Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.01.2016 ПО ДЕЛУ N А26-10607/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу N А26-10607/2015


Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,
- рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Черняховского-41" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании незаконным решения;
- третьи лица: Фонд капитального ремонта Республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа;
- при участии представителей:
- заявителя, Товарищества собственников жилья "Черняховского-41", - Беляева Вячеслава Викторовича, представителя по доверенности от 01.11.2015 года;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Акатьевой Елены Евгеньевны, представителя по доверенности N 9 от 19.01.2016 года;
- третьего лица, Фонда капитального ремонта Республики Карелия, - Тойволы Екатерины Александровны, представителя по доверенности N 2 от 23.11.2015 года;
- третьего лица, Администрации Петрозаводского городского округа, - не явился.

установил:

Товарищество собственников жилья "Черняховского-41" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 29 мая 2015 года N 4320/14-03/ГЖИ и.
В обоснование заявленного требования Товарищество указало, что 26 марта 2015 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 41 по ул. Черняховского в г. Петрозаводске принято решение об избрании в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. 30 апреля 2015 года Товарищество подало заявку в Петрозаводский филиал ПАО АКБ "Связь-Банк" на открытие специального счета и уведомило Инспекцию об этом.
08 мая 2015 года сведения об открытии счета и его владельце предоставлены в Инспекцию. С учетом изложенного, по мнению заявителя, собственники помещений в доме N 41 по ул. Черняховского в установленные законом сроки реализовали решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В отзыве на заявление Инспекция находит доводы Товарищества необоснованными и просит отказать в удовлетворении заявленных требований. В ходатайстве от 10.12.2015 года ответчик просит прекратить производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Определением от 16 декабря 2015 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Администрацию Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) и Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
В отзыве на заявление третьи лица полагали, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленных требований не признала, поддержала правовую позицию, отраженную в отзыве, оспариваемом ненормативном правовом акте, а также ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Представители третьих лиц в судебном заседании считали заявленные требования необоснованными по доводам, изложенным в отзывах по делу.
Администрация о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, однако явку своего представителя в суд не обеспечила, уведомила суд о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации в порядке, установленном частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство ответчика о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, суд находит его не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Одним из субъектов рассматриваемых правоотношений является Товарищество собственников жилья "Черняховского-41", которое, как отмечает Инспекция, является некоммерческой организацией. Вместе с тем вышеназванные положения АПК РФ не определяют подведомственность спора тому или иному суду исходя из целей создания юридического лица и направленности его деятельности на извлечение прибыли.
Исходя из положений статей 27, 29, 198 АПК РФ, определяющими критериями отнесения дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав участников и предмет спора, а также экономический характер требования.
Рассматриваемые действия Инспекции по включению дома, собственники помещений в котором объединены в Товарищество собственников жилья "Черняховского-41", в перечень домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, и по направлению в адрес Администрации данного перечня для принятия в отношении поименованных в нем домов решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора могут повлечь для Товарищества неблагоприятные последствия, носящие именно экономический характер, поскольку в данном случае непризнание заявителя владельцем специального счета, открытого в целях формирования на нем фонда капитального ремонта, препятствует осуществлению им экономической деятельности и достижению основной цели его создания.
Доказательств того, что обстоятельства дела не вытекают из отношений, связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, суду не представлено.
Заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Черняховского-41" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома N 41, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Черняховского.
26 марта 2015 года собственники помещений в указанном многоквартирном доме провели общее собрание собственников помещений, на котором, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 41 по ул. Черняховского на специальном счете Товарищества; владельцем специального счета определили Товарищество; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, утвердили ОАО АКБ "Связь-Банк" (протокол от 26.03.2015 года).
30 апреля 2015 года заявитель обратился в кредитное учреждение (Петрозаводский филиал ПАО АКБ "Связь-Банк") с заявлением об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта и уведомил об этом Инспекцию.
Согласно уведомлению Петрозаводского филиала ПАО АКБ "Связь-Банк" Товарищество имеет специальный счет для формирования фонда капитального ремонта N 40705810500260511607. Дата открытия специального счета 07 мая 2015 года.
08 мая 2015 года Товарищество направило в Инспекцию уведомление банка об открытии специального счета и его владельце.
Письмом от 07 мая 2015 года N 3588 Инспекция направила в Администрацию Петрозаводского городского округа информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа N 2336 от 14.05.2015 года (утратило силу в связи с принятием Постановления N 2731 от 02.06.2015 года) многоквартирный дом N 41 по ул. Черняховского включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Письмом от 29 мая 2015 года N 4320/14-03/ГЖИи ответчик сообщил Товариществу, что им в Инспекцию не представлены следующие документы: уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, подписанное владельцем специального счета; копия протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, что является нарушением части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дата открытия специального счета (07.05.2015 года) является нарушением части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, Инспекция пришла к выводу, что способ формирования фонда капитального ремонта не реализован; правовые основания для внесения принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют. Товарищество, полагая, что решение Инспекции о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок (процедура) принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о формировании фондов капитального ремонта урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК).
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Кодекса (действовавшей в период принятия решений собственниками в спорных домах) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Таким образом, органом государственной власти Республики Карелия определен срок, в течение которого должно быть принято и реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 года N 346-П утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы". Программа официально опубликована 01 декабря 2014 года. Следовательно, крайний срок для принятия решения собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации его наступает 05 мая 2015 года (с учетом переноса праздничных дней).
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса.
И только в части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. Вместе с тем, данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 года и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
Таким образом, Товарищество обязано было представить в Инспекцию протокол общего собрания в срок до 05.05.2015 года. Вместе с тем, 30 апреля 2015 года Товарищество представило в Инспекцию только копию сопроводительного письма, направленного им в адрес Петрозаводского филиала ПАО АКБ "Связь-Банк" для открытия специального счета, а 08 мая 2015 года - уведомление банка об открытии 07 мая 2015 года специального счета и его владельце.
Доказательства представления в Инспекцию протокола общего собрания Товариществом в материалы дела не представлено.
Поскольку по состоянию на 05.05.2015 года протокол общего собрания от 26 марта 2015 года Товариществом Инспекции не представлен, суд приходит к выводу, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта. При этом необходимо отметить, что в любом случае нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решения об аккумулировании взносов на специальном счете.
- Пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 2 настоящей статьи срок. Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного частью 2 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия направляется региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
- В целях реализации органом местного самоуправления обязанности, установленной пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК Инспекцией 07 мая 2015 года направлено письмо в адрес Администрации, содержащее информацию о многоквартирных домах, в том числе и по дому N 41 по ул. Черняховского, собственники помещений в котором не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Постановлением Администрации N 2731 от 02.06.2015 года многоквартирный дом N 41 по ул. Черняховского включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Следует отметить, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах, согласно статье 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии решения общего собрания собственников, имеют возможность изменить способ формирования капитального ремонта.
При таких обстоятельствах решение Инспекции является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, заявление Товарищества удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления товариществу собственников жилья "Черняховского - 41" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)