Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кутузовой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 июля 2017 года по делу N А05-5978/2017 (судья Козьмина С.В.),
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3; далее - Управление) о взыскании 123 162 руб. 03 коп. долга за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель за февраль 2017 года по счетам-фактурам от 28.02.2017 N 2190/3663 и N 2190/3664.
На основании статей 227 - 228 АПК РФ исковое заявление Общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12 июля 2017 года иск удовлетворен. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 4695 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Государственная пошлина в сумме 4305 руб. возвращена истцу из федерального бюджета.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела. Доводы жалобы сводятся к тому, что жилые дома, в отношении которых предъявлена к взысканию стоимость тепловой энергии, не оснащены общедомовыми приборами учета. Поэтому объем коммунального ресурса, поставленного в эти дома подлежит определению в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Формула, изложенная в названном пункте, не предусматривает дополнительное предъявление к оплате потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционный инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19, согласно пункту 1.1 которых ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель (воду) для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (далее - коммунальные ресурсы) многоквартирных домов в целях обеспечения предоставления исполнителем потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
В приложениях 2 к договорам стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия: г. Северодвинск, ул. Портовая, д. 6, 8, 10, 12, ул. Корабельная, д. 1а, ул. Мира, д. 2а, 2б.
Согласно пункту 6.2 договоров окончательный расчет за поставленные коммунальные ресурсы производится до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В феврале 2017 года истец поставил на объекты ответчика тепловую энергию и теплоноситель (воду), в связи с чем выставил к оплате счета-фактуры от 28.02.2017 N 2190/3663 (по договору от 20.07.2016 N 19) на сумму 341 149 руб. 09 коп. и N 2190/3664 на сумму 585 731 руб. 80 коп. (по договору от 30.10.2015 N 23).
Указанные счета ответчиком оплачены частично. По данным истца, на день рассмотрения дела задолженность составляет 123 162 руб. 03 коп.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли разногласия в отношении правомерности предъявления к оплате стоимости потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях (техподполье).
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно условиям договоров ответчик принял на себя обязательство приобретать и оплачивать потери тепловой энергии, возникающие в тепловых сетях, находящихся в эксплуатации Управления.
Апелляционный суд не может согласиться с таким подходом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении", Закон N 190-ФЗ) местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), установлено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон граница балансовой принадлежности установлена по наружной стене зданий.
Соответственно, точкой поставки, в которой надлежит определять объем поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии, в рассматриваемом случае также является наружная стена дома.
Пунктом 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
В приложении 3 к договору от 30.10.2015 N 23 стороны согласовали объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях, расположенных в техподполье до прибора учета.
Аналогичным образом согласован объем потерь и в рамках договора от 20.07.2016 N 19 (пункт 3.1.4 договора, приложение 3 к договору).
Следовательно, условиями договора согласована возможность предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникших в тепловых сетях от границы раздела балансовой принадлежности (наружная стена дома) до места установки прибора учета.
Данное условие соответствует нормам действующего законодательства и позволяет определить объем поставленной тепловой энергии в точке поставки в случаях, когда прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности сторон.
Однако, из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствовали общедомовые приборы учета.
Об этом неоднократно заявлял ответчик, как в пояснениях, представленных в суд первой инстанции, так и в апелляционной жалобе. Истцом названный факт не опровергнут. Какие-либо документы, позволяющие установить факт наличия общедомовых приборов учета не представлены.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
В пункте 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, установленный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оснащенный прибором учета, не предусматривает дополнительного предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникающей во внутридомовых сетях.
Кроме того, из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) следует, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до теплового пункта в случае отсутствия общедомового прибора учета.
Указанный подход согласуется с позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015.
Ссылка суда на неприменимость к правоотношениям сторон положений Правил N 124 является ошибочной.
Из расчета истца следует, что по договору от 20.07.2016 N 19 предъявлены к оплате потери в объеме 2,660011 Гкал, стоимостью 3279 руб. 11 коп. (2,660011 Гкал x 1044,70 руб. x 1,18 (НДС)); по договору от 30.10.2015 N 23 предъявлены к оплате потери в объеме 4,110926 Гкал стоимостью 5067 руб. 72 коп. (4,110926 Гкал x 1044,70 руб. x 1,18 (НДС)).
На основании указанного выше в удовлетворении иска о взыскании с ответчика стоимости потерь в сумме 8346 руб. 83 коп. (3279,11 руб. + 5067,72 руб.) надлежит отказать.
Возражений в отношении оставшейся суммы долга 114 815 руб. 20 коп. (123 162,03 руб. минус 8346,83 руб.) ответчик не заявил, доказательств оплаты указанной суммы не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает обоснованным взыскание указанной суммы долга с ответчика.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 июля 2017 года по делу N А05-5978/2017 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" 8346 руб. 83 коп. долга и 318 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда от 12 июля 2017 года оставить без изменения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 ПО ДЕЛУ N А05-5978/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. по делу N А05-5978/2017
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кутузовой И.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 июля 2017 года по делу N А05-5978/2017 (судья Козьмина С.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3; далее - Управление) о взыскании 123 162 руб. 03 коп. долга за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель за февраль 2017 года по счетам-фактурам от 28.02.2017 N 2190/3663 и N 2190/3664.
На основании статей 227 - 228 АПК РФ исковое заявление Общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12 июля 2017 года иск удовлетворен. Кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 4695 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Государственная пошлина в сумме 4305 руб. возвращена истцу из федерального бюджета.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела. Доводы жалобы сводятся к тому, что жилые дома, в отношении которых предъявлена к взысканию стоимость тепловой энергии, не оснащены общедомовыми приборами учета. Поэтому объем коммунального ресурса, поставленного в эти дома подлежит определению в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Формула, изложенная в названном пункте, не предусматривает дополнительное предъявление к оплате потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционный инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19, согласно пункту 1.1 которых ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель (воду) для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (далее - коммунальные ресурсы) многоквартирных домов в целях обеспечения предоставления исполнителем потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
В приложениях 2 к договорам стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия: г. Северодвинск, ул. Портовая, д. 6, 8, 10, 12, ул. Корабельная, д. 1а, ул. Мира, д. 2а, 2б.
Согласно пункту 6.2 договоров окончательный расчет за поставленные коммунальные ресурсы производится до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В феврале 2017 года истец поставил на объекты ответчика тепловую энергию и теплоноситель (воду), в связи с чем выставил к оплате счета-фактуры от 28.02.2017 N 2190/3663 (по договору от 20.07.2016 N 19) на сумму 341 149 руб. 09 коп. и N 2190/3664 на сумму 585 731 руб. 80 коп. (по договору от 30.10.2015 N 23).
Указанные счета ответчиком оплачены частично. По данным истца, на день рассмотрения дела задолженность составляет 123 162 руб. 03 коп.
Из материалов дела следует, что между сторонами возникли разногласия в отношении правомерности предъявления к оплате стоимости потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях (техподполье).
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно условиям договоров ответчик принял на себя обязательство приобретать и оплачивать потери тепловой энергии, возникающие в тепловых сетях, находящихся в эксплуатации Управления.
Апелляционный суд не может согласиться с таким подходом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении", Закон N 190-ФЗ) местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), установлено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон граница балансовой принадлежности установлена по наружной стене зданий.
Соответственно, точкой поставки, в которой надлежит определять объем поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии, в рассматриваемом случае также является наружная стена дома.
Пунктом 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
В приложении 3 к договору от 30.10.2015 N 23 стороны согласовали объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях, расположенных в техподполье до прибора учета.
Аналогичным образом согласован объем потерь и в рамках договора от 20.07.2016 N 19 (пункт 3.1.4 договора, приложение 3 к договору).
Следовательно, условиями договора согласована возможность предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникших в тепловых сетях от границы раздела балансовой принадлежности (наружная стена дома) до места установки прибора учета.
Данное условие соответствует нормам действующего законодательства и позволяет определить объем поставленной тепловой энергии в точке поставки в случаях, когда прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности сторон.
Однако, из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствовали общедомовые приборы учета.
Об этом неоднократно заявлял ответчик, как в пояснениях, представленных в суд первой инстанции, так и в апелляционной жалобе. Истцом названный факт не опровергнут. Какие-либо документы, позволяющие установить факт наличия общедомовых приборов учета не представлены.
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
В пункте 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, установленный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оснащенный прибором учета, не предусматривает дополнительного предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникающей во внутридомовых сетях.
Кроме того, из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) следует, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до теплового пункта в случае отсутствия общедомового прибора учета.
Указанный подход согласуется с позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015.
Ссылка суда на неприменимость к правоотношениям сторон положений Правил N 124 является ошибочной.
Из расчета истца следует, что по договору от 20.07.2016 N 19 предъявлены к оплате потери в объеме 2,660011 Гкал, стоимостью 3279 руб. 11 коп. (2,660011 Гкал x 1044,70 руб. x 1,18 (НДС)); по договору от 30.10.2015 N 23 предъявлены к оплате потери в объеме 4,110926 Гкал стоимостью 5067 руб. 72 коп. (4,110926 Гкал x 1044,70 руб. x 1,18 (НДС)).
На основании указанного выше в удовлетворении иска о взыскании с ответчика стоимости потерь в сумме 8346 руб. 83 коп. (3279,11 руб. + 5067,72 руб.) надлежит отказать.
Возражений в отношении оставшейся суммы долга 114 815 руб. 20 коп. (123 162,03 руб. минус 8346,83 руб.) ответчик не заявил, доказательств оплаты указанной суммы не представил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает обоснованным взыскание указанной суммы долга с ответчика.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 июля 2017 года по делу N А05-5978/2017 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" 8346 руб. 83 коп. долга и 318 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда от 12 июля 2017 года оставить без изменения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, корп. 3) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.В.КУТУЗОВА
И.В.КУТУЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)