Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2017 N Ф07-7643/2017 ПО ДЕЛУ N А56-9704/2016

Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в здании, а также коммунальных услуг.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация района не оплатила оказанные услуги и поставленную тепловую энергию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. по делу N А56-9704/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боголюбовой Е.В., Константинова П.Ю., при участии от Администрации Кировского района Санкт-Петербурга Штемпелевой М.М., от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" Никифоровой А.С. (доверенность от 13.04.2017), рассмотрев 02.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2017 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 (судьи Савина Е.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу N А56-9704/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района", место нахождения: 198260, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 78, ОГРН 1089847179839, ИНН 7805460959 (далее - ЖКС-1, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 18, ОГРН 1037811014515, ИНН 7805059546 (далее - Администрация), о взыскании 416 080 руб. 30 коп. задолженности за содержание и ремонт общего имущества в нежилом здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Солдата Корзуна, дом 40, лит. "А", за период с 01.08.2013 по 31.12.2015. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика 748 296 руб. 06 коп. задолженности за тепловую энергию в горячей воде за период с 01.01.2013 по 31.10.2015, а также расходы по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 16, ОГРН (далее - Комитет финансов), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера "Б", ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КИО СПб) и публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2, литера "А", ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - ПАО "ТГК-1", Компания).
Решением суда первой инстанции от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, иск удовлетворен полностью. С Администрации в пользу ЖКС-1 взыскана задолженность в общей сумме 1 164 376 руб. 36 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 326 руб. Кроме того, с ответчика взыскано 317 руб. 76 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить данные судебные акты и принять новый - об отказе Обществу в иске.
Податель жалобы считает, что требования ЖКС-1 в части взыскания задолженности за период с 01.07.2013 - по содержанию и ремонту общего имущества, а также за период с 01.01.2013 - по тепловой энергии в горячей воде, предъявлены к Администрации неправомерно (с учетом вступления в силу договора управления спорным нежилым зданием лишь с 10.06.2013, а также передачей полномочий ответчику по содержанию спорных помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, не ранее 20.04.2016). По мнению Администрации, в силу пункта 3.4.57.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 340 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078" у ответчика не возникло обязательств по содержанию нежилых зданий и помещений, переданных по договорам третьим лицам, а полномочия по содержанию пустующих помещений возникли у Администрации (в связи с принятием Постановления N 340 и распоряжения правительства Санкт-Петербург от 20.04.2016 N 28-рп) лишь с 20.04.2016. В данном случае податель жалобы полагает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по исковым требованиям ТСЖ-1 за заявленный период.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.
Комитет финансов, КИО СПб ПАО "ТГК-1" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба Администрации рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ЖКС-1 осуществляет управление нежилым зданием, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, улица Солдата Корзуна, дом 40, лит. "А", на основании протокола от 23.04.2013 общего собрания собственников помещений в указанном здании.
Между "Собственником" в лице Санкт-Петербургского государственного учреждения "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" и Обществом ("Управляющая организация") 25.03.2010 заключен договор N 40 управления многоквартирными домами (далее - Договор N 40), согласно которому "Управляющая организация" по заданию "Собственника" обязуется обеспечить управление многоквартирными домами, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (адресный перечень которых приведен в Приложении N 1 к настоящему Договору), а также обеспечивать предоставление в жилые помещения в многоквартирных домах, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг согласно Договору, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность, а "Собственник" обязуется обеспечивать перечисление "Управляющей организации" денежных средств, поступивших от нанимателей и бюджета, в качестве платы за выполненные работы и оказанные услуги и осуществляет контроль за соблюдением требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставлению коммунальных услуг (пункт 1.1).
Между ЖКС-1 ("Организация") и Администрацией ("Владелец") 10.06.2013 заключен договор "о долевом участии владельца нежилого помещения в расходах по управлению зданием, содержанию и текущему ремонту общего имущества здания, возмещение затрат получения коммунальных услуг" (далее - Договор от 10.06.2013), в соответствии с которым "Организация" обязуется обеспечить предоставление работ (услуг) по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Солдата Корзуна, дом 40, лит. "А" (далее - Здание), в котором расположено нежилое помещение, занимаемое "Владельцем", обеспечивать управление указанным зданием и вывоз твердых бытовых отходов (при отсутствии договора с организацией, осуществляющей такой вывоз), а также обеспечивать предоставление в помещение коммунальных услуг либо оказать содействие в заключении договоров на получение коммунального ресурса от ресурсоснабжающей организации, осуществлять иную направленную на достижение целей управления зданием деятельность, а "Владелец" обязуется оплачивать "Управляющей организации" выполненные работы и оказанные услуги (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 4.1.1 Договора от 10.06.2013 "Владелец" обязался своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату.
Пунктом 4.1.3 Договора от 10.06.2013 "Владелец" принял на себя обязательство нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества, пропорционально своей доле.
В разделе 5 Договора от 10.06.2013 согласован порядок платежей и расчетов между сторонами.
Во исполнение условий Договора от 10.06.2013 Общество заключило с ПАО "ТГК-1" 01.10.2013 договор теплоснабжения N 9610 (в горячей воде), в соответствии с которым приняло на себя обязательство оплачивать тепловую энергию, поставленную в Здание.
В период с 01.08.2013 по 31.12.2015 Общество оказало услуги по содержанию и ремонту имущества в Здании на сумму 416 080 руб. 30 коп., которые не были оплачены. Также не были оплачены услуги по поставке тепловой энергии в горячей воде за период с 01.01.2013 по 31.10.2015 на сумму 748 296 руб. 06 коп.
Ссылаясь на неисполнение собственником обязанности по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также участию в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле, ЖКС-1 обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества к Администрации обоснованными и удовлетворили их в заявленном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как установлено общими положениями об аренде (в частности, пунктом 2 статьи 616 ГК РФ: "Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества"), "Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды".
Таким образом, обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества установлена нормой статьи 616 ГК РФ в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Данная правовая позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015.
Суды исходили из того, что нежилые помещения являются собственностью Санкт-Петербурга, прямые договоры об участии арендатора в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества с управляющей организацией у арендаторов не заключены, стороной по договорам аренды истец не является, таким образом, у истца отсутствует возможность взыскания напрямую с арендаторов спорной задолженности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что именно собственник, а не арендатор, должен содержать принадлежащее ему имущество. В противном случае управляющая организация будет нести необоснованные убытки.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу (с которым согласился и апелляционный суд) о том, что Администрация является надлежащим ответчиком нежилых помещений в Здании, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, по настоящему иску как в отношении не переданных третьим лицам, так и в отношении занятых третьими лицами, с которыми у истца нет прямых договоров.
Довод об отсутствии у Администрации полномочий в исследуемом периоде рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 (далее - Положение N 1078) полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям Администрации (пункт 3.2.7). К компетенции Администрации в силу пункта 2.4.1 названного Положения N 1078 отнесены и организация содержания, обеспечение функционирования и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.4.34.1 Положения N 1078 Администрация уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о содержании и ремонте общего имущества в нежилом здании, сооружении, а пунктом 3.4.34.2 - как собственника помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, расположенных в нежилом здании, сооружении, при принятии решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в нежилом здании, сооружении.
Пунктом 3.4.57.1 Положения N 1078 полномочиями собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, в части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам, наделена именно Администрация.
То обстоятельство, что пункт 3.4.57.1 Положения N 1078 вступил в силу только с 20.04.2016, не исключает в данном случае обязательства Администрации. Внесение в документ названной нормы направлено на устранение сложившейся до этого момента неопределенности по вопросу принадлежности обязанности по содержанию составляющих казну зданий и помещений. Этой нормой за Администрацией закреплена ранее существовавшая обязанность.
Как правильно указано апелляционным судом, еще до принятия собственниками решения об избрании Общества в качестве управляющей организации и заключения договора управления нежилым зданием, истец исполнял такие функции в соответствии с ранее упомянутым Договором N 40.
В рассматриваемом случае Общество заявило требования об оплате стоимости услуг как в отношении пустующих нежилых помещений, так и в отношении части переданных в аренду нежилых помещений.
Как правильно отметил апелляционный суд, начисления за поставленную тепловую энергию в Здание были предметом рассмотрения арбитражными судами по делам N А56-76390/2014, А56-43626/2015 и А56-17916/2016 по искам Компании к Обществу, в связи с чем возражения Администрации по потребленной тепловой энергии являются ошибочными.
Расчет задолженности проверен судами двух инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки оспариваемых ответчиком выводов судов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения в двух судебных инстанциях, где получили надлежащую правовую оценку. В данном случае указанные доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А56-9704/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Кировского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)