Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-2554/2017 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (ИНН 6454074036, ОГРН 1056405417518)
о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции (ИНН 6452057998, ОГРН 1026402664353) от 16 декабря 2016 года N 217.
при участии в судебном заседании представителей: Государственной жилищной инспекции - Шапкина Е.В., действующая на основании доверенности от 13.03.2017 N 01-66, выданной сроком на три года, общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" - Липунова С.И., действующая на основании доверенности от 13.06.2017 б/н, выданной сроком на один год.
В судебное заседание не явились представители:
Тимофеев Г.С. (заказное письмо N 673280 вернулось в адрес суда с отметкой почтовой службы: "Истек срок хранения" информация о месте и времени судебного заседания размещена в сети "Интернет" 15.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте)
В Арбитражный суд обратилось ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 16.12.2016 года N 217.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2017 по делу N А57-2554/2017 признано незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 16.12.2016 N 217, согласно которому на ООО "СПГЭС" возлагалась обязанность произвести перерасчет платы на ОДН по коммунальной услуге электроснабжение за период с марта по июнь 2016 г. в нежилом помещении ИП Тимофеева Г.С, расположенном по адресу г. Саратов, ул. Киевская, д. 5, в соответствии с требованиями п. 44 Правил N 354 исходя из тарифа на электрическую энергию, установленного для населения.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области, не согласившись с данным решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 01 января 2007 г. между ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" и ИП Тимофеевым Г.С. заключен договор энергоснабжения N 6358, в части электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Киевская, д. 5.
16 декабря 2016 г. актом проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области за N 1054 указано на допущенные нарушения обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", выразившиеся в расчете платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге - "электроснабжение", потребленной в нежилом помещении по ул. Киевская, д. 5 за период с марта по июнь 2016 г. без учета требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, а именно: завышение тарифа на электрическую энергию, установленного для населения. В обязанность ООО "СПГЭС" вменялась необходимость произведения перерасчета платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге - "электроснабжение" в соответствии с требованиями пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из тарифа на электрическую энергию, установленного для населения.
Из содержания проверки следует, что абоненту - ИП Тимофееву Г.С. тарифа на электрическую энергию на ОДН, установлены и предъявлена к оплате сумма с учетом категории потребителей "прочие".
По итогам проверки выдано предписание от 16 декабря 2016 г. за N 217 сроком исполнения требований до 20 февраля 2017 г.
Согласно указанному предписанию, на заявителя возлагалась обязанность о произведении перерасчета платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге электроснабжение за период с марта по июнь 2016 года в соответствии с требованиями п. 44 правил: исходя из тарифа на электрическую энергию, установленный для населения.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно п. 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам:
- - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению ГЖИ при расчете платы на ОДН по нежилому помещению ИП Тимофеева Г.С. применению подлежал тариф для "населения", т. к. использование коммунальных услуг в целях содержания общедомового имущества не связано с предпринимательской деятельностью, а вытекает из обязанности собственника, предусмотренной ст. 39, 156 ЖК РФ и не связано со статусом собственника.
Между тем, судебная коллегия отклоняет данный довод по следующим основаниям: 01 января 2007 г. между ООО "СПГЭС" и ИП Тимофеевым Г.С. заключен и действует договор энергоснабжения N 6358, объектом энергоснабжения является нежилое помещение - офис, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Киевская, д. 5.
Данное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме, в спорный период коммунальные услуги по энергоснабжению для жилого дома, в том числе и на ОДН, оказывала ресурсоснабжающая организация ООО "СПГЭС".
Правилами N 354 в спорный период не был определен порядок применения тарифов, в том числе при использовании энергоресурса на ОДН, по различным категориям потребителей (для собственников (пользователей) жилых помещений, жилых домов и для собственников (пользователей) нежилых помещений. Однако, что в данном спорном случае при определении тарифа надлежит руководствоваться иными специальными нормативными актами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из содержания п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что определение категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется Правительством РФ или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Приложением 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, установлен перечень потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
К таким потребителям относятся:
1. Исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Кроме того, пунктом 27 Приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" установлены 4-е группы потребителей: базовые потребители, население, прочие потребители, организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии.
При этом, к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Саратовской области устанавливаются Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2015 г. N 65/38 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области", определившим тарифы для вышеуказанных категорий потребителей на 2016 год, определен четкий перечень лиц, относящихся к субъектам, приравненным к "населению". Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. К таким лицам относятся:
- - исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные кооперативы либо управляющие организации;
- - наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда;
- - юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии;
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- - садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан;
- - юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;
- - содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
- - объединения граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи);
- - некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Таким образом, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Учитывая, что ИП Тимофеев Г.С. заключал договор с целью снабжения электроэнергией офисного нежилого помещения, не относится к категории потребителей, приравненных к группе "население", то у ООО "СПГЭС" отсутствовали правовые основания для применения к данному субъекту тарифа на ОДН, используемого при расчетах с гражданами-потребителями. Расчеты за электроэнергию (мощность) на ОДН за период с марта по июнь 2016 г. были абсолютно правомерно осуществлены по тарифу для группы потребителей "прочие".
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что общий совокупный размер платы, внесенный всеми собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений МКД за электроэнергию, израсходованную на ОДН, не может отличаться от платы, которую должна оплатить управляющая организация поставщику. В этой связи применение обществом в расчете тарифа "Прочие" в части, приходящейся на долю нежилых помещений, представляется обоснованным (определение Верховного суда РФ от 18.01.2016 года N 310-ЭС15-17652).
Таким образом, действия гарантирующего поставщика ООО "СПГЭС", применившего тариф "прочие потребители" при расчетах с ИП Тимофеевым Г.С, полностью соотносятся с позицией Верховного Суда Российской Федерации, признающей несостоятельным утверждение о том, что собственники нежилых помещений в многоквартирном доме должны оплачивать электроэнергию на ОДН исходя из тарифов для населения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2015 г. по делу N А43-17201/2014; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2016 г. по делу N А08-10890/2014).
Более того, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498, утвердившее с 01 января 2017 г. новую редакцию п. 44 Правил N 354, окончательно закрепило ранее сформированную позицию Верховного Суда Российской Федерации и устранило саму возможность возникновения противоречий по вопросу применения тарифов за электроэнергию на общедомовые нужды, в случае, если абонентом по договору энергоснабжения является собственник (пользователь) нежилого помещения в многоквартирном доме.
С 01 января 2017 г. при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится потребитель.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-2554/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 12АП-9257/2017 ПО ДЕЛУ N А57-2554/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. по делу N А57-2554/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-2554/2017 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (ИНН 6454074036, ОГРН 1056405417518)
о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции (ИНН 6452057998, ОГРН 1026402664353) от 16 декабря 2016 года N 217.
при участии в судебном заседании представителей: Государственной жилищной инспекции - Шапкина Е.В., действующая на основании доверенности от 13.03.2017 N 01-66, выданной сроком на три года, общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" - Липунова С.И., действующая на основании доверенности от 13.06.2017 б/н, выданной сроком на один год.
В судебное заседание не явились представители:
Тимофеев Г.С. (заказное письмо N 673280 вернулось в адрес суда с отметкой почтовой службы: "Истек срок хранения" информация о месте и времени судебного заседания размещена в сети "Интернет" 15.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте)
установил:
В Арбитражный суд обратилось ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 16.12.2016 года N 217.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2017 по делу N А57-2554/2017 признано незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 16.12.2016 N 217, согласно которому на ООО "СПГЭС" возлагалась обязанность произвести перерасчет платы на ОДН по коммунальной услуге электроснабжение за период с марта по июнь 2016 г. в нежилом помещении ИП Тимофеева Г.С, расположенном по адресу г. Саратов, ул. Киевская, д. 5, в соответствии с требованиями п. 44 Правил N 354 исходя из тарифа на электрическую энергию, установленного для населения.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области, не согласившись с данным решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 01 января 2007 г. между ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" и ИП Тимофеевым Г.С. заключен договор энергоснабжения N 6358, в части электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Киевская, д. 5.
16 декабря 2016 г. актом проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области за N 1054 указано на допущенные нарушения обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", выразившиеся в расчете платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге - "электроснабжение", потребленной в нежилом помещении по ул. Киевская, д. 5 за период с марта по июнь 2016 г. без учета требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, а именно: завышение тарифа на электрическую энергию, установленного для населения. В обязанность ООО "СПГЭС" вменялась необходимость произведения перерасчета платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге - "электроснабжение" в соответствии с требованиями пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из тарифа на электрическую энергию, установленного для населения.
Из содержания проверки следует, что абоненту - ИП Тимофееву Г.С. тарифа на электрическую энергию на ОДН, установлены и предъявлена к оплате сумма с учетом категории потребителей "прочие".
По итогам проверки выдано предписание от 16 декабря 2016 г. за N 217 сроком исполнения требований до 20 февраля 2017 г.
Согласно указанному предписанию, на заявителя возлагалась обязанность о произведении перерасчета платы за общедомовые нужды по коммунальной услуге электроснабжение за период с марта по июнь 2016 года в соответствии с требованиями п. 44 правил: исходя из тарифа на электрическую энергию, установленный для населения.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно п. 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам:
- - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению ГЖИ при расчете платы на ОДН по нежилому помещению ИП Тимофеева Г.С. применению подлежал тариф для "населения", т. к. использование коммунальных услуг в целях содержания общедомового имущества не связано с предпринимательской деятельностью, а вытекает из обязанности собственника, предусмотренной ст. 39, 156 ЖК РФ и не связано со статусом собственника.
Между тем, судебная коллегия отклоняет данный довод по следующим основаниям: 01 января 2007 г. между ООО "СПГЭС" и ИП Тимофеевым Г.С. заключен и действует договор энергоснабжения N 6358, объектом энергоснабжения является нежилое помещение - офис, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Киевская, д. 5.
Данное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме, в спорный период коммунальные услуги по энергоснабжению для жилого дома, в том числе и на ОДН, оказывала ресурсоснабжающая организация ООО "СПГЭС".
Правилами N 354 в спорный период не был определен порядок применения тарифов, в том числе при использовании энергоресурса на ОДН, по различным категориям потребителей (для собственников (пользователей) жилых помещений, жилых домов и для собственников (пользователей) нежилых помещений. Однако, что в данном спорном случае при определении тарифа надлежит руководствоваться иными специальными нормативными актами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из содержания п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что определение категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется Правительством РФ или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Приложением 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, установлен перечень потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
К таким потребителям относятся:
1. Исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Кроме того, пунктом 27 Приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" установлены 4-е группы потребителей: базовые потребители, население, прочие потребители, организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии.
При этом, к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей на территории Саратовской области устанавливаются Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2015 г. N 65/38 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области", определившим тарифы для вышеуказанных категорий потребителей на 2016 год, определен четкий перечень лиц, относящихся к субъектам, приравненным к "населению". Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. К таким лицам относятся:
- - исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные кооперативы либо управляющие организации;
- - наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда;
- - юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии;
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- - садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан;
- - юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;
- - содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
- - объединения граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи);
- - некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Таким образом, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Учитывая, что ИП Тимофеев Г.С. заключал договор с целью снабжения электроэнергией офисного нежилого помещения, не относится к категории потребителей, приравненных к группе "население", то у ООО "СПГЭС" отсутствовали правовые основания для применения к данному субъекту тарифа на ОДН, используемого при расчетах с гражданами-потребителями. Расчеты за электроэнергию (мощность) на ОДН за период с марта по июнь 2016 г. были абсолютно правомерно осуществлены по тарифу для группы потребителей "прочие".
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что общий совокупный размер платы, внесенный всеми собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений МКД за электроэнергию, израсходованную на ОДН, не может отличаться от платы, которую должна оплатить управляющая организация поставщику. В этой связи применение обществом в расчете тарифа "Прочие" в части, приходящейся на долю нежилых помещений, представляется обоснованным (определение Верховного суда РФ от 18.01.2016 года N 310-ЭС15-17652).
Таким образом, действия гарантирующего поставщика ООО "СПГЭС", применившего тариф "прочие потребители" при расчетах с ИП Тимофеевым Г.С, полностью соотносятся с позицией Верховного Суда Российской Федерации, признающей несостоятельным утверждение о том, что собственники нежилых помещений в многоквартирном доме должны оплачивать электроэнергию на ОДН исходя из тарифов для населения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2015 г. по делу N А43-17201/2014; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2016 г. по делу N А08-10890/2014).
Более того, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498, утвердившее с 01 января 2017 г. новую редакцию п. 44 Правил N 354, окончательно закрепило ранее сформированную позицию Верховного Суда Российской Федерации и устранило саму возможность возникновения противоречий по вопросу применения тарифов за электроэнергию на общедомовые нужды, в случае, если абонентом по договору энергоснабжения является собственник (пользователь) нежилого помещения в многоквартирном доме.
С 01 января 2017 г. при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится потребитель.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-2554/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)