Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца - ООО "Управляющая компания "Жилфонд": Захаркина И.А., паспорт, доверенность от 02.02.2016;
- от ответчика - муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, от третьих лиц - Удмуртского регионального отделения Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 ноября 2015 года по делу N А71-7595/2015,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (ОГРН 1121831007540, ИНН 1831156190)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третьи лица: Удмуртское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике",
о взыскании задолженности по оплате капитального ремонта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - ООО "УК "Жилфонд", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (далее - Администрация г. Ижевска, ответчик) о взыскании 41 938,13 руб. долга по оплате стоимости содержания и ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг, оказанных в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 231 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определениями суда от 26.02.2015, 22.05.2015 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Удмуртское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике".
Решением суда от 08.07.2014 по делу N А71-15338/2014 исковые требования ООО "УК "Жилфонд" к Администрации г. Ижевска о взыскании 14040,81 руб. долга по оплате капитального ремонта за период с января 2013 г. по ноябрь 2014 г. выделены в отдельное производство с присвоением номера дела N А71-7595/2015.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 (с учетом определения об исправлении описки от 17.11.2015) по делу N А71-7595/2015 исковые требования ООО "УК "Жилфонд" удовлетворены, судебные расходы в размере 2000 руб. возложены на ответчика, истцу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 110 руб. 89 коп.
Ответчик, Администрация г. Ижевска, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, где указывает, что до введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях.
Действующим законодательством не предусмотрено участие управляющей компании в формировании фонда капитального ремонта.
Денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и неизрасходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что истец, ООО "УК Жилфонд", обращаясь с иском, не указывал и не представлял соответствующих доказательств фактически понесенных им расходов на капитальный ремонт МКД N 231 по ул. Удмуртская в г. Ижевске.
Утверждает, что денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а формируют фонд капитального ремонта дома, что не нарушает прав истца, а также направлено на защиту прав владельцев помещений, вносящих плату.
В связи с этим считает, что средства по капитальному ремонту общего имущества вышеназванного МКД не могут быть взысканы на расчетный счет управляющей компании, а должны поступать в соответствии с действующим законодательством в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Также заявитель отметил, что в нарушение ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) счета на оплату капитального ремонта общего имущества МКД за предъявленный период в адрес Администрации города Ижевска истцом не направлялись.
Истец представил письменный отзыв на жалобу, находя решение суда законным и обоснованным, полагает, что доводы ответчика основаны на неверном толковании норма права, указал, что собственниками помещений МКД по адресу ул. Удмуртская, 231 г. Ижевска приняты решения о внесении платы за капитальный ремонт общего имущества МКД в виде ежемесячных платежей в соответствии с решениями общих собраний собственников помещений МКД.
Собственниками указанного многоквартирного дома, учитывая, что к взысканию заявлена задолженность за период январь 2013 - ноябрь 2014 года не приняты решения о способах формирования фонда капитального ремонта, предусмотренного ст. 170 ЖК РФ. Однако данное обстоятельство не освобождает собственников от обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД, поскольку в заявленный период, а также в настоящее время истец осуществляет управление в отношении указанного многоквартирного дома, в связи с чем имеет право требовать от собственников уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, третьи лица явку представителей не обеспечили. Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец по делу - ООО "УК "Жилфонд", с 01.01.2013 осуществляет управление многоквартирным домом N 231 ул. Удмуртская г. Ижевск (протокол общего собрания от 01.01.2013, договор управления от 01.01.2013).
В многоквартирном доме N 231 ул. Удмуртская г. Ижевск расположено нежилое помещение, этаж - подвал, назначение объекта нежилое, общей площадью 119,7 кв. м, которое является муниципальной собственностью и составляет казну города Ижевска.
Из пояснений истца следует, что за период январь 2013 - ноябрь 2014 года собственником указанного нежилого помещения не осуществлена оплата задолженности за капитальный ремонт общего имущества МКД, сумма задолженности ответчика составляет 14 040,81 руб.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленной законом обязанности собственника помещения в МКД нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения истца в судебном заседании, оценив в соответствии требованиями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2 статьи 154, части 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательством. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
В соответствии со статьями 39, 156 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее: Правила N 491).
В силу пункта 29 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу пункта 8 статьи 156 ЖК РФ, пункт 33 Правил N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
При отсутствии утвержденного на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме тарифа на содержание и техническое обслуживание общедомового имущества, а также документов свидетельствующих о фактическом несении истцом расходов, в соответствии с пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 31 Правил N 491).
В силу изложенных норм собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги в силу прямого указания закона.
Вопреки доводам ответчика, внесение изменений в ЖК РФ, касающееся изменения порядка внесения собственниками платы за капитальный ремонт, не отменяет ранее принятых собственниками решений общих собраний и обязанность по их оплате.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения в раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт по новым правилам организации и формирования фонда капитального ремонта связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о способе формировании фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
До утверждения региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном ст. 168 ЖК РФ, и момента начала ее действия в конкретном регионе, а также принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике была принята постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики")
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами в многоквартирном доме N 231 ул. Удмуртская, г. Ижевск расположено нежилое помещение общей площадью 119,7 кв. м, которое является муниципальной собственностью и составляет казну города Ижевска.
Следовательно, обязанность по расходам на капитальный ремонт общего имущества МКД, в котором расположено указанное помещение в силу вышеизложенных норм, обязан нести собственник, в данном случае, Муниципальное образование "город Ижевск".
При этом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт до 01.02.2015 (на что указывалось и в отзыве третьего лица - НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике - л.д. 81, 82) у собственников МКД возникла перед истцом - управляющей компанией, а после указанной даты - в соответствии с новым порядком.
С учетом изложенного, выводы суда обоснованы, исковые требования о взыскании с Администрации г. Ижевска за счет средств казны Муниципального образования "Город Ижевск" денежных средств на капитальный ремонт удовлетворены правомерно на основании статей 309, 310 ГК РФ, статей 39, 154, 158 ЖК РФ, статей 9, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены на переоценку правильно установленных по делу обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, следовательно, не могут являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (ст. 270 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 ноября 2015 года по делу N А71-7595/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2016 N 17АП-18721/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А71-7595/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. N 17АП-18721/2015-ГК
Дело N А71-7595/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца - ООО "Управляющая компания "Жилфонд": Захаркина И.А., паспорт, доверенность от 02.02.2016;
- от ответчика - муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, от третьих лиц - Удмуртского регионального отделения Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 ноября 2015 года по делу N А71-7595/2015,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (ОГРН 1121831007540, ИНН 1831156190)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третьи лица: Удмуртское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике",
о взыскании задолженности по оплате капитального ремонта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - ООО "УК "Жилфонд", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (далее - Администрация г. Ижевска, ответчик) о взыскании 41 938,13 руб. долга по оплате стоимости содержания и ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг, оказанных в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 231 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определениями суда от 26.02.2015, 22.05.2015 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Удмуртское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике".
Решением суда от 08.07.2014 по делу N А71-15338/2014 исковые требования ООО "УК "Жилфонд" к Администрации г. Ижевска о взыскании 14040,81 руб. долга по оплате капитального ремонта за период с января 2013 г. по ноябрь 2014 г. выделены в отдельное производство с присвоением номера дела N А71-7595/2015.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 (с учетом определения об исправлении описки от 17.11.2015) по делу N А71-7595/2015 исковые требования ООО "УК "Жилфонд" удовлетворены, судебные расходы в размере 2000 руб. возложены на ответчика, истцу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 110 руб. 89 коп.
Ответчик, Администрация г. Ижевска, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, где указывает, что до введения в действие Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях.
Действующим законодательством не предусмотрено участие управляющей компании в формировании фонда капитального ремонта.
Денежные средства, собранные на капитальный ремонт ранее и неизрасходованные, а также подлежащие уплате в счет погашения задолженности по внесению платы/взносов за предыдущие периоды, подлежат зачислению на открытые для формирования фонда капитального ремонта специальные счета либо на счет регионального оператора.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что истец, ООО "УК Жилфонд", обращаясь с иском, не указывал и не представлял соответствующих доказательств фактически понесенных им расходов на капитальный ремонт МКД N 231 по ул. Удмуртская в г. Ижевске.
Утверждает, что денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а формируют фонд капитального ремонта дома, что не нарушает прав истца, а также направлено на защиту прав владельцев помещений, вносящих плату.
В связи с этим считает, что средства по капитальному ремонту общего имущества вышеназванного МКД не могут быть взысканы на расчетный счет управляющей компании, а должны поступать в соответствии с действующим законодательством в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Также заявитель отметил, что в нарушение ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) счета на оплату капитального ремонта общего имущества МКД за предъявленный период в адрес Администрации города Ижевска истцом не направлялись.
Истец представил письменный отзыв на жалобу, находя решение суда законным и обоснованным, полагает, что доводы ответчика основаны на неверном толковании норма права, указал, что собственниками помещений МКД по адресу ул. Удмуртская, 231 г. Ижевска приняты решения о внесении платы за капитальный ремонт общего имущества МКД в виде ежемесячных платежей в соответствии с решениями общих собраний собственников помещений МКД.
Собственниками указанного многоквартирного дома, учитывая, что к взысканию заявлена задолженность за период январь 2013 - ноябрь 2014 года не приняты решения о способах формирования фонда капитального ремонта, предусмотренного ст. 170 ЖК РФ. Однако данное обстоятельство не освобождает собственников от обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД, поскольку в заявленный период, а также в настоящее время истец осуществляет управление в отношении указанного многоквартирного дома, в связи с чем имеет право требовать от собственников уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, третьи лица явку представителей не обеспечили. Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец по делу - ООО "УК "Жилфонд", с 01.01.2013 осуществляет управление многоквартирным домом N 231 ул. Удмуртская г. Ижевск (протокол общего собрания от 01.01.2013, договор управления от 01.01.2013).
В многоквартирном доме N 231 ул. Удмуртская г. Ижевск расположено нежилое помещение, этаж - подвал, назначение объекта нежилое, общей площадью 119,7 кв. м, которое является муниципальной собственностью и составляет казну города Ижевска.
Из пояснений истца следует, что за период январь 2013 - ноябрь 2014 года собственником указанного нежилого помещения не осуществлена оплата задолженности за капитальный ремонт общего имущества МКД, сумма задолженности ответчика составляет 14 040,81 руб.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленной законом обязанности собственника помещения в МКД нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения истца в судебном заседании, оценив в соответствии требованиями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2 статьи 154, части 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательством. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
В соответствии со статьями 39, 156 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее: Правила N 491).
В силу пункта 29 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу пункта 8 статьи 156 ЖК РФ, пункт 33 Правил N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
При отсутствии утвержденного на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме тарифа на содержание и техническое обслуживание общедомового имущества, а также документов свидетельствующих о фактическом несении истцом расходов, в соответствии с пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 31 Правил N 491).
В силу изложенных норм собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги в силу прямого указания закона.
Вопреки доводам ответчика, внесение изменений в ЖК РФ, касающееся изменения порядка внесения собственниками платы за капитальный ремонт, не отменяет ранее принятых собственниками решений общих собраний и обязанность по их оплате.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были внесены изменения в раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт по новым правилам организации и формирования фонда капитального ремонта связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о способе формировании фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
До утверждения региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном ст. 168 ЖК РФ, и момента начала ее действия в конкретном регионе, а также принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике была принята постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики")
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами в многоквартирном доме N 231 ул. Удмуртская, г. Ижевск расположено нежилое помещение общей площадью 119,7 кв. м, которое является муниципальной собственностью и составляет казну города Ижевска.
Следовательно, обязанность по расходам на капитальный ремонт общего имущества МКД, в котором расположено указанное помещение в силу вышеизложенных норм, обязан нести собственник, в данном случае, Муниципальное образование "город Ижевск".
При этом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт до 01.02.2015 (на что указывалось и в отзыве третьего лица - НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике - л.д. 81, 82) у собственников МКД возникла перед истцом - управляющей компанией, а после указанной даты - в соответствии с новым порядком.
С учетом изложенного, выводы суда обоснованы, исковые требования о взыскании с Администрации г. Ижевска за счет средств казны Муниципального образования "Город Ижевск" денежных средств на капитальный ремонт удовлетворены правомерно на основании статей 309, 310 ГК РФ, статей 39, 154, 158 ЖК РФ, статей 9, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены на переоценку правильно установленных по делу обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, следовательно, не могут являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (ст. 270 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 ноября 2015 года по делу N А71-7595/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)