Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2016 ПО ДЕЛУ N А38-7005/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу N А38-7005/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания-3" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.05.2016 по делу N А38-7005/2015, принятое судьей Петуховой А.В. по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания - 3" (ИНН 1215171978, ОГРН 1131215003248) к муниципальному унитарному предприятию "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215011170, ОГРН 1021200770634), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Булыгин В.Э. по доверенности от 11.01.2016 (сроком до 31.12.2016);
- от ответчика - не явился, извещен,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания-3" (далее - ООО "ЖЭУК-3", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", ответчик), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 2612, по пунктам 1.6, 2.1, 4.1.1, 4.1.4, 4.1.9, 4.2.6, 5.1, 5.5, 5.6, 5.7, 5.11, 5.16, 6.3, 7.4, 10.1, 11.2, приложению N 2.
В судебном заседании истец полностью поддержал требования, настаивал на своей редакции пунктов 1.6, 2.1, 4.1.1, 4.1.4, 4.1.9, 4.2.6, 5.11, 5.16, 6.3, 7.4, 10.1 договора, а пункты 5.1, 5.5, 5.6, 5.7, 11.2, приложение N 2 к договору теплоснабжения просил исключить (протокол и аудиозапись судебного заседания).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.05.2016 разногласия по спорному договору урегулированы на следующих условиях:
Пункт 1.6. Дата начала поставки коммунального ресурса: 1 апреля 2015 года.
Пункт 2.1. Договорный годовой объем тепловой энергии и теплоносителя, в том числе тепловые потери в тепловых сетях, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый исполнителем с разбивкой по месяцам и по видам потребления в натуральном выражении определяются в приложении N 2.
Пункт 4.1.1. Представлять в теплоснабжающую организацию не позднее 25 числа расчетного месяца следующие сведения:
- - количество граждан, зарегистрированных (проживающих) в каждом многоквартирном доме в расчетном периоде;
- - показания установленных в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с разделом 5 настоящего договора;
- - документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия граждан и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту жительства, и другие сведения об отключениях, недопоставках, перерасчетах и изменениях условий предоставления коммунальных услуг гражданам в расчетном периоде;
- - другие данные, необходимые для осуществления расчетов в текущем расчетном периоде.
Пункт 4.1.4. Обеспечить организацию коммерческого учета потребляемых тепловой энергии и теплоносителя, проводить техническое обслуживание и поверку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями законодательства.
Пункт 4.1.9. Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых теплопотребляющих установок и тепловых сетей в соответствии с действующими нормативными актами, а также иметь приборы коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя для расчетов с теплоснабжающей организацией.
Ежегодно, перед началом отопительного периода по рекомендации теплоснабжающей организации производить замену сопел в элеваторах, а также дроссельных шайб в присутствии представителя теплоснабжающей организации с составлением двухстороннего акта.
Пункт 4.2.6. Возложить обязательство по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя на третьих лиц (статья 313 ГК РФ), при этом в назначении платежного документа плательщик должен указать наименование исполнителя, номер и дату настоящего договора.
Пункт 5.1. Договорные величины годового объема поставляемых в многоквартирные дома тепловой энергии и теплоносителя с разбивкой по месяцам указаны в приложении N 2 "Договорные величины теплопотребления" к настоящему Договору.
Пункт 5.5. При установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не в точке поставки количество тепловой энергии и теплоносителя, полученных исполнителем, определяется по показаниям приборов учета с учетом потерь тепловой энергии через изоляцию и потерь с утечкой теплоносителя на теплосетях исполнителя от точки поставки до места установки приборов.
Пункт 5.6. Потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов при отсутствии приборов учета от точки поставки определяются расчетным путем в зависимости от длины, диаметра и методов прокладки трубопроводов.
Пункт 5.7. Утечка теплоносителя и связанные с ней потери тепловой энергии из тепловых сетей и местных систем теплопотребления исполнителя во время ремонта, опрессовки, испытаний, промывки, сезонного заполнения и заполнения новых систем определяются либо по показаниям приборов учета либо расчетным способом на основании актов, составленных представителями теплоснабжающей организации и исполнителя.
Пункт 5.11. Снятие показаний приборов учета производится исполнителем не позднее 23 числа расчетного месяца и сведения предоставляются в теплоснабжающую организацию в течение суток в письменном виде за подписью уполномоченного лица исполнителя и скрепленные печатью исполнителя. При не предоставлении исполнителем показаний приборов учета в указанные сроки объем потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный месяц определяется расчетным путем в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором, с учетом тепловых потерь и нормативных утечек в тепловых сетях и системах теплопотребления исполнителя, с последующим перерасчетом по данным приборов учета следующего месяца или по данным контрольного снятия показаний приборов учета, произведенного представителем теплоснабжающей организации. В случае выявления неполноты и (или) недостоверности предоставленных исполнителем сведений о показаниях приборов учета теплоснабжающая организация производит расчет (перерасчет) потребленной исполнителем тепловой энергии и теплоносителя по результатам контрольного снятия показаний приборов учета.
Пункт 5.16. Исполнитель передает теплоснабжающей организации в срок до 23 числа расчетного месяца отчет о теплопотреблении, подписанный исполнителем.
Пункт 6.3. Теплоснабжающая организация обязуется зачесть в счет оплаты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель по настоящему договору денежные средства, поступающие от третьих лиц, в соответствии с назначением платежа, указанным в платежных документах: наименование юридического лица, за которое производится оплата, наименование товара, расчетного периода, реквизитов счета-фактуры и акта приемки-передачи.
Пункт 7.4. Теплоснабжающая организация не несет имущественной ответственности за перерывы и прекращение подачи тепловой энергии исполнителю, изменения установленных договором параметров теплоносителя, вызванные действиями исполнителя и (или) третьих лиц, вынужденными действиями теплоснабжающей организации, обусловленными нарушением законодательства и условий договора со стороны исполнителя и (или) третьих лиц, техническими неисправностями, авариями в теплоустановках и тепловых сетях исполнителя и (или) третьих лиц, невыполнением исполнителем указаний оперативного персонала теплоснабжающей организации в случаях, предусмотренных пунктами 4.1.6, 4.1.8 настоящего договора.
Пункт 10.1. Настоящий договор становится обязательным для сторон с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда об урегулировании разногласий и считается заключенным на неопределенный срок.
Пункт 11.2. Приложение N 2 "Договорные величины теплопотребления".
Признал приложение N 2 "Договорные величины теплопотребления" неотъемлемой частью договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 2612.
ООО "ЖЭУК-3", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на необходимость принятия пунктов 1.6, 2.1, 5.1, 11.2, приложения N 2 к договору, 4.1.1, 4.1.4, 5.11 в редакции истца, пункты 5.5 - 5.7 исключить.
По мнению истца, суд первой инстанции, вопреки требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) необоснованно посчитал дату начала поставки коммунального ресурса - 01 апреля 2015 года, без факта заключения договора между поставщиком коммунального ресурса и управляющей организацией.
В отношении пунктов 2.1, 5.1, 11.2 и приложения N 2 к договору заявитель указал, что им предлагалось исключить положение об установлении договорного объема тепловой энергии и теплоносителя ввиду того, что объем энергии закупается истцом не для личного потребления, а для населения. Считает, что стороны спорного договора не вправе ограничивать объем потребляемого коммунального ресурса.
По пункту 4.1.1 договора истец указал на нецелесообразность в ежемесячном предоставлении сведений о количестве зарегистрированных граждан в помещении, поскольку обязанность предоставить поставщику коммунального ресурса сведения о количестве зарегистрированных гражданах не предусмотрена действующим законодательством. Поэтому оспариваемым пунктом договора на истца была возложена обязанность совершать действия, не предусмотренные законом. Вместе с тем, такая обязанность влечет для истца дополнительные затраты, поскольку на работников будет возложена дополнительная нагрузка предоставлять такие сведения ответчику, возникнет обязанность обеспечить контроль за исполнением такой обязанностью.
Считает, что пункт 4.1.4 договора необходимо было изложить в редакции истца, поскольку необходимо определить каким образом будут проводиться работы в рамках коммерческого учета.
Кроме того, считает подлежащими исключению пункты 5.5 - 5.7 договора, а пункт 5.11 - изменению. Указал на необходимость в исключении из договора условий об оплате управляющей организацией тепловых потерь.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней. Снял с рассмотрения довод о несогласии с пунктом 5.16 договора.
Ответчик в судебное заседание не явился, в отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности судебного акта в обжалуемой части от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционных жалоб, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЖЭУК-3" осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Йошкар-Ола (т. 1, л. д. 21 - 22, т. 2, л. д. 13 - 152, т. 3, л. д. 1 - 107).
20 апреля 2015 года ООО "ЖЭУК-3" известило МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" о том, что решениями собственников помещений в многоквартирных жилых домах на общих собраниях изменена форма управления с непосредственной на управление управляющей организацией, и просило заключить договор теплоснабжения (т. 1, л. д. 21 - 22, 58 - 60).
В ответ предприятие письмом от 14.05.2015 N 3168-27 направило проект договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 2612 от 12.05.2015. При этом было указано, что приложения N 3 и 5 к договору будут представлены позже. Подписанный уполномоченным лицом проект договора, в который включены все существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды, получен ответчиком (т. 1, л. д. 15 - 20, 23).
Однако управляющей организацией были предложены свои замечания, оформленные протоколом разногласий к договору, и направлены предприятию 15.06.2015. Ею предложено изложить в своей редакции отдельные пункты, а также исключить часть пунктов (т. 1, л. д. 24 - 25).
Таким образом, между истцом и ответчиком возник преддоговорный спор, предмет которого составили разногласия по отдельным условиям проекта договора энергоснабжения. В добровольном порядке они не были разрешены, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с настоящим иском.
Принимая пункты договора в указанных выше редакциях, Арбитражный суд Республики Марий Эл руководствовался следующим.
Как следует из пункта 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, акцепт должен быть полным и безоговорочным. Поэтому, по смыслу названной нормы, оферта истца признается неакцептованной ответчиком. При этом ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует, кроме прочего, отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Согласно пункту 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса. Пунктом 10 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 установлено, что ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
При этом пунктом 11 данных Правил установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пунктом 12 Правил N 124 предусмотрено, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) только с в случаях если: 1) исполнителем заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, 2) исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), 3) отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Судом установлено, что в ходе рассмотрения дела ООО "ЖЭУК-3" не подтвердило наличие у него возможности самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в домах, управляемых ответчиком, или возможности заключения договоров с другой ресурсоснабжающей организацией, имеющей присоединенные сети.
В этой связи, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией является для ООО "ЖЭУК-3" обязательным.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Гражданский кодекс Российской Федерации не решает вопрос о том, вправе ли сторона по договору, для которой заключение договора обязательно, передать разногласия по договору на рассмотрение суда, однако если они были переданы, а контрагент представил в суд свои предложения по условиям договора, то в этом случае суд должен исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.
На основании части 12 статьи 161 ЖК РФ, ООО "ЖЭУК-3" обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
В апелляционной жалобе истец оспаривает пункты 1.6, 2.1, 5.1, 11.2, приложения N 2 к договору, 4.1.1, 4.1.4, 5.11, 5.5 - 5.7.
В проекте договора пункт 1.6 изложен в следующей редакции: "Дата начала поставки коммунального ресурса: 1 апреля 2015 года".
Истец предлагает данный пункт изложить в редакции: "Датой начала поставки коммунального ресурса по настоящему договору является дата вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Марий Эл по иску ООО "ЖЭУК-3" к МУП "ТЭЦ-1" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.".
Между тем, как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
С учетом изложенных правовых норм, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Порядок определения даты, с которой управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления и к предоставлению коммунальных услуг, урегулирован в пункте 7 статьи 162 ЖК РФ и пункте 14 Правил N 354. При этом функции управления многоквартирным домом объективно не могут быть осуществлены до передачи этого дома управляющей организации.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу названной нормы предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку истец является управляющей организацией, он в силу закона должен предоставлять жителям управляемых многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе в части теплоснабжения. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу теплоснабжения.
Аналогичная позиция сформулирована высшей судебной инстанцией и соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014), утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 24 декабря 2014 года, определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2014 года N АПЛ14-99, от 7 декабря 2015 года N 303-ЭС15-7918).
Поэтому спорный пункт обоснованно принят в редакции ответчика.
Также между сторонами имеются разногласия по условиям договора об установлении договорного годового объема тепловой энергии и теплоносителя (пункты 2.1, 5.1, 11.2, приложение N 2).
Так, ООО "ЖЭУК-3" возражает против включения названных условий в договор, поскольку в отношении исполнителя коммунальных услуг не может быть установлен годовой объем тепловой энергии и теплоносителя ввиду того, что коммунальный ресурс приобретается им не для себя, а для целей оказания коммунальных услуг населению, и управляющая компания лишена возможности регулировать объем приобретаемого коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 2 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о количестве подлежащей поставке потребителю тепловой энергии является существенным условием договора теплоснабжения, в отсутствие которого договор признается незаключенным.
Федеральным законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1).
Из пункта 8 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" следует, что договор теплоснабжения должен определять объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем.
Согласно пункту 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: предмет договора (вид коммунального ресурса); дата начала поставки коммунального ресурса; показатели качества поставляемого коммунального ресурса; порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 21 постановления Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 "Об утверждении Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации" (далее - Правила N 808), согласно которому договор теплоснабжения содержит, в том числе следующие существенные условия: договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Договорный объем потребления фиксируется в договоре теплоснабжения раздельно по тепловой энергии и теплоносителю с разбивкой по месяцам. Договорные объемы фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по видам потребления (пункт 22 Правил N 808).
На основании вышеизложенного, арбитражный суд обоснованно принял спорные пункты в редакции МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", указав договорного годового объема тепловой энергии и теплоносителя.
При заключении договора теплоснабжения у сторон возникли разногласия в отношении пункта 4.1.1 договора об обязанности управляющей компании как исполнителя представлять теплоснабжающей организации сведения, необходимые для осуществления начисления платы за коммунальный ресурс, для проверки поступивших платежей, надлежащего учета объема потребленного ресурса и осуществленной оплаты.
В проекте договора ответчик изложил спорный пункт в следующей редакции: "Представлять в теплоснабжающую организацию не позднее 25 числа расчетного месяца следующие сведения:
- - число граждан, зарегистрированных (проживающих) в каждом многоквартирном доме в расчетном периоде;
- - показания установленных в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, в соответствии с разделом 5 настоящего договора;
- - документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия граждан и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту жительства и другие сведения об отключениях, недопоставках, перерасчетах и изменениях условий предоставления коммунальных услуг гражданам в расчетном периоде;
- - другие данные, необходимые для осуществления расчетов в текущем расчетном периоде.".
Истец предлагал первый абзац пункта сформулировать следующим образом: "Предоставлять в теплоснабжающую организацию или платежному агенту не позднее 25 числа расчетного месяца следующие сведения". При этом он сослался на то обстоятельство, что в настоящее время граждане, проживающие в обслуживаемых им домах, вносят плату за коммунальные ресурсы платежному агенту - ОАО "Единый расчетный центр на территории Республики Марий Эл", который осуществляет начисление платы, выставляет платежные документы и доводит их до потребителей. Следовательно, для правильного подсчета платы за коммунальный ресурс и своевременного выставления потребителям платежных документов соответствующую информацию необходимо предоставлять в первую очередь платежному агенту.
Кроме того, управляющая компания полагала, что нет смысла ежемесячно предоставлять информацию о количестве граждан, зарегистрированных и проживающих в каждом доме в расчетном периоде, если эти данные не изменились, и посчитала целесообразным перефразировать второй абзац пункта 4.1.1 на: "- сведения о количестве фактически зарегистрированных (проживающих) граждан в тех жилых помещениях, в которых в расчетном периоде было зафиксировано изменение числа таких граждан".
Суд первой инстанции обоснованно отклонил предложенную истцом редакцию пункта на основании следующего.
Поскольку договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 2612 регулирует отношения теплоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг, то применительно к статье 421 ГК РФ такой договор не может устанавливать какие-либо права и обязанности для лиц, не участвующих в сделке. Отношения управляющей организации и платежного агента не являются предметом договора теплоснабжения, по которому у сторон имеются разногласия. Следовательно, исполнение истцом своих обязанностей перед платежным агентом не может быть признано исполнением по спорному договору.
В то же время управляющая организация в силу закона обязана осуществлять регистрацию граждан и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, оформлять учетные документы, фиксировать периоды временного отсутствия граждан по месту жительства. Данное публично - правовое обязательство возложено на исполнителя коммунальных услуг, в том числе по смыслу подпункта "а" пункта 69 Правил N 354 и с целью управления домом в части начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, своевременного и правильного оформления и предъявления гражданам-потребителям платежных документов для оплаты коммунальных ресурсов.
В свою очередь, теплоснабжающая организация также обязана вести учет объема потребляемого ресурса и поступающей от потребителей оплаты, а также ее распределение на соответствующие периоды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Таким образом, исходя из принципов добросовестности, разумности и справедливости, в целях обеспечения своевременного доведения до теплоснабжающей организации значимой информации арбитражный суд правомерно изложил пункт 4.1.1 в редакции ответчика.
ООО "ЖЭУК-3" также возражало против предложенной ответчиком редакции пункта 4.1.4 договора об обязанности исполнителя обеспечить организацию коммерческого учета потребляемых тепловой энергии и теплоносителя и предложило спорный пункт дополнить следующим: "Организация работ и услуг по получению технических условий на проектирование узлов учета, по проектированию и установке приборов учета, по вводу в эксплуатацию узлов учета обеспечивается исполнителем при условии принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Такое решение принимается с учетом мнения исполнителя.".
На основании статьи 161 Жилищного кодекса РФ и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 4 статьи 12 Закона об энергоснабжении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и так далее).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 5 апреля 2016 года N 308-ЭС16-3342.
В силу вышеизложенного, арбитражный суд обоснованно признал законной и обоснованной предложенную МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" формулировку пункта 4.1.4.
Кроме того истец не согласен с редакцией пункта 5.11 договора, а также требует исключить из него пункты 5.5, 5.6, 5.7. Возражения истца сводятся к тому, что он не согласен с порядком учета потерь тепловой энергии, предложенным ответчиком.
Вместе с тем, существенные условия договора теплоснабжения определены в пункте 8 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" и включают в себя, в том числе сведения об объеме тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащей поставке теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; о величине тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии и иные существенные условия.
Пункт 21 Правил N 808 также предусматривает, что договор теплоснабжения должен содержать такое существенное условие как объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета.
Аналогичные условия содержатся в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034.
В связи с изложенным арбитражный суд обоснованно принял спорные условия договора в редакции ответчика:
"Пункт 5.5. При установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не в точке поставки количество тепловой энергии и теплоносителя, полученных исполнителем, определяется по показаниям приборов учета с учетом потерь тепловой энергии через изоляцию и потерь с утечкой теплоносителя на теплосетях исполнителя от точки поставки до места установки приборов.
Пункт 5.6. Потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов при отсутствии приборов учета от точки поставки определяются расчетным путем в зависимости от длины, диаметра и методов прокладки трубопроводов.
Пункт 5.7. Утечка теплоносителя и связанные с ней потери тепловой энергии из тепловых сетей и местных систем теплопотребления исполнителя во время ремонта, опрессовки, испытаний, промывки, сезонного заполнения и заполнения новых систем определяются либо по показаниям приборов учета либо расчетным способом на основании актов, составленных представителями теплоснабжающей организации и исполнителя.
Пункт 5.11. Снятие показаний приборов учета производится исполнителем не позднее 23 числа расчетного месяца и сведения предоставляются в теплоснабжающую организацию в течение суток в письменном виде за подписью уполномоченного лица исполнителя и скрепленные печатью исполнителя. При не предоставлении исполнителем показаний приборов учета в указанные сроки объем потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный месяц определяется расчетным путем в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором, с учетом тепловых потерь и нормативных утечек в тепловых сетях и системах теплопотребления исполнителя, с последующим перерасчетом по данным приборов учета следующего месяца или по данным контрольного снятия показаний приборов учета, произведенного представителем теплоснабжающей организации. В случае выявления неполноты и (или) недостоверности предоставленных исполнителем сведений о показаниях приборов учета теплоснабжающая организация производит расчет (перерасчет) потребленной исполнителем тепловой энергии и теплоносителя по результатам контрольного снятия показаний приборов учета.".
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случае, если договор заключается в судебном порядке, то вне зависимости от вида преддоговорного спора разрешение спорных вопросов осуществляется судом, поскольку статьей 173 АПК РФ установлено, что по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Правовая неопределенность в вопросе содержания заключаемого договора, препятствующая возникновению договорных правоотношений, устраняется вступлением в законную силу судебного акта, определившего такие условия.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.05.2016 по делу N А38-7005/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная управляющая компания-3" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
Е.Н.ФЕДИНСКАЯ
А.И.ВЕЧКАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)