Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Левиной Т.Ю., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения по эксплуатации высотных административных и жилых домов
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2017
по делу N А40-38164/17, принятое судьей Цыдыповой А.В.,
по иску Государственного бюджетного учреждения по эксплуатации высотных административных и жилых домов
к Департаменту городского имущества города Москвы,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГКУ "Московский центр недвижимости"
о взыскании задолженности в размере 63164525 руб. 01 коп., процентов в размере 5 886 264 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Журавлев А.В. по доверенности от 27.12.2016 N 32;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) задолженности за период с 08.12.2015 по 28.02.2017 в размере 97.374.398 руб. 26 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8.360.504 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 14.07.2017, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов (далее - истец) является правопреемником ГУП "ЭВАДЖ", осуществляет услуги по управлению и эксплуатационному обслуживанию нежилых помещений в зданиях, в том числе по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.02.2007 N 471-р за истцом на праве хозяйственного ведения закреплены специальные конструкции инженерные коммуникации, расположенные по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, д. 15.
На основании ответа Первого заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы от 06.06.2016, в соответствии со ст. 58 ГК РФ ГБУ "ЭВАЖД" является универсальным правопреемником по всем обязанностям, всем активам и пассивам, движимому и недвижимому имуществу ГУП ЭВАЖД, в связи с чем, выпуск распорядительного документа Департамента городского имущества города Москвы на переоформление специальных конструкций и инженерных сооружений в оперативное управление ГБУ "ЭВАЖД" не требуется.
В порядке правопреемства ГБУ "ЭВАЖД" выступает управляющей организацией, которая оказывает услуги по управлению и эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, д. 15, а также несет расходы на оплату потребляемых коммунальных ресурсов в них.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.06.2016 г., в соответствии со свидетельством о Государственной регистрации права от 15.11.2012 г. N 77-77-12/031/2012-411, правообладателем нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат д. 11 стр. 1 является город Москва.
Департамент городского имущества города Москвы представляет собственника нежилого помещения.
В соответствии с Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы N 10198 от 14.07.2014 г., закреплено право хозяйственного ведения за ГУП "Московское имущество" объектов недвижимости, расположенных по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11,стр. 1 и д. 15.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 19083 от 20.10.2015 г., прекращено право хозяйственного ведения ГУП "Московское имущество "на объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1. Согласно п. 4 Распоряжения, государственному казенному учреждению города Москвы "Московский центр недвижимости" возложена обязанность по содержанию и охране объектов нежилого фонда.
Помещения общей площадью 20.701,40 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат д. 11 стр. 1 актами приема-передачи нежилого фонда от 08.12.2015 года, находящегося в собственности города Москвы, переданы Департаменту государственного имущества города Москвы.
В адрес государственного казенного учреждения города Москвы "Московский центр недвижимости" со стороны ГУП ЭВАЖД был направлены проекты государственного контракта на оказание услуг по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию нежилых помещений административного здания, а также на оказание коммунальных услуг нежилых помещений расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, а также соглашения о порядке возмещении затрат для рассмотрения и подписания, однако ГКУ "Московский центр недвижимости", связи с отсутствием утвержденного порядка возмещения затрат уклонилось от их заключения.
Оплатить образовавшуюся задолженность за оказанные ГБУ "ЭВАЖД" услуги, ГКУ Московский центр недвижимости" отказалось. На основании ответа главного контрольного управления города Москвы (Главконтроль) от 19.07.2016 г. за М 01-14-2213/16, в связи с тем, что нежилые помещения, расположенные по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1 ГКУ"Московский центр недвижимости" в безвозмездное пользование или оперативное управление не передавалось, заключение Учреждением договоров на оказание услуг у единственного поставщика (ГБУ "ЭВАЖД") без проведения конкурентных процедур не представляется возможным.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (далее ДГИ г. Москвы), утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99ПП.
ДГИ г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы и выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы.
Положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Несмотря на отказ в подписании договоров на оказание услуг, со стороны ГБУ ЭВАЖД в период с 08.12.2015 г. по 28.02.2017 г., коммунальные услуги, услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации помещений, инженерного оборудования и коммуникаций на объекте расположенном по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11 были предоставлены надлежащего качестве, ДГИ г. Москвы фактически приняло данные услуги, отказавшись от оплаты оказанных услуг.
Претензий по поводу качества оказанных услуг в адрес ГБУ "ЭВАЖД" не поступало.
В связи с тем, что действующим законодательством в отношении отдельно стоящих нежилых зданий отсутствует нормативно-правовые документы, которые определяли бы порядок и условия возмещения затрат эксплуатирующим организациям за эксплуатацию и отопление, осуществляющим содержание и техническое обслуживание указанных объектов, учитывая, что не разработаны и не утверждены планово-нормативные расходы, счета на оплату услуг определяются исходя из фактических затрат, с учетом площадей находящихся в собственности нежилых помещений. В соответствии со сложившейся судебной практикой к возникшим правоотношениям в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, ст. ст. 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, урегулированы статьями 1 и 16 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Обязанность участника долевой собственности нести расходы по содержанию общего имущества предусмотрена законом и рассчитывается, исходя из стоимости расходов на содержание 1 кв. м площади.
Общая площадь строения по адресу: Новый Арбат, д. 11, стр. 1 составляет 47068,1 кв. м согласно плана БТИ, которая не меняется. Часть занимают площади стилобатной части здания (комплекса торгово-бытового обслуживания - 10035,9 кв. м. КТБО), имеющего отличительные инженерно-технические особенности в эксплуатации и предоставлении коммунальных услуг в отличие от остальной (башенной) части здания. Также в общую площадь здания входят холлы, лестничные площадки, лестницы, коридоры, санузлы, эскалаторы, лифты, лифтовые и иные шахты, технические этажи и помещения, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - постановление N 64), отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, прямо урегулированы статьями 1 и 16 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 64 к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Обязанность участника долевой собственности нести расходы по содержанию общего имущества предусмотрена законом.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и хранению (статья 249 Гражданского кодекса). Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статья 158 Жилищного кодекса).
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля таких обязательных расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Общая площадь, находящихся в собственности ДГИ г. Москвы нежилых помещений расположенных по адресу Новый Арбат д. 11., составляет 20 701,40 кв. м. До 01.09.2016 г. площадь ДГИ - 19 823,8 кв. м
- - с 01.09.2016, согласно Акту N 1248 от 01.06.2016, 1 051,3 кв. м переданы ГБУ "Аналитический центр" (Договор с ГБУ "ЭВАЖД" N 101/16-Э от 31.08.2016 г.), площадь ДГИ - 18 772,5 кв. м;
- - с 26.09.2016, согласно Договору безвозмездного пользования N 00099/16 от 26.09.2016, 2 643,1 кв. м переданы ГБУ "ГАУИ" (по Соглашению с ГБУ "ЭВАЖД" N Э-228-2016/3 от 09.01.2017 г. увеличение площади на 393,3 кв. м), площадь ДГИ - 18.379,2 кв. м;
- - с 07.02.2017, согласно Акту N 1491 от 07.02.2017, 807,6 кв. м переданы Мосжилинспекции (Гос. контракт с ГБУ "ЭВАЖД" N 50/17-Э), площадь ДГИ - 17 571,6 га. м.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества, если иное к предусмотрено законом или договором.
В период с 08.12.2015 по 28.02.2017 г. задолженность за фактически оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации помещений составило: 87.358.580 руб. 32 коп.
Стоимость оказанных услуг за 1 кв. м площади на 2015 - 2017 г.г утверждена Приказами директора ГУП ЭВАЖД N 516 от 24.12.2014 г., N 69 от 09.02.2015 г., N 633 от 03.02.2016 г., N 655 от 23.12.2015 г., 656 от 29.11.2016 г., N 752 от 28.12.2016 г. "Об утверждении ставок оплаты за услуги по управлению эксплуатации и техническому обслуживанию административных зданий N 11, 13, 15, 17, 19, 21, 28 по ул. Н.Арбат на основании сметы затрат по строению, титульного списка на выполнении работ по текущему ремонту на 2015 - 2017 гг.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 4910/10 от 09.11.2010 г.
Согласно которого, вывод суда первой инстанции о непрозрачном расчете стоимости услуг не может быть признан обоснованным, поскольку этот расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Тариф 253,62 руб. для помещений расположенных на 1 - 2 этажах (рублей за 1 кв. м \\ 1 691,40 (площадь ДГИ г. Москвы) = 332 108,03 (59 779.45 НДС) итого оплата услуг за период с 08.12 по 31.12 2015 г. составляет: 391 887,48 руб.
За месяц составляет 506 187.99 руб.
Тариф 262,50 руб. для помещений расположенных выше 3 этажа (рублей за 1 кв. м \\ 19.010,00 (площадь ДГИ г. Москвы = 3 863 322.58 (695 398.06 НДС) итого оплата услуг за период с 08.12 по 31.12 2015 г. составляет: 4.950.608,12 руб.
За месяц составляет 5.888 347,50 руб.
С 01.01.2016 г. стоимость услуг в месяц за находящиеся в собственности нежилые помещения общей площадью 20.701.40 составляет 6 394 535,49 руб.
В связи с изменением площади находящихся в собственности ДГИ на 19 823,80 кв. м с 21.07.2016 г., стоимость услуг в месяц составляет 6 298 077,33 руб.
С 01.09.2016 по 31.12 2016 стоимость услуг за находящиеся в собственности нежилые помещения (с учетом изменения площадей) составляет 22 802 456,73 руб.
Тариф. 198,70 руб. для помещений расположенных на 1 - 2 этажах (рублей за 1 кв. м \\ 1 691,40 (площадь ДГИ г. Москвы) = 396 575,79 (60 494,61 НДС) с 01.01.2017 г.
Тариф 207,70 руб. для помещений расположенных выше 3 этажа (рублей за 1 кв. м \\ 16 687.80 (площадь ДГИ г. Москвы) - 4 089 946,15 (623 890.09 НДС) с 01.01.2017 г.
Задолженность за фактически оказанные услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации помещений составило:
- за период с 08.12.2015 по 31.08.2016 г.: 55 738 597 руб. 28 коп.
- за период с 01.09.16. по 28.02.2017 г. 31619 983 руб. 04 коп., с учетом изменения площадей с 01.02 17 на 15 88,20 кв. м.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 ГК РФ.
Счета на оплату выставлялись ответчику пропорционально доли нежилых помещений в общей площади здания, с учетом обоснованно понесенных ГБУ ЭВАЖД затрат на содержание оборудования, системы, коммуникации в соответствии с правилами, нормами эксплуатации и ремонта зданий
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги учитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по тарифам утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Строение оборудовано коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
С целью поставки коммунального ресурса в строение ГУП ЭВАЖД были заключены договоры с ОАО "МОСЭНЕРГО", договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0739005 от 01.08.2003 года, с МГУП "Мосводоканал" N 60191 от 01.10.2010 г. на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию.
С целью поставки электроэнергии на строения, расположенные на Новом Арбате, в т.ч. и д. 11 стр. 1, с АО "Мосэнергосбыт" ГУПом был заключен договор энергоснабжения N 95200562 от 01.01.2014 г с АО "Мосэнергосбыт", в котором предусмотрено поставка электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам розничных рынков электрической энергии.
За период с 08.12.2015 по 28.02.2017 года ГБУ "ЭВАЖД" оказал коммунальные услуги (водоснабжение, (ХВС),горячее водоснабжение (ГВС), водоотведение, электроэнергия) на сумму 10 015 817 руб. 94 коп.
Предоставление услуг в отсутствие заключенного письменного договора надлежащего качества, позволяет квалифицировать сбереженную ГУП "Московское имущество" денежные средства как неосновательное обогащение, правовое регулирование которого определено ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с нормами указанной статьи лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ.
С целью возмещения образовавшейся задолженности ГБУ ЭВАЖД 16.12.2016 года и 07.04.2017 г. в адрес ДГИ г. Москвы были направлены Претензии, в установленный срок, оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке ответчик отказался. В силу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса досудебный порядок урегулирования спора, соблюден.
Фактическое оказанием услуг со стороны ГБУ ЭВАЖД за указанный период подтверждено письмами направленными в адрес Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, протоколами проведенных совещаний в ДГИ г. Москвы по вопросу возможности компенсации оплаты за оказанные эксплуатационные коммунальные услуги в отношении помещений, находящихся в собственности города Москвы и расположенных по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, выставленными для оплаты счетами ресурсоснабжающих организаций ПАО "Мосэнерго", АО "Мосводоканал", ПАО "Мосэнергосбыт", а также приобщенными к исковому заявлению ответами ответчика и ДГИ г. Москвы, сметой расходов строения, выписками из списка на выполнение работ в 2015 - 2017 г.г по текущему ремонту в административном здании, счетами.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оказание коммунальных услуг в строении д. 11, стр. 1 ул. Новый Арбат подтверждена решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-41219/17, о взыскании задолженности с ГБУ "ЭВАЖД" по договору энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0739005 от 01.08.2003 года с ОАО "МОСЭНЕРГО".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2017 N 09АП-41227/2017 ПО ДЕЛУ N А40-38164/17
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. N 09АП-41227/2017
Дело N А40-38164/17
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Левиной Т.Ю., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения по эксплуатации высотных административных и жилых домов
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2017
по делу N А40-38164/17, принятое судьей Цыдыповой А.В.,
по иску Государственного бюджетного учреждения по эксплуатации высотных административных и жилых домов
к Департаменту городского имущества города Москвы,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГКУ "Московский центр недвижимости"
о взыскании задолженности в размере 63164525 руб. 01 коп., процентов в размере 5 886 264 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Журавлев А.В. по доверенности от 27.12.2016 N 32;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Департамента городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) задолженности за период с 08.12.2015 по 28.02.2017 в размере 97.374.398 руб. 26 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8.360.504 руб. 11 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 14.07.2017, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов (далее - истец) является правопреемником ГУП "ЭВАДЖ", осуществляет услуги по управлению и эксплуатационному обслуживанию нежилых помещений в зданиях, в том числе по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.02.2007 N 471-р за истцом на праве хозяйственного ведения закреплены специальные конструкции инженерные коммуникации, расположенные по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, д. 15.
На основании ответа Первого заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы от 06.06.2016, в соответствии со ст. 58 ГК РФ ГБУ "ЭВАЖД" является универсальным правопреемником по всем обязанностям, всем активам и пассивам, движимому и недвижимому имуществу ГУП ЭВАЖД, в связи с чем, выпуск распорядительного документа Департамента городского имущества города Москвы на переоформление специальных конструкций и инженерных сооружений в оперативное управление ГБУ "ЭВАЖД" не требуется.
В порядке правопреемства ГБУ "ЭВАЖД" выступает управляющей организацией, которая оказывает услуги по управлению и эксплуатационно-техническому обслуживанию помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, д. 15, а также несет расходы на оплату потребляемых коммунальных ресурсов в них.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.06.2016 г., в соответствии со свидетельством о Государственной регистрации права от 15.11.2012 г. N 77-77-12/031/2012-411, правообладателем нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат д. 11 стр. 1 является город Москва.
Департамент городского имущества города Москвы представляет собственника нежилого помещения.
В соответствии с Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы N 10198 от 14.07.2014 г., закреплено право хозяйственного ведения за ГУП "Московское имущество" объектов недвижимости, расположенных по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11,стр. 1 и д. 15.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 19083 от 20.10.2015 г., прекращено право хозяйственного ведения ГУП "Московское имущество "на объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1. Согласно п. 4 Распоряжения, государственному казенному учреждению города Москвы "Московский центр недвижимости" возложена обязанность по содержанию и охране объектов нежилого фонда.
Помещения общей площадью 20.701,40 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат д. 11 стр. 1 актами приема-передачи нежилого фонда от 08.12.2015 года, находящегося в собственности города Москвы, переданы Департаменту государственного имущества города Москвы.
В адрес государственного казенного учреждения города Москвы "Московский центр недвижимости" со стороны ГУП ЭВАЖД был направлены проекты государственного контракта на оказание услуг по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию нежилых помещений административного здания, а также на оказание коммунальных услуг нежилых помещений расположенных по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, а также соглашения о порядке возмещении затрат для рассмотрения и подписания, однако ГКУ "Московский центр недвижимости", связи с отсутствием утвержденного порядка возмещения затрат уклонилось от их заключения.
Оплатить образовавшуюся задолженность за оказанные ГБУ "ЭВАЖД" услуги, ГКУ Московский центр недвижимости" отказалось. На основании ответа главного контрольного управления города Москвы (Главконтроль) от 19.07.2016 г. за М 01-14-2213/16, в связи с тем, что нежилые помещения, расположенные по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1 ГКУ"Московский центр недвижимости" в безвозмездное пользование или оперативное управление не передавалось, заключение Учреждением договоров на оказание услуг у единственного поставщика (ГБУ "ЭВАЖД") без проведения конкурентных процедур не представляется возможным.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (далее ДГИ г. Москвы), утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99ПП.
ДГИ г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы и выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы.
Положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Несмотря на отказ в подписании договоров на оказание услуг, со стороны ГБУ ЭВАЖД в период с 08.12.2015 г. по 28.02.2017 г., коммунальные услуги, услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации помещений, инженерного оборудования и коммуникаций на объекте расположенном по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11 были предоставлены надлежащего качестве, ДГИ г. Москвы фактически приняло данные услуги, отказавшись от оплаты оказанных услуг.
Претензий по поводу качества оказанных услуг в адрес ГБУ "ЭВАЖД" не поступало.
В связи с тем, что действующим законодательством в отношении отдельно стоящих нежилых зданий отсутствует нормативно-правовые документы, которые определяли бы порядок и условия возмещения затрат эксплуатирующим организациям за эксплуатацию и отопление, осуществляющим содержание и техническое обслуживание указанных объектов, учитывая, что не разработаны и не утверждены планово-нормативные расходы, счета на оплату услуг определяются исходя из фактических затрат, с учетом площадей находящихся в собственности нежилых помещений. В соответствии со сложившейся судебной практикой к возникшим правоотношениям в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, ст. ст. 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, урегулированы статьями 1 и 16 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Обязанность участника долевой собственности нести расходы по содержанию общего имущества предусмотрена законом и рассчитывается, исходя из стоимости расходов на содержание 1 кв. м площади.
Общая площадь строения по адресу: Новый Арбат, д. 11, стр. 1 составляет 47068,1 кв. м согласно плана БТИ, которая не меняется. Часть занимают площади стилобатной части здания (комплекса торгово-бытового обслуживания - 10035,9 кв. м. КТБО), имеющего отличительные инженерно-технические особенности в эксплуатации и предоставлении коммунальных услуг в отличие от остальной (башенной) части здания. Также в общую площадь здания входят холлы, лестничные площадки, лестницы, коридоры, санузлы, эскалаторы, лифты, лифтовые и иные шахты, технические этажи и помещения, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - постановление N 64), отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, прямо урегулированы статьями 1 и 16 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 64 к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Обязанность участника долевой собственности нести расходы по содержанию общего имущества предусмотрена законом.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и хранению (статья 249 Гражданского кодекса). Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статья 158 Жилищного кодекса).
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля таких обязательных расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Общая площадь, находящихся в собственности ДГИ г. Москвы нежилых помещений расположенных по адресу Новый Арбат д. 11., составляет 20 701,40 кв. м. До 01.09.2016 г. площадь ДГИ - 19 823,8 кв. м
- - с 01.09.2016, согласно Акту N 1248 от 01.06.2016, 1 051,3 кв. м переданы ГБУ "Аналитический центр" (Договор с ГБУ "ЭВАЖД" N 101/16-Э от 31.08.2016 г.), площадь ДГИ - 18 772,5 кв. м;
- - с 26.09.2016, согласно Договору безвозмездного пользования N 00099/16 от 26.09.2016, 2 643,1 кв. м переданы ГБУ "ГАУИ" (по Соглашению с ГБУ "ЭВАЖД" N Э-228-2016/3 от 09.01.2017 г. увеличение площади на 393,3 кв. м), площадь ДГИ - 18.379,2 кв. м;
- - с 07.02.2017, согласно Акту N 1491 от 07.02.2017, 807,6 кв. м переданы Мосжилинспекции (Гос. контракт с ГБУ "ЭВАЖД" N 50/17-Э), площадь ДГИ - 17 571,6 га. м.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества, если иное к предусмотрено законом или договором.
В период с 08.12.2015 по 28.02.2017 г. задолженность за фактически оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации помещений составило: 87.358.580 руб. 32 коп.
Стоимость оказанных услуг за 1 кв. м площади на 2015 - 2017 г.г утверждена Приказами директора ГУП ЭВАЖД N 516 от 24.12.2014 г., N 69 от 09.02.2015 г., N 633 от 03.02.2016 г., N 655 от 23.12.2015 г., 656 от 29.11.2016 г., N 752 от 28.12.2016 г. "Об утверждении ставок оплаты за услуги по управлению эксплуатации и техническому обслуживанию административных зданий N 11, 13, 15, 17, 19, 21, 28 по ул. Н.Арбат на основании сметы затрат по строению, титульного списка на выполнении работ по текущему ремонту на 2015 - 2017 гг.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 4910/10 от 09.11.2010 г.
Согласно которого, вывод суда первой инстанции о непрозрачном расчете стоимости услуг не может быть признан обоснованным, поскольку этот расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Тариф 253,62 руб. для помещений расположенных на 1 - 2 этажах (рублей за 1 кв. м \\ 1 691,40 (площадь ДГИ г. Москвы) = 332 108,03 (59 779.45 НДС) итого оплата услуг за период с 08.12 по 31.12 2015 г. составляет: 391 887,48 руб.
За месяц составляет 506 187.99 руб.
Тариф 262,50 руб. для помещений расположенных выше 3 этажа (рублей за 1 кв. м \\ 19.010,00 (площадь ДГИ г. Москвы = 3 863 322.58 (695 398.06 НДС) итого оплата услуг за период с 08.12 по 31.12 2015 г. составляет: 4.950.608,12 руб.
За месяц составляет 5.888 347,50 руб.
С 01.01.2016 г. стоимость услуг в месяц за находящиеся в собственности нежилые помещения общей площадью 20.701.40 составляет 6 394 535,49 руб.
В связи с изменением площади находящихся в собственности ДГИ на 19 823,80 кв. м с 21.07.2016 г., стоимость услуг в месяц составляет 6 298 077,33 руб.
С 01.09.2016 по 31.12 2016 стоимость услуг за находящиеся в собственности нежилые помещения (с учетом изменения площадей) составляет 22 802 456,73 руб.
Тариф. 198,70 руб. для помещений расположенных на 1 - 2 этажах (рублей за 1 кв. м \\ 1 691,40 (площадь ДГИ г. Москвы) = 396 575,79 (60 494,61 НДС) с 01.01.2017 г.
Тариф 207,70 руб. для помещений расположенных выше 3 этажа (рублей за 1 кв. м \\ 16 687.80 (площадь ДГИ г. Москвы) - 4 089 946,15 (623 890.09 НДС) с 01.01.2017 г.
Задолженность за фактически оказанные услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации помещений составило:
- за период с 08.12.2015 по 31.08.2016 г.: 55 738 597 руб. 28 коп.
- за период с 01.09.16. по 28.02.2017 г. 31619 983 руб. 04 коп., с учетом изменения площадей с 01.02 17 на 15 88,20 кв. м.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 ГК РФ.
Счета на оплату выставлялись ответчику пропорционально доли нежилых помещений в общей площади здания, с учетом обоснованно понесенных ГБУ ЭВАЖД затрат на содержание оборудования, системы, коммуникации в соответствии с правилами, нормами эксплуатации и ремонта зданий
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги учитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по тарифам утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Строение оборудовано коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
С целью поставки коммунального ресурса в строение ГУП ЭВАЖД были заключены договоры с ОАО "МОСЭНЕРГО", договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0739005 от 01.08.2003 года, с МГУП "Мосводоканал" N 60191 от 01.10.2010 г. на отпуск холодной питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию.
С целью поставки электроэнергии на строения, расположенные на Новом Арбате, в т.ч. и д. 11 стр. 1, с АО "Мосэнергосбыт" ГУПом был заключен договор энергоснабжения N 95200562 от 01.01.2014 г с АО "Мосэнергосбыт", в котором предусмотрено поставка электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам розничных рынков электрической энергии.
За период с 08.12.2015 по 28.02.2017 года ГБУ "ЭВАЖД" оказал коммунальные услуги (водоснабжение, (ХВС),горячее водоснабжение (ГВС), водоотведение, электроэнергия) на сумму 10 015 817 руб. 94 коп.
Предоставление услуг в отсутствие заключенного письменного договора надлежащего качества, позволяет квалифицировать сбереженную ГУП "Московское имущество" денежные средства как неосновательное обогащение, правовое регулирование которого определено ст. 1102 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с нормами указанной статьи лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ.
С целью возмещения образовавшейся задолженности ГБУ ЭВАЖД 16.12.2016 года и 07.04.2017 г. в адрес ДГИ г. Москвы были направлены Претензии, в установленный срок, оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке ответчик отказался. В силу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса досудебный порядок урегулирования спора, соблюден.
Фактическое оказанием услуг со стороны ГБУ ЭВАЖД за указанный период подтверждено письмами направленными в адрес Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, протоколами проведенных совещаний в ДГИ г. Москвы по вопросу возможности компенсации оплаты за оказанные эксплуатационные коммунальные услуги в отношении помещений, находящихся в собственности города Москвы и расположенных по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, выставленными для оплаты счетами ресурсоснабжающих организаций ПАО "Мосэнерго", АО "Мосводоканал", ПАО "Мосэнергосбыт", а также приобщенными к исковому заявлению ответами ответчика и ДГИ г. Москвы, сметой расходов строения, выписками из списка на выполнение работ в 2015 - 2017 г.г по текущему ремонту в административном здании, счетами.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оказание коммунальных услуг в строении д. 11, стр. 1 ул. Новый Арбат подтверждена решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-41219/17, о взыскании задолженности с ГБУ "ЭВАЖД" по договору энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0739005 от 01.08.2003 года с ОАО "МОСЭНЕРГО".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)