Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2016 N 09АП-12071/2016, 09АП-13431/2016 ПО ДЕЛУ N А40-39604/15

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. N 09АП-12071/2016, 09АП-13431/2016

Дело N А40-39604/15

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.Н.,
судей Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
АО "Славянка" и Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 февраля 2016 года по делу N А40-39604/15, принятое судьей Беловой А.Р.
по иску АО "Славянка"
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
при участии в судебном заседании:
- от истца: Добаев В.С. по доверенности от 20.06.2016 г.; Безносюк С.С. по доверенности от 17.06.2016 г.; Полевая О.В. по доверенности от 30.05.2016 г.;
- от ответчика: Сенина М.Г. по доверенности от 20.10.2015 г.

установил:

Акционерное общество "Славянка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженность за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт мест общего пользования пустующего фонда в размере 105 383 565 рублей 65 копеек, процентов по ст. 395 ГК РФ в размере 11 157 485 рублей 01 копейки, при неисполнении решения суда взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки 8,25 процентов годовых с момента вступления настоящего решения в законную силу до его фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2016 г. требования Акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386) удовлетворены частично; взыскано с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, адрес г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, дата регистрации 27.02.2003) за счет средств казны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386) 116 541 050 рублей, из них: задолженность за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт мест общего пользования пустующего фонда в размере 105 383 565 рублей 65 копеек, проценты в размере 11 157 485 рублей 01 копейка; в остальной части иска отказано; возвращено Акционерному обществу "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386) из Федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению от 25.02.2015 N 043 в размере 200 000 рублей.
Истцом и ответчиком поданы апелляционные жалобы на данное решение.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.20.2016 г. по делу N А40-39604/15 подлежит отмене, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и Открытым акционерным обществом "Славянка" (управляющей компанией) 02.08.2010 г. заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации N 1-УЖФ, согласно п. 2.2 которого управляющая компания по заданию заказчика, в соответствии с приложениями к договору, обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанных в сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемого в управление управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения и членов их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность.
Права и обязанности сторон закреплены сторонами в разделе 3 договора, согласно п. 3.1.6 которого, управляющая компания обязана принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление специализированным жилищным фондом военных городков, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями к договору.
Управляющая компания обязана требовать платы от нанимателей в случае не поступления платы в соответствии с пунктом 3.1.6 договора в установленные законодательством и договором сроки.
При этом истец вправе ежемесячно уведомлять заказчика о наличии пустующего жилого фонда и затратах, понесенных управляющей компанией по его содержанию, осуществлять совместно с заказчиком сверку пустующего жилищного фонда с составлением акта и последующим выставлением счета заказчику за понесенные расходы по пустующую жилищному фонду (п. 3.2.6 договора).
Установление размеров платы закреплено в разделе 4 договора, согласно п. п. 4.2, 4.3 которого, размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании домов специализированного жилищного фонда военных городков общедомовыми приборами учета в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемыми в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации, а при отсутствии квартирных и (или) общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами в порядке, установленном правительством российской федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами в порядке, установленном федеральным законом, в соответствии с Ведомостями размера платы за помещение и коммунальные услуги в объектах специализированного жилищного фонда, переданного в управлении управляющей компании.
Плата за управление специализированным жилищным фондом военных городков, содержание и ремонт общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков вносится нанимателями ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (п. 4.5).
Согласно п. 4.6 договора плата из управление специализированным жилищным фондом военных городков, содержание и текущий ремонт общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков и коммунальные услуги вносится в установленные настоящим договором сроки на основании платежных документов, предоставляемых управляющей компанией. В случае предоставления платежных документов позднее даты, определенной в настоящем пункте, платы за помещение может быть внесена с задержкой на срок задержки получения платежного документа.
Факт приема-передачи объектов специализированного жилищного фонда согласно перечню объектов специализированного жилищного фонда судом установлен, подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом.
На основании ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке, расходы на содержание жилых помещений коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти.
При этом согласно п. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ принадлежащий российской федерации на праве собственности жилые помещения, образуют государственный жилищный фонд.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, жилищное законодательство возлагает бремя несения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме на собственников.
В целях оказания жилищных, коммунальных и иных услуг, истец заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями: договор N 6782-в на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 12.01.2011 с ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 104.04.05.04.738, 104.04.05.09.737, 104.04.05.23.739, 104.06.07.04.746 104.06.07.12.750 от 01.01.2013 с ОАО "РЭУ", договор на прием сточных вод N 3-с от 25.10.2011 с МУП "Водоканал", договор холодного водоснабжения и водоотведения N 4/182 от 07.06.2013 с Краевое ГУП "Примтеплоэнерго", договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ N 05Ю\\2-13 от 01.01.2013 с МУП "Кристалл" и иные договоры, представленные в материалы настоящего дела.
Из материалов дела усматривается, что истец оказал ответчику жилищные, коммунальные и иные услуги в отношении спорного специализированного жилищного фонда военных городков в июле 2013 года в размере 105 383 565 руб. 65 коп., что подтверждается представленными в материалы дела расчетами, а также договорами, счетами и платежными документами, подтверждающих фактически произведенные истцом расходы.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
При этом, согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, за ответчиком образовалась задолженность по оплате жилищных, коммунальных и иных услуг, в связи с чем истец обратился к ответчику с требованием о возмещении затрат на содержание пустующего жилищного фонда от 29.04.2014 N 6208.
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади, и соответствует утвержденным тарифам, предоставленным в материалы дела. Кроме того, факт несения истцом расходов по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Факт неоплаты ответчиком оказанных услуг в заявленном размере установлен в судебном заседании и документально подтвержден, поэтому требование истца о взыскании задолженности по оплате жилищных, коммунальных и иных услуг в отношении спорного пустующего жилищного фонда за июль 2013 года в размере 105 383 565 рублей 65 копеек, суд первой инстанции признал обоснованным, отклонив при этом доводы ответчика как необоснованные, документально не подтвержденные и опровергающиеся имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Судом первой инстанции на основании ст. 395 ГК РФ удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 157 485 рублей 01 копейки, за период, согласно приложенному расчету. Расчет судом первой инстанции проверен, ответчиком по существу не оспорен, поэтому требование истца о взыскании процентов подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Отказано судом первой инстанции в удовлетворении требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки 8,25 процентов годовых с момента вступления настоящего решения в законную силу до его фактического исполнения, ссылаясь на п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 04.04.2014 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", однако указанный пункт Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" признан не подлежащим применению.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего:
Как следует из материалов дела, между ОАО "Славянка" и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации N 1-УЖФ от 02.08.2010 г.
В соответствии с п. 3.1.3 договора, управляющая компания обязана предоставлять коммунальные услуги нанимателям в соответствии с обязательными требованиями, установленными правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 3.1.3.1 договора, для целей указанных в пункте 3.1.3 договора, управляющая компания от своего имени и за свой счет обязана заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями; осуществлять контроль за соблюдением условий договора, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет.
Пунктом 3.1.18 договора предусмотрено, что управляющая компания обязана выдавать нанимателям платежные документы не позднее 25 числа оплачиваемого месяца.
Судом первой инстанции не дана оценка доводам Министерства обороны Российской Федерации о том, что спорные жилые помещения по состоянию на июль 2013 года были заселены.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Министерство обороны Российской Федерации в суд первой инстанции представило в материалы дела сведения о том, что спорный жилищный фонд был заселен военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации либо гражданским персоналом по состоянию на июль 2013 года.
Указанные сведения заверены подписями уполномоченных должностных лиц Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.













































































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)