Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2016 N 12АП-7423/2016 ПО ДЕЛУ N А57-31363/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу N А57-31363/2015


Резолютивная часть постановления объявлена "18" августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.
при участии в судебном заседании:
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - Никонова Марина Николаевна по доверенности от 16.06.2016,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2016 года по делу N А57-31363/2015, принятое судьей Н.В. Павловой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания", г. Саратов
к администрации муниципального образования "город Саратов", г. Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", г. Саратов
третьи лица: комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования "город Саратов", г. Саратов, ООО "Бахус" г. Саратов,
о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в размере 34340 руб. 07 коп. за период с 01.08.2014 по 30.11.2015, пени за период с 11.09.2014 по 17.12.2015 в размере 2349 руб. 36 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 34340 руб. 07 коп. за период с 01.08.2014 по 30.11.2015, пени за период с 11.09.2014 по 17.12.2015, в размере 2349 руб. 36 коп.
Истец отказался от исковых требований в части взыскания пени за период с 11.09.2014 по 17.12.2015 в размере 2349 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2016 года прекращено производство по делу в части взыскания пени за период задолженности с 01.08.2014 по 30.11.2015, рассчитанных с 11.09.2014 по 17.12.2015 в размере 2349 руб. 36 коп.
Исковые требования удовлетворены.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ООО "Приволжская "ЖЭК" взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в размере 34340 руб. 07 коп. из которых за содержание жилья - 17716,08 руб., за ремонт жилья 10697,22 руб., целевой взнос на капремонт в сумме 3433,38 руб., оплата электроэнергии ОДН - 2493,39 руб. за период с 01.08.2014 по 30.11.2015.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: перечисление денежных средств на содержание и ремонт общего имущества допускается только в соответствии с бюджетным законодательством, истец за получением субсидии не обращался, в адрес комитета по финансам платежные документы не поступали, истец не предпринимал действий для получения субсидии, договорные отношения между сторонами отсутствуют.
Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" просил решение суда первой инстанции - отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25 ноября 2011 года между Администрацией Ленинского района г. Саратова, представляющей интересы собственника помещений в многоквартирном жилом доме N 4 по 1-му Московскому проезду в г. Саратове МО "Саратов" и ООО "Приволжская "ЖЭК" был заключен договор управления по обслуживанию данного дома.
Данный договор был заключен на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 4 по 1-му Московскому проезду в г. Саратове от 27.09.2010, в соответствии с которым в качестве управления была избрана управляющая компания ООО "Приволжская ЖЭК".
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 4 по 1-му Московскому проезду в г. Саратове от 27.11.2012 в качестве управляющей организации была избрана управляющая компания ООО "Приволжская ЖЭК".
- Данным протоколом были установлены тарифы: по графе "содержание жилья" - начиная с 01.07.2014 и ежегодно с 01.07 очередного года увеличение на 12%; утвержден тариф на "ремонт жилья"- 8,47 руб. с 1 кв. м, одновременно исключив оплату по статье "капитальный ремонт";
- Утвержден вид работ по капитальному ремонту на 2014 год - замена теплообменника.
Муниципальному образованию "Город Саратов" на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 107,9 кв. м в доме N 4 по 1-му Московскому проезду, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не оспаривается ответчиком, подтверждено сведениями, предоставленными КУИ г. Саратова.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ООО "Приволжская ЖЭК", обязательств по внесению ежемесячных взносов на содержание общего имущества данного жилого дома в размере и в порядке, установленными общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества, капитальный ремонт, оплату ОДН за электроэнергию.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома, и договор аренды не порождает обязательств общества перед товариществом.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Часть 6 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии со статьями 145, 146 ЖК РФ 27 сентября 2010 года было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по ул. 1-й Московский проезд, дом N 4 по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на содержание и текущий ремонт общего имущества.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 4 по 1-му Московскому проезду в г. Саратове от 27.11.2012, в качестве управляющей организации была избрана управляющая компания ООО "Приволжская ЖЭК".
Данным протоколом были установлены тарифы:
По графе "содержание жилья" - начиная с 01.07.2014 и ежегодно с 01.07 очередного года увеличение на 12%; с учетом утверждения тарифа 8,83 руб. с 1 кв. м решением собрания от 16.11.2016, с 01.07.2014 тариф составил 9,89 руб., с июля 2015 г. - 11,08 руб. с 1 кв. м; утвержден тариф на "ремонт жилья"- 8,47 руб. с 1 кв. м, одновременно исключив оплату по статье "капитальный ремонт"; с 01.07.2014 с учетом индексации тариф составил 9,49 руб.; сбор на капитальный ремонт осуществляется с октября 2014 года на специальный счет МКД, с 01.07.2015 тариф составил 6,15 руб. с 1 кв. м.
Истец, исходя из вышеуказанных тарифов и площади нежилого помещения, просил взыскать по оплате жилищно-коммунальных услуг, в размере 34340 руб. 07 коп. из которых за содержание жилья - 17716,08 руб., за ремонт жилья 10697,22 руб., целевой взнос на капремонт в сумме 3433,38 руб., оплата электроэнергии ОДН - 2493,39 руб., за период с 01.08.2014 по 30.11.2015.
Также истец просил взыскать с ответчика плату за использование электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из стоимости исходя из стоимости 1 кВТ 2,8 руб. за период с августа 2014 года по июнь 2015 года; исходя из стоимости 1 кВТ 3,04 руб. за период с июля 2014 года по август 2015 года.
Представлен договор энергоснабжения N 09211 от 05 мая 2011 года, заключенный между ОАО "Саратовэнерго" и ООО "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания".
Ответчиком расчет ОДН не оспорен.
Отношения по поставке энергоснабжения регулируются договором энергоснабжения, предусмотренным параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги соразмерно доле помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Саратов" сторонами не оспорен.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания" задолженности за жилищно-коммунальные услуг в многоквартирном жилом доме.
Довод апелляционной жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" о том, что перечисление денежных средств на содержание и ремонт общего имущества допускается только в соответствии с бюджетным законодательством подлежит отклонению как необоснованный.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги согласно доле муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Невыставление счетов на оплату также не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2016 года по делу N А57-31363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА

Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)