Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ООО "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отменено решение суда общей юрисдикции, удовлетворившего исковые требования ООО "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе об обязании ответчиков установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемых энергетических ресурсов (холодная и горячая вода), и по делу постановлено новое решение - об отказе в удовлетворении иска. Суды исходили из того, что в случае непринятия собственником жилого помещения в многоквартирном доме решения об оборудовании такого помещения индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должны осуществлять деятельность по установке таких приборов, к числу которых относится истец, не вправе обязать такое лицо к их установке.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
- части 12 статьи 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, в частности, обязанность организаций, осуществляющих снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, до указанных в этой статье сроков совершить действия по оснащению таких объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые в установленный срок не были ими оснащены и введены в эксплуатацию, а также обязанность собственников данных приборов учета обеспечить указанным организациям доступ к этим приборам для их введения в эксплуатацию и оплатить понесенные этими организациями расходы;
- подпункта "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым были внесены изменения в действовавшую на момент внесения указанных изменений редакцию пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предусматривающие, в частности, что исполнитель коммунальной услуги оплачивает за счет собственных средств объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в том случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, не принято решение о распределении этого объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
По мнению заявителя, положения части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15, 17 (части 1 и 3), 18, 19, 35 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5), в той мере, в какой они не содержат правового механизма, позволяющего управляющим организациям в судебном порядке обязывать недобросовестных собственников жилых помещений в многоквартирном доме допускать представителей этих организаций в указанные жилые помещения в целях оборудования их приборами учета потребленных энергетических ресурсов.
Заявитель также утверждает, что подпункт "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 4 (часть 2), 6 (часть 2), 8, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (часть 2), 54, 55 (часть 2), 76 (часть 5) и 114 (пункты "г", "е" части 1), поскольку вносит изменения, в том числе в положения абзацев второго - четвертого пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми предусматривается, в частности, обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать за счет собственных средств разницу между объемом потребленных на общедомовые нужды энергоресурсов, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора их учета, и объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления на указанные нужды энергоресурсов, и тем самым ставит управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома, оснащенные общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, в неравное положение с управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, где такие приборы не установлены.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", рассматриваемые в системной взаимосвязи с другими положениями данной статьи, направлены на обеспечение объективности и достоверности сведений, касающихся учета расходов соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе на общедомовые нужды, и не могут расцениваться как нарушающие, в аспекте, указанном в жалобе, конституционные права заявителя, в деле с участием которого суд пришел к выводу о том, что обязанность по установке в жилом помещении индивидуальных приборов учета потребляемых энергоресурсов возникает у уполномоченных на это в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций лишь в случае принятия собственником жилого помещения в многоквартирном доме решения об оборудовании ими данного жилого помещения.
Что касается положений подпункта "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", то представленными заявителем материалами не подтверждается их применение судами в его конкретном деле в указанном в жалобе аспекте, а значит, его жалоба в указанной части также не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации (статьи 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Конаковский жилфонд", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 19.07.2016 N 1587-О
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. N 1587-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ
"КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ЧАСТЬЮ 12 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОДПУНКТОМ "К"
ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ООО "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отменено решение суда общей юрисдикции, удовлетворившего исковые требования ООО "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе об обязании ответчиков установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребляемых энергетических ресурсов (холодная и горячая вода), и по делу постановлено новое решение - об отказе в удовлетворении иска. Суды исходили из того, что в случае непринятия собственником жилого помещения в многоквартирном доме решения об оборудовании такого помещения индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должны осуществлять деятельность по установке таких приборов, к числу которых относится истец, не вправе обязать такое лицо к их установке.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
- части 12 статьи 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, в частности, обязанность организаций, осуществляющих снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, до указанных в этой статье сроков совершить действия по оснащению таких объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые в установленный срок не были ими оснащены и введены в эксплуатацию, а также обязанность собственников данных приборов учета обеспечить указанным организациям доступ к этим приборам для их введения в эксплуатацию и оплатить понесенные этими организациями расходы;
- подпункта "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым были внесены изменения в действовавшую на момент внесения указанных изменений редакцию пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предусматривающие, в частности, что исполнитель коммунальной услуги оплачивает за счет собственных средств объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в том случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, не принято решение о распределении этого объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
По мнению заявителя, положения части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15, 17 (части 1 и 3), 18, 19, 35 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5), в той мере, в какой они не содержат правового механизма, позволяющего управляющим организациям в судебном порядке обязывать недобросовестных собственников жилых помещений в многоквартирном доме допускать представителей этих организаций в указанные жилые помещения в целях оборудования их приборами учета потребленных энергетических ресурсов.
Заявитель также утверждает, что подпункт "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 4 (часть 2), 6 (часть 2), 8, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (часть 2), 54, 55 (часть 2), 76 (часть 5) и 114 (пункты "г", "е" части 1), поскольку вносит изменения, в том числе в положения абзацев второго - четвертого пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми предусматривается, в частности, обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать за счет собственных средств разницу между объемом потребленных на общедомовые нужды энергоресурсов, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора их учета, и объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления на указанные нужды энергоресурсов, и тем самым ставит управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома, оснащенные общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, в неравное положение с управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, где такие приборы не установлены.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", рассматриваемые в системной взаимосвязи с другими положениями данной статьи, направлены на обеспечение объективности и достоверности сведений, касающихся учета расходов соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе на общедомовые нужды, и не могут расцениваться как нарушающие, в аспекте, указанном в жалобе, конституционные права заявителя, в деле с участием которого суд пришел к выводу о том, что обязанность по установке в жилом помещении индивидуальных приборов учета потребляемых энергоресурсов возникает у уполномоченных на это в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций лишь в случае принятия собственником жилого помещения в многоквартирном доме решения об оборудовании ими данного жилого помещения.
Что касается положений подпункта "к" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", то представленными заявителем материалами не подтверждается их применение судами в его конкретном деле в указанном в жалобе аспекте, а значит, его жалоба в указанной части также не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации (статьи 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Конаковский жилфонд", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)