Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2017 N Ф06-26340/2017 ПО ДЕЛУ N А65-7920/2016

Требование: Об обязании передать техническую и иную документацию на многоквартирные дома.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Общим собранием собственников помещений многоквартирных домов было принято решение о смене управляющей организации. Истец (новая управляющая организация) сослался на то, что ответчик (прежняя управляющая организация) не исполнил требование истца о передаче технической и иной документации на многоквартирные дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2017 г. N Ф06-26340/2017

Дело N А65-7920/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
ответчика - Комиссарова И.С. (доверенность от 17.01.2017 б/н), Мубаракшиной О.Е. (доверенность от 01.06.2017 N 17),
третьего лица - Киямовой А.Л. (доверенность от 10.01.2017 N 100),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Морозов В.А.)
по делу N А65-7920/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" (ОГРН 1051633107547, ИНН 1658069275) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис" (ОГРН 1111690041957, ИНН 1660154930) об обязании передать техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, с. Осиново, РТ,
третье лицо: Государственная жилищная инспекция по Республике Татарстан,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Комсервис" (далее - истец, ООО "Управляющая компания Комсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис" (далее - ответчик, "Управляющая компания Жилсервис") об обязании передать техническую и иную необходимую документацию на многоквартирные дома NN 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, с. Осиново, РТ, а именно: протоколы ежегодных общих собраний собственников помещений об утверждении сметы доходов и расходов на год за весь период управления; ежегодные отчеты по выполнению договора управления за период с 2011 года по 2016 год; поквартирные карточки и карточки регистрации; технический паспорт на многоквартирный дом с экспликациями и поэтажными планами (БТИ); проектную документацию на многоквартирный дом;. генеральный план с наружными сетями (отопление, ХВС, ГВС, канализация) (топоснова); план благоустройства прилегающей территории многоквартирного дома; архитектурно-строительную часть с пояснительной запиской к проекту; технические условия на водоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение многоквартирного дома, в том числе при установке общедомового прибора учета по учету потребленной тепловой энергии, ХВС и ГВС; справку о выполнении технических условий; справку о готовности узлов учета; акт допуска электроустановки в эксплуатацию; внутренние и наружные сети газоснабжения, пояснительную записку газоснабжения; чертежи и схемы сетей электроснабжения дома и наружного освещения; чертежи вентиляции многоквартирного дома, встроенных помещений, технического подвала, вынос сетей, все изменения и дополнения к проекту строительства многоквартирного дома (изменения); разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или акт приема дома Государственной комиссией; чертежи и схемы инженерных коммуникаций многоквартирного дома, теплоснабжение, ГВС, ХВС, канализация, электрооборудование и освещение дома, электрооборудование встроенных помещений, технического подвала, связь и сигнализация встроенных помещений, телефонные и радиосети; паспорта на приборы учета ХВС, ГВС, теплоснабжения, электрооборудования, электрощитовой многоквартирного дома, электросчетчиков и трансформаторов тока; акты установки, приемки (первичные и вторичные) в эксплуатацию общедомовых приборов учета; акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения многоквартирного дома, конструктивных частей дома (крыша, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, объектов расположенных на земельном участке и других частей общего имущества многоквартирного дома) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; исполнительные чертежи контуров заземления (в случае наличия заземления); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт за весь период управления многоквартирным домом; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления изоляции электросетей; протоколы измерения вентиляции.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неверное толкование судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что правом решения вопроса о смене управляющей организации обладают только собственники помещений, поэтому ни государственная жилищная инспекция, ни предыдущая управляющая организация не могут препятствовать передаче технической документации по управлению домом. Кроме того, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Факт внесения или невнесения в реестр лицензии новой управляющей компании не является показателем легитимности управления спорными домами, а, следовательно, не влияет на обязанность по передаче технической документации новой управляющей компании, поскольку спорный договор был расторгнут по инициативе жильцов дома, которыми было принято решение об изменении способа управления данным домом.
Заявитель жалобы также утверждает, что нет ни одного вступившего в законную силу судебного акта, которым были бы признаны ничтожными протоколы собраний собственников, избравших истца в качестве управляющей компании.
Ответчик и третье лицо возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на то, что истец не является и не может являться управляющей организацией спорных многоквартирных домов. Управляющей компанией является ответчик. Истец обслуживание (управление) спорными домами не осуществлял, договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключал, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, содержащий соответствующие сведения об осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, не включен. В результате проведенной Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан проверки документов, касающейся внесения изменений по управлению спорными домами, инспекцией установлено, что по всем многоквартирным домам, в которых проходили общие собрания собственников помещений, отсутствовал кворум, голосовали не по повестке дня, инициаторы собрания не являлись собственниками помещений, а также обнаружены иные существенные нарушения жилищного и гражданского законодательства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что исковые требования мотивированы тем, что 19.10.2015 собственниками многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, расположенных в с. Осиново, РТ, приняты решения отказаться от договоров на управление многоквартирными домами с ООО "Управляющая организация Жилсервис" с 31.10.2015, выбрать управляющей организацией многоквартирного дома с 01.11.2015 ООО "Управляющая компания Комсервис".
О данных решениях 20.10.2015 истец известил ответчика, потребовав передать всю имеющуюся техническую документацию на жилые дома и иные, связанные с управлением такими домами, документы.
В последующем в адрес ответчика были направлены претензии с требованиями перечислить на расчетный счет истца денежные средства, не израсходованные по статьям на текущий ремонт и техническое обслуживание, предоставить ООО "Управляющая компания Комсервис" сведения о размере полученных средств с предоставлением доказательств произведенных расходов. Данные претензии, направленные ответчику по адресу, указанному в Выписке из ЕГРЮЛ, возвращены органом почтовой связи за истечением срока хранения.
Ссылаясь на то, что ответчик уклоняется от передачи необходимой технической документации на спорные многоквартирные дома, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор на управление многоквартирным домом с ответчиком считается расторгнутым в одностороннем порядке, в связи с чем, новая управляющая организация вправе требовать от ответчика техническую документацию на жилой дом.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, и, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках дел N А65-29881/2015, А65-9166/2016, А65-20105/2016, имеющих, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, преюдициальное значение для данного спора, а также, руководствуясь положениями статей 161, 162, 192, 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ), Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), пришел к выводу о том, что до заключения договоров управления спорными многоквартирными домами и до внесения в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах, на деятельность по управлению которыми претендует истец, у него отсутствуют правовые основания для истребования у ответчика технической документации на жилые дома.
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционного суда законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов управления жилым домом, в том числе, управление управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Кодекса (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Законом N 255-ФЗ на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий и установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами после 01.05.2015 без соответствующей лицензии.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В силу пункта 25 Правил N 416 управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, предусмотренные пунктами 24 и 26 Правил N 491, а также документы и информацию, указанные в подпунктах "е" и "ж" пункта 31, в пункте 56(1) и в подпункте "б" пункта 57 Правил N 354.
Апелляционным судом установлено, что на момент принятия судом первой инстанции решения по рассматриваемому делу, управляющей организацией в отношении спорных жилых домов являлся ответчик, в отношении которого сведения о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не исключены.
Договоры управления многоквартирными домами, заключенные с истцом, в материалы дела не представлены. Кроме того, обстоятельства правомерности отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, выразившегося в невнесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "Управляющая компания Комсервис" деятельности по управлению вышеуказанными многоквартирными домами, преюдициально установлены вступившими в законную силу судебными актами по делам N А65-29881/2015, А65-9166/2016.
В ходе рассмотрения названных дел установлено, что договоры с ресурсоснабжающими организациями заключены не истцом, а ответчиком, который получает от жильцов оплату за поставленные коммунальные ресурсы.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А65-20105/2016 также отказано в удовлетворении заявления истца к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан о признании незаконным отказа от 18.08.2016 о внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в части сведений об осуществлении ООО "Управляющая компания Комсервис" деятельности по управлению многоквартирными домами N 1 и N 7 по ул. Гайсина, N 4 и N 8 по ул. Садовая, находящихся в селе Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 решение суда первой инстанции по делу N А65-15443/2016 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления об обязании ответчика прекратить выставлять собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 1, 2, 3, 4, 5, 8 по ул. Садовая, находящихся в селе Осиново Республики Татарстан, счета и осуществлять с них сбор денежных средств за жилищно-коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции и принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что до заключения договоров управления и внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в данном случае, истец, не имеется правовых оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика предоставить истцу техническую документацию на жилые дома.
Вывод, сделанный судом апелляционной инстанции, основан на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Доводы заявителя получили оценку суда со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены.
Несогласие заявителя с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для отмены обоснованного судебного акта.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не обнаружено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А65-7920/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)