Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2016 N 15АП-15929/2016 ПО ДЕЛУ N А53-13906/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. N 15АП-15929/2016

Дело N А53-13906/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Крымский М.М. по доверенности от 27.10.2016;
- от заинтересованного лица: представители Николенко Е.И. по доверенности от 03.11.2016, Ковачева Е.А. по доверенности от 22.03.2016;
- от ООО "Основа": представитель Долгопят Д.С. по доверенности от 25.05.2016;
- от комиссии: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Основа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.08.2016 по делу N А53-13906/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Основа"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьих лиц лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, общества с ограниченной ответственностью "Основа"
об обязании внести изменения в Реестр лицензий Ростовской области,
о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 10.05.16 N 635/1-16-05
принятое судьей Бондарчук Е.В.
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Основа" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 10.05.16 N 635/1-16-05 и обязании внести изменения в Реестр лицензий Ростовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены лицензионная комиссия Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, общество с ограниченной ответственностью "Основа".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем норм ст. 198 ЖК РФ, в связи с чем, инспекцией сделан обоснованный на обстоятельствах дела вывод об отказе внести изменения в Реестр лицензий Ростовской области заявителя, имеющего лицензию на осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 18.02.16 N 405.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что заявитель выполнил все требования по размещению необходимой информации на официальном сайте и направил соответствующие документы инспекцию. Доводы инспекции, заявленные в суде первой инстанции, о том, что заявитель не разместил на официальном сайте электронный образ договора управления домами, не относится к существу спора. Приказ от 29.09.2015 N 368/691/пр. предусматривает размещение электронного образа договора, как отдельную обязанность, и к ситуации по внесению изменений в реестр лицензий не имеет отношения.
ООО "Основа" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лицензионная комиссия Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представители инспекции и ООО "Основа" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Основа", управляющая компания была выбрана правлением ТСЖ "Пушкинская, 199" (дома по адресам: Пушкинская, 199, пер. Крепостной, 141, ул. М. Горького, 186) и правлением ТСЖ "Бриз" (дома по адресам: ул. Малюгиной, 276, 278, 286, ул. Филимоновская, 232, 287, 289) в качестве управляющей компании, в связи с чем, ею заключены договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов с вышеуказанными ТСЖ.
Кроме того, ООО "УК Основа" была избрана на общем собрании собственников жилых помещений в домах по пр. Чехова, 80/158 (80), пер. Крепостной, 87 также в качестве управляющей компании с заключением соответствующих договоров управления, в связи с чем, заявитель в соответствии с п. п. 1, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении сведений, внесло соответствующие изменения на официальный сайт для раскрытия информации www.reformagkh.ru. и 07.04.2016 (исх. N 653-16-П) подало заявление в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области с требованием о внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Основа" (ООО "УК Основа", ОГРН: 1156196074253, ИНН: 6163144137, юридический адрес: 344022, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр. Богатяновский Спуск, д. 30/47, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 18.02.2016 N 405).
25.05.2016 заявителем получено инспекции об отказе во внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области от 10.05.16 (исх. 635/1-16-05), согласно которому в результате мониторинга сайтов www.dom.gosuslugi.ru и www.reformagkh.ru инспекцией при рассмотрении заявления не обнаружена информация о многоквартирных домах, указанных в приложении к заявлению, в связи с чем, было принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области.
Считая данный отказ во внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской области незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "УК Основа" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права из законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту. При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
Как следует из части 10 статьи 161 ЖК РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт N 731); контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 ЖК РФ, т.е. в Ростовской области - Госжилинспекцией области.
В пп. "а" п. 5 Стандарта N 731 управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 апреля 2013 г. N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" адресом официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен сайт www.reformagkh.ru.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Таким образом, общество обязано было разместить сведения о многоквартирных домах в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Составом сведений после заключения договоров управления с собственниками помещений в данных многоквартирных домах.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК РФ, при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 ст. 198 ЖК РФ.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ФЗ N 209) с 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную ФЗ N 209. В случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 2 ст. 2 ФЗ N 209, поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с ФЗ N 209, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в ГИС ЖКХ.
Как установлено частью 18 статьи 7 ФЗ N 209, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 ФЗ N 209.
В соответствии с п. 1 Приказа от 29.09.2015 N 368/691/пр сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, включают:
- 1.1. адрес многоквартирного дома;
- 1.2. номер и дата договора управления многоквартирным домом;
- 1.3. дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
- 1.4. дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
- 1.5. дата расторжения договора управления многоквартирным домом;
- 1.6. основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
При этом в силу положений ч. 3 ст. 7 ФЗ N 255 информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 1 августа 2015 года.
Наряду с указанным согласно п. 2.2 Приказа от 29.09.2015 N 368/691/пр в системе также подлежат размещению: электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом; Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 ФЗ N 209 адресом официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен - www.dom.gosuslugi.ru.
Таким образом, при рассмотрении заявки на внесение изменений в реестр лицензий Инспекция проверяет полноту и достоверность раскрытия управляющей компанией информации на сайтах www.reformagkh.ru и www.dom.gosuslugi.ru.
В ходе рассмотрения заявки Общества (от 07.04.2016 вх. N 653-16-П) Инспекцией было установлено, что на сайте www.reformagkh.ru ООО "УК Основа" не размещена информация о многоквартирном доме N 80/158 по пр. Чехова в г. Ростова-на-Дону. В ходе мониторинга сайта www.dom.gosuslugi.ru установлено, что ООО "УК Основа" не размещена на данном сайте информация о всех многоквартирных домах, указанных в приложении к заявлению.
Инспекцией также было установлено, что общество не исполнило вышеуказанную обязанность по размещению сведений о данных многоквартирных домах в ГИС ЖКХ в части размещения электронных образов договоров управления и общей информации о многоквартирных домах, что подтверждается скриншотами, имеющимися в материалах дела.
Кроме того, в Технологической инструкции по работе в личном кабинете уполномоченного специалиста Управляющей организации (опубликованной на сайте ГИС ЖКХ - https://dom.gosuslugi.ru/#/reguIations?userCtgrCode=l) описан порядок размещения информации специалистами организации с функцией "Управляющая организация", обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и Жилищным кодексом Российской Федерации, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Довод заявителя о том, что размещение сведений о договорах управления многоквартирными домами в реестре поставщиков информации ГИС ЖКХ является фактом надлежащего исполнения обществом обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ, судом первой инстанции обосновано отклонен, поскольку первым шагом для работы с системой необходимо добавить договор управления многоквартирным домом (т.е. электронный образ подписанного сторонами договора). Без размещенного в системе договора управления многоквартирным домом дальнейшее размещение информации о доме, добавление помещений, подъездов не представляется возможным.
Таким образом, только после заполнения обязательных полей во всех вкладках и добавления электронного образа документа и сохранения внесенных данных ГИС ЖКХ появится возможность внесения сведений об управляемом объекте (т.е. общие сведения о многоквартирных домах в соответствии со ст. 198 ЖК РФ).
В реестре поставщиков информации управляющими организациями может быть размещен проект договора управления, не прошедший проверку и подтверждение ГИС ЖКХ (раздела 1.1.1 Технологической инструкции).
ГИС ЖКХ позволяет разместить электронные образы договоров управления и протоколов общих собраний собственников помещений, прошедших предварительную проверку и подтверждение системой.
Согласно разделу 1.1.2 Технологической инструкции после добавления договора управления требуется добавить информацию о многоквартирном доме. Данная операция становится доступной только после размещения в Системе электронного образа договора управления.
Кроме того, как следует из материалов дела при проверке, проведенной инспекцией области в апреле 2014 года по обращению директора ООО "Основа" Колодезного В.В. (37-ОГ/5917 от 14.04.2016), было установлено, что порядок принятия решения о выборе ООО "УК Основа" в качестве управляющей организации нарушен, существенные условия договоров управления не согласованы, не соблюден порядок заключения договора, условия договоров не соответствуют условиям договора управления многоквартирным домом.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что ООО "УК Основа" ввиду выявленных недостатков не имеет права управлять вышеуказанными домами.
В целях устранения выявленных нарушений ТСЖ "Пушкинская 199" выдано предписание от 28.04.2016 N 1391.
ТСЖ "Пушкинская 199" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, а именно: предписания от 28.04.2016 N 1391 (дело N А53-12337/2016).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2016 в удовлетворении указанного заявления было отказано.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем норм ст. 198 ЖК РФ, в связи с чем, инспекцией сделан обоснованный на обстоятельствах дела вывод об отказе внести изменения в Реестр лицензий Ростовской области заявителя, имеющего лицензию на осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 18.02.16 N 405.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2016 по делу N А53-13906/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить ООО "УК Основа", ИНН 6163144137, из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченных в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 25 от 21.09.2016 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)