Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки было выявлено, что управляющая компания в нарушение закона в одностороннем порядке повысила размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников помещений указанного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2016 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А49-9027/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5834045520, ОГРН 1095834000602) к управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, об оспаривании предписания.
установил:
открытое акционерное общество "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жилье-11" по ОЖФ, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган) от 27.05.2016 N ПР-417.
Решением Арбитражный суд Пензенской области от 18.10.2016 в оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам процессуального и материального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, от гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 11 по ул. Герцена в г. Пензе в адрес управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган) поступило заявление на ОАО "Жилье-24" по ОЖФ.
В ходе проверки выявлен факт начисления платы за ремонт и содержание общего имущества за ноябрь 2015 - апрель 2016 с нарушением части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), составлен акт проверки от 27.05.2016 N 1091 и вынесено предписание от 27.05.2016 N ПР-417, которым административный орган обязал общество произвести перерасчет платы собственникам помещений в соответствии с размером, установленным протоколом общего собрания собственников от 04.06.2014 N 1, с ноября 2015, исключив дальнейшее начисление платы с применением коэффициента инфляции (срок исполнения - 25.07.2016).
Полагая, что данный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства судебные инстанции установили, что общество без проведения общего собрания собственников помещений жилого дома, увеличило в одностороннем порядке размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, тем самым нарушив требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в связи с чем пришли к выводу о законности вынесенного предписания административным органом.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, основанном на правильном применении норм права в силу следующего
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 31 Правил N 491 предусмотрено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что, по общему правилу, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений.
Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений, а также на пресечение со стороны управляющих компаний в одностороннем порядке по собственному усмотрению изменять плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Исследовав, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным повышение обществом платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом судами принято во внимание, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Герцена в городе Пензе (протокол от 04.06.2014 N 1) принято решение о выборе ОАО "Жилье-24" по ОЖФ в качестве управляющей организации, заключен договор, с 01.09.2014 установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 18 руб. 11 коп. за 1 кв.м (без учета стоимости обслуживания лифта и уборки лестничных клеток) и 10% (без учета НДС) от этой суммы за управление многоквартирным домом.
Условиями договора также предусмотрено, что ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен в Российской Федерации, на месяц, начинающийся тремя месяцами ранее первого числа, в котором производится повышение платы, в процентах к соответствующему месяцу предшествующего года, определенный и официально опубликованный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, в счетах-квитанциях собственников помещений в указанном доме размер платы за содержание и ремонт с ноября 2015 увеличился на 15,29% и составил 20,879 руб. с 1 кв.м.
Между тем, в силу положений части 7 статьи 45, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса общество вправе было инициировать проведение собрания собственников помещений многоквартирного дома в целях изменения размера платы за содержание и ремонт помещений.
Поскольку вопрос индексации размера платы услуг по содержанию и ремонту жилого помещения при изменении уровня инфляции или уровня потребительских цен не рассматривался собранием собственников помещений многоквартирного дома, судебные инстанции обоснованно отклонили довод общества о его праве в силу условий заключенного договора об управлении многоквартирным домом осуществлять такую индексацию.
При этом судами правильно применен пункт 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Кроме того, изменение платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства призваны обеспечить прозрачность определения платы за содержание и ремонт помещений, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 198, части 3 статьи 201 АПК РФ суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным пункта 1 предписания.
Иное толкование обществом норм Жилищного кодекса и условий договора не свидетельствует об их неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу N А49-9027/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2017 N Ф06-21012/2017 ПО ДЕЛУ N А49-9027/2016
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки было выявлено, что управляющая компания в нарушение закона в одностороннем порядке повысила размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников помещений указанного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. N Ф06-21012/2017
Дело N А49-9027/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2016 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А49-9027/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5834045520, ОГРН 1095834000602) к управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, об оспаривании предписания.
установил:
открытое акционерное общество "Жилье-24" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жилье-11" по ОЖФ, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган) от 27.05.2016 N ПР-417.
Решением Арбитражный суд Пензенской области от 18.10.2016 в оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам процессуального и материального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, от гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 11 по ул. Герцена в г. Пензе в адрес управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган) поступило заявление на ОАО "Жилье-24" по ОЖФ.
В ходе проверки выявлен факт начисления платы за ремонт и содержание общего имущества за ноябрь 2015 - апрель 2016 с нарушением части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), составлен акт проверки от 27.05.2016 N 1091 и вынесено предписание от 27.05.2016 N ПР-417, которым административный орган обязал общество произвести перерасчет платы собственникам помещений в соответствии с размером, установленным протоколом общего собрания собственников от 04.06.2014 N 1, с ноября 2015, исключив дальнейшее начисление платы с применением коэффициента инфляции (срок исполнения - 25.07.2016).
Полагая, что данный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства судебные инстанции установили, что общество без проведения общего собрания собственников помещений жилого дома, увеличило в одностороннем порядке размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, тем самым нарушив требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в связи с чем пришли к выводу о законности вынесенного предписания административным органом.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, основанном на правильном применении норм права в силу следующего
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 31 Правил N 491 предусмотрено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что, по общему правилу, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений.
Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений, а также на пресечение со стороны управляющих компаний в одностороннем порядке по собственному усмотрению изменять плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Исследовав, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным повышение обществом платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При этом судами принято во внимание, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Герцена в городе Пензе (протокол от 04.06.2014 N 1) принято решение о выборе ОАО "Жилье-24" по ОЖФ в качестве управляющей организации, заключен договор, с 01.09.2014 установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 18 руб. 11 коп. за 1 кв.м (без учета стоимости обслуживания лифта и уборки лестничных клеток) и 10% (без учета НДС) от этой суммы за управление многоквартирным домом.
Условиями договора также предусмотрено, что ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен в Российской Федерации, на месяц, начинающийся тремя месяцами ранее первого числа, в котором производится повышение платы, в процентах к соответствующему месяцу предшествующего года, определенный и официально опубликованный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с чем, в счетах-квитанциях собственников помещений в указанном доме размер платы за содержание и ремонт с ноября 2015 увеличился на 15,29% и составил 20,879 руб. с 1 кв.м.
Между тем, в силу положений части 7 статьи 45, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса общество вправе было инициировать проведение собрания собственников помещений многоквартирного дома в целях изменения размера платы за содержание и ремонт помещений.
Поскольку вопрос индексации размера платы услуг по содержанию и ремонту жилого помещения при изменении уровня инфляции или уровня потребительских цен не рассматривался собранием собственников помещений многоквартирного дома, судебные инстанции обоснованно отклонили довод общества о его праве в силу условий заключенного договора об управлении многоквартирным домом осуществлять такую индексацию.
При этом судами правильно применен пункт 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Кроме того, изменение платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Нормы жилищного законодательства призваны обеспечить прозрачность определения платы за содержание и ремонт помещений, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс и иные нормативные акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 198, части 3 статьи 201 АПК РФ суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным пункта 1 предписания.
Иное толкование обществом норм Жилищного кодекса и условий договора не свидетельствует об их неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу N А49-9027/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.А.САВКИНА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)