Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление": представитель не явился;
- от Муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области: представитель не явился;
- от Учреждения Администрации города Райчихинска Амурской области: представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление"
на решение от 18.08.2016
по делу N А04-5845/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Д.С. Анышем
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление"
к Учреждению Администрации города Райчихинска Амурской области
о признании недействительным предписания в части
третье лицо: Государственная жилищная инспекция Амурской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление" (далее - заявитель; ООО "ЖЭУ"; общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области N 10 от 19.04.2016 в части мероприятия, подлежащего исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений пункта 3 "Произвести работы по разборке лоджий "до земли".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Учреждение Администрации города Райчихинска Амурской области Российской Федерации, государственная жилищная инспекция Амурской области (далее - Амуржилинспекция).
Определением от 11.07.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - с муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области, на надлежащего - Учреждение Администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации (далее - Администрация города Райчихинска).
Решением суда от 18.08.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания Муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области в обжалуемой части, так как установил, что собственниками помещений рассматриваемого многоквартирного дома принято решение о проведении капремонта такого дома (аварийное состояние дома - имеются вертикальные трещины по всей высоте стен лоджий), которое направлено главе города Райчихинска, но оставлено без ответа.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункты 1.7.5, 2.1.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила эксплуатации), пункт 3 статьи 36, статью 158, пункт 1 части 2 статьи 44, часть 3 статьи 39, статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), утверждает о том, что: суд не принял во внимание факт имеющихся в оспариваемом предписании ссылок на пункты 1.7.5, 2.1.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила эксплуатации N 170), что не соответствует закону и противоречит заключению по техническому обследованию ООО ПСО "Благовещенскпроект" N 1217-15-ТО; вина заявителя в аварийном состоянии жилого дома вызванным, несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения, отсутствует; заявителем приняты все зависящие от него меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по содержанию жилого фонда, а также по обеспечению безопасности людей; работы по разборке лоджий до земли не относятся к текущему ремонту, не входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; на управляющую компанию возложена обязанность по капитальному ремонту дома за счет взносов на содержание жилья, несмотря на принятое собственниками решение о проведении капитального ремонта в 2016 году за счет взносов на капитальный ремонт.
Вместе с апелляционной жалобой в суд представлены дополнительные документы - экземпляр заключения по техническому обследованию МКД по ул. Победы, 57, г. Райчихинск Амурской области 1306-16-ТО, составленного ООО ПСО "Благовещенскпроект" с приложениями.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Райчихинска Амурской области доводы жалобы отклонила, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
До начала судебного заседания от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ считает необходимым возвратить заявителю жалобы представленные с жалобой документы - экземпляр заключения по техническому обследованию МКД по ул. Победы, 57, г. Райчихинск Амурской области 1306-16-ТО, составленного ООО ПСО "Благовещенскпроект" с приложениями, вместе с сопроводительным письмом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 57 по ул. Победы города Райчихинска находится в управлении ООО "ЖЭУ" с 01.01.2016 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016.
15.04.2016 руководителем органа муниципального жилищного контроля вынесено распоряжением N 15 о проведении мероприятий по муниципальному жилищному контролю, а именно внеплановой проверки в отношении ООО "ЖЭУ" с целью проверки соблюдения жилищного законодательства, в качестве основания указано - предотвращение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих в квартирах N 41, 44, 47, 50, 53 в многоквартирном доме по ул. Победы N 57, срок проведения проверки установлено с 19.04.2016 по 21.04.2016 (копия такого распоряжения получена ООО "ЖЭУ" 18.04.2015); по результатам проверки составлен акт N 26 от 19.04.2016, в котором отражено, что ООО Проектно-строительное объединение "Благовещенскпроект" подготовило заключение по техническому обследованию лоджии многоквартирного жилого дома по ул. Победы, 57, где указано, что несущие стены лоджии выполнены с нарушением строительных норм, кладка выполнена без перевязки швов, не армирована, не закреплена к стене здания; имеются вертикальные трещины шириной раскрытия более 5 до 50 мм в местах сопряжения боковых стен с основной несущей стеной здания, горизонтальные трещины в цоколе лоджии шириной раскрытия до 20 мм с разрушением и отслоением штукатурки, общее техническое состояние стен является аварийным, требуется их разборка, перекрытия лоджий опираются на аварийные стены, отошли от здания до 50 мм, целостность балконных плит удовлетворительная, общее их техническое состояние оценивается как аварийное, требуется демонтаж, общее техническое состояние фундамента лоджии оценивается как аварийное, требуется его усиление, либо устройство нового; все несущие и ограждающие конструкции лоджии находятся в аварийном состоянии, требуют разборки; управляющей компанией зона возможного обрушения ограждена предупреждающей лентой; в целях контроля за деформацией ограждающих конструкций установлены маячки на трещины на лоджиях в квартирах N 44,53, обследовать квартиры N 41, 47, 50 не удалось, так как отсутствовал доступ, в квартирах N 44,53 окна и двери, выходящие на лоджию не опечатаны, жильцы свободно выходят на лоджию.
19.04.2016 обществу выдано предписание N 10 об устранении выявленных нарушений в срок до 06.05.2016, которое содержит следующие требования: выдать письменные предписания жителям квартир N 41, 44, 47, 50, 53 о запрете выхода на лоджии, опечатать двери и окна, выходящие на лоджию в срок до 22.04.2016; осуществлять контроль за маячками, установленными на трещинах (лоджии квартир N 44, 53) постоянно; произвести работы по разборке лоджий "до земли" (пункты 1.7.5, 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).
Не согласившись с выданным предписанием в части требований о проведении работ по разборке лоджий "до земли" ООО "ЖЭУ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1.1, 2.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами; органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Постановлением Администрации города Райчихинска от 04.04.2013 N 352 утвержден Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа города Райчихинска, которым установлено, что муниципальный жилищный контроль на территории городского округа города Райчихинска осуществляется органом муниципального жилищного контроля.
Постановлением Администрации города Райчихинска от 06.03.2013 N 210 "О создании органа муниципального жилищного контроля на территории городской округ Райчихинск", утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории городского округа город Райчихинск.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются в том числе, поступления, в частности посредством системы, в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в том числе о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По смыслу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям указанным в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ имеющим отношение к жилищному законодательству проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В рассматриваемой ситуации в Администрации города Райчихинска имелась информация о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в связи с аварийным состоянием лоджий в многоквартирном жилом доме N 57 по ул. Победа города Райчихинска, что подтверждается: письмом ООО "Райчихинская управляющая компания" от 16.11.2015 N 03-01/2198, адресованным главе города Райчихинска В.Ф. Радченко с просьбой создать комиссию и ввести ЧС по вопросу аварийного состояния балконов МКД по ул. Победа, 57 угрожающему жизни и здоровью людей (при осмотре выявлено наличие сквозных трещин на балконах квартир N 41,44,47,50,53, в результате чего возможно обрушение кирпичной кладки и плит перекрытия жилого дома); письмом общества с ограниченной ответственностью "Райчихинская управляющая компания" от 25.12.2015 N 2427, адресованным главе города Райчихинска В.Ф. (по поводу переноса срока капитального ремонта фасада и фундамента дома на 2016 год в связи с аварийным состоянием дома); протоколом N 1 от 15.03.2016 заседания комиссии по определению необходимости очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа города Райчихинска (решение - обратиться в министерство ЖКХ Амурской области с решением о необходимости включения в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов Амурской области для проведения капитального ремонта кирпичной кладки, плит перекрытия и фундамента, образующих лоджии квартир N N 41, 44, 47, 50, 53 МКД по улице Победы дом N 57 в 2016 году); протоколом N 1 от 18.04.2016 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям города Райчихинска (о рекомендации главе города провести проверку по муниципальному жилищному контролю, в ходе которой необходимо: обследовать лоджии жилых помещений N 41,40,50,53 многоквартирного жилого дома N 57 по ул. Победа в городе Райчихинске, и в результате обследования, в том числе выдать предписание управляющей компании о производстве работ по разборке (демонтажу) лоджий).
В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 указанных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт; уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты; при этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1. статьи 158 ЖК РФ).
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами эксплуатации N 170, пунктами 1.7.5., 2.1.3 которых установлено, что аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине, устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией; обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.; организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Как следует из заключения по техническому обследованию ООО ПСО "Благовещенскпроект" N 1217-15-ТО, все несущие и ограждающие конструкции лоджий находятся в аварийной состоянии, не соответствуют действующим нормам безопасности и требованию разборки - предлагается выполнить разборку лоджий "до земли", работы выполнять с разработкой проекта производства работ с соблюдением действующих норм техники безопасности.
Аварийное состояние несущих и ограждающих конструкций лоджий многоквартирного дома N 57 по ул. Победы города Райчихинска и необходимость выполнения работ по разборке лоджий "до земли" в целях устранения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, не опровергнута заявителем жалобы.
Учитывая неотложность выполнения указанных в предписании работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности вынесенного Муниципальным жилищным контролем города Райчихинска Амурской области предписания N 10 от 19.04.2016 о проведении работ по разборке лоджий "до земли".
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, и новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то основания для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального права, принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18 августа 2016 года по делу N А04-5845/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2016 N 06АП-5947/2016 ПО ДЕЛУ N А04-5845/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. N 06АП-5947/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление": представитель не явился;
- от Муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области: представитель не явился;
- от Учреждения Администрации города Райчихинска Амурской области: представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление"
на решение от 18.08.2016
по делу N А04-5845/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Д.С. Анышем
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление"
к Учреждению Администрации города Райчихинска Амурской области
о признании недействительным предписания в части
третье лицо: Государственная жилищная инспекция Амурской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление" (далее - заявитель; ООО "ЖЭУ"; общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области N 10 от 19.04.2016 в части мероприятия, подлежащего исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений пункта 3 "Произвести работы по разборке лоджий "до земли".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Учреждение Администрации города Райчихинска Амурской области Российской Федерации, государственная жилищная инспекция Амурской области (далее - Амуржилинспекция).
Определением от 11.07.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - с муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области, на надлежащего - Учреждение Администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации (далее - Администрация города Райчихинска).
Решением суда от 18.08.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания Муниципального жилищного контроля города Райчихинска Амурской области в обжалуемой части, так как установил, что собственниками помещений рассматриваемого многоквартирного дома принято решение о проведении капремонта такого дома (аварийное состояние дома - имеются вертикальные трещины по всей высоте стен лоджий), которое направлено главе города Райчихинска, но оставлено без ответа.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункты 1.7.5, 2.1.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила эксплуатации), пункт 3 статьи 36, статью 158, пункт 1 части 2 статьи 44, часть 3 статьи 39, статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пункт 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), утверждает о том, что: суд не принял во внимание факт имеющихся в оспариваемом предписании ссылок на пункты 1.7.5, 2.1.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила эксплуатации N 170), что не соответствует закону и противоречит заключению по техническому обследованию ООО ПСО "Благовещенскпроект" N 1217-15-ТО; вина заявителя в аварийном состоянии жилого дома вызванным, несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения, отсутствует; заявителем приняты все зависящие от него меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по содержанию жилого фонда, а также по обеспечению безопасности людей; работы по разборке лоджий до земли не относятся к текущему ремонту, не входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; на управляющую компанию возложена обязанность по капитальному ремонту дома за счет взносов на содержание жилья, несмотря на принятое собственниками решение о проведении капитального ремонта в 2016 году за счет взносов на капитальный ремонт.
Вместе с апелляционной жалобой в суд представлены дополнительные документы - экземпляр заключения по техническому обследованию МКД по ул. Победы, 57, г. Райчихинск Амурской области 1306-16-ТО, составленного ООО ПСО "Благовещенскпроект" с приложениями.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Райчихинска Амурской области доводы жалобы отклонила, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
До начала судебного заседания от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ считает необходимым возвратить заявителю жалобы представленные с жалобой документы - экземпляр заключения по техническому обследованию МКД по ул. Победы, 57, г. Райчихинск Амурской области 1306-16-ТО, составленного ООО ПСО "Благовещенскпроект" с приложениями, вместе с сопроводительным письмом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 57 по ул. Победы города Райчихинска находится в управлении ООО "ЖЭУ" с 01.01.2016 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016.
15.04.2016 руководителем органа муниципального жилищного контроля вынесено распоряжением N 15 о проведении мероприятий по муниципальному жилищному контролю, а именно внеплановой проверки в отношении ООО "ЖЭУ" с целью проверки соблюдения жилищного законодательства, в качестве основания указано - предотвращение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих в квартирах N 41, 44, 47, 50, 53 в многоквартирном доме по ул. Победы N 57, срок проведения проверки установлено с 19.04.2016 по 21.04.2016 (копия такого распоряжения получена ООО "ЖЭУ" 18.04.2015); по результатам проверки составлен акт N 26 от 19.04.2016, в котором отражено, что ООО Проектно-строительное объединение "Благовещенскпроект" подготовило заключение по техническому обследованию лоджии многоквартирного жилого дома по ул. Победы, 57, где указано, что несущие стены лоджии выполнены с нарушением строительных норм, кладка выполнена без перевязки швов, не армирована, не закреплена к стене здания; имеются вертикальные трещины шириной раскрытия более 5 до 50 мм в местах сопряжения боковых стен с основной несущей стеной здания, горизонтальные трещины в цоколе лоджии шириной раскрытия до 20 мм с разрушением и отслоением штукатурки, общее техническое состояние стен является аварийным, требуется их разборка, перекрытия лоджий опираются на аварийные стены, отошли от здания до 50 мм, целостность балконных плит удовлетворительная, общее их техническое состояние оценивается как аварийное, требуется демонтаж, общее техническое состояние фундамента лоджии оценивается как аварийное, требуется его усиление, либо устройство нового; все несущие и ограждающие конструкции лоджии находятся в аварийном состоянии, требуют разборки; управляющей компанией зона возможного обрушения ограждена предупреждающей лентой; в целях контроля за деформацией ограждающих конструкций установлены маячки на трещины на лоджиях в квартирах N 44,53, обследовать квартиры N 41, 47, 50 не удалось, так как отсутствовал доступ, в квартирах N 44,53 окна и двери, выходящие на лоджию не опечатаны, жильцы свободно выходят на лоджию.
19.04.2016 обществу выдано предписание N 10 об устранении выявленных нарушений в срок до 06.05.2016, которое содержит следующие требования: выдать письменные предписания жителям квартир N 41, 44, 47, 50, 53 о запрете выхода на лоджии, опечатать двери и окна, выходящие на лоджию в срок до 22.04.2016; осуществлять контроль за маячками, установленными на трещинах (лоджии квартир N 44, 53) постоянно; произвести работы по разборке лоджий "до земли" (пункты 1.7.5, 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).
Не согласившись с выданным предписанием в части требований о проведении работ по разборке лоджий "до земли" ООО "ЖЭУ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1.1, 2.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами; органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Постановлением Администрации города Райчихинска от 04.04.2013 N 352 утвержден Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа города Райчихинска, которым установлено, что муниципальный жилищный контроль на территории городского округа города Райчихинска осуществляется органом муниципального жилищного контроля.
Постановлением Администрации города Райчихинска от 06.03.2013 N 210 "О создании органа муниципального жилищного контроля на территории городской округ Райчихинск", утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории городского округа город Райчихинск.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются в том числе, поступления, в частности посредством системы, в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в том числе о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По смыслу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям указанным в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ имеющим отношение к жилищному законодательству проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В рассматриваемой ситуации в Администрации города Райчихинска имелась информация о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в связи с аварийным состоянием лоджий в многоквартирном жилом доме N 57 по ул. Победа города Райчихинска, что подтверждается: письмом ООО "Райчихинская управляющая компания" от 16.11.2015 N 03-01/2198, адресованным главе города Райчихинска В.Ф. Радченко с просьбой создать комиссию и ввести ЧС по вопросу аварийного состояния балконов МКД по ул. Победа, 57 угрожающему жизни и здоровью людей (при осмотре выявлено наличие сквозных трещин на балконах квартир N 41,44,47,50,53, в результате чего возможно обрушение кирпичной кладки и плит перекрытия жилого дома); письмом общества с ограниченной ответственностью "Райчихинская управляющая компания" от 25.12.2015 N 2427, адресованным главе города Райчихинска В.Ф. (по поводу переноса срока капитального ремонта фасада и фундамента дома на 2016 год в связи с аварийным состоянием дома); протоколом N 1 от 15.03.2016 заседания комиссии по определению необходимости очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа города Райчихинска (решение - обратиться в министерство ЖКХ Амурской области с решением о необходимости включения в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов Амурской области для проведения капитального ремонта кирпичной кладки, плит перекрытия и фундамента, образующих лоджии квартир N N 41, 44, 47, 50, 53 МКД по улице Победы дом N 57 в 2016 году); протоколом N 1 от 18.04.2016 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям города Райчихинска (о рекомендации главе города провести проверку по муниципальному жилищному контролю, в ходе которой необходимо: обследовать лоджии жилых помещений N 41,40,50,53 многоквартирного жилого дома N 57 по ул. Победа в городе Райчихинске, и в результате обследования, в том числе выдать предписание управляющей компании о производстве работ по разборке (демонтажу) лоджий).
В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 указанных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт; уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты; при этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1. статьи 158 ЖК РФ).
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами эксплуатации N 170, пунктами 1.7.5., 2.1.3 которых установлено, что аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения по его вине, устраняется в установленном порядке обслуживающей организацией; обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.; организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Как следует из заключения по техническому обследованию ООО ПСО "Благовещенскпроект" N 1217-15-ТО, все несущие и ограждающие конструкции лоджий находятся в аварийной состоянии, не соответствуют действующим нормам безопасности и требованию разборки - предлагается выполнить разборку лоджий "до земли", работы выполнять с разработкой проекта производства работ с соблюдением действующих норм техники безопасности.
Аварийное состояние несущих и ограждающих конструкций лоджий многоквартирного дома N 57 по ул. Победы города Райчихинска и необходимость выполнения работ по разборке лоджий "до земли" в целях устранения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, не опровергнута заявителем жалобы.
Учитывая неотложность выполнения указанных в предписании работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности вынесенного Муниципальным жилищным контролем города Райчихинска Амурской области предписания N 10 от 19.04.2016 о проведении работ по разборке лоджий "до земли".
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, и новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то основания для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального права, принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18 августа 2016 года по делу N А04-5845/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)