Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала общество произвести расчет размера платы за отопление исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 17.12.2015
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, ул. Тимирязева, д. 99в, г. Тула, 300012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, ул. Советская, д. 3, г. Липецк, 398001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Липецкая управляющая компания" (ОГРН 1134827002826, ИНН 4826087740, ул. Первомайская, д. 66а, г. Липецк, 398001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А36-5375/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра - Восточная генерация" (в настоящее время публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" филиал ПАО "Квадра - Восточная генерация", далее - ОАО "Квадра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ) от 01.08.2014 N 1626.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу жилищная инспекция считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в целях проверки поступившего в ГЖИ обращения гражданки Гончаровой В.М., проживающей по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 29а, кв. 3, о необоснованном начислении ОАО "Квадра" с апреля 2014 года платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, без учета показаний установленного общедомового прибора учета тепловой энергии, жилищной инспекцией на основании распоряжения (приказа) от 28.07.2014 N 4387 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Квадра".
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт проверки N 4123 от 01.08.2014, из которого следует, что в период с февраля по март 2014 года ОАО "Квадра" производило начисление платы за отопление в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 29а, исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. В апреле и мае 2014 года в нарушение п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), ОАО "Квадра" произвело начисление платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, и не использовало в расчете размера платы за отопление объем, определенный по показаниям ОДПУ, установленного в данном доме.
По результатам проверки обществу выдано предписание N 1626 от 01.08.2014, в соответствии с которым необходимо привести расчет размера платы за отопление в период с апреля по май 2014 года в соответствие с требованиями п. 42(1) Правил N 354 по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 29а, а именно: произвести расчет размера платы, исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии. Срок исполнения установлен до 15.10.2014.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, ОАО "Квадра" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из наличия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства, которое выразилось в неверном исчислении платы в выставляемых квитанциях за коммунальные услуги, предоставленные потребителям.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судами установлено, что дом оборудован коллективным прибором учета теплоэнергии.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как установлено судами, несмотря на наличие в многоквартирном жилом доме ОДПУ тепловой энергии, общество при определении за апрель и май 2014 года платы за отопление не учло показания ОДПУ, а исчислило размер платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Доводы общества о неисправности ОДПУ тепловой энергии правомерно отклонены судами.
В силу пункта 23 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - правила N 1034) сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 83 Правил N 1034 в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Однако, заявитель не представил в силу статьи 65 АПК РФ в ходе судебного разбирательств доказательств, что им предприняты меры по проверке достоверности показаний ОДПУ тепловой энергии, а равно доказательств неисправности этого прибора учета.
Исходя из установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, суды правильно указали, что обществом не опровергнуты установленные жилищной инспекцией факты нарушений, следовательно оспоренное предписание является законным.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А36-5375/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2015 N Ф10-4297/2015 ПО ДЕЛУ N А36-5375/2014
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала общество произвести расчет размера платы за отопление исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. N Ф10-4297/2015
Дело N А36-5375/2014
Резолютивная часть объявлена 17.12.2015
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, ул. Тимирязева, д. 99в, г. Тула, 300012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, ул. Советская, д. 3, г. Липецк, 398001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Липецкая управляющая компания" (ОГРН 1134827002826, ИНН 4826087740, ул. Первомайская, д. 66а, г. Липецк, 398001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А36-5375/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра - Восточная генерация" (в настоящее время публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" филиал ПАО "Квадра - Восточная генерация", далее - ОАО "Квадра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ) от 01.08.2014 N 1626.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу жилищная инспекция считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в целях проверки поступившего в ГЖИ обращения гражданки Гончаровой В.М., проживающей по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 29а, кв. 3, о необоснованном начислении ОАО "Квадра" с апреля 2014 года платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, без учета показаний установленного общедомового прибора учета тепловой энергии, жилищной инспекцией на основании распоряжения (приказа) от 28.07.2014 N 4387 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Квадра".
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт проверки N 4123 от 01.08.2014, из которого следует, что в период с февраля по март 2014 года ОАО "Квадра" производило начисление платы за отопление в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 29а, исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. В апреле и мае 2014 года в нарушение п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), ОАО "Квадра" произвело начисление платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, и не использовало в расчете размера платы за отопление объем, определенный по показаниям ОДПУ, установленного в данном доме.
По результатам проверки обществу выдано предписание N 1626 от 01.08.2014, в соответствии с которым необходимо привести расчет размера платы за отопление в период с апреля по май 2014 года в соответствие с требованиями п. 42(1) Правил N 354 по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 29а, а именно: произвести расчет размера платы, исходя из объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии. Срок исполнения установлен до 15.10.2014.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, ОАО "Квадра" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из наличия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства, которое выразилось в неверном исчислении платы в выставляемых квитанциях за коммунальные услуги, предоставленные потребителям.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судами установлено, что дом оборудован коллективным прибором учета теплоэнергии.
Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как установлено судами, несмотря на наличие в многоквартирном жилом доме ОДПУ тепловой энергии, общество при определении за апрель и май 2014 года платы за отопление не учло показания ОДПУ, а исчислило размер платы исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Доводы общества о неисправности ОДПУ тепловой энергии правомерно отклонены судами.
В силу пункта 23 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - правила N 1034) сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 83 Правил N 1034 в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Однако, заявитель не представил в силу статьи 65 АПК РФ в ходе судебного разбирательств доказательств, что им предприняты меры по проверке достоверности показаний ОДПУ тепловой энергии, а равно доказательств неисправности этого прибора учета.
Исходя из установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, суды правильно указали, что обществом не опровергнуты установленные жилищной инспекцией факты нарушений, следовательно оспоренное предписание является законным.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.05.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А36-5375/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)