Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2016 N 13АП-8795/2016 ПО ДЕЛУ N А26-6902/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. N 13АП-8795/2016

Дело N А26-6902/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от истца (заявителя): Тузова Ю.Л. по доверенности от 06.07.2015;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8795/2016) (заявление) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2016 по делу N А26-6902/2015 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ТСЖ "Онежские Берега"
к Администрации Петрозаводского городского округа, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
3-е лицо: Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании недействительным постановления и о признании незаконным отказа
установил:

товарищество собственников жилья "Онежские Берега" (далее - ТСЖ "Онежские Берега", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 10 дома N 35, расположенного по набережной Варкауса, город Петрозаводск;
- - к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция, ГЖИ) о признании незаконным отказа во внесении принятого ТСЖ "Онежские Берега" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, и предоставление в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 35, расположенного по наб. Варкауса, г. Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
Решением суда от 03.03.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, суд также в порядке статьи 201 АПК РФ обязал Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения специального счета, открытого ТСЖ "Онежские берега" в ОАО "Сбербанк России" по решению общего собрания жильцов дома 35 по улице Варкауса, в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и в этот же срок уведомить об этом Администрацию Петрозаводского городского округа. Суд также обязал Администрацию на основании уведомления Инспекции исключить из Перечня домов, содержащегося в постановлении от 02.06.2015 N 2731 (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731"), дом N 35, расположенный по набережной Варкауса, город Петрозаводск.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.03.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправильно истолкованы нормы материального права, не приняты во внимание условия Региональной программы в редакции Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК.
В судебном заседании представитель ТСЖ доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Администрация, Инспекция и Фонд уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 АПК РФ без участия указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Онежские Берега" 11.03.2015 путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, набережная Варкауса, дом 35, приняло решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта - аккумулировать денежные средства по статье "капитальный ремонт", собираемые в рамках программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия за период 2014 - 2015, и об открытии ТСЖ "Онежские Берега" своего специального расчетного счета в отделении Сбербанка России.
Копия указанного протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 35, была направлена в Администрацию Петрозаводского городского округа 15.04.2015.
25.05.2015 копия указанного протокола, а также копия договора об открытии специального банковского счета N 8628/1797-15/0082 от 21.05.2015 были направлены в Администрацию и Инспекцию.
Инспекция в письме от 05.06.2015, адресованном ТСЖ "Онежские Берега", указала, что по результатам анализа представленных документов установлено, что собственниками помещений в доме не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, что является нарушением требований части 3 и части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Таким образом, способ формирования фонда капитального ремонта не реализован. Правовые основания для внесения Инспекцией принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют.
Дополнительно ГЖИ разъяснила, что согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее Закон N 1758-ЗРК) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Постановлением Правительства республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015 - 2044 годы" (далее - Программа). Программа опубликована 01.12.2014, следовательно, крайний срок для принятия решений - 05.05.2015, а с учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13 мая 2015 года.
Несмотря на то, что ГЖИ определила срок принятия решений собственниками об определении способа формирования фонда капитального ремонта с учетом Постановления N 346-П до 13.03.2015, Инспекция уже 07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 35 по наб. Варкауса не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
На основании поступившей от Инспекции информации Администрация 02.06.2015 приняла постановление N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен спорный многоквартирный жилой дом.
Заявитель, полагая такие действия и решения Инспекции и Администрации не соответствующими закону, а также нарушающими права и законные Товарищества при осуществлении своей хозяйственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, удовлетворил заявленные требования, признав его законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
При этом, в силу 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Как следует из содержания части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Как правомерно установлено судом, действовавшая до 29.05.2015 редакция статьи 170 Кодекса не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса, а также направления данного протокола в адрес регионального оператора.
Только после внесения изменений в часть 5 статьи 170 ЖК РФ (Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ) решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Однако, как правильно указал суд, часть 5 статьи 170 ЖК РФ в редакции вступившего в силу с 30.06.2015 Федерального закона N 176-ФЗ, не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие ранее.
В развитие части 5 статьи 170 ЖК РФ Законом республики Карелия от 20.12.2013 1758-ЗРК определены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Региональная программа), требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены
Судом установлено и не опровергается сторонами, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, соответственно с этого дня начинает течь срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 1758 решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Судом сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае следовало применять шестимесячный срок для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, так именно этот срок был определен на момент включения в данную программу спорного многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, и пятимесячный срок Товариществом не был нарушен, так как срок принятия и представления в уполномоченный орган решения был установлен до 13.05.2015 с учетом выходных и праздничных дней, а ТСЖ направило в Администрацию решение 15.04.2015.
Судом обоснованно отклонен довод Инспекции о том, что собственниками помещений в доме 35 по наб. Варкауса в нарушение требований частей 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, так как Инспекция сама в письмах от 05.06.2015 N 4517/14-03/ГЖИи (лист дела 26) и от 26.04.2015 N 5074/14-03/ГЖИи (лист дела 22) определила, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 172 ЖК РФ последней датой предоставления требуемых документов, с учетом переноса праздничных дней, принято считать 13.05.2015. Однако же, не дождавшись истечения указанного срока, 07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи (лист дела 134) сообщила в Администрацию информацию о том, что собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что собственниками помещений спорного дома реализовано право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, принято соответствующее решении, в котором определены все условия в соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ, в установленный срок решение доведено до сведения уполномоченного лица, открыт специальный счет.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования заявителя, а также обязал Инспекцию и Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ.
Судом исследованы все обстоятельств дела и им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения и толкования норм материального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 марта 2016 года по делу N А26-6902/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)