Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 апреля 2017 года по делу N А76-27346/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" Чикунова А.М. (доверенность от 22.07.2016 N 87).
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - заявитель, общество, ООО "ДЕЗ Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, и 6 предписания от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, выданного Государственной жилищной инспекцией Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган, ГЖИ Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2017 в удовлетворении заявленных требований ООО "ДЕЗ Калининского района" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на то, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку им на управляющую организацию возложена обязанность по устранению нарушения, обязанность по соблюдению которого не предусмотрена законодательством. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что наличие угрозы обрушения отделочных слоев, как и нарушение отделки по отношению к несущим конструкциям, не обнаружено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание уполномоченного представителя не направило. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жильца дома N 18а по ул. Потемкина в г. Челябинск (т. 1, л.д. 68), поступившего в инспекцию 08.07.2016, заинтересованным лицом в соответствии с распоряжением Главного управления "Государственной жилищной инспекции Челябинской области" от 02.08.2016 N 3367 (т. 1, л.д. 71-73) в отношении общества в период с 03.08.2016 по 04.08.2016 проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой оформлены актом проверки от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16 (т. 1, л.д. 74-76).
Инспекцией установлено, что обществом, являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома N 18 А по ул. Потемкина в г. Челябинск, допущены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
В частности, в нарушение п. 1 Минимального перечня услуг и работ, выявлено проседания местами отмостки по периметру здания (пункт 1 предписания).
В частности, в нарушение п. 11 Минимального перечня услуг и работ, выявлено частичное разрушение защитного слоя внутренней отделки стен (пункт 6 предписания).
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (т. 1, л.д. 77, 78), которым ООО "ДЕЗ Калининского района" в срок до 04.09.2016 предписано: выполнить работы по восстановлению работоспособности отмостки в местах проседания; выполнить работы по восстановлению эксплуатационных качеств и гидроизоляции козырьков МКД; выполнить влажную уборку лестничных клеток; устранить сколы в ступенях; восстановить целостность оконных заполнений и установить фурнитуру в местах ее отсутствия; восстановить внутреннюю отделку стен МКД.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием инспекции от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16, обратился в арбитражный суд с требованием о признании пунктов 1 и 6 данного предписания недействительными. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что требования, содержащиеся в пунктах 1 и 6 предписания от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-2016, являются правомерными и подлежат исполнению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") установлено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (пункт 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, инспекция, в числе прочего, осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, инспекции для осуществления возложенных полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
ООО "ДЕЗ Калининского района" является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Потемкина, д. 18 а, имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 143 от 09.04.2015.
В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 02.08.2016 N 3367 ее задачей являлось осуществление лицензионного контроля, предметом - соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункты 5, 6 распоряжения).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
С учетом изложенного, предметом лицензионного контроля является контроль за соблюдением управляющими организациями обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, в силу пункта 4.1.7 Правил N 170 необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В силу п. 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1 Правил N 170).
Минимальный перечень услуг и работ применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что обществом, являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома N 18 А по ул. Потемкина в г. Челябинске и, соответственно, лицом ответственным за надлежащее содержание общего имущества, допущено нарушение указанных норм права.
Каких-либо мер для устранения данных нарушений обществом принято не было.
Довод заявителя о том, что предписанием на общество возложена обязанность по устранению нарушения, обязанность по соблюдению которого не предусмотрена законодательством, отклоняется в силу следующего.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Ссылка апеллянта на отсутствие угрозы обрушения отделочных слоев, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
Согласно пункту 11 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Таким образом, при наличии в акте от 04.08.2016 отметки о разрушении защитного слоя стен, необходимость в устранении выявленных нарушений не исключается, а напротив, входит в обязанности управляющей организации.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть предпринять ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Следовательно, общество, как управляющая организация, обязано надлежащим образом, в соответствии с вышеприведенными требованиями, осуществлять содержание и ремонт общего имущества указанного дома.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда, которое является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 апреля 2017 года по делу N А76-27346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2017 N 18АП-6355/2017 ПО ДЕЛУ N А76-27346/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. N 18АП-6355/2017
Дело N А76-27346/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 апреля 2017 года по делу N А76-27346/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" Чикунова А.М. (доверенность от 22.07.2016 N 87).
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - заявитель, общество, ООО "ДЕЗ Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, и 6 предписания от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, выданного Государственной жилищной инспекцией Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган, ГЖИ Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2017 в удовлетворении заявленных требований ООО "ДЕЗ Калининского района" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на то, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку им на управляющую организацию возложена обязанность по устранению нарушения, обязанность по соблюдению которого не предусмотрена законодательством. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что наличие угрозы обрушения отделочных слоев, как и нарушение отделки по отношению к несущим конструкциям, не обнаружено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание уполномоченного представителя не направило. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жильца дома N 18а по ул. Потемкина в г. Челябинск (т. 1, л.д. 68), поступившего в инспекцию 08.07.2016, заинтересованным лицом в соответствии с распоряжением Главного управления "Государственной жилищной инспекции Челябинской области" от 02.08.2016 N 3367 (т. 1, л.д. 71-73) в отношении общества в период с 03.08.2016 по 04.08.2016 проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой оформлены актом проверки от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16 (т. 1, л.д. 74-76).
Инспекцией установлено, что обществом, являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома N 18 А по ул. Потемкина в г. Челябинск, допущены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
В частности, в нарушение п. 1 Минимального перечня услуг и работ, выявлено проседания местами отмостки по периметру здания (пункт 1 предписания).
В частности, в нарушение п. 11 Минимального перечня услуг и работ, выявлено частичное разрушение защитного слоя внутренней отделки стен (пункт 6 предписания).
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (т. 1, л.д. 77, 78), которым ООО "ДЕЗ Калининского района" в срок до 04.09.2016 предписано: выполнить работы по восстановлению работоспособности отмостки в местах проседания; выполнить работы по восстановлению эксплуатационных качеств и гидроизоляции козырьков МКД; выполнить влажную уборку лестничных клеток; устранить сколы в ступенях; восстановить целостность оконных заполнений и установить фурнитуру в местах ее отсутствия; восстановить внутреннюю отделку стен МКД.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием инспекции от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-16, обратился в арбитражный суд с требованием о признании пунктов 1 и 6 данного предписания недействительными. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что требования, содержащиеся в пунктах 1 и 6 предписания от 04.08.2016 N 3367-Ч-Р-2016, являются правомерными и подлежат исполнению.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") установлено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (пункт 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, инспекция, в числе прочего, осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, инспекции для осуществления возложенных полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
ООО "ДЕЗ Калининского района" является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Потемкина, д. 18 а, имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 143 от 09.04.2015.
В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 02.08.2016 N 3367 ее задачей являлось осуществление лицензионного контроля, предметом - соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункты 5, 6 распоряжения).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
С учетом изложенного, предметом лицензионного контроля является контроль за соблюдением управляющими организациями обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, в силу пункта 4.1.7 Правил N 170 необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В силу п. 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1 Правил N 170).
Минимальный перечень услуг и работ применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что обществом, являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома N 18 А по ул. Потемкина в г. Челябинске и, соответственно, лицом ответственным за надлежащее содержание общего имущества, допущено нарушение указанных норм права.
Каких-либо мер для устранения данных нарушений обществом принято не было.
Довод заявителя о том, что предписанием на общество возложена обязанность по устранению нарушения, обязанность по соблюдению которого не предусмотрена законодательством, отклоняется в силу следующего.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Ссылка апеллянта на отсутствие угрозы обрушения отделочных слоев, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
Согласно пункту 11 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Таким образом, при наличии в акте от 04.08.2016 отметки о разрушении защитного слоя стен, необходимость в устранении выявленных нарушений не исключается, а напротив, входит в обязанности управляющей организации.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть предпринять ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Следовательно, общество, как управляющая организация, обязано надлежащим образом, в соответствии с вышеприведенными требованиями, осуществлять содержание и ремонт общего имущества указанного дома.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда, которое является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 апреля 2017 года по делу N А76-27346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)