "Курский" и от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.06.2009, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092, юридический адрес: 119021, г. Москва, проспект Комсомольский, 18, офис 3. Адрес места нахождения филиала АО "РЭУ" "Курский" - 305021, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 71/30а.
ОАО "РЭУ" 05.06.2015 произвело переименование общества в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства с открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 9157746494589.
Из договора управления специализированным жилищным фондом военных городков от 02.08.2010 N 1-УЖФ, многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской области находится в управлении АО "Славянка".
Между АО "Славянка и АО "РЭУ" в отношении многоквартирного дома N 8 по ул. Ачкасова д. Халино Курского района Курской области заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 409-00-00-00-074 от 16.08.2013.
По состоянию на 01.07.2013 указанный многоквартирный дом N 8 по ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской области не был оснащен ОАО "РЭУ" коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
10.11.2014 в Курское УФАС России поступило заявление гр-на Михалева Сергея Анатольевича, с жалобой на действия ресурсоснабжающей организацией, выразившиеся в неисполнении обязанности по оснащению указанного многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
В ходе проверки антимонопольным органом был сделан вывод о том, что АО "РЭУ", как организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования подлежащего оснащению коллективным (общедомовым) прибором учета жилого дома N 8 по ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской области, в силу части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении", до 1 июля 2013 года обязано было совершить действия по оснащению прибором учета горячей воды объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и не выполнило эту обязанность, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.02.2015 должностным УФАС по Курской области составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-15-2015, в котором отражен факт совершения АО "РЭУ" административного правонарушения, по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
19.02.2015 руководитель Курского УФАС России вынес определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 04-02-14-2015 об административном правонарушении, которым рассмотрение данного дела было назначено на 04.03.2015 года.
В связи с тем, что 04.03.2015 на рассмотрении дела N 04-02-14-2015 об административном правонарушении представителем АО "РЭУ" в материалы дела была представлена дополнительная информация, заместителем руководителя Курского УФАС России для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств совершения административного правонарушения было вынесено определение о продлении срока рассмотрения до 04.04.2015 и об отложении рассмотрения указанного дела на 17.03.2015.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Курской области от 17.03.2015 о назначении административного наказания по делу N 04-02-14-2015 АО "РЭУ" было привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ в виде 50 000 руб. штрафа.
АО "РЭУ", не согласившись с вышеназванным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении, Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами и должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Обязанность по оснащению приборами учет коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Пунктами 3.1.3, 3.1.3.1 договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010, заключенного Министерством обороны РФ с ОАО "Славянка" в отношении, в частности, спорного многоквартирного жилого дома, одной из обязанностей управляющей организации являются управление, обслуживание, содержание и эксплуатация указанного жилого дома, для чего от своего имени и за свой счет ОАО "Славянка" должна заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на снабжение коммунальными ресурсами).
Между ОАО "Славянка" и АО "РЭУ" в отношении спорного многоквартирного жилого дома заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 409-00-00-00-074 от 16.08.2013, в силу чего в рассматриваемых правоотношениях ОАО "Славянка" является исполнителем коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение", а АО "РЭУ" - ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных ресурсов.
Таким образом, ссылка АО "РЭУ" на пункт 3.3.7 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 409-00-00-00-074 от 16.08.2013, устанавливающего обязанность ОАО "Славянка" производить установку и замену общедомового прибора учета, не имеет правового значения, учитывая установленную частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" обязанность по установке общедомовых приборов учета ресурсоснабжающими организациями; указанная обязанность не может быть изменена соглашением сторон; при этом материалами дела подтверждается, что ресурсоснабжающей организацией по отношению к собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме является АО "РЭУ".
С учетом изложенного, суд области пришел к верному выводу о том, что Общество, являясь ресурсонабжающей организацией, несет обязанность по оснащению многоквартирного дома N 8 по ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской области коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом Общество обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
В жилом доме N 8 по ул. Ачкасова, д. Халино, Курского района, Курской области отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета горячей воды по состоянию как на 01.07.2013, так и на момент подачи Михалевым С.А. жалобы (10.11.2014) в антимонопольный орган, а также на момент вынесения УФАС по Курской области постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-14-2015 об административном правонарушении (17.03.2015) действий по установке в указанном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии совершено не было.
Таким образом, Обществом не была исполнена обязанность, установленная пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении".
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности принятия мер по самостоятельной установке приборов учета с последующим возмещением расходов за счет собственников, правомерно отклонены судом области с учетом положений частей 9 и 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" в их совокупности и системной взаимосвязи.
При этом ссылка заявителя на обязательность инициативы собственников многоквартирных домов на установку приборов учета основана на неверном понимании положений действующего законодательства.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер, направленных на своевременное оснащение спорного многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды.
Доводу заявителя об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в вышеуказанном жилом доме, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Документов, свидетельствующих об отсутствии в жилом многоквартирном доме N 8 по ул. Ачкасова д. Халино Курского района Курской области технической возможности установки общедомового прибора учета (например, заключение независимой специализированной организации), АО "РЭУ" в ходе рассмотрения настоящего спора в суде, представлено не было.
При таких обстоятельствах в бездействии Общества установлена объективная сторона административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
УФАС России по Курской области правомерно сделан вывод о наличии в действиях АО "РЭУ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Вступившими в силу судебными актами по делу А35-2763/2015 с участием тех же лиц, применительно к этому же жилому дому суд пришел к аналогичным выводам по приборам учета тепловой энергии.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной для юридических лиц частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что постановление УФАС России по Курской области о назначении административного наказания по делу N 04-02-14-2015 от 17.03.2015 об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 08.07.2016 по делу N А35-2764/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)