Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2016 N Ф08-806/2016 ПО ДЕЛУ N А53-11465/2015

Требование: О взыскании долга по договорам на оказание услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Компания ссылалась на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по договору.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. по делу N А53-11465/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Союз" (ИНН 6150064678, ОГРН 1106183003002) - Лавриненко Б.В. (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (ИНН 7714652646, ОГРН 1067746719589), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2015 (судья Новик В.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А53-11465/2015, установил следующее.
ООО "Сириус" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Союз" (далее - общество) о взыскании 286 806 рублей 36 копеек долга по договорам от 01.07.2014 N 110 и N 112, а также 7798 рублей 93 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
Решением от 17.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2015, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что общество не доказало оплату предоставленных ей компанией коммунальных услуг. Суды учли, что расчет суммы долга произведен на основании актов проверки качества предоставленных услуг, довод общества о предоставлении некачественных услуг за период, не охваченный этими актами, отклонен как документально не подтвержденный.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права. Факт поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества подтверждается актами от 17.10.2014 и 20.11.2014. Период окончания нарушения качества коммунальной услуги не доказан. Суд не принял во внимание представленные обществом отчеты о суточных параметрах давления в системе горячего водоснабжения за каждый день спорного периода, подтверждающие несоответствие предоставленных услуг по качеству. Общество также не согласно с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами.
В отзыве на жалобу компания просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить.
Из материалов дела видно, что с сентября 2014 года по январь 2015 года компания (ресурсоснабжающая организация) оказывала обществу (исполнитель коммунальных услуг) услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на основании договора от 01.07.2014 N 110 и поставке холодной воды и тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.
По данным компании, в указанный период обществу поставлены ресурсы на сумму 391 014 рублей 90 копеек. Компания произвела перерасчет суммы долга за горячее водоснабжение, поскольку согласилась с тем, что услуги с 12.10.2014 по 17.10.2014 и 20.11.2014 оказаны некачественно.
Общество полагает, что компания при расчете долга учла не весь период, в течение которого услуги предоставлялись ненадлежащего качества. В обоснование своих доводов общество представило составленные с участием представителя компании акты проверки качества предоставленной коммунальной услуги от 17.10.2014 и от 20.11.2014. В первом акте стороны зафиксировали предоставление услуг по горячему водоснабжению в доме N 10 по ул. Матросова в г. Новочеркасске с 12.10.2014 по 17.10.2014 с нарушением требований к давлению. Во втором акте при проверке качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в этом же доме стороны зафиксировали несоответствие давления в подающем трубопроводе предъявляемым требованиям.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами компании и признали правильным ее расчет суммы долга.
Однако суды не учли следующего.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества урегулирован в пунктах 104 - 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества приведены в приложении N 1 к названным Правилам.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 22 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354.
Согласно пункту 23 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги предусматривается обязательность выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме и порядок выявления этих причин, устанавливаемый с учетом требований, предусмотренных Правилами N 354.
Требования к качеству горячей воды установлены в разделе II приложения N 1 к Правилам N 354. В соответствии с пунктом 7 данного приложения давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора должно составлять от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см); отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается. За каждый час подачи горячей воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления при давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25%, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил N 354.
Согласно пункту 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В соответствии с пунктом 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с данным разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110 (1) Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
В силу пункта 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли названные положения действующего законодательства при установлении периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. В судебных актах не приведены обстоятельства, позволяющие установить начало и окончание таких периодов.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
По правилам статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела служит основанием для отмены судебных актов.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и определить начало и окончание периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также правильно рассчитать сумму долга в зависимости от установленных фактических обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу N А53-11465/2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
К.К.АЙБАТУЛИН
Судьи
О.В.БАБАЕВА
В.Ф.КУХАРЬ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)