Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" февраля 2017 г.
по делу N А40-185495/16, принятое судьей О.В. Дубовик,
по иску ОАО "РЭУ N 22 района Измайлово" (ОГРН 1067761033251)
к ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092), о взыскании
при участии в судебном заседании:
- от истца: Черноков С.С. выписка из протокола от 09.03.2016, Петрачков О.М. по доверенности от 16.05.2016;
- от ответчика: не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 15.516.513 руб. 71 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2.751.223 руб. 49 коп. с учетом ходатайства об уменьшении исковых требований.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск и выступлениях представителя, также заявлено о пропуске истцом срока исковой давности за период с 01.01.2012 г. по 06.09.2013 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 15.02.2017, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" является управляющей компанией, в обязанности которой входит предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах.
В целях обеспечения населения коммунальными услугами по отоплению ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" (далее - истец, абонент) заключен с ПАО "МОЭК" (далее - ответчик, теплоснабжающая организация) договор теплоснабжения от 01.03.2010 г. N 04.303031-ТЭ, согласно предмету договора теплоснабжающая организация обязуется поставить (отпустить) абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а абонент обязуется принять тепловую энергию и оплатить ее (пункт 1.1. договора).
В обоснование своей позиции по иску истец ссылается на то обстоятельство, что сумма денежных средств, перечисленных ответчику за период с декабря 2012 г. по декабрь 2014 г. превышает размер реального обязательства, ответчиком выставлялись счета за поставленную тепловую энергию в завышенном размере.
Как указывает истец, а также не оспаривается ответчиком, спор между сторонами возник в связи с порядком определения объемов поставки тепловой энергии по договору от 01.03.2010 г. N 04.303031-ТЭ в многоквартирные дома, в которых отсутствовали или были неисправны общедомовые приборы учета.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договор энергоснабжения является публичным договором, его условия подпадают под действие ст. 426 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Суд первой инстанции установил, что истец, являясь управляющей компанией, выбранной собственниками многоквартирных домов в качестве исполнителя коммунальных услуг от своего имени и за свой счет заключил с ответчиком договоры, которые по своей природе являются договорами энергоснабжения.
Порядок приобретения коммунальных ресурсов и реализации гражданам коммунальных услуг регламентируются нормами Жилищного кодекса РФ, а также "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354), а также "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124).
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства над иными законами и нормативными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Аналогичные требования к условиям договоров ресурсоснабжения закреплены в пункте 1 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 и в пунктах 13, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354. Расчеты исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией должны производиться в том же порядке, что и расчеты граждан, за коммунальные услуги. Управляющая компания не имеет самостоятельного экономического интереса при приобретении коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячая вода, электрическая энергия и т.д.), поскольку они приобретаются не в целях перепродажи, а в целях оказания коммунальных услуг потребителям.
С 01.09.2012 года вступили в силу Правила N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 124 подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 124 подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Согласно пп. в) пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по нормативам потребления коммунальных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что в настоящих правоотношений подлежат применению коэффициент 12/7 при расчете количества тепловой энергии, поскольку применение коэффициента 12/7 не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 N 09АП-12946/2017 ПО ДЕЛУ N А40-185495/16
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. N 09АП-12946/2017
Дело N А40-185495/16
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" февраля 2017 г.
по делу N А40-185495/16, принятое судьей О.В. Дубовик,
по иску ОАО "РЭУ N 22 района Измайлово" (ОГРН 1067761033251)
к ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092), о взыскании
при участии в судебном заседании:
- от истца: Черноков С.С. выписка из протокола от 09.03.2016, Петрачков О.М. по доверенности от 16.05.2016;
- от ответчика: не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 15.516.513 руб. 71 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2.751.223 руб. 49 коп. с учетом ходатайства об уменьшении исковых требований.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск и выступлениях представителя, также заявлено о пропуске истцом срока исковой давности за период с 01.01.2012 г. по 06.09.2013 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 15.02.2017, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2017 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" является управляющей компанией, в обязанности которой входит предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах.
В целях обеспечения населения коммунальными услугами по отоплению ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" (далее - истец, абонент) заключен с ПАО "МОЭК" (далее - ответчик, теплоснабжающая организация) договор теплоснабжения от 01.03.2010 г. N 04.303031-ТЭ, согласно предмету договора теплоснабжающая организация обязуется поставить (отпустить) абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а абонент обязуется принять тепловую энергию и оплатить ее (пункт 1.1. договора).
В обоснование своей позиции по иску истец ссылается на то обстоятельство, что сумма денежных средств, перечисленных ответчику за период с декабря 2012 г. по декабрь 2014 г. превышает размер реального обязательства, ответчиком выставлялись счета за поставленную тепловую энергию в завышенном размере.
Как указывает истец, а также не оспаривается ответчиком, спор между сторонами возник в связи с порядком определения объемов поставки тепловой энергии по договору от 01.03.2010 г. N 04.303031-ТЭ в многоквартирные дома, в которых отсутствовали или были неисправны общедомовые приборы учета.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договор энергоснабжения является публичным договором, его условия подпадают под действие ст. 426 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Суд первой инстанции установил, что истец, являясь управляющей компанией, выбранной собственниками многоквартирных домов в качестве исполнителя коммунальных услуг от своего имени и за свой счет заключил с ответчиком договоры, которые по своей природе являются договорами энергоснабжения.
Порядок приобретения коммунальных ресурсов и реализации гражданам коммунальных услуг регламентируются нормами Жилищного кодекса РФ, а также "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307), "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354), а также "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124).
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства над иными законами и нормативными актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Аналогичные требования к условиям договоров ресурсоснабжения закреплены в пункте 1 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 и в пунктах 13, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354. Расчеты исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией должны производиться в том же порядке, что и расчеты граждан, за коммунальные услуги. Управляющая компания не имеет самостоятельного экономического интереса при приобретении коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячая вода, электрическая энергия и т.д.), поскольку они приобретаются не в целях перепродажи, а в целях оказания коммунальных услуг потребителям.
С 01.09.2012 года вступили в силу Правила N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 124 подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 124 подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Согласно пп. в) пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по нормативам потребления коммунальных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что в настоящих правоотношений подлежат применению коэффициент 12/7 при расчете количества тепловой энергии, поскольку применение коэффициента 12/7 не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)