Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10405/2017) Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27 июня 2017 года по делу N А46-4732/2017 (судья Целько Т.В.), по иску закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (ИНН 5503245214, ОГРН 1135543040742) к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072), при участии в деле в качестве третьего лица, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925) об обязании провести капитальный ремонт,
при участии в судебном заседании:
- представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ивановой А.А. по доверенности N 113 от 26.12.2016 сроком действия по 31.12.2017;
- представителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" Стаховой Ю.О. по доверенности от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017;
- в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (далее - РФКР МКД, Фонд, ответчик) об обязании обеспечить проведение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирных домов N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске в срок до 31.12.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.06.2017 по делу N А46-4732/2017 исковые требования удовлетворены. На РФКР МКД возложена обязанность обеспечить проведение работ по капитальному ремонту кровли МКД N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске в срок до 31.12.2018. Этим же судебным актом с Фонда в пользу общества взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплаченной государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В письменном отзыве на жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство строительства Омской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем РФКР МКД поддержаны доводы жалобы. Представитель ЗАО "УК "Левобережье" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УК "Левобережье" является организацией, управляющей многоквартирными домами N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске, что подтверждается представленными в дело договорами управления N 62/44 от 01.04.2015, N 64/44 от 01.04.2015.
Постановлением Правительства Омской области N 369-п от 30.12.2013 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2043 годы. Приложением N 1 к указанному постановлению в перечень домов включены многоквартирные дома N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске.
РФКР МКД является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в связи с чем ЗАО "УК "Левобережье" неоднократно обращалось к Фонду с требованием о проведении капитального ремонта кровли перечисленных многоквартирных домов (письма общества б/н от 12.08.2016, N 1574 от 09.09.2016).
Как указал истец, к моменту обращения с иском в суд кровля вышеуказанных многоквартирных домов не отремонтирована, что явилось основанием предъявления обществом настоящих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Неверно выбранный способ защиты нарушенного права является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15148/08 от 28.04.2009 по делу N А21-3607/2007).
Из искового заявления следует, что общество полагает обоснованным возложение на Фонд обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирных домах, мотивируя предъявленные требования статусом РФКР МКД как регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества.
В силу положений статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 180 ЖК РФ региональным оператором осуществляются следующие функции: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Статьей 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; осуществить иные предусмотренные жилищным законодательством действия.
По смыслу положений жилищного законодательства, региональный оператор осуществляет свою деятельность в рамках региональной программы капитального ремонта. Так, согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором.
Частью 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что 15.07.2016 распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области N 167-рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2016 год, в соответствии с которым проведение капитального ремонта крыш домов N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске подлежало осуществлению в 2016 году. Капитальный ремонт крыш спорных домов в 2016 году не проведен, в связи с чем 27.10.2016 распоряжением Минстроя Омской области N 244-рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2017 год, распоряжением Минстроя Омской области от 16.03.2017 г. N 69-рп в который внесены изменения, в том числе, относительно ремонта крыш спорных домов, который запланирован на 2018 год.
Таким образом, сроком реализации региональной программы капитального ремонта в рассматриваемом случае является 2018 год.
Между тем, в соответствии со статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ суд осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных гражданских прав. Факт нарушения прав и интересов истца должен иметь характер свершившегося. Защита прав на будущее время законом не предусмотрена, в то время, как в рамках настоящего дела ЗАО "УК "Левобережье", по существу, требует такой защиты на будущее время, не подтвердив ни факта произошедшего нарушения его прав, ни того обстоятельства, что такое нарушение безусловно произойдет в будущем.
При изложенных обстоятельствах удовлетворение исковых требований ЗАО "УК "Левобережье" не соответствует положениям ни жилищного, ни процессуального законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Исходя из части 1 статьи 174 АПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия.
В силу требований статьи 182 АПК РФ судебное решение должно быть исполнимым и содержать указание на совершение действий, позволяющих восстановить нарушенное право.
Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (пункт 1 статьи 182 АПК РФ).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ЗАО "УК "Левобережье" не обосновало, каким образом подлежит исполнению решение об удовлетворении иска, какие конкретно действия надлежит совершить Фонду и каким именно образом в результате возложения на РФКР МКД указанной истцом обязанности обеспечит реальную защиту прав общества.
При этом, апелляционный суд учитывает, что являясь региональным оператором в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, РФКР МКД фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.06.2017 по делу N А46-4732/2017 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в иске.
Судебные расходы распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Омской области от 27 июня 2017 года по делу N А46-4732/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (ОГРН 1135543040742; ИНН 5503245214) в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1125543062072; ИНН 5503239348) 3 000 руб. судебных расходов по уплаченной государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2017 N 08АП-10405/2017 ПО ДЕЛУ N А46-4732/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. N 08АП-10405/2017
Дело N А46-4732/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10405/2017) Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27 июня 2017 года по делу N А46-4732/2017 (судья Целько Т.В.), по иску закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (ИНН 5503245214, ОГРН 1135543040742) к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (ИНН 5503239348, ОГРН 1125543062072), при участии в деле в качестве третьего лица, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925) об обязании провести капитальный ремонт,
при участии в судебном заседании:
- представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ивановой А.А. по доверенности N 113 от 26.12.2016 сроком действия по 31.12.2017;
- представителя закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" Стаховой Ю.О. по доверенности от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017;
- в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов (далее - РФКР МКД, Фонд, ответчик) об обязании обеспечить проведение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирных домов N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске в срок до 31.12.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.06.2017 по делу N А46-4732/2017 исковые требования удовлетворены. На РФКР МКД возложена обязанность обеспечить проведение работ по капитальному ремонту кровли МКД N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске в срок до 31.12.2018. Этим же судебным актом с Фонда в пользу общества взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплаченной государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В письменном отзыве на жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство строительства Омской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем РФКР МКД поддержаны доводы жалобы. Представитель ЗАО "УК "Левобережье" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УК "Левобережье" является организацией, управляющей многоквартирными домами N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске, что подтверждается представленными в дело договорами управления N 62/44 от 01.04.2015, N 64/44 от 01.04.2015.
Постановлением Правительства Омской области N 369-п от 30.12.2013 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2043 годы. Приложением N 1 к указанному постановлению в перечень домов включены многоквартирные дома N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске.
РФКР МКД является региональным оператором по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в связи с чем ЗАО "УК "Левобережье" неоднократно обращалось к Фонду с требованием о проведении капитального ремонта кровли перечисленных многоквартирных домов (письма общества б/н от 12.08.2016, N 1574 от 09.09.2016).
Как указал истец, к моменту обращения с иском в суд кровля вышеуказанных многоквартирных домов не отремонтирована, что явилось основанием предъявления обществом настоящих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Неверно выбранный способ защиты нарушенного права является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15148/08 от 28.04.2009 по делу N А21-3607/2007).
Из искового заявления следует, что общество полагает обоснованным возложение на Фонд обязанности провести капитальный ремонт в многоквартирных домах, мотивируя предъявленные требования статусом РФКР МКД как регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества.
В силу положений статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 180 ЖК РФ региональным оператором осуществляются следующие функции: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Статьей 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; осуществить иные предусмотренные жилищным законодательством действия.
По смыслу положений жилищного законодательства, региональный оператор осуществляет свою деятельность в рамках региональной программы капитального ремонта. Так, согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором.
Частью 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют, что 15.07.2016 распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области N 167-рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2016 год, в соответствии с которым проведение капитального ремонта крыш домов N 62, N 64 по ул. 20 Партсъезда в г. Омске подлежало осуществлению в 2016 году. Капитальный ремонт крыш спорных домов в 2016 году не проведен, в связи с чем 27.10.2016 распоряжением Минстроя Омской области N 244-рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2017 год, распоряжением Минстроя Омской области от 16.03.2017 г. N 69-рп в который внесены изменения, в том числе, относительно ремонта крыш спорных домов, который запланирован на 2018 год.
Таким образом, сроком реализации региональной программы капитального ремонта в рассматриваемом случае является 2018 год.
Между тем, в соответствии со статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ суд осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных гражданских прав. Факт нарушения прав и интересов истца должен иметь характер свершившегося. Защита прав на будущее время законом не предусмотрена, в то время, как в рамках настоящего дела ЗАО "УК "Левобережье", по существу, требует такой защиты на будущее время, не подтвердив ни факта произошедшего нарушения его прав, ни того обстоятельства, что такое нарушение безусловно произойдет в будущем.
При изложенных обстоятельствах удовлетворение исковых требований ЗАО "УК "Левобережье" не соответствует положениям ни жилищного, ни процессуального законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Исходя из части 1 статьи 174 АПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия.
В силу требований статьи 182 АПК РФ судебное решение должно быть исполнимым и содержать указание на совершение действий, позволяющих восстановить нарушенное право.
Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (пункт 1 статьи 182 АПК РФ).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ЗАО "УК "Левобережье" не обосновало, каким образом подлежит исполнению решение об удовлетворении иска, какие конкретно действия надлежит совершить Фонду и каким именно образом в результате возложения на РФКР МКД указанной истцом обязанности обеспечит реальную защиту прав общества.
При этом, апелляционный суд учитывает, что являясь региональным оператором в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, РФКР МКД фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.06.2017 по делу N А46-4732/2017 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в иске.
Судебные расходы распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 27 июня 2017 года по делу N А46-4732/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (ОГРН 1135543040742; ИНН 5503245214) в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1125543062072; ИНН 5503239348) 3 000 руб. судебных расходов по уплаченной государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)