Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141): Клюкин А.В. по доверенности от 11.12.2015;
- от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 июня 2016 года по делу N А71-5025/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Единая УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 17.03.2016 N И5-64-37.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Единая УК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в ходе проверки не установлено нецелевое расходование и отсутствие сохранности взносов на капитальный ремонт, в связи с чем полагает, что оспариваемое предписание не отвечает требования законности и нарушает права и законные интересы заявителя. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с доводами апелляционной жалобы не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная в г. Ижевске, на основании распоряжения Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 20.11.2015 N 791, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Единая УК" по соблюдению владельцем специального счета требований законодательства к формированию фонда капитального ремонта и обеспечению сохранности денежных средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 46 по ул. Клубная в г. Ижевске, принявшем решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная от 27.03.2013 N 1/46К собственниками помещений было принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Единая УК".
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная от 24.11.2014 собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете; в качестве владельца специального счета выбрана управляющая организация ООО "Единая УК"; кредитная организация, в которой открыт специальный счет - ОАО "МДМ Банк".
ООО "Единая УК" 24.02.2015 открыт специальный счет в ОАО "МДМ Банк" N 40705810224830000339. Согласно уведомлению ПАО "МДМ Банк" N 1417 от 19.08.2015 были изменены реквизиты счетов, так счет N 40705810224830000339 изменен на N 40705810338130000339.
Согласно информации ООО "Единый УК" о начисленных взносах на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная за период с февраля по апрель 2015 года начислено по статье взнос на капитальный ремонт 156649,78 рублей. ООО "Единая УК" представлены счета-извещения по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с февраля по апрель 2015 года, период выставления счетов-извещений соответствует периоду управления многоквартирным домом. Согласно выписке банка по специальному счету N 40705810224830000339, представленной ООО "Единая УК", за период с 16.03.2015 по 15.08.2015 остаток средств на счете на 15.08.2015 составляет 102813,12 рублей, списание денежных средств не осуществлялось. Согласно выписке банка по специальному счету N 40705810338130000339, представленной ООО "Единая УК", за период с 15.08.2015 по 02.11.2015 остаток средств на счете на 02.11.2015 составляет 104336,98 рублей, списание денежных средств не осуществлялось.
С 01.06.2015 собственниками помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная выбрана новая управляющая компания в лице ООО УК "РОДНИК", которая выбрана в качестве владельца специального счета.
24.08.2015 ООО УК "РОДНИК" открыт специальный счет в ОАО Сбербанк России.
27.08.2015 ООО УК "РОДНИК" уведомило ООО "Единая УК" о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца и об открытии нового специального счета.
Между тем на момент проверки перевод остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", владельцем специального счета в лице ООО "Единая УК" не осуществлен.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 17.12.2015 N 791.
Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в адрес ООО "Единая УК" выдано предписание от 17.12.2015 N И5-64-791 с требованием о закрытии специального счета N 40705810338130000339, открытого в ПАО "МДМ Банк", и перечислении остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытого ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", со сроком исполнения 27.01.2016.
На основании распоряжения от 01.02.2016 N 37 Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики проведена внеплановая документарная проверка выполнения ранее выданного предписания 17.12.2015 N И5-64-791. В ходе данной внеплановой проверки установлено, что ООО "Единая УК" предписание от 17.12.2015 N И5-64-791 о закрытии специального счета и переводе денежных средств не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2015 N 37 и в адрес ООО "Единая УК" выдано предписание от 17.03.2016 N И5-64-37 с требованием обеспечить сохранность денежных средств путем закрытия специального счета N 40705810338130000339, открытого в ПАО "МДМ Банк", и перечислении остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", со сроком исполнения 31.03.2016.
Полагая, что данное предписание является незаконным, ООО "Единая УК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством, в том числе о создании и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, подп. 3 п. 8 Положения "О Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 538 от 22.12.2014, Государственная жилищная инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Государственная жилищная инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики осуществляет, в том числе, и региональный государственный жилищный надзор путем организации и проведения проверок за соблюдением юридическими лицами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством к управлению многоквартирными домами.
В ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации прежний владелец специального счета в течение 10 дней после получения соответствующего решения собственников помещений в многоквартирном доме обязан перечислить остаток денежных средств на другой специальный счет.
В силу ч. 1 ст. 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 N 608 утвержден Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Порядок).
Согласно п. 1, п. 2 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроля за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Контроль осуществляется в отношении владельцев специальных счетов, а также регионального оператора в отношении средств на капитальный ремонт, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора (п. 3 Порядка).
Предметом контроля является соблюдение владельцами специальных счетов и региональным оператором требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики (далее - региональная программа капитального ремонта), и краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в части целевого использования средств фондов капитального ремонта и обеспечения сохранности этих средств (п. 4 Порядка).
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная от 24.11.2014 собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете; в качестве владельца специального счета была выбрана управляющая организация ООО "Единая УК". 24.02.2015 ООО "Единая УК" открыт специальный счет в ОАО "МДМ Банк" N 40705810224830000339 (изменен на N 40705810338130000339). Согласно последнему отчету ООО "Единая УК" от 25.02.2016 на специальном счете N 40705810338130000339 остаток средств на счете 105655,37 рублей.
С 01.06.2015 собственниками помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная выбрана новая управляющая компания в лице ООО УК "РОДНИК", которая выбрана в качестве владельца специального счета. 24.08.2015 ООО УК "РОДНИК" открыт специальный счет в ОАО Сбербанк России.
27.08.2015 ООО УК "РОДНИК" уведомило ООО "Единая УК" о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца и об открытии нового специального счета (л.д. 81).
Между тем на момент проверки перевод остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", владельцем специального счета в лице ООО "Единая УК" в нарушение положений ч. 5 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации не осуществлен.
В связи с чем Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в адрес ООО "Единая УК" обоснованно выдано предписание от 17.03.2016 N И5-64-37 с требованием обеспечить сохранность денежных средств путем закрытия специального счета N 40705810338130000339, открытого в ПАО "МДМ Банк", и перечислении остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России".
Доводы заявителя ООО "Единая УК" о незаконности оспариваемого предписания со ссылкой на то, что нецелевое расходование и отсутствие сохранности взносов на капитальный ремонт не установлено, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и не соответствующие содержанию и смыслу предписания, поскольку из содержания оспариваемого предписания следует, что необходимо обеспечить сохранность денежных средств на капитальный ремонт путем перечисления их на специальный счет, открытый управляющей организацией ООО УК "РОДНИК", избранной жильцами многоквартирного дома как собственниками данных денежных средств.
Ссылки заявителя ООО "Единая УК" на то, что согласно договору займа от 18.02.2014 N Кл46-КР ООО "Единая УК" получило от ООО "Ижавтопласт" займ в размере 967 738 рублей на ремонт лоджий и замену трубопровода канализации многоквартирного дома N 46 по ул. Клубной г. Ижевска (л.д. 45-47), в связи с чем в силу ч. 2 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнить предписание невозможно, судом отклонены, поскольку доказательств того, что на сумму данного займа управляющей организацией ООО "Единая УК" выполнены соответствующие работы в многоквартирном доме N 46 по ул. Клубной г. Ижевска, а также доказательств того, что у собственников имеется подлежащая погашению задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в материалы дела не представлено. Суд первой инстанции верно отметил, что обязательства по проведению капитального ремонта предполагают выполнение конкретных работ по капитальному ремонту; невыполнение управляющей компанией работ по капитальному ремонту жилого дома, при замене управляющей организации влечет обязанность управляющей компании по передаче средств, собранных для выполнения данных работ, вновь избранной управляющей организации.
С учетом изложенного суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики соответствует требованиям действующего законодательства, основания для признания данного предписания недействительным отсутствуют. В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Единая УК" требований.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Единая УК" представлено заявление с просьбой зачесть государственную пошлину в размере 2000 рублей, оплаченную платежным поручением от 11.02.2016 N 89 в счет оплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе по настоящему делу, при этом к заявлению приложены копия определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2016 по делу N А71-9740/2015, справка Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2016 по делу N А71-9740/2015 о возврате ООО "Единая УК" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 89 от 11.02.2016; подлинное платежное поручение N 89 от 11.02.2016 об оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей. На основании ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным произвести зачет государственной пошлины. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2016 года по делу N А71-5025/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 (пятьсот) рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.02.2016 N 89.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 N 17АП-11750/2016-АК ПО ДЕЛУ N А71-5025/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. N 17АП-11750/2016-АК
Дело N А71-5025/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141): Клюкин А.В. по доверенности от 11.12.2015;
- от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801169510, ИНН 1831057079): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 июня 2016 года по делу N А71-5025/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Единая УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 17.03.2016 N И5-64-37.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Единая УК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в ходе проверки не установлено нецелевое расходование и отсутствие сохранности взносов на капитальный ремонт, в связи с чем полагает, что оспариваемое предписание не отвечает требования законности и нарушает права и законные интересы заявителя. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с доводами апелляционной жалобы не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная в г. Ижевске, на основании распоряжения Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 20.11.2015 N 791, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Единая УК" по соблюдению владельцем специального счета требований законодательства к формированию фонда капитального ремонта и обеспечению сохранности денежных средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 46 по ул. Клубная в г. Ижевске, принявшем решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная от 27.03.2013 N 1/46К собственниками помещений было принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Единая УК".
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная от 24.11.2014 собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете; в качестве владельца специального счета выбрана управляющая организация ООО "Единая УК"; кредитная организация, в которой открыт специальный счет - ОАО "МДМ Банк".
ООО "Единая УК" 24.02.2015 открыт специальный счет в ОАО "МДМ Банк" N 40705810224830000339. Согласно уведомлению ПАО "МДМ Банк" N 1417 от 19.08.2015 были изменены реквизиты счетов, так счет N 40705810224830000339 изменен на N 40705810338130000339.
Согласно информации ООО "Единый УК" о начисленных взносах на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная за период с февраля по апрель 2015 года начислено по статье взнос на капитальный ремонт 156649,78 рублей. ООО "Единая УК" представлены счета-извещения по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с февраля по апрель 2015 года, период выставления счетов-извещений соответствует периоду управления многоквартирным домом. Согласно выписке банка по специальному счету N 40705810224830000339, представленной ООО "Единая УК", за период с 16.03.2015 по 15.08.2015 остаток средств на счете на 15.08.2015 составляет 102813,12 рублей, списание денежных средств не осуществлялось. Согласно выписке банка по специальному счету N 40705810338130000339, представленной ООО "Единая УК", за период с 15.08.2015 по 02.11.2015 остаток средств на счете на 02.11.2015 составляет 104336,98 рублей, списание денежных средств не осуществлялось.
С 01.06.2015 собственниками помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная выбрана новая управляющая компания в лице ООО УК "РОДНИК", которая выбрана в качестве владельца специального счета.
24.08.2015 ООО УК "РОДНИК" открыт специальный счет в ОАО Сбербанк России.
27.08.2015 ООО УК "РОДНИК" уведомило ООО "Единая УК" о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца и об открытии нового специального счета.
Между тем на момент проверки перевод остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", владельцем специального счета в лице ООО "Единая УК" не осуществлен.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 17.12.2015 N 791.
Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в адрес ООО "Единая УК" выдано предписание от 17.12.2015 N И5-64-791 с требованием о закрытии специального счета N 40705810338130000339, открытого в ПАО "МДМ Банк", и перечислении остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытого ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", со сроком исполнения 27.01.2016.
На основании распоряжения от 01.02.2016 N 37 Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики проведена внеплановая документарная проверка выполнения ранее выданного предписания 17.12.2015 N И5-64-791. В ходе данной внеплановой проверки установлено, что ООО "Единая УК" предписание от 17.12.2015 N И5-64-791 о закрытии специального счета и переводе денежных средств не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2015 N 37 и в адрес ООО "Единая УК" выдано предписание от 17.03.2016 N И5-64-37 с требованием обеспечить сохранность денежных средств путем закрытия специального счета N 40705810338130000339, открытого в ПАО "МДМ Банк", и перечислении остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", со сроком исполнения 31.03.2016.
Полагая, что данное предписание является незаконным, ООО "Единая УК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством, в том числе о создании и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, подп. 3 п. 8 Положения "О Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 538 от 22.12.2014, Государственная жилищная инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Государственная жилищная инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики осуществляет, в том числе, и региональный государственный жилищный надзор путем организации и проведения проверок за соблюдением юридическими лицами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством к управлению многоквартирными домами.
В ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации прежний владелец специального счета в течение 10 дней после получения соответствующего решения собственников помещений в многоквартирном доме обязан перечислить остаток денежных средств на другой специальный счет.
В силу ч. 1 ст. 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 N 608 утвержден Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Порядок).
Согласно п. 1, п. 2 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроля за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Контроль осуществляется в отношении владельцев специальных счетов, а также регионального оператора в отношении средств на капитальный ремонт, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора (п. 3 Порядка).
Предметом контроля является соблюдение владельцами специальных счетов и региональным оператором требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики (далее - региональная программа капитального ремонта), и краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в части целевого использования средств фондов капитального ремонта и обеспечения сохранности этих средств (п. 4 Порядка).
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная от 24.11.2014 собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете; в качестве владельца специального счета была выбрана управляющая организация ООО "Единая УК". 24.02.2015 ООО "Единая УК" открыт специальный счет в ОАО "МДМ Банк" N 40705810224830000339 (изменен на N 40705810338130000339). Согласно последнему отчету ООО "Единая УК" от 25.02.2016 на специальном счете N 40705810338130000339 остаток средств на счете 105655,37 рублей.
С 01.06.2015 собственниками помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Клубная выбрана новая управляющая компания в лице ООО УК "РОДНИК", которая выбрана в качестве владельца специального счета. 24.08.2015 ООО УК "РОДНИК" открыт специальный счет в ОАО Сбербанк России.
27.08.2015 ООО УК "РОДНИК" уведомило ООО "Единая УК" о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца и об открытии нового специального счета (л.д. 81).
Между тем на момент проверки перевод остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России", владельцем специального счета в лице ООО "Единая УК" в нарушение положений ч. 5 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации не осуществлен.
В связи с чем Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в адрес ООО "Единая УК" обоснованно выдано предписание от 17.03.2016 N И5-64-37 с требованием обеспечить сохранность денежных средств путем закрытия специального счета N 40705810338130000339, открытого в ПАО "МДМ Банк", и перечислении остатка денежных средств на специальный счет N 40705810768000000504, открытый ООО УК "РОДНИК" в ОАО "Сбербанк России".
Доводы заявителя ООО "Единая УК" о незаконности оспариваемого предписания со ссылкой на то, что нецелевое расходование и отсутствие сохранности взносов на капитальный ремонт не установлено, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и не соответствующие содержанию и смыслу предписания, поскольку из содержания оспариваемого предписания следует, что необходимо обеспечить сохранность денежных средств на капитальный ремонт путем перечисления их на специальный счет, открытый управляющей организацией ООО УК "РОДНИК", избранной жильцами многоквартирного дома как собственниками данных денежных средств.
Ссылки заявителя ООО "Единая УК" на то, что согласно договору займа от 18.02.2014 N Кл46-КР ООО "Единая УК" получило от ООО "Ижавтопласт" займ в размере 967 738 рублей на ремонт лоджий и замену трубопровода канализации многоквартирного дома N 46 по ул. Клубной г. Ижевска (л.д. 45-47), в связи с чем в силу ч. 2 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнить предписание невозможно, судом отклонены, поскольку доказательств того, что на сумму данного займа управляющей организацией ООО "Единая УК" выполнены соответствующие работы в многоквартирном доме N 46 по ул. Клубной г. Ижевска, а также доказательств того, что у собственников имеется подлежащая погашению задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в материалы дела не представлено. Суд первой инстанции верно отметил, что обязательства по проведению капитального ремонта предполагают выполнение конкретных работ по капитальному ремонту; невыполнение управляющей компанией работ по капитальному ремонту жилого дома, при замене управляющей организации влечет обязанность управляющей компании по передаче средств, собранных для выполнения данных работ, вновь избранной управляющей организации.
С учетом изложенного суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики соответствует требованиям действующего законодательства, основания для признания данного предписания недействительным отсутствуют. В связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Единая УК" требований.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Единая УК" представлено заявление с просьбой зачесть государственную пошлину в размере 2000 рублей, оплаченную платежным поручением от 11.02.2016 N 89 в счет оплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе по настоящему делу, при этом к заявлению приложены копия определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2016 по делу N А71-9740/2015, справка Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.03.2016 по делу N А71-9740/2015 о возврате ООО "Единая УК" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 89 от 11.02.2016; подлинное платежное поручение N 89 от 11.02.2016 об оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей. На основании ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным произвести зачет государственной пошлины. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Руководствуясь ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2016 года по делу N А71-5025/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 (пятьсот) рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.02.2016 N 89.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)