Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 N 11АП-8410/2017 ПО ДЕЛУ N А65-29766/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N А65-29766/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от ООО "РСК" - не явился, извещен,
от ООО "УК Мегаполис" - не явился, извещен,
от ООО "УК РСК" - не явился, извещен,
от УФАС по РТ - не явился, извещен,
от ИК МО г. Казани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2017 по делу N А65-29766/2016 (судья Путяткин А.В.)
по заявлению Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан",
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "РСК" (третье лицо 1), ООО "УК Мегаполис" (третье лицо 2), ООО "УК РСК" (третье лицо 3), УФАС по РТ (третье лицо 4), ИК МО г. Казани (третье лицо 5),
о признании незаконными действий,

установил:

Некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконными действий Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по организации и проведению конкурсов по отбору управляющей организации при наличии решения правообладателя помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Казань, ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15, и реализации этого решения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", ООО "УК РСК" и ООО "РСК" на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком как организатором конкурса размещены извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Казань, ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15. Согласно извещениям, датой рассмотрения заявок на участие в конкурсе является 23.11.2016 в 09 час. 30 мин.
Согласно протоколу N 2к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 3к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Виктора Сажинова, д. 3, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 4к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Заречье, д. 26, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 5к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Зилантовская, д. 20, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 6к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Андрея Адо, д. 15, признано ООО "УК Мегаполис".
Между НО "ГЖФ" (Фонд) и ООО "РСК" (управляющая компания) заключен договор на управления многоквартирными домами N 996/ф от 07.10.2015, в соответствии с условиями которого управляющая компания принимает на себя обязательства самостоятельно совершать от своего имени все необходимые действия, касающиеся управления, надлежащего содержания и обслуживания многоквартирных домов (далее - МКД), обеспечения жилищно-коммунальными услугами будущих собственников и/или пользователей помещений МКД, в т.ч. по адресам ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15.
Пунктом 5.2 договора установлено, что договор действует 3 года с момента его подписания.
Во исполнение условий указанного договора сторонами подписаны акты передачи в управление многоквартирного дома: акт N 1 от 02.02.2016 по дому ул. Нурихана Фаттаха, д. 15; акт N 2 от 26.04.2016 по дому по ул. Виктора Сажинова, д. 3; акт N 3 от 27.04.2016 по дому по ул. Заречье, д. 26; акт N 4 от 05.09.2016 по ул. ул. Зилантовская, д. 20; акт N 5 от 15.09.2016 по ул. Андрея Адо, д. 15. Также каждым из данных актов установлен состав общего имущества многоквартирного дома, акт о состоянии общего имущества многоквартирного дома, перечень работ и/или услуг по управлению многоквартирным домом.
Мотивируя наличием указанного договора и иных документов состоявшуюся реализацию собственником помещений в указанных многоквартирных домах права на выбор способа управления МКД, заявитель указывает на нарушение его прав и законных интересов ответчиком совершенными действиями по организации и проведению конкурсов по отбору управляющей организации в указанных МКД.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из п. 7 ст. 46 ЖК РФ, в многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 2 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из п. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (п. 4.1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 6 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 9 ст. 161 ЖК РФ закреплено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с п. 13 ст. 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Статьей 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) (п. 32 Правил).
Как установлено п. 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
С учетом изложенного, основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Данные условия должны быть обеспечены путем проведения конкурса, так как по результатам его проведения может быть определена управляющая компания, предложившая лучшие условия оказания услуг.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 ЖК РФ. Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, абзац 1 пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться только при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления своим домом.
Из материалов дела следует, что 03.07.2014 между Некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (инвестор-застройщик) и МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (технический заказчик) заключены договоры об инвестиционной деятельности (по строительству (созданию) многоквартирного жилого дома) N 315/Ф, N 317/Ф, N 320/Ф, N 321/Ф и N 738/Ф от 26.09.2014, в соответствии с условиями которых инвестор-застройщик поручает построить (создать) и инвестирует в строительство жилых домов N 13-5, N 13-3, N 10-6, N 10-4, N 3 соответственно.
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" 31.12.2015 выдано разрешение N 16-RU16301000-162-2015 на ввод объекта в эксплуатацию в отношении жилого дома N 10-6 (почтовый адрес: ул. Зилантовская, д. 20); 19.11.2015 выдано разрешение N 16-RU16301000-105-2015 на ввод объекта в эксплуатацию в отношении жилого дома N 13-5 (почтовый адрес: ул. Нурихана Фаттаха, д. 15); 31.12.2015 выдано разрешение N 16-RU16301000-163-2015 на ввод объекта в эксплуатацию в отношении жилого дома N 13-3 (почтовый адрес: ул. Заречье, д. 26); 31.12.2015 выдано разрешение N 16-RU16301000-152-2015 на ввод объекта в эксплуатацию в отношении жилого дома N 10-4 (почтовый адрес: ул. Виктора Сажинова, д. 3); 24.03.2016 выдано разрешение N 16-RU16301000-38-2016 на ввод объекта в эксплуатацию в отношении жилого дома N 3 (почтовый адрес: ул. Андрея Адо, д. 15).
12.11.2015 собственником помещений МКД - Некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - принято решение о выборе способа управления, а именно управление ООО "РСК" в МКД по адресу: ул. Нурихана Фаттаха, д. 15. Аналогичные решения приняты 31.12.2015 в отношении МКД по адресу: ул. Андрея Адо, д. 15; 04.01.2016 в отношении МКД по адресу: ул. Зилантовская, д. 20; 04.01.2017 в отношении МКД по адресу: ул. Виктора Сажинова, д. 3.
07.10.2015 между НО "ГЖФ" (Фонд) и ООО "РСК" (управляющая компания) заключен договор на управления многоквартирными домами N 996/ф, в соответствии с условиями которого управляющая компания принимает на себя обязательства самостоятельно совершать от своего имени все необходимые действия, касающиеся управления, надлежащего содержания и обслуживания многоквартирных домов (далее - МКД), обеспечения жилищно-коммунальными услугами будущих собственников и/или пользователей помещений МКД, в т.ч. по адресам ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15.
При этом ООО "РСК" обладает лицензией N 236 на право осуществления предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, дата выдачи - 31.07.2015, срок действия - бессрочно, территория действия - РТ.
25.03.2016 собственником помещений МКД - Некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - принято решение об утверждении платы (тарифа) за управление, содержание и ремонт общего имущества на 2016-2017 гг. в МКД по адресу: ул. Андрея Адо, д. 15. Аналогичные решения приняты НО "ГЖФ" 04.01.2016 в отношении МКД по адресу: ул. Зилантовская, д. 20; ул. Заречье, д. 26; ул. Виктора Сажинова, д. 3; 20.11.2015 в отношении МКД по адресу: ул. Нурихана Фаттаха, д. 15.
Как следует из материалов дела, 01.02.2016 между ПАО "Казаньоргсинтез" и ООО "РСК" заключен договор водоотведения N 08-3233/16, согласно условиям которого ПАО "Казаньоргсинтез" обязуется осуществлять прием сточных вод абонента по объектам - вышеуказанным МКД.
01.02.2016 между ПАО "Казаньоргсинтез" и ООО "РСК" заключен договор холодного (питьевого) водоснабжения N 08-2728/16, согласно условиям которого ПАО "Казаньоргсинтез" обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объекты - вышеуказанные МКД.
16.09.2016 между АО "Татэнергосбыт" и ООО "РСК" заключен договор энергоснабжения N 83120 Э в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения собственникам жилых и нежилых помещений в МКД, управление которыми осуществляет ООО "РСК".
04.02.2015 между ОАО "ТГК-16" и ООО "РСК" заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя N 7/п, согласно которому ОАО "ТГК-16" обязуется поставить тепловую энергию и теплоноситель в объекту - вышеуказанные МКД.
22.09.2016 между МУП "Водоканал" и ООО "РСК" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 10/21116, согласно которому МУП "Водоканал" обязуется обеспечить отпуск воды и прием сточных вод в объекты - вышеуказанные МКД.
Таким образом, исходя из материалов дела, ООО "РСК" осуществляет на основании лицензии деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Казань, ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15.
Ответчиком как организатором конкурса размещены извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Казань, ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15. Согласно извещениям, датой рассмотрения заявок на участие в конкурсе является 23.11.2016 в 09 час. 30 мин.
Согласно протоколу N 2к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 3к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Виктора Сажинова, д. 3, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 4к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Заречье, д. 26, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 5к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Зилантовская, д. 20, признано ООО "УК Мегаполис"; согласно протоколу N 6к от 23.11.2016 победителем конкурса по многоквартирному дому по ул. Андрея Адо, д. 15, признано ООО "УК Мегаполис".
В материалы дела представлены письма Некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" N 10254 от 18.11.2016 и N 10261 от 18.11.2016, направленные в адрес ответчика - МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", с приложением решений о выборе способа управления спорными МКД - управление ООО "РСК". Получение ответчиком данных писем подтверждается наличием карточки исполнения документа, согласно которой первоначальная входящая дата документа - 22.11.2016.
С учетом установленной в извещении о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления спорными многоквартирными домами даты рассмотрения заявок на участие в конкурсе - 23.11.2016 в 09 час. 30 мин., суд первой инстанции правомерно посчитал факт направления заявителем писем N 10254 от 18.11.2016 и N 10261 от 18.11.2016 в адрес ответчика как заблаговременный, до даты подведения итогов вышеуказанных конкурсов.
При наличии в материалах дела решений НО "ГЖФ" о выборе способа управления, а именно управление ООО "РСК" в спорных МКД, договора на управление спорными многоквартирными домами N 996/ф от 07.10.2015, заключенного между НО "ГЖФ" и ООО "РСК", актов о передаче в управление многоквартирных домов, решений НО "ГЖФ" об утверждении платы (тарифа) за управление, содержание и ремонт общего имущества на 2016-2017 гг. в МКД, наличия у ООО "РСК" лицензии на осуществлении деятельности по управлению МКД, доказательств осуществления ООО "РСК" такой деятельности в спорных МКД путем заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что собственник помещений в спорных многоквартирных домах принял и реализовал свои решения о выборе способа управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Казань, ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15.
Доводы ответчика, третьего лица 2 и третьего лица 5 суд первой инстанции обоснованно отклонил в силу следующего.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что заявитель не является заинтересованным лицом, по иску которого торги могут быть признаны недействительными на основании ст. 449 ГК РФ и ст. 168 ГК РФ, опровергается тем обстоятельством, что заявитель не оспаривает торги, а оспаривает действия по организации и проведению конкурсов по отбору управляющей организации в связи с наличием решения правообладателя помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирными домами. Заявитель указывает на незаконность самого факта организации и проведения конкурсов в связи с отсутствием законного основания для их организации и проведения.
По условиям заключенных 03.07.2014 между Некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (инвестор-застройщик) и МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (технический заказчик) договоров об инвестиционной деятельности (по строительству (созданию) многоквартирного жилого дома N 315/Ф, N 317/Ф, N 320/Ф, N 321/Ф и N 738/Ф от 26.09.2014, инвестор-застройщик поручает построить (создать) и инвестирует в строительство жилых домов N 13-5, N 13-3, N 10-6, N 10-4, N 3, соответственно, является лицом, за чей счет созданы указанные объекты недвижимости.
При этом, для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Факт создания МКД по адресам: г. Казань, ул. Виктора Сажинова, д. 3, ул. Нурихана Фаттаха, д. 15, ул. Заречье, д. 26, ул. Зилантовская, д. 20, ул. Андрея Адо, д. 15, подтвержден разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию и иными материалами дела.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Факт заключения между НО "ГЖФ" и ООО "РСК" договора на управление многоквартирными домами N 996/ф от 07.10.2015 свидетельствует о выраженной воле собственника помещений на выбор способа управления спорными многоквартирными домами - управление ООО "РСК".
Применительно к рассматриваемой ситуации НО "ГЖФ" путем заключения договора на управление многоквартирными домами N 996/ф от 07.10.2015 с ООО "РСК" осуществлял распоряжение объектами недвижимого имущества.
Указанный договор кем-либо не оспорен, недействительным не признан, обратного суду не представлено. Ответчиком не приведено доводов относительно того, какое лицо является собственником помещений в спорных МКД, в случае, если заявитель по мнению ответчика таковым не является. Каких-либо сведений о регистрации права собственности на помещения в спорных МКД за другими лицами материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется организацией, с которой застройщиком заключен договор.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги организации, управляющей многоквартирным домом на основании договора, заключенного застройщиком в соответствии частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
В материалах дела отсутствуют сведения о передаче заявителем (застройщиком) помещений в спорных МКД иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, соответственно, положения п. 14 ст. 161 ЖК РФ о заключении договора на управление такими лицами с управляющей организацией не применимы к рассматриваемой ситуации.
Нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями ответчика усматривается в следующем. При наличии договора на управление многоквартирными домами N 996/ф от 07.10.2015, заключенного между НО "ГЖФ" и ООО "РСК", факт организации и проведения аукциона влечет невозможность исполнения своих обязательств и реализации своих прав сторонами по указанному договору, в т.ч. заявителем.
Позиция ответчика о применении к спорным правоотношениям положений п. 13 ст. 161 ЖК РФ, согласно которому в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс, опровергается следующим.
Как установлено п. 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
С учетом наличия в материалах дела решений НО "ГЖФ" о выборе способа управления, а именно управление ООО "РСК" в спорных МКД, договора на управление спорными многоквартирными домами N 996/ф от 07.10.2015, заключенного между НО "ГЖФ" и ООО "РСК", собственник помещений выбрал способ управления многоквартирным домом, и реализовал решение о выборе способа управления МКД.
При принятии решений УФАС по РТ доводы, аналогичные доводам НО "ГЖФ" в рассматриваемом деле, не проверялись, оценка таким доводам не давалась, что следует из анализа решений УФАС по РТ от 22.12.2016 по делам N Т04-319/2016, N Т04-320/2016, N Т04-313/2016, N Т04-321/2016, N Т04-322/2016. Кроме того, сведений о привлечении антимонопольным органом к участию в рассмотрении дел НО "ГЖФ", ООО "РСК" данные решения не содержат.
Ссылки ответчика на судебную практику суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку приведенные ответчиком судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах, в частности, при наличии права собственности на помещения у лиц, которые не являются застройщиками МКД, как в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2017 по делу N А65-29766/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.М.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)