Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки, проводимой в отношении общества, выявлены нарушения, выразившиеся в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги с нарушением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, обществу предписано производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных домах, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Шаймурзиной Е.Р., доверенность от 01.01.2016 N 100,
третьего лица - Полякова Д.Ю., доверенность от 12.01.2016 N 2,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" и закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-14308/2015
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" к государственной жилищной инспекции Самарской области о признании недействительным предписания от 25.03.2015 N Робр-209288, с участием в деле третьего лица: закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания",
установил:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Самараэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области о признании недействительным предписания (далее - инспекция, госорган) от 25.03.2015 N Робр-209288.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено закрытое акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - ЗАО "ССК").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции ПАО "Самараэнерго" и ЗАО "ССК" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят вынесенные судебные акты отменить.
В своем отзыве госорган, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения документарной проверки заявителю госорганом вынесено предписание от 25.03.2015 N Робр-209288, в котором на общество в срок до 25.06.2015 возложена обязанность производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимися жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных домах п. Подгорный по адресам: ул. Мира, д. 1, 2, 4, 6, 8; ул. Физкультурная, д. 4, 8, 12; ул. 60 лет СССР, д. 23; ул. Победы, д. 2 "А"; ул. Ленина, д. 2, 2 "А", 7; ул. Строителей, д. 1, 3, 5 в соответствии с пунктами 40, 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197).
ПАО "Самараэнерго", не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором указывает на нарушение госорганом своих прав и интересов.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частями 5, 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 01.07.2013 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) состав общего имущества определяется: собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ и пунктами 2, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 вышеназванных Правил).
Перечень представителей, необходимых для участия в допуске в эксплуатацию прибора учета перечислены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска (пункт 152 Основных положений).
Согласно абзацу 9 данного пункта при допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Согласно пункту 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (абзац 16 пункта 154 вышеназванных Положений).
Поскольку собственники помещений в спорных многоквартирных домах не выполнили требование Закона об энергосбережении по оснащению домов приборами учета электроэнергии, указанную обязанность взяла на себя ЗАО "ССК" установив приборы учета электроэнергии на близлежащих к многоквартирным домам опорах высоковольтных линий. Данный факт подтверждается актами осмотра и актами допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии.
Однако, как установлено судами, при допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, суды установили, что были нарушены требования законодательства, предусмотренные пунктами 152 - 154 Основных положений. Уполномоченный представитель собственников квартир указанных жилых домов о дате и времени допуска прибора учета в эксплуатацию извещен не был, в соответствующем акте его подпись отсутствует.
Доказательств направления уведомления ЗАО "ССК" о допуске в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета в адрес уполномоченного представителя представитель собственников квартир указанных жилых домов по каждому дому в ходе рассмотрения дела не представило.
Довод заявителей кассационных жалоб на участие в качестве уполномоченного представителя собственников квартир указанных жилых домов главы сельского поселения Рябовой С.П. рассмотрен судами и обоснованно отклонен, поскольку противоречит положениям статей 161, 161.1 ЖК РФ.
В материалы дела представлено письмо за подписью главы администрации с.п. Подгорное Рябовой С.П. от 16.02.2015 о том, что собственниками данных домов не выбран способ управления, а потому администрация несет ответственность за данные дома и проводит торги по привлечению управляющих организаций.
Между тем, статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 01.05.2008.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что решение о способе управления многоквартирными домами должно было быть принято до 01.05.2008, в рассматриваемом случае установка приборов учета производилась в октябре 2014 года.
Более того, судами также принято во внимание, что для признания легитимной процедуры допуска в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета третье лицо обязано было установить уполномоченного представителя собственников квартир каждого дома, избранного в установленном порядке и действующего в одной из названных выше организационных форм, известить его о дате и времени этой процедуры и включить в состав комиссии.
В нарушении статьи 65 АПК РФ заявителем и третьим лицом не представлены доказательства извещения Совета многоквартирного дома (управляющей организации и т.д.).
Заявитель и третье лицо настаивают на том, что в ряде актов имеются подписи старших по дому.
Между тем суды нижестоящих инстанций, исследовали данный вопрос на основании доказательств, представленных сторонами.
Список уполномоченных по каждому из домов содержится в жалобе, направленной в жилищную инспекцию. Однако, судами установлено, что в актах допуска указаны иные фамилии.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка представленным в материалы дела документам и сделан обоснованный вывод о том, что приборы учета, установленные третьим лицом, нельзя считать допущенными в эксплуатацию для определения объема потребления электрической энергии, следовательно, применение в расчетах показаний указанных общедомовых приборов учета является необоснованным.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, подлежащие применению, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое предписание является законным и исполнимым.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующим обстоятельствам дела, а также нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителей кассационных жалоб, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу N А55-14308/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Выдать публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 25.12.2015 N 21519 в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать закрытому акционерному обществу "Самарская сетевая компания" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 25.12.2015 N 23020 в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2016 N Ф06-5864/2016 ПО ДЕЛУ N А55-14308/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки, проводимой в отношении общества, выявлены нарушения, выразившиеся в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги с нарушением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, обществу предписано производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных домах, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. N Ф06-5864/2016
Дело N А55-14308/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Шаймурзиной Е.Р., доверенность от 01.01.2016 N 100,
третьего лица - Полякова Д.Ю., доверенность от 12.01.2016 N 2,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" и закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-14308/2015
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" к государственной жилищной инспекции Самарской области о признании недействительным предписания от 25.03.2015 N Робр-209288, с участием в деле третьего лица: закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания",
установил:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Самараэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области о признании недействительным предписания (далее - инспекция, госорган) от 25.03.2015 N Робр-209288.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено закрытое акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - ЗАО "ССК").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции ПАО "Самараэнерго" и ЗАО "ССК" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят вынесенные судебные акты отменить.
В своем отзыве госорган, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения документарной проверки заявителю госорганом вынесено предписание от 25.03.2015 N Робр-209288, в котором на общество в срок до 25.06.2015 возложена обязанность производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимися жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирных домах п. Подгорный по адресам: ул. Мира, д. 1, 2, 4, 6, 8; ул. Физкультурная, д. 4, 8, 12; ул. 60 лет СССР, д. 23; ул. Победы, д. 2 "А"; ул. Ленина, д. 2, 2 "А", 7; ул. Строителей, д. 1, 3, 5 в соответствии с пунктами 40, 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197).
ПАО "Самараэнерго", не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором указывает на нарушение госорганом своих прав и интересов.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частями 5, 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 01.07.2013 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) состав общего имущества определяется: собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ и пунктами 2, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 вышеназванных Правил).
Перечень представителей, необходимых для участия в допуске в эксплуатацию прибора учета перечислены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска (пункт 152 Основных положений).
Согласно абзацу 9 данного пункта при допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Согласно пункту 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (абзац 16 пункта 154 вышеназванных Положений).
Поскольку собственники помещений в спорных многоквартирных домах не выполнили требование Закона об энергосбережении по оснащению домов приборами учета электроэнергии, указанную обязанность взяла на себя ЗАО "ССК" установив приборы учета электроэнергии на близлежащих к многоквартирным домам опорах высоковольтных линий. Данный факт подтверждается актами осмотра и актами допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии.
Однако, как установлено судами, при допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, суды установили, что были нарушены требования законодательства, предусмотренные пунктами 152 - 154 Основных положений. Уполномоченный представитель собственников квартир указанных жилых домов о дате и времени допуска прибора учета в эксплуатацию извещен не был, в соответствующем акте его подпись отсутствует.
Доказательств направления уведомления ЗАО "ССК" о допуске в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета в адрес уполномоченного представителя представитель собственников квартир указанных жилых домов по каждому дому в ходе рассмотрения дела не представило.
Довод заявителей кассационных жалоб на участие в качестве уполномоченного представителя собственников квартир указанных жилых домов главы сельского поселения Рябовой С.П. рассмотрен судами и обоснованно отклонен, поскольку противоречит положениям статей 161, 161.1 ЖК РФ.
В материалы дела представлено письмо за подписью главы администрации с.п. Подгорное Рябовой С.П. от 16.02.2015 о том, что собственниками данных домов не выбран способ управления, а потому администрация несет ответственность за данные дома и проводит торги по привлечению управляющих организаций.
Между тем, статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 01.05.2008.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что решение о способе управления многоквартирными домами должно было быть принято до 01.05.2008, в рассматриваемом случае установка приборов учета производилась в октябре 2014 года.
Более того, судами также принято во внимание, что для признания легитимной процедуры допуска в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета третье лицо обязано было установить уполномоченного представителя собственников квартир каждого дома, избранного в установленном порядке и действующего в одной из названных выше организационных форм, известить его о дате и времени этой процедуры и включить в состав комиссии.
В нарушении статьи 65 АПК РФ заявителем и третьим лицом не представлены доказательства извещения Совета многоквартирного дома (управляющей организации и т.д.).
Заявитель и третье лицо настаивают на том, что в ряде актов имеются подписи старших по дому.
Между тем суды нижестоящих инстанций, исследовали данный вопрос на основании доказательств, представленных сторонами.
Список уполномоченных по каждому из домов содержится в жалобе, направленной в жилищную инспекцию. Однако, судами установлено, что в актах допуска указаны иные фамилии.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка представленным в материалы дела документам и сделан обоснованный вывод о том, что приборы учета, установленные третьим лицом, нельзя считать допущенными в эксплуатацию для определения объема потребления электрической энергии, следовательно, применение в расчетах показаний указанных общедомовых приборов учета является необоснованным.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив нормы права, подлежащие применению, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое предписание является законным и исполнимым.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующим обстоятельствам дела, а также нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы заявителей кассационных жалоб, по которым они не согласны с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу N А55-14308/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Выдать публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 25.12.2015 N 21519 в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать закрытому акционерному обществу "Самарская сетевая компания" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 25.12.2015 N 23020 в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)