Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сердюк К.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30758/2015) МУП "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу N А26-8448/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению МУП "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район"
к ГУ - УПФ РФ в Беломорском районе Республики Карелия
о признании недействительным решения N 009 015 РВ 0000131 от 21.08.2015
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 009 015 РВ 0000131 от 21.08.2015.
Решением суда от 20.10.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что в спорный период правомерно применялись пониженные тарифы страховых взносов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Предприятием за период с 09.08.2013 по 31.12.2014, Пенсионным фондом составлен акт N 009 015 15 АВ 0000120 от 29.06.2015.
В ходе выездной проверки Пенсионный фонд установил, что Предприятием не представлено доказательств, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов.
Решением N 009 015 15 АВ 00 00131 от 21.08.2015 Предприятие привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 335 314 руб. 11 коп., пени в размере 68 729 руб. 64 коп. и начислена недоимка в сумме 1 676 570 руб. 53 коп.
Полагая, что указанное решение Пенсионного фонда является незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о недоказанности правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно статье 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 58 Закона N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
В силу подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом.
Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков установлены частью 3.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
На основании части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 N 454-ст предусмотрено, что группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
Группировка 70.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда и земельных участков; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию нежилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю.
Группировка 70.32.3 "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" включает: учет и техническую инвентаризацию жилого фонда; учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда; составление и ведение земельных кадастров и балансов земель.
Для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В рассматриваемом случае, заявитель является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения от 18.12.2013) и исчисляет страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что 01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение", Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" заключены договоры управления многоквартирным домом. Срок действия договоров - до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях "Сумпосадское сельское поселение" и "Сосновецкое сельское поселение".
01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" заключен договор управления многоквартирным домом. Договор заключен на срок до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.
На основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", между Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" и ООО "Север" 26 марта 2014 года заключен договор управления многоквартирным домом. Договор вступает в силу 01.04.2014, срок действия договора - три года.
Таким образом, договор от 01.09.2013, заключенный между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение", прекращает свое действие с 01.04.2014.
01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение". Срок действия договора с 01.04.2014 по 31.03.2015.
Пунктом 1.1 договора согласовано, что в состав работ по договору входят: управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов; содержание, текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; санитарное содержание придомовой территории; сбор, вывоз и размещение бытовых отходов.
Согласно пункту 4.4 договора источником оплаты услуг по договору являются: средства, поступающие от населения за услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества, аварийно-диспетчерскому обеспечению и внутридомовому газовому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, сбору, вывозу и размещению бытовых отходов.
В силу пунктов 5.3 и 5.4 договора приемка работ, услуг по эксплуатации, содержанию и текущему ремонту жилищного фонда производится по акту; расчеты между Исполнителем и Заказчиком производятся 5-го числа месяца, следующего за расчетным на основании счета, выставленного Исполнителем.
Постановлением от 27.09.2003 N 170 Госстроя Российской Федерации установлено, что общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
При этом под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 62 ЖК РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливаются пределы ответственности управляющей организации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании Жилищного кодекса Российской Федерации содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Следовательно, управляющая организация - это организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Отказывая в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что характер заключенного Предприятием договора возмездного оказания услуг с управляющей организацией свидетельствует о том, что Предприятие, выполняя условия договора, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; по санитарному содержанию придомовой территории; по сбору, вывозу и размещению бытовых отходов. В данном договоре отсутствует информация о передаче заявителю правомочий по управлению многоквартирным домом. Более того, в соответствии с пунктом 6.3 договора обязанность по управлению многоквартирными домами возложена на Заказчика (ООО "Север").
Кроме того, Предприятием не представлены договоры управления многоквартирными домами, заключенные между Предприятием и собственниками жилых помещений, а также между Предприятием и ресурсоснабжающими организациями в отношении жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение".
Таким образом, Предприятие не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда от 01.04.2014 является договором возмездного оказания услуг, Предприятие получает доход по этому договору, не связанный с осуществлением своего основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Более того, заявитель в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 осуществлял деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1) Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения, а также в период с 01.01.2014 по 31.03.2014 - Беломорского городского поселения.
Согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета.
В ходе выездной проверки, Предприятием представлена книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за 2014 год.
В соответствии с налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год (квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде МИФНС N 2 по РК от 30.03.2015 года) сумма доходов Предприятия, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет: за 1 квартал 2014 года - 11 239 249 руб. 00 коп. (раздел 2.2, строка 210); за полугодие 2014 года - 24 546 957 руб. (раздел 2.2, строка 211); за 9 месяцев 2014 года - 37 920 269,00 руб. (раздел 2.2, строка 212); за 2014 год - 50 774 101 руб. (раздел 2.2, строка 213).
Данные декларации соответствуют данным книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за 2014 год.
Согласно расшифровкам к перечню видов работ и услуг, представленным по требованию от 21.04.2015 N 009 015 15 ИД 0000192, сумма доходов по основному виду деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32 Л) составляет: за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 составляет 9 372 266,8 руб. (по договорам от 01.09.2013 между Предприятием и Администрациями Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения и Беломорского городского поселения); за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 - 5 510 306, 24 руб. (по договорам от 01.09.2013 между Предприятием и Администрациями Сумпосадского и Сосновецкого сельского поселения); за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 - 22 991 281,59 руб. (по договору от 01.04.2014 между Предприятием и ООО "Север").
Следовательно, доля доходов по виду деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70,32.1) за 2014 год составляет 29,3 процента (((9 372 267 + 5 510 306) / 50 774 101) * 100%).
Материалами дела подтверждается, что Предприятием не соблюдено условие части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ о доле доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов, следовательно, неправомерно отражена по строке 362 расчета РСВ-1 за 2014 год сумма доходов от вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32.1), определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в размере 37 070 033 руб. 21 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, применение пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с подпунктом "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ неправомерно.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявления Предприятия отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 по делу N А70-9277/2014.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу N А26-8448/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
С.В.ЛУЩАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2016 N 13АП-30758/2015 ПО ДЕЛУ N А26-8448/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. по делу N А26-8448/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сердюк К.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30758/2015) МУП "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу N А26-8448/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению МУП "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район"
к ГУ - УПФ РФ в Беломорском районе Республики Карелия
о признании недействительным решения N 009 015 РВ 0000131 от 21.08.2015
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 009 015 РВ 0000131 от 21.08.2015.
Решением суда от 20.10.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что в спорный период правомерно применялись пониженные тарифы страховых взносов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Предприятием за период с 09.08.2013 по 31.12.2014, Пенсионным фондом составлен акт N 009 015 15 АВ 0000120 от 29.06.2015.
В ходе выездной проверки Пенсионный фонд установил, что Предприятием не представлено доказательств, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов.
Решением N 009 015 15 АВ 00 00131 от 21.08.2015 Предприятие привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 335 314 руб. 11 коп., пени в размере 68 729 руб. 64 коп. и начислена недоимка в сумме 1 676 570 руб. 53 коп.
Полагая, что указанное решение Пенсионного фонда является незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о недоказанности правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно статье 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 58 Закона N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
В силу подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом.
Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков установлены частью 3.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
На основании части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 N 454-ст предусмотрено, что группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
Группировка 70.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда и земельных участков; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию нежилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю.
Группировка 70.32.3 "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" включает: учет и техническую инвентаризацию жилого фонда; учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда; составление и ведение земельных кадастров и балансов земель.
Для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В рассматриваемом случае, заявитель является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения от 18.12.2013) и исчисляет страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что 01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение", Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" заключены договоры управления многоквартирным домом. Срок действия договоров - до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях "Сумпосадское сельское поселение" и "Сосновецкое сельское поселение".
01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" заключен договор управления многоквартирным домом. Договор заключен на срок до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.
На основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", между Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" и ООО "Север" 26 марта 2014 года заключен договор управления многоквартирным домом. Договор вступает в силу 01.04.2014, срок действия договора - три года.
Таким образом, договор от 01.09.2013, заключенный между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение", прекращает свое действие с 01.04.2014.
01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение". Срок действия договора с 01.04.2014 по 31.03.2015.
Пунктом 1.1 договора согласовано, что в состав работ по договору входят: управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов; содержание, текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; санитарное содержание придомовой территории; сбор, вывоз и размещение бытовых отходов.
Согласно пункту 4.4 договора источником оплаты услуг по договору являются: средства, поступающие от населения за услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества, аварийно-диспетчерскому обеспечению и внутридомовому газовому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, сбору, вывозу и размещению бытовых отходов.
В силу пунктов 5.3 и 5.4 договора приемка работ, услуг по эксплуатации, содержанию и текущему ремонту жилищного фонда производится по акту; расчеты между Исполнителем и Заказчиком производятся 5-го числа месяца, следующего за расчетным на основании счета, выставленного Исполнителем.
Постановлением от 27.09.2003 N 170 Госстроя Российской Федерации установлено, что общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
При этом под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 62 ЖК РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливаются пределы ответственности управляющей организации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании Жилищного кодекса Российской Федерации содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Следовательно, управляющая организация - это организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Отказывая в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что характер заключенного Предприятием договора возмездного оказания услуг с управляющей организацией свидетельствует о том, что Предприятие, выполняя условия договора, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; по санитарному содержанию придомовой территории; по сбору, вывозу и размещению бытовых отходов. В данном договоре отсутствует информация о передаче заявителю правомочий по управлению многоквартирным домом. Более того, в соответствии с пунктом 6.3 договора обязанность по управлению многоквартирными домами возложена на Заказчика (ООО "Север").
Кроме того, Предприятием не представлены договоры управления многоквартирными домами, заключенные между Предприятием и собственниками жилых помещений, а также между Предприятием и ресурсоснабжающими организациями в отношении жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение".
Таким образом, Предприятие не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда от 01.04.2014 является договором возмездного оказания услуг, Предприятие получает доход по этому договору, не связанный с осуществлением своего основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Более того, заявитель в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 осуществлял деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1) Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения, а также в период с 01.01.2014 по 31.03.2014 - Беломорского городского поселения.
Согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета.
В ходе выездной проверки, Предприятием представлена книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за 2014 год.
В соответствии с налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год (квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде МИФНС N 2 по РК от 30.03.2015 года) сумма доходов Предприятия, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет: за 1 квартал 2014 года - 11 239 249 руб. 00 коп. (раздел 2.2, строка 210); за полугодие 2014 года - 24 546 957 руб. (раздел 2.2, строка 211); за 9 месяцев 2014 года - 37 920 269,00 руб. (раздел 2.2, строка 212); за 2014 год - 50 774 101 руб. (раздел 2.2, строка 213).
Данные декларации соответствуют данным книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за 2014 год.
Согласно расшифровкам к перечню видов работ и услуг, представленным по требованию от 21.04.2015 N 009 015 15 ИД 0000192, сумма доходов по основному виду деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32 Л) составляет: за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 составляет 9 372 266,8 руб. (по договорам от 01.09.2013 между Предприятием и Администрациями Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения и Беломорского городского поселения); за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 - 5 510 306, 24 руб. (по договорам от 01.09.2013 между Предприятием и Администрациями Сумпосадского и Сосновецкого сельского поселения); за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 - 22 991 281,59 руб. (по договору от 01.04.2014 между Предприятием и ООО "Север").
Следовательно, доля доходов по виду деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70,32.1) за 2014 год составляет 29,3 процента (((9 372 267 + 5 510 306) / 50 774 101) * 100%).
Материалами дела подтверждается, что Предприятием не соблюдено условие части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ о доле доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов, следовательно, неправомерно отражена по строке 362 расчета РСВ-1 за 2014 год сумма доходов от вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32.1), определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в размере 37 070 033 руб. 21 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, применение пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с подпунктом "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ неправомерно.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявления Предприятия отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2015 по делу N А70-9277/2014.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу N А26-8448/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
С.В.ЛУЩАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)