Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2015 N 08АП-13715/2015 ПО ДЕЛУ N А46-7259/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 г. N 08АП-13715/2015

Дело N А46-7259/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13715/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2015 года по делу N А46-7259/2015 (судья Гущин А.И.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (ИНН 5505221025, ОГРН 1145543020017) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о взыскании 60 599 руб. 84 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, извещено;
- от общества с ограниченной ответственностью "Содружество"- представитель не явился, извещено;

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее - ООО "Содружество", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городскому округу городу Омску Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ответчик) как к собственнику нежилого помещения общей площадью 424,8 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме N 3 по ул. Карбышева в г. Омске, о взыскании 60 599 руб. 84 коп. задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.05.2012 по 01.07.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2015 по делу N А46-7259/2015 исковые требования удовлетворены. С Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу ООО "Содружество" взыскано 60 599 руб. 84 коп. задолженности, 2 424 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Возражая против принятого судебного акта, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2015 по делу N А46-7259/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 01.07.2014 по договору уступки права требования между ООО "Содружество (ИНН 5506050333) уступило ООО "Содружество" (ИНН 5505221025) право требования задолженности по договору управления многоквартирным домом от 01.05.2012 собственника нежилого помещения, общей площадью 424,8 кв. м, по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3, в размере 60 599 руб. 84 коп.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Муниципальное образование городской округ город Омск Омской области является собственником нежилого помещения, общей площадью 424,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3.
01.04.2012 протоколом N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, улица Карбышева, дом 3, проходившего в период с 23.03.2012 по 31.03.2012 в форме заочного голосования была выбрана в качестве управляющей организации - ООО "Содружество" (ИНН 5506050333) и 01.05.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, а также утвержден тариф размера оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере: для помещений (жилых, нежилых) - 9 руб. 46 коп. за 1 кв. м общей площади.
Протоколом N 2 от 08.09.2012 собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3, проводимого в период с 06.09.2012 по 07.09.2012 утверждено повышение тарифа на 12% с 01.09.2012 за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3. Размер платы составил 10 руб. 60 коп. за 1 кв. м общей площади.
Поскольку ответчик за период с 01.05.2012 по 01.07.2013 оплату по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не производил, по расчетам истца у ответчика образовалась задолженность в размере 60 599 руб. 84 коп.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 ГК РФ).
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Услуги, предоставляемые истцом, имеют специфический характер и регулируются в первую очередь Жилищным кодексом Российской Федерации, а не гражданским законодательством, так как именно жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, внесения платы за коммунальные услуги (статья 4 ЖК РФ).
В пункте 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Так, согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Состав платы за содержание и ремонт жилого помещения конкретизирован в пункте 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которому плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, несмотря на наличие в названии платежа слова "жилое", речь идет об оплате расходов на содержание общего имущества жилого дома, которые обязаны нести как собственники жилых, так и нежилых помещений.
В этом смысле следует считать, что плата за содержание и ремонт жилого помещения является лишь обозначением платежа, подлежащего оплате собственниками любых помещений в жилом доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Изложенное обуславливается конструктивными особенностями объектов недвижимости.
Так, спорное нежилое помещение общей площадью 424,8 кв. м, расположенное в многоквартирном жилом доме N 3 по ул. Карбышева в г. Омске, являющаяся собственностью муниципального образования городского округа города Омска, не может существовать отдельно от этого дома, а ответчик не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие составляющие.
Таким образом, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания пропорционально доле собственника в праве общей собственности на это имущество. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
С учетом изложенного, поскольку законом прямо определено обязанное лицо в обязательстве по несению расходов на содержание общего имущества, к муниципальному образованию городскому округу городу Омску, как собственнику помещения, может предъявляться требование об исполнении обязательства по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционального его доле в праве общей собственности на это имущество (статьи 210 ГК РФ, 39, 156, 158 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска создан с целью решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, охраны окружающей среды и создания условий для обеспечения жителей города Омска услугами связи.
Таким образом, поскольку нежилое помещение является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ город Омск Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с приведенными нормами права обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию мест общего пользования путем внесения соответствующей платы.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Согласно части 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статьи 46, 47 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из приведенных норм права следует, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома вправе определять порядок управления общим имуществом здания и несения расходов на содержание и ремонт общего имущества. Более того, законодательство связывает размер платы за содержание и ремонт общего имущества с усмотрением собственников, выраженным в решении органа управления, которое является обязательным для ответчика.
Следовательно, собственник помещения, расположенного в здании, в силу прямого указания закона, а не в зависимости от его волеизъявления обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом общим собранием собственников, исходя из площади принадлежащего ему помещения.
Как следует из материалов дела, 01.04.2012 протоколом N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, улица Карбышева, дом 3, проходившего в период с 23.03.2012 по 31.03.2012 в форме заочного голосования была выбрана в качестве управляющей организации - ООО "Содружество" (ИНН 5506050333) и 01.05.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, а также утвержден тариф размера оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере: для помещений (жилых, нежилых) - 9 руб. 46 коп. за 1 кв. м общей площади.
Протоколом N 2 от 08.09.2012 собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3, проводимого в период с 06.09.2012 по 07.09.2012 утверждено повышение тарифа на 12% с 01.09.2012 за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3. Размер платы составил 10 руб. 60 коп. за 1 кв. м общей площади.
Таким образом, поскольку общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Карбышева, д. 3, утверждены размеры платы за содержание общего имущества, то ответчик, являясь владельцем нежилого помещения общей площадью 424,8 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме N 3 по ул. Карбышева в г. Омске, обязан был ежемесячно производить возмещение издержек за услуги по содержанию общего имущества, исходя из утвержденных тарифов.
Соответственно, размер платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома за исковой период с 01.05.2012 по 01.07.2013 составляет 60 599 руб. 84 коп.
Поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчик доказательств внесения данной платы не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что требование ООО "Содружество" о взыскании с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска задолженности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома подлежит удовлетворению в 60 599 руб. 84 коп.
При этом, отсутствие заключенного договора между истцом и ответчиком в форме единого письменного документа на оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома также не освобождает его от оплаты данных услуг по тарифам, обязательным для собственника в силу их регулируемого характера, а также в силу решений лица, выполняющего функции управляющей организации.
Возражения ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, поскольку спорное помещение было передано по договору коммерческого найма (аренды) третьим лицам, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
По смыслу статьи 210 и части 2 статьи 616 ГК РФ собственник может возложить на другое лицо на основании договора с ним несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Из приведенных правовых норм следует, что неисполнение арендатором возложенной на него собственником и арендодателем обязанности нести бремя содержания арендованного имущества приводит к возникновению у собственника имущества права требования к арендатору исполнить это обязательство, но не освобождает собственника от обязанности, предусмотренной статьей 249 ГК РФ.
Бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома обязан нести Департамент имущественных отношений Администрации города Омска вне зависимости от передачи жилых помещений во временное пользование и владение третьих лиц.
Такая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16646/10 от 12.04.2011 по делу N А55-11329/2009, в котором прямо закреплено, что содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 30.10.2015 по делу N А46-7259/2015 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в порядке статьи 110 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Департамент имущественных отношений Администрации города Омска при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2015 года по делу N А46-7259/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)