Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 N 16АП-1128/2017 ПО ДЕЛУ N А15-5653/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А15-5653/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.02.2017 по делу N А15-5653/2016 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск"
к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан,
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Ибрагимова Г.Д. (доверенность от 06.04.2017),

установил:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.02.2017 отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) к Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - инспекция) об оспаривании предписания от 20.10.2016 N 013699. Суд указал на соответствие предписания жилищному законодательству.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие инспекции, извещенной о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании заявления Рамазанова Ш.М., проживающего по адресу: г. Каспийск, ул. Гостелло дом 2 "В" Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан вынесено распоряжение N 108109 от 11.10.2016 о проведении по заявлению внеплановой проверка на предмет необоснованного начисления за потребленный газ.
По итогам проверки инспекцией составлен акт проверки от 20.10.2016 N 008436, в котором зафиксировано, что на входе в жилой дом по ул. Гастелло 2 "В" г. Каспийска согласно акту-наряду N 21 от 11.01.2014 на основании заявления абонента от 26.11.2013 отключен газовый вентиль и установлен запорный замок.
Согласно копии квитанции об уплате за газ на сентябрь 2013 последние показания прибора учета составляли 1632 куб. м. Долг за газ составляет - 2.37 руб.
03.08.2015 жилец указанного дома Рамазанов Ш.М. обращается к начальнику ТУ г. Каспийск ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" с заявлением о возобновлении подачи газа и о замене поврежденного газового счетчика на новый. Указанное заявление оставлено без рассмотрения согласно проставленной в нем резолюции "оставить без рассмотрения, нет оплаты".
30.10.2015, представители филиала общества составили акт N 3829 осмотра и выявления условий эксплуатации прибора учета газа, в котором зафиксировано, что счетчик газа, установленный по вышеуказанному адресу имеет механические повреждения. Хотя об этом еще 03.08.2015 было обращение Рамазанова Ш.М.
Согласно акту-наряду N 1769 от 11.11.2016 произведено снятие газового счетчика по указанному адресу.
16.11.2015 абонент Рамазанов Ш.М. обращается в ФБУ "Дагестанский ЦСМ" (лаборатория по поверке счетчиков газа), где в экспертном заключении Камалова А.О. указывается, что показания прибора составляют 1641 м3, счетчик газа не работает, но имеется пломба, которая также имеет механические повреждения.
По итогам рассмотрения материалов проверки инспекция в отношении общества 20.10.2016 вынесла предписание N 013699, в котором зафиксированы следующие нарушения: - на потребителя Рамазанова Ш.М, проживающего по адресу: г. Каспийск, ул. Гастелло, дом 2 "в" произведено необоснованное начисление в сумме 158 729 руб.; - по заявлению жильца жилого дома N 2 "в" по ул. Гастелло г. Каспийска подача газа в жилой дом не возобновлена; - газовый счетчик установлен по пломбирование не осуществлено.
Указанным предписанием обществу в срок до 09.11.2016 предписано устранить выявленные нарушения и совершить следующие действия: - произвести перерасчет в размере 158 729 руб.; - возобновить подачу газа в жилой дом по адресу: РД, г. Каспийск, ул. Гастелло, 2 В; - опломбировать прибор учета газа.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 1 названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Одним из видов предоставляемых услуг является услуга по газоснабжению (подпункт "д" пункта 4 Правил N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), которые согласно пункта 1 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно пункту 14 Правил N 549 в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
Кроме того п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 г. N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Также подпунктом а) пункта 3 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.
Как следует из материалов дела и установлено инспекцией по итогам проверки по заявлению бывшей супруги Рамазанова Шагабутдина Нажмутдиновича, Рамазановой Шекерханум Махмудовны было произведено отключение подачи газа, а в последующем по заявлению абонента общество отказалось возобновить подачу газа, ссылаясь на задолженность и отсутствие правоустанавливающих документов на домовладение, а в последующем уже на отсутствие договора поставки газа между сторонами.
Согласно п. 49. Правил N 549 поставщик газа обязан без расторжения договора приостановить подачу газа по заявлению абонента на срок, указанный в заявлении, при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией.
Таким образом, доводы общества об отсутствии договора с абонентом и его обязательность правомерно отклонены судом не соответствует закону и по заявлению абонента общество обязано было возобновить подачу газа.
В связи с этим требования, изложенные в оспоренном предписании о возобновлении подачи газа являются обоснованными и соответствуют закону.
Суд также правомерно отклонил довод общества о том, что абонент не сообщил ему о повреждении прибора учета, так как абонент изъявив желание возобновить подачу газа и сразу после обнаружения повреждения счетчика, согласно п. п. б п. 21 Правил N 549, незамедлительно сообщил об этом поставщику газа, что подтверждается заявлением от 03.08.2015 о возобновлении подачи газа и замене газового счетчика.
11.11.2015 на основании заявления абонента согласно акту-наряду N 1769 произведено снятие газового счетчика, а в последующем согласно акту-наряду от 24.11.2015 N 1769 произведена установка нового счетчика газа абоненту по указанному адресу.
Довод общества о том, что новый прибор учета установлен неизвестным лицом, также правомерно отклонен судом, так как указанным актам снятия от 11.11.2015 N 1769 и установки прибора учета от 24.11.2015 N 1769 указанные действия совершены специализированной организацией МУП "Каспийгаз" который имеет допуск к данным видам работ.
Согласно подпункту "б" пункта 22 Правил N 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Однако, общество в установленный срок не осуществило опломбировку и ввод прибора учета в эксплуатацию, хотя все предусмотренные Правилами N 549 требования абонентом были соблюдены, в частности были произведены замена и установка нового счетчика учета газа с привлечением специализированной организации, абонент обратился к поставщику в лице его подразделения с заявкой о возобновлении подачи газа и установки нового счетчика.
Суд также отклоняет довод общества о том, что у абонента возникла задолженность по оплате поставленного газа в размере 158 729, 41 руб., так как материалы дела подтверждают и проведенной инспекцией проверкой установлено, что согласно квитанции за сентябрь 2013 г. задолженность отсутствовала, после этого по заявке абонента прекращена подача газа и работниками поставщика - общества произведена установка запорного замка согласно соответствующего акта отключения подачи газа. Общество после прекращения подачи газа не приостановило начисление отключенному абоненту платы за газ, хотя возобновление подачи газа не имело место. Вследствие указанных обстоятельств образовалась указанная задолженность.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что факт нарушения обществом Правил N 354, Правил N 549 подтвержден материалами дела.
Таким образом, материалы дела подтверждают, что обжалуемое предписание соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и не создает препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и неограниченном объеме.
Остальные доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации обществу надлежит возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей по платежному поручению от 17.03.2017 N 8523 при подаче апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.02.2017 по делу N А15-5653/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)