Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Кашеваровой О.А., при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Никитиной Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092466, ИНН 1829004129) к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) о взыскании 7 123 846 руб. 07 коп. долга, 58 619 руб. 23 коп. долга с учетом повышающего коэффициента за ноябрь - декабрь 2016 г.,
при участии представителей:
от истца: Стребкова О.С. - представитель по доверенности от 27.03.2017.,
от ответчика: не явился, ходатайство
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов" (далее - МУП "Водоканал г. Глазова") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) о взыскании 7 123 846 руб. 07 коп. долга, 58 619 руб. 23 коп. долга с учетом повышающего коэффициента за ноябрь - декабрь 2016 г.
В судебном заседании 09.03.2017 ответчик представил отзыв на иск, исковые требования признал в части в сумме 6392596,42 руб., считает необоснованным начисление повышающего коэффициента на сумму 58619,23 руб. по МКД в связи наличием актов об отсутствии технической возможности установки ОДПУ. Имеются также разногласия по расчету за спорный период по водоотведению на сумму 456245 руб. 28 коп.
Определением суда от 29.03.2017. на основании ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 5973595 руб. 70 коп. долг и 27528 руб. 13 коп. долг с учетом повышающего коэффициента. Истцом также заявлены требования о взыскании процентов в размере 165640 руб. 41 коп.
В части взыскания процентов за пользование денежными средствами за период с 01.01.2017 по 28.03.2017, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку фактически заявлено новое требование.
В судебном заседании 11 мая 2017 года представитель истца заявил устное ходатайство об отказе от иска в части взыскания 4 845 394 руб. 85 коп. долга. Ходатайство истца судом принято к рассмотрению и в силу статей 41, 49, 159 АПК РФ.
Исковые требования составили 456245 руб. 28 коп. долг по водоотведению и 27528 руб. 13 коп. долг с учетом повышающего коэффициента.
В связи с принятием отказа от части исковых требования и на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания суда, явку представителя в судебное заседание 11.05.2017 не обеспечил, направил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика. Представитель ответчика исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнительных пояснениях от 28.03.2017, а именно: 1. Ответчик не признает задолженность за потребленные ресурсы, поскольку истец производил начисления по стокам исходя из объемов ОДПУ ХВС и ГВС, а не по потреблению воды по услуге "стоки гор. воды" + "стоки хол. воды", согласно сводных справок. 2. Ответчик не признает задолженность с учетом повышающего коэффициента, ссылаясь на подпункт "в" пункта 21 Правил 124 применение повышающих коэффициентов при расчетах объемов потребленных коммунальных ресурсов не подлежит применению в МКД, по которым установлен факт отсутствия технической возможности установки ОДПУ.
Судебное заседание проведено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, в порядке ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что МУП "Водоканал г. Глазова" оказывает МУП "ЖКУ" услуги водоснабжения и водоотведения. Договор между сторонами не заключен.
МУП "Водоканал г. Глазова" в ноябре - декабре 2016 года оказало МУП "ЖКУ" услуги водоснабжения и водоотведения, направив ему для оплаты счета-фактуры от 30.12.2016 на сумму 3794363,16 руб. и от 30.11.2016 на сумму 3948515,81 руб., в том числе 27528 руб. 13 коп. размер повышающего коэффициента в связи с отсутствием общедомовых приборов учета холодной воды, которая последним в полном объеме не оплачена.
Согласно расчету истца задолженность МУП "ЖКУ" перед МУП "Водоканал г. Глазова" составила 456245 руб. 28 коп. долга и 27528 руб. 13 коп. долг с учетом повышающего коэффициента.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что производство по делу в части взыскания 4845394 руб. 85 коп. долга подлежит прекращению. В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать в силу следующего.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об отказе от иска в части взыскания 4845394 руб. 85 коп. долга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска.
Принимая во внимание, что отказ от иска не противоречит закону, иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, арбитражный суд полагает возможным его принять (статья 49 АПК РФ).
В связи с принятием отказа от части исковых требования и на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании пункта 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом энергоресурсов ответчику в спорный период подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ), и ответчиком не оспорен.
Исходя из изложенных норм, представленных документов суд пришел к выводу, что между сторонами сложились фактические отношения по договору водоснабжения и водоотведения, вследствие чего у МУП "ЖКУ" возникла обязанность по оплате потребленных энергоресурсов.
Между сторонами возникли разногласия относительно определения объема водоотведения, а также возможности расчетов между сторонами с применением повышающих коэффициентов в случае отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды при отсутствии в МКД ОДПУ.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае объектами водоснабжения и водоотведения являются многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
МУП "ЖКУ" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретало в исковой период у МУП "Водоканал г. Глазова", коммунальные ресурсы с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления МКД и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Объем обязательств управляющей организации за поставленные в МКД коммунальные ресурсы не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (коммунальные услуги на ОДН).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции, действующей в период с 01.07.2016 по 31.12.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в МКД, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в МКД".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен, плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
Положения Правил N 124, N 354 предусматривают, что объем водоотведения должен быть равен сумме индивидуального потребления граждан по показаниям индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС, а в случае их отсутствия по нормативам индивидуального потребления холодной и горячей воды.
Контррасчет ответчика признан судом обоснованным.
В связи с тем, что произведенный истцом расчет объема водоотведения исходя из показаний общедомовых приборов учета ХВС и ГВС противоречит действующему законодательству, в удовлетворении требования о взыскании 456245 руб. 28 коп. следует отказать.
В связи с отсутствием в ряде МКД, находящихся в управлении ответчика ОДПУ, истец предъявил к взысканию 27528 руб. 13 коп. долга (повышающий коэффициент).
Между тем в ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены акты невозможности установки ОДПУ в спорных МКД.
Действительно пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено применение в отношении квартир, не оборудованных ИПУ (при наличии технической возможности их установки), повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
При этом указанный в Правилах N 354 порядок определения стоимости коммунального ресурса не может быть применен в отношениях сторон настоящего спора, поскольку регулируются специальными нормами Правил N 124.
Так в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета (V{\super д{\sub о), определяется по следующей формуле:
где:
- V{\super п{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- V{\super сред{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный исходя из объемов среднемесячного потребления коммунального ресурса в случаях, установленных пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
- V{\super н{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды, а также в случаях, установленных пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
- V{\super расч{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из расчетных объемов коммунальных услуг в порядке, установленном соглашением сторон договора ресурсоснабжения с учетом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
- V{\super кр{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный на основании показаний приборов учета, позволяющих определить такой объем, а в их отсутствие - на основании удельных расходов коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения в соответствии с техническими характеристиками такого оборудования.
Указанная формула предусмотрена для расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в исковой период.
Поскольку применение повышающего коэффициента в предлагаемой формуле, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, не предусмотрено, требование истца в части взыскания задолженности по услуге - холодная вода в отношении квартир, не оборудованных ИПУ, с учетом применения повышающего коэффициента в размере 27528 руб. 13 коп. удовлетворению не подлежит.
С учетом принятого решения расчеты по госпошлине относятся на истца, а в связи с отказом от иска в части государственная пошлина в сумме 45943 руб. 76 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
Принять отказ от иска на сумму 4845394 руб. 85 коп.
В удовлетворении остальных требований истцу отказать.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному унитарному предприятию "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092466, ИНН 1829004129) 45943 руб. 76 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 103 от 25.01.2017.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 15.05.2017 ПО ДЕЛУ N А71-1459/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2017 г. по делу N А71-1459/2017
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Кашеваровой О.А., при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Никитиной Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092466, ИНН 1829004129) к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) о взыскании 7 123 846 руб. 07 коп. долга, 58 619 руб. 23 коп. долга с учетом повышающего коэффициента за ноябрь - декабрь 2016 г.,
при участии представителей:
от истца: Стребкова О.С. - представитель по доверенности от 27.03.2017.,
от ответчика: не явился, ходатайство
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов" (далее - МУП "Водоканал г. Глазова") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092400, ИНН 1829007320) о взыскании 7 123 846 руб. 07 коп. долга, 58 619 руб. 23 коп. долга с учетом повышающего коэффициента за ноябрь - декабрь 2016 г.
В судебном заседании 09.03.2017 ответчик представил отзыв на иск, исковые требования признал в части в сумме 6392596,42 руб., считает необоснованным начисление повышающего коэффициента на сумму 58619,23 руб. по МКД в связи наличием актов об отсутствии технической возможности установки ОДПУ. Имеются также разногласия по расчету за спорный период по водоотведению на сумму 456245 руб. 28 коп.
Определением суда от 29.03.2017. на основании ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 5973595 руб. 70 коп. долг и 27528 руб. 13 коп. долг с учетом повышающего коэффициента. Истцом также заявлены требования о взыскании процентов в размере 165640 руб. 41 коп.
В части взыскания процентов за пользование денежными средствами за период с 01.01.2017 по 28.03.2017, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку фактически заявлено новое требование.
В судебном заседании 11 мая 2017 года представитель истца заявил устное ходатайство об отказе от иска в части взыскания 4 845 394 руб. 85 коп. долга. Ходатайство истца судом принято к рассмотрению и в силу статей 41, 49, 159 АПК РФ.
Исковые требования составили 456245 руб. 28 коп. долг по водоотведению и 27528 руб. 13 коп. долг с учетом повышающего коэффициента.
В связи с принятием отказа от части исковых требования и на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания суда, явку представителя в судебное заседание 11.05.2017 не обеспечил, направил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика. Представитель ответчика исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнительных пояснениях от 28.03.2017, а именно: 1. Ответчик не признает задолженность за потребленные ресурсы, поскольку истец производил начисления по стокам исходя из объемов ОДПУ ХВС и ГВС, а не по потреблению воды по услуге "стоки гор. воды" + "стоки хол. воды", согласно сводных справок. 2. Ответчик не признает задолженность с учетом повышающего коэффициента, ссылаясь на подпункт "в" пункта 21 Правил 124 применение повышающих коэффициентов при расчетах объемов потребленных коммунальных ресурсов не подлежит применению в МКД, по которым установлен факт отсутствия технической возможности установки ОДПУ.
Судебное заседание проведено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, в порядке ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что МУП "Водоканал г. Глазова" оказывает МУП "ЖКУ" услуги водоснабжения и водоотведения. Договор между сторонами не заключен.
МУП "Водоканал г. Глазова" в ноябре - декабре 2016 года оказало МУП "ЖКУ" услуги водоснабжения и водоотведения, направив ему для оплаты счета-фактуры от 30.12.2016 на сумму 3794363,16 руб. и от 30.11.2016 на сумму 3948515,81 руб., в том числе 27528 руб. 13 коп. размер повышающего коэффициента в связи с отсутствием общедомовых приборов учета холодной воды, которая последним в полном объеме не оплачена.
Согласно расчету истца задолженность МУП "ЖКУ" перед МУП "Водоканал г. Глазова" составила 456245 руб. 28 коп. долга и 27528 руб. 13 коп. долг с учетом повышающего коэффициента.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что производство по делу в части взыскания 4845394 руб. 85 коп. долга подлежит прекращению. В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать в силу следующего.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об отказе от иска в части взыскания 4845394 руб. 85 коп. долга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска.
Принимая во внимание, что отказ от иска не противоречит закону, иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, арбитражный суд полагает возможным его принять (статья 49 АПК РФ).
В связи с принятием отказа от части исковых требования и на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании пункта 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом энергоресурсов ответчику в спорный период подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ), и ответчиком не оспорен.
Исходя из изложенных норм, представленных документов суд пришел к выводу, что между сторонами сложились фактические отношения по договору водоснабжения и водоотведения, вследствие чего у МУП "ЖКУ" возникла обязанность по оплате потребленных энергоресурсов.
Между сторонами возникли разногласия относительно определения объема водоотведения, а также возможности расчетов между сторонами с применением повышающих коэффициентов в случае отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды при отсутствии в МКД ОДПУ.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае объектами водоснабжения и водоотведения являются многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
МУП "ЖКУ" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретало в исковой период у МУП "Водоканал г. Глазова", коммунальные ресурсы с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления МКД и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Объем обязательств управляющей организации за поставленные в МКД коммунальные ресурсы не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (коммунальные услуги на ОДН).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции, действующей в период с 01.07.2016 по 31.12.2016) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в МКД, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в МКД".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды отменен, плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
Положения Правил N 124, N 354 предусматривают, что объем водоотведения должен быть равен сумме индивидуального потребления граждан по показаниям индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС, а в случае их отсутствия по нормативам индивидуального потребления холодной и горячей воды.
Контррасчет ответчика признан судом обоснованным.
В связи с тем, что произведенный истцом расчет объема водоотведения исходя из показаний общедомовых приборов учета ХВС и ГВС противоречит действующему законодательству, в удовлетворении требования о взыскании 456245 руб. 28 коп. следует отказать.
В связи с отсутствием в ряде МКД, находящихся в управлении ответчика ОДПУ, истец предъявил к взысканию 27528 руб. 13 коп. долга (повышающий коэффициент).
Между тем в ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены акты невозможности установки ОДПУ в спорных МКД.
Действительно пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено применение в отношении квартир, не оборудованных ИПУ (при наличии технической возможности их установки), повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
При этом указанный в Правилах N 354 порядок определения стоимости коммунального ресурса не может быть применен в отношениях сторон настоящего спора, поскольку регулируются специальными нормами Правил N 124.
Так в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета (V{\super д{\sub о), определяется по следующей формуле:
V{\super д{\sub о = V{\super п{\sub о + V{\super сред{\sub о + V{\super н{\sub о + V{\super расч{\sub о + V{\super кр{\sub о,
где:
- V{\super п{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- V{\super сред{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный исходя из объемов среднемесячного потребления коммунального ресурса в случаях, установленных пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
- V{\super н{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды, а также в случаях, установленных пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
- V{\super расч{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из расчетных объемов коммунальных услуг в порядке, установленном соглашением сторон договора ресурсоснабжения с учетом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
- V{\super кр{\sub о - объем (количество) коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный на основании показаний приборов учета, позволяющих определить такой объем, а в их отсутствие - на основании удельных расходов коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения в соответствии с техническими характеристиками такого оборудования.
Указанная формула предусмотрена для расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в исковой период.
Поскольку применение повышающего коэффициента в предлагаемой формуле, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, не предусмотрено, требование истца в части взыскания задолженности по услуге - холодная вода в отношении квартир, не оборудованных ИПУ, с учетом применения повышающего коэффициента в размере 27528 руб. 13 коп. удовлетворению не подлежит.
С учетом принятого решения расчеты по госпошлине относятся на истца, а в связи с отказом от иска в части государственная пошлина в сумме 45943 руб. 76 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
решил:
Принять отказ от иска на сумму 4845394 руб. 85 коп.
В удовлетворении остальных требований истцу отказать.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному унитарному предприятию "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов", г. Глазов (ОГРН 1021801092466, ИНН 1829004129) 45943 руб. 76 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 103 от 25.01.2017.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
О.А.КАШЕВАРОВА
О.А.КАШЕВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)