Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания Пермяковой Е.П.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "МКС Петрозаводск" (регистрационный номер 13АП-9683/2017) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2017 по делу N А26-286/2017 (судья Подкопаев А.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "МКС Петрозаводск"
к Административной комиссии Петрозаводского городского округа
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
Общество с ограниченной ответственностью "МКС Петрозаводск" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 15, ОГРН 1141001013416, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа (185000, г. Петрозаводск, пр. Ленина-2, ОГРН 1021000538481, далее - Административная комиссия) от 26.12.2016 N 1.8.3-01/1238 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее - Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", Закон N 1191-ЗРК).
Решением суда первой инстанции ООО "МКС Петрозаводск" в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, по тем основаниям, что при организации проверки Управлением были допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без участия сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271, 272.1 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 08.12.2016 муниципальным инспектором жилищного контроля Администрации Петрозаводского городского округа в ходе контрольных мероприятий, направленных на обследование территории городского округа на предмет соблюдения требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, проведен осмотр придомовой территории дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске, в ходе которого на придомовой территории указанного дома обнаружено, что в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома, не соблюдена периодичность и своевременность проведения зимних уборочных работ: на пешеходных дорожках, у двух подъездов и на крыльцах имелась скользкость (гололед), не было произведено скалывание льдообразований, не проведена обработка пешеходной дорожки песко-соляной смесью, не очищены подходы к подъездам (снежный покров - 22 см); не организованы работы по своевременной очистке кровли от наледи и сосулек: над пешеходной зоной на свесе кровли имелось значительное количество (объем) наледеобразований и сосулек различной величины (до 1,4 м); опасная зона не огорожена, меры по обеспечению безопасности пешеходов и имущества граждан не приняты; возле входных дверей подъездов зафиксированы фрагменты (остатки) листовок рекламного характера, что является нарушением пунктов 1 - 3 статьи 4, пунктов 1 - 3 статьи 5, пунктов 2 - 5, 7 и 8 статьи 7, статьи 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2013 N 27/27-414.
По результатам осмотра составлен акт осмотра от 08.12.2016 N 1302 с фототаблицей и схемой из кадастрового плана. К акту приложены сведения "Архив погоды в Петрозаводске" по состоянию на 08.12.2016.
16.12.2016 по факту правонарушения, с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 1302-П по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", материалы дела переданы на рассмотрение Административной комиссии Петрозаводского городского округа.
Административная комиссия Петрозаводского городского округа, рассмотрев материалы административного дела, вынесла постановление от 26.12.2016 N 1.8.3-03/194 о привлечении ООО "МКС Петрозаводск" к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей, с учетом неоднократного совершения правонарушения (постановление N 1.8.3-03/194 от 23.03.2016).
ООО "МКС Петрозаводск" не согласилось с указанным постановлением в связи с недоказанностью события правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), следует, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются крыши, ограждающие несущие конструкции (несущие стены) и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Из этого следует, что с момента заключения договора управления с управляющей организацией именно она берет на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является лицом, ответственным за нарушение правил благоустройства, регулирующих порядок исполнения указанных обязательств.
В соответствии со статьей 1.3 Законом Республики Карелия N 1191-ЗРК от 15.05.2008 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Карелия, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что повторное нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего закона, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере ста тысяч рублей. Под повторным правонарушением в настоящем Законе понимается правонарушение, совершенное в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение однородного (имеющего единый родовой объект посягательства) правонарушения (статья 1.5 Закона N 1191-ЗРК).
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, выступают лица, на которых возложены функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами благоустройства.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2013 N 27/27-414.
Названные Правила регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа (статья 2).
Согласно пункту 2 статьи 4 Правил организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 (далее - Правила от 03.06.2014 N 27/27-414) организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
ООО "МКС Петрозаводск" с 01 июля 2014 осуществляет услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводск на основании протокола общего собрания собственников в доме от 30.06.2014 и договора управления многоквартирным домом. Предметом указанного договора является осуществление функций по управлению общим имуществом собственников в многоквартирном доме, а также выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Сведений о том, что на момент проведения обследования придомовой территории собственниками помещений была выбрана иная управляющая организация либо изменен способ управления многоквартирным домом, в материалах дела не имеется.
Статьей 4 Правил благоустройства установлено, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (пункт 1); организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 2); организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3).
В соответствии со статьей 5 Правил благоустройства работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно (пункт 3).
Согласно пункту 2 статьи 6 Правил благоустройства период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 15 апреля; в случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз) сроки начала и окончания зимней уборки определяются администрацией Петрозаводского городского округа.
Порядок проведения зимней уборки дворовых территорий, крыш зданий и очистки их от снега определен в статье 7 Правил благоустройства.
Пунктом 1 статьи 7 Правил благоустройства установлена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке дворовых территорий: - при отсутствии снегопада она определяется от интенсивности движения: I класс - через трое суток; II класс - через двое суток; 8 А26-286/2017 III класс - через одни сутки. - во время снегопада она определяется от интенсивности движения при температуре воздуха ниже -2 град. С: I класс - через три часа; II класс - через два часа; III класс - через один час. - во время снегопада при температуре воздуха выше - 2 град. С: I класс - через полтора часа; II класс - через один час; III класс - через полчаса.
Пунктами 2 - 5 статьи 7 Правил благоустройства установлена последовательность уборки придомовых территорий, в частности: вначале убираются, а в случае гололеда и скользкости посыпаются песком тротуары, пешеходные дорожки, подъездные пути к контейнерным площадкам, а затем иные части дворовых территорий (пункт 2); участки тротуаров, пешеходных дорожек, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-разрыхлителями уплотненного снега; сгребание и уборка скола должны производится одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт 3); снег при ручной уборке тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться "под скребок" (уборка снега полностью); при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать "под движок" (уборка с оставлением слоя снега для последующего его уплотнения) (пункт 4); при возникновении скользкости должна проводиться обработка тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных проездов песко-соляной смесью; размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны; при соблюдении безопасности участников дорожного движения допускается посыпка тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных проездов песком или каменной крошкой (пункт 5).
Статьей 7 Правил благоустройства установлено, что в зимнее время собственники, арендаторы, владельцы многоквартирных и жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений или иные уполномоченные ими лица обязаны организовать своевременную очистку кровель от снега, наледи и сосулек (пункт 7); очистка кровель зданий от снега, наледеобразований со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы; сброс снега, наледеобразований с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории; перед сбросом снега, наледи необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения пешеходов; при сбрасывании снега, наледи с кровель должны быть приняты меры по ограждению опасных зон в целях безопасности пешеходов и имущества (пункты 7, 8).
Собственники зданий, сооружений, строений, а в том случае, если здание, сооружение или строение передано в пользование иному лицу - данные лица, обязаны обеспечить производство работ по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений и иных объектов на земельных участках в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами, в том числе, по проведению ремонта, реставрации, покраске фасадов и их отдельных элементов (пункт 1); фасады зданий (включая жилые дома), сооружений не должны иметь видимых загрязнений, повреждений водосточных труб, воронок или выпусков, разрушений их конструктивных элементов (карнизов, фризов, фронтонов), а также отделочного слоя, в том числе в виде не предусмотренных проектной документацией изменений его цветового тона и декоративных деталей, на фасаде не должно быть надписей и граффити (пункт 2 статьи 25 Правил благоустройства).
Таким образом, общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Материалами дела подтверждается, что муниципальным инспектором жилищного контроля Администрации Петрозаводского городского округа в ходе контрольных мероприятий проведен осмотр придомовой территории дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске, в ходе которого на придомовой территории указанного дома обнаружено, что в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома не организованы работы по своевременной очистке кровли от наледи и сосулек: над пешеходной зоной на свесе кровли имелось значительное количество (объем) наледеобразований и сосулек различной длины и величины (до 1,4 м); опасная зона не огорожена, меры по обеспечению безопасности пешеходов и имущества граждан не приняты, что подтверждается актом осмотра от 08.12.2016 N 1302 с фототаблицей, и протоколом об административном правонарушении от 16.12.2016 N 1302-П по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что обстоятельства, установленные необходимой периодичностью проведения работ по зимней уборке на придомовой территории многоквартирного дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске, не были зафиксированы надлежащим образом.
Так, класс территории в зависимости от интенсивности движения установлен муниципальным инспектором в отсутствие у него надлежащей компетенции и без документального подтверждения, а административной комиссией при рассмотрении дела - не проверялся. По фотографиям класс территории установить невозможно. На момент осмотра зафиксировано наличие осадков в виде снега при температуре до -3 град. С, то есть возможная необходимая периодичность очистки территории от снега составляла от одного до трех часов.
При этом сведениями "Архив погоды в Петрозаводске" наличие снегопада на момент проверки (с 11 час. 40 мин. до 11 час. 42 мин.) не подтверждено, а официальная информация о количестве атмосферных осадков и температуре воздуха в день проверки в городе Петрозаводске ни муниципальным инспектором, ни административной комиссией в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" не запрашивалась. Однократная фиксация состояния снежного покрова на придомовой территории в конкретное время дня (с 11 час. 40 мин. до 11 час. 42 мин. 08 декабря 2016 года) без проверки периодичности проведения зимней уборки не позволяет сделать вывод о ненадлежащем выполнении управляющей организацией своих обязанностей.
Из фотографий, на которых были зафиксированы крыльца подъездов и общий вид окружающей дом территории, не усматривалось наличие снежно-ледяных образований, препятствовавших движению пешеходов. Сведения о выполнении работ по зимней уборке до момента проведения осмотра территории, а также о периодичности проведения указанных работ административной комиссией у общества не истребовались.
Суд правомерно указал, что в отсутствие указанных сведений невозможно было установить конкретный срок выполнения управляющей организацией возложенной на нее обязанности по уборке придомовой территории, а также проверить факт соблюдения заявителем периодичности проведения зимних уборочных работ.
Само по себе наличие снежного покрова на придомовой территории при условии соблюдения установленной периодичности проведения работ по зимней уборке, не могло свидетельствовать о нарушении Правил благоустройства.
Даже при условии выполнения всех требований вышеуказанных Правил в зимнее время года в климатических условиях севера могут иметь место периоды (между уборкой), в течение которых на придомовой территории будет образовываться снежный покров.
Учитывая проведение обществом ежедневной уборки придомовой территории от снега, суд правомерно посчитал недоказанным нарушение заявителем периодичности проведения зимних работ по очистке придомовой территории от снега.
При этом следует отметить, что административной комиссией не представлены доказательства, подтверждающие размеры и границы придомовой территории (земельного участка), которые входят в состав общего имущества обслуживаемого управляющей организацией дома.
Кроме того, материалами административного дела не установлен момент появления на фасаде жилого дома выявленных в ходе осмотра 08.12.2016 загрязнений в виде фрагментов (остатков) листовок рекламного характера.
Правилами благоустройства не предусмотрена периодичность проведения работ по очистке фасадов жилых домов от такого рода загрязнений, в том числе путем очистки и покраски стен либо выведения надписей со стен, не подлежащих покраске, в связи с чем такие работы не относились к ежедневным текущим работам по содержанию общего имущества дома. Покраска и очистка стен представляли собой технологический процесс, требовавший значительных временных затрат, привлечения специалистов и дополнительного финансирования.
Наличие на фасаде дома загрязнений не создало угрозу надежности многоквартирного дома, безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, в связи с чем выполнение работ по очистке стен не носило неотложного характера.
В соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе работ по очистке фасада) находится в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пунктов 11, 13 и 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома управляющая организация должна производить периодические осмотры и доводить информацию о результатах этих осмотров и мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов, до собственников помещений. Осмотр фасадов на предмет их надлежащего содержания должен производиться в ходе проведения общих осмотров: весной и осенью (пункт 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Доказательств того, что данное нарушение выявлялось ранее и обществу выдавалось предписание об его устранении, в материалах дела не имелось. До проведения очередного общего осмотра общество имело возможность выявить нарушения и принять меры к их устранению путем предложения собственникам помещений решить вопрос о финансировании данных работ.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно усмотрел наличие неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ должно быть истолковано в пользу этого лица, в связи с чем исключил нарушение статьи 25 Правил благоустройства из числа нарушений, вменяемых заявителю в оспариваемом постановлении.
Исключение данных эпизодов из числа вмененных обществу нарушений не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления в целом.
Факты ненадлежащего содержания кровли многоквартирного дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске по состоянию на 08.12.2016 представляют собой нарушения пунктов 7 и 8 статьи 7 Правил благоустройства, которые подтверждены актом осмотра от 08.12.2016 N 1302 с фототаблицей и протоколом N 1302-П об административном правонарушении по делу от 16.12.2016 N 1.8.3-01/1238.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Наличие нарушений установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований подтверждается материалами административного дела, что образует событие правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях".
Таким образом, административным органом доказан как факт правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях", так и вина общества в его совершении.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию по делу, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2017 по делу N А26-286/2017, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "МКС Петрозаводск" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2017 N 13АП-9683/2017 ПО ДЕЛУ N А26-286/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. N 13АП-9683/2017
Дело N А26-286/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания Пермяковой Е.П.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "МКС Петрозаводск" (регистрационный номер 13АП-9683/2017) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2017 по делу N А26-286/2017 (судья Подкопаев А.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "МКС Петрозаводск"
к Административной комиссии Петрозаводского городского округа
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МКС Петрозаводск" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 15, ОГРН 1141001013416, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Петрозаводского городского округа (185000, г. Петрозаводск, пр. Ленина-2, ОГРН 1021000538481, далее - Административная комиссия) от 26.12.2016 N 1.8.3-01/1238 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее - Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", Закон N 1191-ЗРК).
Решением суда первой инстанции ООО "МКС Петрозаводск" в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, по тем основаниям, что при организации проверки Управлением были допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без участия сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271, 272.1 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 08.12.2016 муниципальным инспектором жилищного контроля Администрации Петрозаводского городского округа в ходе контрольных мероприятий, направленных на обследование территории городского округа на предмет соблюдения требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, проведен осмотр придомовой территории дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске, в ходе которого на придомовой территории указанного дома обнаружено, что в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома, не соблюдена периодичность и своевременность проведения зимних уборочных работ: на пешеходных дорожках, у двух подъездов и на крыльцах имелась скользкость (гололед), не было произведено скалывание льдообразований, не проведена обработка пешеходной дорожки песко-соляной смесью, не очищены подходы к подъездам (снежный покров - 22 см); не организованы работы по своевременной очистке кровли от наледи и сосулек: над пешеходной зоной на свесе кровли имелось значительное количество (объем) наледеобразований и сосулек различной величины (до 1,4 м); опасная зона не огорожена, меры по обеспечению безопасности пешеходов и имущества граждан не приняты; возле входных дверей подъездов зафиксированы фрагменты (остатки) листовок рекламного характера, что является нарушением пунктов 1 - 3 статьи 4, пунктов 1 - 3 статьи 5, пунктов 2 - 5, 7 и 8 статьи 7, статьи 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2013 N 27/27-414.
По результатам осмотра составлен акт осмотра от 08.12.2016 N 1302 с фототаблицей и схемой из кадастрового плана. К акту приложены сведения "Архив погоды в Петрозаводске" по состоянию на 08.12.2016.
16.12.2016 по факту правонарушения, с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 1302-П по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", материалы дела переданы на рассмотрение Административной комиссии Петрозаводского городского округа.
Административная комиссия Петрозаводского городского округа, рассмотрев материалы административного дела, вынесла постановление от 26.12.2016 N 1.8.3-03/194 о привлечении ООО "МКС Петрозаводск" к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей, с учетом неоднократного совершения правонарушения (постановление N 1.8.3-03/194 от 23.03.2016).
ООО "МКС Петрозаводск" не согласилось с указанным постановлением в связи с недоказанностью события правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), следует, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются крыши, ограждающие несущие конструкции (несущие стены) и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Из этого следует, что с момента заключения договора управления с управляющей организацией именно она берет на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является лицом, ответственным за нарушение правил благоустройства, регулирующих порядок исполнения указанных обязательств.
В соответствии со статьей 1.3 Законом Республики Карелия N 1191-ЗРК от 15.05.2008 "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе за нарушения правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Карелия, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что повторное нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего закона, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере ста тысяч рублей. Под повторным правонарушением в настоящем Законе понимается правонарушение, совершенное в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение однородного (имеющего единый родовой объект посягательства) правонарушения (статья 1.5 Закона N 1191-ЗРК).
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК, выступают лица, на которых возложены функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами благоустройства.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2013 N 27/27-414.
Названные Правила регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа (статья 2).
Согласно пункту 2 статьи 4 Правил организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 (далее - Правила от 03.06.2014 N 27/27-414) организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
ООО "МКС Петрозаводск" с 01 июля 2014 осуществляет услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводск на основании протокола общего собрания собственников в доме от 30.06.2014 и договора управления многоквартирным домом. Предметом указанного договора является осуществление функций по управлению общим имуществом собственников в многоквартирном доме, а также выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Сведений о том, что на момент проведения обследования придомовой территории собственниками помещений была выбрана иная управляющая организация либо изменен способ управления многоквартирным домом, в материалах дела не имеется.
Статьей 4 Правил благоустройства установлено, что организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов (пункт 1); организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 2); организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами (пункт 3).
В соответствии со статьей 5 Правил благоустройства работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил (пункт 1); организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий; определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица (пункт 2); уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня; уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно (пункт 3).
Согласно пункту 2 статьи 6 Правил благоустройства период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 15 апреля; в случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз) сроки начала и окончания зимней уборки определяются администрацией Петрозаводского городского округа.
Порядок проведения зимней уборки дворовых территорий, крыш зданий и очистки их от снега определен в статье 7 Правил благоустройства.
Пунктом 1 статьи 7 Правил благоустройства установлена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке дворовых территорий: - при отсутствии снегопада она определяется от интенсивности движения: I класс - через трое суток; II класс - через двое суток; 8 А26-286/2017 III класс - через одни сутки. - во время снегопада она определяется от интенсивности движения при температуре воздуха ниже -2 град. С: I класс - через три часа; II класс - через два часа; III класс - через один час. - во время снегопада при температуре воздуха выше - 2 град. С: I класс - через полтора часа; II класс - через один час; III класс - через полчаса.
Пунктами 2 - 5 статьи 7 Правил благоустройства установлена последовательность уборки придомовых территорий, в частности: вначале убираются, а в случае гололеда и скользкости посыпаются песком тротуары, пешеходные дорожки, подъездные пути к контейнерным площадкам, а затем иные части дворовых территорий (пункт 2); участки тротуаров, пешеходных дорожек, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-разрыхлителями уплотненного снега; сгребание и уборка скола должны производится одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт 3); снег при ручной уборке тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться "под скребок" (уборка снега полностью); при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать "под движок" (уборка с оставлением слоя снега для последующего его уплотнения) (пункт 4); при возникновении скользкости должна проводиться обработка тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных проездов песко-соляной смесью; размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны; при соблюдении безопасности участников дорожного движения допускается посыпка тротуаров, пешеходных дорожек и внутриквартальных проездов песком или каменной крошкой (пункт 5).
Статьей 7 Правил благоустройства установлено, что в зимнее время собственники, арендаторы, владельцы многоквартирных и жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений или иные уполномоченные ими лица обязаны организовать своевременную очистку кровель от снега, наледи и сосулек (пункт 7); очистка кровель зданий от снега, наледеобразований со сбросом его на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы; сброс снега, наледеобразований с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории; перед сбросом снега, наледи необходимо провести охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения пешеходов; при сбрасывании снега, наледи с кровель должны быть приняты меры по ограждению опасных зон в целях безопасности пешеходов и имущества (пункты 7, 8).
Собственники зданий, сооружений, строений, а в том случае, если здание, сооружение или строение передано в пользование иному лицу - данные лица, обязаны обеспечить производство работ по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений и иных объектов на земельных участках в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами, в том числе, по проведению ремонта, реставрации, покраске фасадов и их отдельных элементов (пункт 1); фасады зданий (включая жилые дома), сооружений не должны иметь видимых загрязнений, повреждений водосточных труб, воронок или выпусков, разрушений их конструктивных элементов (карнизов, фризов, фронтонов), а также отделочного слоя, в том числе в виде не предусмотренных проектной документацией изменений его цветового тона и декоративных деталей, на фасаде не должно быть надписей и граффити (пункт 2 статьи 25 Правил благоустройства).
Таким образом, общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Материалами дела подтверждается, что муниципальным инспектором жилищного контроля Администрации Петрозаводского городского округа в ходе контрольных мероприятий проведен осмотр придомовой территории дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске, в ходе которого на придомовой территории указанного дома обнаружено, что в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома не организованы работы по своевременной очистке кровли от наледи и сосулек: над пешеходной зоной на свесе кровли имелось значительное количество (объем) наледеобразований и сосулек различной длины и величины (до 1,4 м); опасная зона не огорожена, меры по обеспечению безопасности пешеходов и имущества граждан не приняты, что подтверждается актом осмотра от 08.12.2016 N 1302 с фототаблицей, и протоколом об административном правонарушении от 16.12.2016 N 1302-П по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что обстоятельства, установленные необходимой периодичностью проведения работ по зимней уборке на придомовой территории многоквартирного дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске, не были зафиксированы надлежащим образом.
Так, класс территории в зависимости от интенсивности движения установлен муниципальным инспектором в отсутствие у него надлежащей компетенции и без документального подтверждения, а административной комиссией при рассмотрении дела - не проверялся. По фотографиям класс территории установить невозможно. На момент осмотра зафиксировано наличие осадков в виде снега при температуре до -3 град. С, то есть возможная необходимая периодичность очистки территории от снега составляла от одного до трех часов.
При этом сведениями "Архив погоды в Петрозаводске" наличие снегопада на момент проверки (с 11 час. 40 мин. до 11 час. 42 мин.) не подтверждено, а официальная информация о количестве атмосферных осадков и температуре воздуха в день проверки в городе Петрозаводске ни муниципальным инспектором, ни административной комиссией в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" не запрашивалась. Однократная фиксация состояния снежного покрова на придомовой территории в конкретное время дня (с 11 час. 40 мин. до 11 час. 42 мин. 08 декабря 2016 года) без проверки периодичности проведения зимней уборки не позволяет сделать вывод о ненадлежащем выполнении управляющей организацией своих обязанностей.
Из фотографий, на которых были зафиксированы крыльца подъездов и общий вид окружающей дом территории, не усматривалось наличие снежно-ледяных образований, препятствовавших движению пешеходов. Сведения о выполнении работ по зимней уборке до момента проведения осмотра территории, а также о периодичности проведения указанных работ административной комиссией у общества не истребовались.
Суд правомерно указал, что в отсутствие указанных сведений невозможно было установить конкретный срок выполнения управляющей организацией возложенной на нее обязанности по уборке придомовой территории, а также проверить факт соблюдения заявителем периодичности проведения зимних уборочных работ.
Само по себе наличие снежного покрова на придомовой территории при условии соблюдения установленной периодичности проведения работ по зимней уборке, не могло свидетельствовать о нарушении Правил благоустройства.
Даже при условии выполнения всех требований вышеуказанных Правил в зимнее время года в климатических условиях севера могут иметь место периоды (между уборкой), в течение которых на придомовой территории будет образовываться снежный покров.
Учитывая проведение обществом ежедневной уборки придомовой территории от снега, суд правомерно посчитал недоказанным нарушение заявителем периодичности проведения зимних работ по очистке придомовой территории от снега.
При этом следует отметить, что административной комиссией не представлены доказательства, подтверждающие размеры и границы придомовой территории (земельного участка), которые входят в состав общего имущества обслуживаемого управляющей организацией дома.
Кроме того, материалами административного дела не установлен момент появления на фасаде жилого дома выявленных в ходе осмотра 08.12.2016 загрязнений в виде фрагментов (остатков) листовок рекламного характера.
Правилами благоустройства не предусмотрена периодичность проведения работ по очистке фасадов жилых домов от такого рода загрязнений, в том числе путем очистки и покраски стен либо выведения надписей со стен, не подлежащих покраске, в связи с чем такие работы не относились к ежедневным текущим работам по содержанию общего имущества дома. Покраска и очистка стен представляли собой технологический процесс, требовавший значительных временных затрат, привлечения специалистов и дополнительного финансирования.
Наличие на фасаде дома загрязнений не создало угрозу надежности многоквартирного дома, безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, в связи с чем выполнение работ по очистке стен не носило неотложного характера.
В соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе работ по очистке фасада) находится в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пунктов 11, 13 и 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома управляющая организация должна производить периодические осмотры и доводить информацию о результатах этих осмотров и мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов, до собственников помещений. Осмотр фасадов на предмет их надлежащего содержания должен производиться в ходе проведения общих осмотров: весной и осенью (пункт 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Доказательств того, что данное нарушение выявлялось ранее и обществу выдавалось предписание об его устранении, в материалах дела не имелось. До проведения очередного общего осмотра общество имело возможность выявить нарушения и принять меры к их устранению путем предложения собственникам помещений решить вопрос о финансировании данных работ.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно усмотрел наличие неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ должно быть истолковано в пользу этого лица, в связи с чем исключил нарушение статьи 25 Правил благоустройства из числа нарушений, вменяемых заявителю в оспариваемом постановлении.
Исключение данных эпизодов из числа вмененных обществу нарушений не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления в целом.
Факты ненадлежащего содержания кровли многоквартирного дома N 8 по улице Перттунена в городе Петрозаводске по состоянию на 08.12.2016 представляют собой нарушения пунктов 7 и 8 статьи 7 Правил благоустройства, которые подтверждены актом осмотра от 08.12.2016 N 1302 с фототаблицей и протоколом N 1302-П об административном правонарушении по делу от 16.12.2016 N 1.8.3-01/1238.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Республики Карелия "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Наличие нарушений установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований подтверждается материалами административного дела, что образует событие правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях".
Таким образом, административным органом доказан как факт правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях", так и вина общества в его совершении.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию по делу, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2017 по делу N А26-286/2017, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "МКС Петрозаводск" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)