Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 31.10.2016 N 33-22250/2016 ПО ДЕЛУ N 2-2230/2016

Требование: О взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственником квартиры и членами его семьи ненадлежащим образом исполнены обязательства по внесению жилищно-коммунальных платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. N 33-22250


Судья: Гусева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вашкиной Л.И.
судей Мелешко Н.В.
Медведкиной В.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2016 года гражданское дело N 2-2230/16 по апелляционной жалобе С. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2016 года по иску Жилищно-строительного кооператива N 1024 к С., Щ., Л. о взыскании задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика С. и представителя истца - Х., судебная коллегия
установила:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что ответчику С. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Право собственности на квартиру зарегистрировано с 04.09.2012. В качестве членов семьи собственника в указанном жилом помещении проживает и зарегистрирована Щ. - сестра, а также с согласия собственника в указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает Л. - знакомый. Истец осуществляет управление указанным многоквартирным домом, в котором расположена квартира ответчика. Ответчики производили оплату жилья и коммунальных услуг не в полном объеме, в связи с чем, у ответчиков за период с 01.03.2013 по 31.10.2015 образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 95005,09 руб., которую истце просил взыскать с ответчиков, а также пени, которые по состоянию на 10.11.2015 составляют 12450,91 руб., расходы по оплате услуг представителя составляют 8500 руб.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27.06.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик С. в лице представителя просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Судебная коллегия установила, что дело рассмотрено 27.06.2016 в отсутствие ответчиков Щ., Л., не извещенных об этом судебном заседании.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В связи с указанным допущенным судом первой инстанции нарушением дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик С. в лице представителя поддержала жалобу, истцовая сторона поддержала требования и возражала против жалобы.
Ответчики Щ., Л. о рассмотрении дела извещены по месту жительства посредством почтового отправления, за извещением в организацию связи не явились (л.д. 139-142), согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации извещения считаются полученными.
Ответчики Щ., Л. в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Ответчику С. на праве частной собственности на основании договора купли-продажи от 27.08.2012 принадлежит квартира по адресу: <...>. В указанной квартире совместно с собственником проживают (зарегистрированы) Щ. и Л.
Согласно представленному истцом расчету по данной квартире за период с 01.03.2013 по 31.10.2015 образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 95005,02 руб., включая задолженность по взносам на капитальный ремонт, пени по состоянию на 10.11.2015 составляют 12450,91 руб.
Общим собранием членов ЖСК N 1024 от 28.11.2006 принято решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере 1,50 руб.
Общим собранием членов ЖСК от 08.02.2013 принято решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере 2 руб. с кв. метра общей площади с марта 2013 года.
Общим собранием членов ЖСК и собственников жилых помещений в МКД от 08.02.2013 приняты решения: об утверждении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере платы за соответствующие виды работ и услуг, утвержденной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на 2013 год; об утверждении величины ставки ежемесячных платежей в накопительную статью "капитальный ремонт" в размере 2 руб. с кв. метра общей площади; об утверждении сметы доходов и расходов ЖСК на год согласно приложению к протоколу, включающей необходимые затраты на содержание и ремонт общего имущества; о принятии к сведению информации правления ЖСК о необходимости проведения капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме; о принятии участия в адресной программе по проведению капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме; об обеспечении финансирования расходов на капитальный ремонт лифтов в многоквартирном доме за счет средств ЖСК в размере 8% от сметной стоимости работ; об утверждении размера ежемесячной платы за капитальный ремонт лифтов в размере 8 руб. 87 коп. с 1 кв. метра общей площади квартиры в течение 12 месяцев.
Вышеуказанные решения общих собраний в установленном законом порядке не оспорены, не признаны недействительными.
Ответчики ссылаются на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ), предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса. В Санкт-Петербурге Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84, опубликованным 21.02.2014. При таком положении обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла у собственников помещений с 01.11.2014, в связи с чем требование по оплате взносов за капитальный ремонт дома до указанной даты незаконно.
Согласно ч. 2 ст. 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:


В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Положения ст. 166 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривают, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя в частности ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (п. 2 ч. 1).
Согласно ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч. 8).


Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ч. 1) (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ).
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2) (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (ч. 3) (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ).
Положения ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В настоящем случае взносы на капитальный ремонт, установленные решением общего собрания членов ЖСК и собственников помещений от 08.02.2013, были отнесены к обязательным взносам в фонд капитального ремонта жилищного кооператива. Указанное решение принято до установления в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга.
Принятые в порядке изложенных положений ст. ст. 44, 154, ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием членов ЖСК и собственников помещений решения от 08.02.2013 о размере взносов на капитальный ремонт, о проведении капитального ремонта лифтов за счет взносов на эти цели и размере этих взносов в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Положения ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают порядок утверждения и исполнения Региональной программы капитального ремонта. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Положения ч. ч. 3, 4, 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают порядок выбора способа формирования фонда капитального ремонта (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете или формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) и вопросы, подлежащие решению при выборе способа формирования фонда капитального ремонта. В частности, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации в порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Все взносы на капитальный ремонт, предусмотренные решениями общего собрания членов ЖСК и собственников жилых помещений от 08.02.2013, образуют в ЖСК фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84.
На момент принятия решений о размере взносов на капитальный ремонт, о проведении капитального ремонта лифтов и размере взносов на капитальный ремонт лифтов в Санкт-Петербурге не была утверждена региональная программа капитального ремонта, не был установлен в порядке ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса.
Соответственно указанные положения ст. ст. 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке формирования фонда капитального ремонта и времени возникновения обязанности по уплате собственниками взносов, поставленные в зависимость от утвержденной региональной программы капитального ремонта, не распространяются на спорный случай, в связи с чем ссылки ответчиков на ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации несостоятельны.
Вместе с тем, истец ссылается на то, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга), указанной Региональной программой от 18.02.2014 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 49 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2014 году", которым минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2014 году для собственников помещений в многоквартирных домах установлен равным 2,00 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц) с ноября 2014 года взимание взноса на капитальный ремонт лифтов, установленного решением общего собрания от 08.02.2013 в ЖСК прекращено, все взносы на капитальный ремонт перечисляются региональному оператору в размере, установленном Постановлением Правительства, что не оспорено ответчиками.
Ответчики в силу закона (ч. ч. 1, 3 ст. 158, ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации) были обязаны вносить взносы на капитальный ремонт в спорный период.
Предусмотренных законом оснований для освобождения ответчиков от уплаты за спорный период взносов на капитальный ремонт, в том числе на капитальный ремонт лифтов, размер и порядок уплаты которых был установлен решениями общего собрания членов ЖСК и собственников помещений от 08.02.2013, не оспоренными и не признанными в установленном законом порядке недействительными, не имеется, соответственно не имеется оснований для освобождения ответчиков от уплаты задолженности, возникшей в связи с неуплатой ими таких взносов.
Довод ответчика о том, что капитальный ремонт лифтов не был произведен, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения ответчиков от уплаты задолженности, возникшей в связи с неуплатой взносов на капитальный ремонт лифтов. Обязанность по уплате ответчиком как собственником жилого помещения обязательных платежей и взносов и их размер не поставлены законом в зависимость от фактических затрат ЖСК. Кроме того, за счет средств фонда на капитального ремонта ЖСК проводит работы по реконструкции лифтов, что подтверждено договором от 10.02.2016, заключенным между ЖСК и ООО "Могилевлифт". Капитальный ремонт лифтов за счет средств фонда на капитальный ремонт не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 166, ч. 2 ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем ошибочным является довод ответчика о том, что ремонт лифтов должен производиться за счет статьи: содержание и текущий ремонт. Плата за капитальный ремонт входила в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения до изменений ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 25.12.2012. В редакции Федерального закона от 25.12.2012, регулирующей спорный период, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего взносы на капитальный ремонт. Порядок расходования ЖСК средств фонда на капитальный ремонт и связанные с этим вопросом доводы ответчика об оценке обоснованности заключения договора с ООО "Могилевлифт", его условий и его исполнения не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Истцом представлен расчет задолженности за спорный период, указаны сведения и доказательства о примененных тарифах и их основаниях в подтверждение расчета задолженности. Доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиками не представлено. Решение общего собрания членов ЖСК от 08.02.2013, которым установлен размер платы в порядке ч. 8 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, как указано выше, не оспорено, недействительным не признано.
Доводы о том, что коммунальные услуги истцом оказываются не в полном объеме и некачественно, несостоятельны, соответствующих доказательств ответчиками не представлено, как и доказательств решения в установленном законом порядке вопроса о перерасчете платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
С учетом изложенного требования истца о взыскании задолженности и пени подлежат удовлетворению согласно ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно расчету истца Расчет истца не оспорен, не опровергнут иным расчетом и доказательствами со стороны ответчиков. Согласно требованиям ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии доказательств соглашения между собственником жилого помещения и соответчиками относительно вопросов пользования жилым помещением и ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, ответчики несут солидарную ответственность по возникшей задолженности.
Истцом уплачена госпошлина при обращении в суд в размере 3364, 66 коп. Требования удовлетворены в полном объеме на сумму 107455, 93 руб. (95005, 02 руб. + 12450, 91 руб.), согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по требованию о взыскании данной денежной суммы составляет 3349, 12 руб.
Согласно ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3349, 12 руб., на оплату услуг представителя в размере 8500 руб., которые подтверждены договором на оказание юридических услуг от 10.11.2015, платежным поручением от 12.11.2015, отвечают требованиям разумности.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2016 года отменить.
Требования Жилищно-строительного кооператива N 1024 к С., Щ., Л. о взыскании задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги удовлетворить.
Взыскать солидарно с С., Щ., Л. в пользу Жилищно-строительного кооператива N 1024 задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 95005 руб. 02 коп., пени в размере 12450 руб. 91 руб., расходы по госпошлине в размере 3349 руб. 12 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 8500 руб., а всего 119305 (сто девятнадцать тысяч триста пять) руб. 05 коп.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)