Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что заключил с ООО договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, осуществил финансирование строительства. В отношении застройщика введена процедура наблюдения. Ответчик отказал во включении истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шевелев Н.Р.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Игнатьевой А.Р., Скакуна А.И.,
при секретаре Г.,
с участием представителя административного истца Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2017 года, которым по делу по административному иску С. к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия
С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что 16.07.2014 г. заключили с ООО НСК "Авантаж" договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: .........., осуществили финансирование строительства в отношении.......... квартиры N... в размере.......... рублей. 15.03.2017 г. Арбитражным судом Новосибирской области в отношении застройщика введена процедура наблюдения. Министерство строительства Новосибирской области отказало во включении истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Считает данный отказ необоснованным, противоречащим закону и нарушающим его права.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна сторона административного ответчика.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить судебный акт в связи с нарушением норм материального права. Ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." и подпункт 4 пункта 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403, считает законным и обоснованным отказ во включении истца в вышеуказанный реестр, поскольку денежные средства по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома привлечены до его государственной регистрации.
Административный ответчик, надлежаще извещенный о слушании дела, на заседание судебной коллегии представителя не направил, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявил.
Судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 и частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривает дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 214-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 ФЗ N 214-ФЗ уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4). Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила).
В силу подпункта 14 пункта 8 Положения о Министерстве строительства Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 02 октября 2014 г. N 398-п, указанное Министерство ведет реестр пострадавших граждан и принимает решения по обращениям граждан о включении в реестр.
В силу пункта 4 Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
Согласно подпунктам 3, 6 и 9 пункта 2 Критериев основанием для отнесения граждан к числу пострадавших являются: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены), признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Исходя из указанного перечня и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск, поскольку С. и С. полностью соответствуют критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Застройщик просрочил исполнение своих обязательств по договору N... от 16.06.2014 г., жилой дом в установленный договором срок в эксплуатацию не введен, квартира в собственность дольщиков не передана. При таких обстоятельствах, учитывая оплату ими денежных средств по договору долевого участия, оснований для отказа во включении дольщиков к пострадавшим гражданам не имелось.
Пунктом 14 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, подпунктом 4 названного пункта Правил предусмотрено в качестве основания для отказа во включении в реестр привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 ФЗ N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом ФЗ N 214-ФЗ, так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства. Следовательно, позиция ответчика о том, что без соблюдения требований к форме договора, его государственной регистрации гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав, не учитывает цели данного Федерального закона и является ошибочной.
Таким образом, отказ министерства строительства Новосибирской области во включении С. в реестр на основании подпункта 4 пункта 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, является незаконным.
Данный договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 16.07.2014 не расторгнут, недействительным не признан. Следовательно, независимо от его государственной регистрации как до передачи дольщиками денежных средств, так и после они не лишены права на меры защиты, предусмотренные законом.
Обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом изучения в суде первой инстанции применительно к тем нормам законодательства, которыми следовало руководствоваться, которые были оценены судом правильно. Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2017 года по делу по административному иску С. к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 21.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3187/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе во включении в реестр.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что заключил с ООО договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, осуществил финансирование строительства. В отношении застройщика введена процедура наблюдения. Ответчик отказал во включении истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N 33а-3187/2017
Судья Шевелев Н.Р.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Игнатьевой А.Р., Скакуна А.И.,
при секретаре Г.,
с участием представителя административного истца Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2017 года, которым по делу по административному иску С. к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что 16.07.2014 г. заключили с ООО НСК "Авантаж" договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: .........., осуществили финансирование строительства в отношении.......... квартиры N... в размере.......... рублей. 15.03.2017 г. Арбитражным судом Новосибирской области в отношении застройщика введена процедура наблюдения. Министерство строительства Новосибирской области отказало во включении истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Считает данный отказ необоснованным, противоречащим закону и нарушающим его права.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна сторона административного ответчика.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить судебный акт в связи с нарушением норм материального права. Ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." и подпункт 4 пункта 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403, считает законным и обоснованным отказ во включении истца в вышеуказанный реестр, поскольку денежные средства по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома привлечены до его государственной регистрации.
Административный ответчик, надлежаще извещенный о слушании дела, на заседание судебной коллегии представителя не направил, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявил.
Судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 и частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассматривает дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 214-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 ФЗ N 214-ФЗ уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4). Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила).
В силу подпункта 14 пункта 8 Положения о Министерстве строительства Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 02 октября 2014 г. N 398-п, указанное Министерство ведет реестр пострадавших граждан и принимает решения по обращениям граждан о включении в реестр.
В силу пункта 4 Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
Согласно подпунктам 3, 6 и 9 пункта 2 Критериев основанием для отнесения граждан к числу пострадавших являются: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены), признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Исходя из указанного перечня и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск, поскольку С. и С. полностью соответствуют критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Застройщик просрочил исполнение своих обязательств по договору N... от 16.06.2014 г., жилой дом в установленный договором срок в эксплуатацию не введен, квартира в собственность дольщиков не передана. При таких обстоятельствах, учитывая оплату ими денежных средств по договору долевого участия, оснований для отказа во включении дольщиков к пострадавшим гражданам не имелось.
Пунктом 14 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, подпунктом 4 названного пункта Правил предусмотрено в качестве основания для отказа во включении в реестр привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 ФЗ N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом ФЗ N 214-ФЗ, так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства. Следовательно, позиция ответчика о том, что без соблюдения требований к форме договора, его государственной регистрации гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав, не учитывает цели данного Федерального закона и является ошибочной.
Таким образом, отказ министерства строительства Новосибирской области во включении С. в реестр на основании подпункта 4 пункта 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, является незаконным.
Данный договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 16.07.2014 не расторгнут, недействительным не признан. Следовательно, независимо от его государственной регистрации как до передачи дольщиками денежных средств, так и после они не лишены права на меры защиты, предусмотренные законом.
Обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом изучения в суде первой инстанции применительно к тем нормам законодательства, которыми следовало руководствоваться, которые были оценены судом правильно. Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2017 года по делу по административному иску С. к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.М.ОКОНЕШНИКОВА
М.М.ОКОНЕШНИКОВА
Судьи
А.Р.ИГНАТЬЕВА
А.И.СКАКУН
А.Р.ИГНАТЬЕВА
А.И.СКАКУН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)