Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2016 N 13АП-6013/2016 ПО ДЕЛУ N А56-82487/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. N 13АП-6013/2016

Дело N А56-82487/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление - N 16380);
- от заинтересованного лица: Горошко М.В. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6013/2016) ООО "Управляющая компания "Норма-Дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2015 по делу N А56-82487/2015 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Норма-Дом"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании протокола об административном правонарушении и предписания
установил:

ООО "Управляющая компания "Норма-Дом" (191317, Санкт-Петербург, пр. А.Невского, д. 2 лит. Е, пом. 402, далее - управляющая компания, ООО "УК "Норма-Дом" заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении и предписания N 05/1050-р от 05.11.2015, вынесенных Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - ГЖИ, инспекция).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных ООО "УК "Норма-Дом" требований отказано.
ООО "УК "Норма-Дом", не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельством дела.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель ГЖИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя административного орган, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 19.10.2015 ГЖИ Санкт-Петербурга по распоряжению N 05/1050-р от 15.10.2015 в отношении ООО "УК "Норма-Дом" была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки коллективного обращения граждан вх. N 10489/15-1 от 18.09.2015 по факту нарушения управляющей компанией лицензионных условий при обслуживании многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д. 12.
По результатам проверки 05.11.2015 ведущим специалистом ГЖИ Санкт-Петербурга в отношении ООО "УК "Норма-Дом" составлен протокол об административном правонарушении N 05/1050-р о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Для устранения выявленных нарушений ООО "УК "Норма-Дом" направлено предписание N 05/1050-р от 05.11.2015 в котором указано, что по адресу: Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д. 12. обществом нарушены п. 18, 19, 20, 21, 22, 23 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", выразившееся в уклонении от передачи документов управляющей компании - ООО "УК "Пороховые".
Не согласившись с названным протоколом об административном правонарушении N 05/1050-р от 05.11.2015 и предписанием N 05/1050-р от 05.11.2015, общество оспорило их законность в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кодексом РФ об административных правонарушениях и иным действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания в арбитражном суде протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях данные процессуальные документы, в том числе, являются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Признание действий административного органа по получению доказательства по делу об административном правонарушении (в данном случае - действия по составлению протокола об административном правонарушении) вне рамок рассмотрения этого дела Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает.
Таким образом, ни сами протоколы, ни действия по их составлению не подлежат обжалованию в арбитражном суде в качестве самостоятельного предмета требований в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Самостоятельно, по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ, согласно пункту 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" возможно оспорить решения, действия (бездействие) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе, по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ).
При этом самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.
Поскольку материалами дела подтверждается, что на основании протокола об административном правонарушении заместителем начальника ГЖИ Санкт-Петербурга в отношении ООО "УК "Норма-Дом" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 4936/15 от 10.12.2015, то все процессуальные действия по составлению указанного протокола об административном правонарушении могут быть обжалованы только в рамках названного административного дела, путем обжалования данного постановления.
В апелляционную инстанцию представитель ГЖИ представил решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга по делу N 12-140/16 от 02.03.2016, которым в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным постановления N 4936/15 от 10.12.2015 отказано.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований в указанной части.
Относительно предписания ГЖИ Санкт-Петербурга от N 05/1050-р от 05.11.2015 апелляционный суд не усматривает оснований для признания его недействительным. Изложенные в предписании обстоятельства документально подтверждены материалами дела, предписание вынесено административным органом правомерно.
В соответствии с п. 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В рамках возложенных на инспекцию задач, она осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль (пункт 3.2.-1 Положения).
В соответствии с частью 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, предусмотрено, что к числу лицензионных требований относятся, в том числе соблюдение управляющей организацией требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из целей (части 1 статьи 161 ЖК РФ) и предмета (части 2 статьи 162 ЖК РФ) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
Пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества многоквартирного дома устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), пунктом 10 которого предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающим наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, и иных лиц.
В силу пункта 24 указанных Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая, документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491).
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - Правила управления многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту а), пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом предусмотрен разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пунктов 18 и 19 Правил управления многоквартирным домом в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил управления многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 22 указанных Правил организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В Санкт-Петербурге порядок передачи многоквартирного дома в управление выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме, либо отобранной по результатам проведенного в установленном порядке открытого конкурса управляющей организации установлен Положением о порядке передачи многоквартирных домов в управление, утвержденным распоряжением Жилищного комитета от 01.03.2005 N 21-р, в соответствии с пунктом 2.1 которого основанием для передачи многоквартирного дома в управление Управляющей организации является решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе (изменении) способа управления и выборе данной организации в качестве управляющей организации (либо о смене Управляющей организации), либо протокол конкурса по отбору управляющей организации.
Согласно пункту 4 указанного Положения в 30-дневный срок после приема заявления организация, осуществлявшая управление многоквартирным домом:
- передает техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, перечень которых установлен действующим законодательством Российской Федерации, Управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме Уполномоченному лицу (указанному в решении общего собрания данных собственников, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме) по акту приемки-передачи в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а (далее - акт N ОС-1а).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК "Норма-Дом" осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д. 12.
Согласно пункту 8.1.1 названного договора, последний может быть расторгнут до истечения срока его действия решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о досрочном расторжении договора N 2/Отл от 27.05.2015, о чем составлен протокол N 1 от 10.08.2015 (л.д. N 94-107). Собственники, в качестве новой управляющей организации выбрали ООО "УК "Пороховое", которая должна была приступить к управлению домом в течение месяца со дня подписания договора управления.
Таким образом, в силу пункта 8.2. договора при его расторжении общество за тридцать дней до прекращения договора обязано было передать техническую документацию на дом и иные документы вновь выбранной управляющей организации указанной в решении общего собрания собственников.
Во исполнение решения общего собрания собственников помещений 28.09.2015 собственниками заключен договор управления с ООО "УК "Пороховое" (л.д. N 107-114).
ООО "УК "Пороховое" 12.08.2015 вручило ООО "УК "Норма-Дом" уведомление N 01-15 о необходимости передачи в его управление многоквартирных домов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д. 12, по результатам решения общего собрания собственников многоквартирного дома (уведомление получено генеральным директором ООО "УК "Норма-Дом" 12.08.2015, о чем имеется соответствующая отметка).
Однако, с момента получения указанного уведомления и до 25.11.2015, в нарушение требований пунктов 19, 20, 21, 22, 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "УК "Норма-Дом" воспрепятствовало деятельности ООО "УК "Пороховое" по управлению многоквартирным домом путем уклонения от передачи технической документации на многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д. 12.
Поскольку данные обстоятельства общество не опровергло, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Доводы общества о незаконности проведения общего собрания и его результатов не подлежат оценке, поскольку выходят за рамки настоящего спора.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга Калининградской области от 29 декабря 2015 года по делу N А56-82487/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Норма-Дом" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)