Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица указывает, что собранием собственников помещений принято решение произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, истице отказано в государственной регистрации, поскольку формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не производилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р.,
при секретаре Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.А.МА. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и обязания произвести государственную регистрацию права собственности
по апелляционной жалобе А.А.МБ. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., выслушав пояснения представителя А.А.МА., - Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан- У., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
установила:
А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее Управление Росреестра по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и обязании произвести государственную регистрацию права собственности.
В обоснование требований указывает, что является одним из собственников квартиры N ... в многоквартирном жилом доме N ... по ул. ... в г. ....
В соответствии с Протоколом N 1 от 28 июля 2014 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., собственниками помещений многоквартирного дома принято решение произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N ... по ул. ... в г. ... с видом разрешенного использования земельного участка: "Для обслуживания многоквартирного жилого дома, произвести оформление права долевой собственности на земельный участок".
8 сентября 2016 г. обратилась в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением N ... о государственной регистрации права общей долевой собственности в соответствии с долей в здании по адресу: ... на вышеуказанный земельный участок.
Управление Росреестра по Республике Башкортостан отказало в государственной регистрации, мотивировав отказ тем, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу:... не производилось.
Просит признать отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан N ... от 2 декабря 2016 г. незаконным и обязать административного ответчика зарегистрировать право общей долевой собственности (в соответствии с долей в здании) А.А.МА. на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, общая площадь 2306 кв. м, адрес: Местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ....
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2017 г. в удовлетворении административного иска А.А.МА. отказано.
В апелляционной жалобе А.А.МА. просит указанное решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие А.А.МБ., извещенной надлежащим образом и не явившейся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в редакции на момент спорных правоотношений) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Законом о регистрации установлено, что: к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9); при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13); органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года N 789, установлено, что основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов (пункт 230).
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 231).
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.А. является собственником ... доли в общей долевой собственности квартиры N ... в жилом доме N ... по ул. ... в г. ....
В соответствии с Протоколом N 1 от 28 июля 2014 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. ..., собственниками помещений многоквартирного дома принято решение произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N ... по ул. ... в г. ... с видом разрешенного использования земельного участка: "Для обслуживания многоквартирного жилого дома, произвести оформление права долевой собственности на земельный участок".
8 сентября 2016 г. Г.Р., действующий по доверенности от имени А.А., обратился в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Уфа с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (в соответствии с долей в здании) на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 8 сентября 2016 г. N ..., на государственную регистрацию в том числе были представлены: свидетельство о государственной регистрации права от 7 мая 2009 г. N ..., серии ..., кадастровый паспорт земельного участка от 16 июня 2016 г. N ..., протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ... от 28 июля 2014 г. N 1.
20 сентября 2016 г. государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов и в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация права была приостановлена, так как возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав. Причиной приостановления явилось непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Так же государственным регистратором был направлен запрос в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО) с просьбой сообщить о наличии всех строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ....
27 сентября 2016 г. в Управление поступило письмо УЗИО от 27 сентября 2016 г. N 741, согласно которому постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 17 августа 2012 г. N 3624 утвержден проект межевания территории квартала N ..., ограниченного улицами Октябрьской Революции, П., Н. и проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На земельном участке с кадастровым номером ... расположены жилые дома с адресами: .... Формирование границ земельного участка, на котором расположены вышеуказанные многоквартирные дома, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" органом местного самоуправления не производилось. Земельный участок с кадастровым номером ... временный и сформирован для нового строительства.
20 октября 2016 г. Г.Р., действующий по доверенности от имени А.А., обратился в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации права.
20 октября 2016 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация права была приостановлена на основании заявления Г.Р. на срок по 20 января 2017 г.
23 ноября 2016 г. Г.Р., действующий по доверенности от имени А.А., обратился в Управление с заявлением о возобновлении государственной регистрации права.
Сообщением Управления Росреестра по Республике Башкортостан N ... от 2 декабря 2016 г. на основании абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" А.А. отказано в государственной регистрации права долевой собственности на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, общая площадь 2306 кв. м, адрес: Местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... по причине: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Разрешая административные исковые требования А.А.МБ. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом на государственную регистрацию не были представлены необходимые правоустанавливающие документы на объект недвижимости - земельный участок под многоквартирным домом, в котором находится жилое помещение заявителя; данный земельный участок не сформирован для целей эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. ..., не поставлен в таком виде на кадастровый учет. В этой связи оспариваемый отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан в государственной регистрации права общей долевой собственности А.А.МБ. на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, общая площадь 2306 кв. м, адрес: Местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ..., прав и охраняемых законом интересов последней не нарушает, вынесен в рамках компетенции регистрирующего органа, не противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации конкретного многоквартирного дома; о регистрации прав на земельный участок только после постановки его на кадастровый учет с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома не влияют на законность принятого решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Исходя из положений, закрепленных в п. п. 2, 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Дугенец Е.Ю., Минина В.П. и Плеханова Е.А." переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Действующим земельным законодательством предусмотрено, что для возникновения права собственности необходим факт наличия в установленном законом порядке сформированного земельного участка под многоквартирном домом. Признание земельного участка объектом гражданских прав требует точного определения его границ и постановки на кадастровый учет. Именно поэтому законодатель связывает переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме с необходимостью формирования данного земельного участка.
Между тем, как следует из материалов дела и не опровергнуто административным истцом, на земельном участке с кадастровым номером ... расположены жилые дома с адресами: ул. ....
Таким образом, вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, земельный участок под многоквартирным домом ... по ул. ... в г. ... не сформирован и не поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, следовательно, для приобретения земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо обращение в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой в решении дана правильная оценка, а потому не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.МА. - без удовлетворения.
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14253/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и обязании произвести государственную регистрацию права собственности.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица указывает, что собранием собственников помещений принято решение произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, истице отказано в государственной регистрации, поскольку формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не производилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. по делу N 33а-14253/2017
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р.,
при секретаре Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.А.МА. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и обязания произвести государственную регистрацию права собственности
по апелляционной жалобе А.А.МБ. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., выслушав пояснения представителя А.А.МА., - Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан- У., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
установила:
А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее Управление Росреестра по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и обязании произвести государственную регистрацию права собственности.
В обоснование требований указывает, что является одним из собственников квартиры N ... в многоквартирном жилом доме N ... по ул. ... в г. ....
В соответствии с Протоколом N 1 от 28 июля 2014 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., собственниками помещений многоквартирного дома принято решение произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N ... по ул. ... в г. ... с видом разрешенного использования земельного участка: "Для обслуживания многоквартирного жилого дома, произвести оформление права долевой собственности на земельный участок".
8 сентября 2016 г. обратилась в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением N ... о государственной регистрации права общей долевой собственности в соответствии с долей в здании по адресу: ... на вышеуказанный земельный участок.
Управление Росреестра по Республике Башкортостан отказало в государственной регистрации, мотивировав отказ тем, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу:... не производилось.
Просит признать отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан N ... от 2 декабря 2016 г. незаконным и обязать административного ответчика зарегистрировать право общей долевой собственности (в соответствии с долей в здании) А.А.МА. на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, общая площадь 2306 кв. м, адрес: Местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ....
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2017 г. в удовлетворении административного иска А.А.МА. отказано.
В апелляционной жалобе А.А.МА. просит указанное решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие А.А.МБ., извещенной надлежащим образом и не явившейся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в редакции на момент спорных правоотношений) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Законом о регистрации установлено, что: к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9); при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13); органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09 декабря 2014 года N 789, установлено, что основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов (пункт 230).
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 231).
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.А. является собственником ... доли в общей долевой собственности квартиры N ... в жилом доме N ... по ул. ... в г. ....
В соответствии с Протоколом N 1 от 28 июля 2014 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. ..., собственниками помещений многоквартирного дома принято решение произвести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом N ... по ул. ... в г. ... с видом разрешенного использования земельного участка: "Для обслуживания многоквартирного жилого дома, произвести оформление права долевой собственности на земельный участок".
8 сентября 2016 г. Г.Р., действующий по доверенности от имени А.А., обратился в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Уфа с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (в соответствии с долей в здании) на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 8 сентября 2016 г. N ..., на государственную регистрацию в том числе были представлены: свидетельство о государственной регистрации права от 7 мая 2009 г. N ..., серии ..., кадастровый паспорт земельного участка от 16 июня 2016 г. N ..., протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ... от 28 июля 2014 г. N 1.
20 сентября 2016 г. государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов и в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация права была приостановлена, так как возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав. Причиной приостановления явилось непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Так же государственным регистратором был направлен запрос в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО) с просьбой сообщить о наличии всех строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ....
27 сентября 2016 г. в Управление поступило письмо УЗИО от 27 сентября 2016 г. N 741, согласно которому постановлением администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 17 августа 2012 г. N 3624 утвержден проект межевания территории квартала N ..., ограниченного улицами Октябрьской Революции, П., Н. и проспектом Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На земельном участке с кадастровым номером ... расположены жилые дома с адресами: .... Формирование границ земельного участка, на котором расположены вышеуказанные многоквартирные дома, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" органом местного самоуправления не производилось. Земельный участок с кадастровым номером ... временный и сформирован для нового строительства.
20 октября 2016 г. Г.Р., действующий по доверенности от имени А.А., обратился в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации права.
20 октября 2016 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация права была приостановлена на основании заявления Г.Р. на срок по 20 января 2017 г.
23 ноября 2016 г. Г.Р., действующий по доверенности от имени А.А., обратился в Управление с заявлением о возобновлении государственной регистрации права.
Сообщением Управления Росреестра по Республике Башкортостан N ... от 2 декабря 2016 г. на основании абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" А.А. отказано в государственной регистрации права долевой собственности на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, общая площадь 2306 кв. м, адрес: Местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... по причине: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Разрешая административные исковые требования А.А.МБ. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом на государственную регистрацию не были представлены необходимые правоустанавливающие документы на объект недвижимости - земельный участок под многоквартирным домом, в котором находится жилое помещение заявителя; данный земельный участок не сформирован для целей эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. ..., не поставлен в таком виде на кадастровый учет. В этой связи оспариваемый отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан в государственной регистрации права общей долевой собственности А.А.МБ. на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, общая площадь 2306 кв. м, адрес: Местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ..., прав и охраняемых законом интересов последней не нарушает, вынесен в рамках компетенции регистрирующего органа, не противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации конкретного многоквартирного дома; о регистрации прав на земельный участок только после постановки его на кадастровый учет с целью эксплуатации многоквартирного жилого дома не влияют на законность принятого решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Исходя из положений, закрепленных в п. п. 2, 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Дугенец Е.Ю., Минина В.П. и Плеханова Е.А." переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Действующим земельным законодательством предусмотрено, что для возникновения права собственности необходим факт наличия в установленном законом порядке сформированного земельного участка под многоквартирном домом. Признание земельного участка объектом гражданских прав требует точного определения его границ и постановки на кадастровый учет. Именно поэтому законодатель связывает переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме с необходимостью формирования данного земельного участка.
Между тем, как следует из материалов дела и не опровергнуто административным истцом, на земельном участке с кадастровым номером ... расположены жилые дома с адресами: ул. ....
Таким образом, вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, земельный участок под многоквартирным домом ... по ул. ... в г. ... не сформирован и не поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, следовательно, для приобретения земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо обращение в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой в решении дана правильная оценка, а потому не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.МА. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Г.Р.КУЛОВА
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Г.Р.КУЛОВА
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)