Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2016 N 19АП-7686/2015 ПО ДЕЛУ N А36-2341/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу N А36-2341/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от ООО "Управляющая компания "Плавица": Хромченкова Л.С., представитель по доверенности от 02.04.2015, выдана сроком на 1 год;
- от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Новичкова Л.Н., представитель по доверенности от 11.01.2016, выдана до 31.12.2016;
- от Управления энергетики и тарифов Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Администрации сельского поселения Богородицкий сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Плавица" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2015 по делу N А36-2341/2015 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению ООО "Управляющая компания "Плавица" к Государственной жилищной инспекции Липецкой области, третье лицо: Администрации сельского поселения Богородицкий сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, Управления энергетики и тарифов Липецкой области, о признании недействительными предписаний N 761, N 763 и N 766 от 16.03.2015,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Плавица" (далее - общество, заявитель) 20.04.2015 обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с самостоятельными заявлениями к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительными: предписания N 761 от 16.03.2015; предписания N 766 от 16.03.2015; предписания N 763 от 16.03.2015.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Управляющая компания "Плавица" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает неверное толкование судом первой инстанции норм права.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "Плавица" апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Государственной жилищной инспекции Липецкой области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Управление энергетики и тарифов Липецкой области и Администрация сельского поселения Богородицкий сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В Государственную жилищную инспекцию Липецкой области 25.02.2015 и 26.02.2015 поступили коллективные обращения жителей: многоквартирных жилых домов N N 5, 7 по ул. Строителей ст. Плавица Добринского района Липецкой области, многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Строителей ст. Плавица Добринского района Липецкой области, многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Строителей ст. Плавица Добринского района Липецкой области, с жалобой на действия ООО "Управляющая компания "Плавица" о необоснованном и завышенном начислении с 01.11.2014 платы на общедомовые расходы по горячему водоснабжению в нарушение требований пункта 44 "Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В целях проверки поступивших коллективных обращений руководителем Жилищной инспекции были изданы распоряжения (приказы) от 03.03.2015 N N 2144, 2134, 2142 о проведении внеплановых документарных проверок ООО "Управляющая компания "Плавица", поручив их проведение ведущему консультанту.
По результатам проведенных проверок Жилищной инспекцией составлены Акты проверок N 2283 от 16.03.2015, N 2289 от 16.03.2015, N 2286 от 16.03.2015, в которых зафиксировано, что многоквартирные жилые дома N N 5, 6, 7, 10 по ул. Строителей ст. Плавица Добринского района Липецкой области находятся в управлении ООО "Управляющая компания "Плавица" и оборудованы общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения. Расчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период ноябрь 2014 года - февраль 2015 года по вышеуказанным домам произведен ООО "Управляющая компания "Плавица" в нарушение п. 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно объем горячего водоснабжения на общедомовые нужды распределялся в полном объеме, когда как объем коммунальной услуги, распределяемый между потребителями предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребленной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Акты проверок N 2283 от 16.03.2015, N 2289 от 16.03.2015, N 2286 от 16.03.2015 были вручены представителю ООО "Управляющая компания "Плавица" Гулевич А.А.
С учетом выявленных нарушений ведущий консультант Жилищной инспекции выдала ООО "Управляющая компания "Плавица" предписания N N 761, 763, 766 от 16.03.2015: произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период ноябрь 2014 года - февраль 2015 года по адресам: Липецкая область, ст. Плавица, ул. Строителей, дома N N 5, 6, 7, 10, в соответствии с п. 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, по объемам энергоресурса, не превышающего объем горячего водоснабжения, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Срок исполнения предписаний 20.04.2015.
ООО "Управляющая компания "Плавица", считая, что предписания N N 761, 763, 766 от 16.03.2015 выданы неправомерно, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявленными требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверок и выдачи оспариваемых предписаний) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В пункте 2 Правил N 354 даны следующие понятия, определяющие их значение:
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно абзацу первому п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (абз. 1).
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2).
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абз. 3).
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам (абз. 4).
В силу п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Таким образом, с учетом системного толкования п. 17 и абз. 4 п. 44 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является и признается данными Правилами в качестве исполнителя коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, исходя из положений пунктов 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Следовательно, арбитражный суд области сделал верный вывод, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, поскольку в многоквартирных домах N N 5, 6, 7, 10 по ул. Строителей ст. Плавица Добринского района Липецкой области выбран способ управления управляющей организаций и такой управляющей организацией является ООО "Управляющая компания "Плавица", с которой заключены соответствующие договоры управления, определяющие условия и порядок предоставления коммунальных услуг, то положения абзаца четвертого п. 44 Правил N 354 не подлежат применению к деятельности ООО "Управляющая компания "Плавица", как управляющей организации, при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и при расчете соответствующей платы.
Выводы суда не опровергнуты документами, представленными заявителем в дополнение к апелляционной жалобе. Из них не следует, что Общество предпринимало меры к выяснению и фиксации причин существенного расхождения показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных. В связи с чем, довод о недостоверности показаний индивидуальных приборов учета не обоснован и не подтвержден.
Кроме того, оспариваемые предписания предполагают лишь перерасчет исходя из иной формулы, а не возложение на ООО "Управляющая компания "Плавица" обязанности по оплате разницы, возникшей вследствие противоправного поведения жильцов.
ООО "Управляющая компания "Плавица" вправе инициировать общедомовое собрание и принять меры для установления причин возникновения значительной разницы между показаниями общедомового прибора и приборов, установленных индивидуально, а также, провести экспертные исследования, проверки достоверности показаний индивидуальных приборов.
В ходе судебного разбирательства Обществом не доказано, судом не установлено, что оспариваемые предписания нарушают права заявителя.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции является верным, решение - законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по оплате госпошлины перераспределению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.11.2015 по делу N А36-2341/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)