Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2016 N 20АП-2781/2016 ПО ДЕЛУ N А68-8808/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу N А68-8808/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Данильченко О.А. (доверенность от 26.08.2015), Блюмина Р.Б. (главврач, выписка из ЕГРЮЛ от 09.06.2015), от ответчика - Червяковой А.А. (доверенность от 08.04.2016), в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 имени профессора В.Ф. Снегирева" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2016 по делу N А68-8808/2015 (судья Фрик Е.В.),
установил:

следующее.
Государственное учреждение здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 имени профессора В.Ф. Снегирева" (далее - истец, учреждение) обратилось к открытому акционерному обществу "Муниципальная Управляющая Компания города Алексина" (далее - ответчик, управляющая компания) о согласовании условий договора от 08.06.2015 N 350 на представление работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и признание договора заключенным на предложенных истцом условиях (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе государственное учреждение здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 имени профессора В.Ф. Снегирева" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, возражения на отзыв, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, между сторонами имеются следующие разногласия по условиям договора от 08.06.2015 N 350.
Истец просил включить в договор пункт 2.1.6, касающийся обязанности исполнителя, следующего содержания: "Не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять заказчику акты работ, выполненных в рамках исполнения настоящего договора, с указанием даты и места выполнения работ, и также объема работ и их стоимости". В обоснование своего требования истец сослался на то, что спорный договор не является договором управления, а по своей сути является договором подряда, и, следовательно, исполнитель обязан представлять заказчику для подписания акты выполненных работ. Отсутствие указанного пункта, по мнению истца, лишает его возможности предоставления обоснованных возражений от подписания актов выполненных работ, возможность которых предусмотрена пунктом 3.3 договора.
Истец просил изложить пункт 3.1 договора в следующей редакции:
"3.1 размер платы за содержание и ремонт помещений определяется в соответствии с тарифами, устанавливаемыми органами местного самоуправления и на момент заключения договора составляют:
- - г. Алексин ул. Центральная д. 13 "а": 7,97 руб. х 1328,1 кв. м = 10584 (десять тысяч пятьсот восемьдесят четыре) руб. 96 коп.;
- - г. Алексин ул. Ленина д. 8: 7,97 руб. х 428,4 кв. м = 3414 (три тысячи четыреста четырнадцать) руб. 35 коп.;
- - г. Алексин шоссе ген. Короткова д. 5 корпус 1: 9,14 руб. х 95,0 кв. м = 868 (восемьсот шестьдесят восемь) руб. 30 коп.;
- - г. Алексин ул. 50 лет Октября д. 21: 7,97 руб. х 968,5 кв. м = 7718 (семь тысяч семьсот восемнадцать) руб. 95 коп.;
- - г. Алексин ул. Урицкого д. 12: 7,97 руб. х 797,6 кв. м = 6356 (шесть тысяч триста пятьдесят шесть) руб. 87 коп.;
- - г. Алексин ул. Вересаева д. 2: 7,97 руб. х 309,2 кв. м = 2464 (две тысячи четыреста шестьдесят четыре) руб. 32 коп.;
- - г. Алексин ул. 50 лет Октября д. 2: 9,14 руб. х 106,7 кв. м = 975 (девятьсот семьдесят пять) руб. 24 коп.;
- - г. Алексин ул. Болотова д. 12: 7,97 руб. х 132,2 кв. м = 1053 (одна тысяча пятьдесят три) руб. 63 коп.;
- - г. Алексин ул. Серафимовича д. 4: 7,97 руб. х 71,3 кв. м = 568 (пятьсот шестьдесят восемь) руб. 26 коп.
Общая ежемесячная сумма по договору составляет 34 004 (тридцать четыре тысячи четыре) рубля 88 копеек".
В обоснование данного требования истец указал, что при определении стоимости работ за основу им были взяты расценки, определенные ответчиком по договорам, заключенным по решениям собственников многоквартирных домов (МКД). По мнению истца, цена работ за 1 кв. м площади по всем МКД должна составлять 9,14 руб. (в домах, имеющих мусоропровод) и 7,97 руб. (не имеющих мусоропровода). Кроме того, из цены работ истцом исключена стоимость услуг по управлению МКД.
Истец просил пункт 6.2 договора изложить в следующей редакции: "6.2 Претензии (жалобы) на несоблюдение условий договора предъявляются в письменной форме, подлежат обязательной регистрации и рассматриваются стороной, к которой они адресованы, в течение 10 дней с момента получения. В случае не поступления в установленный срок от стороны, которой направлена претензия (жалоба), мотивированного ответа по существу претензии (жалобы), она считается понятой в полном объеме". В обоснование срока - 10 дней истец сослался на обычаи делового оборота, в соответствии с которыми срок ответа на претензию составляет 10 дней.
По мнению истца в приложении N 1 к договору должны быть изложены работы, составляющие стоимость 7,97 руб. за 1 кв. м, с учетом отсутствия мусоропровода в МКД, отсутствия расценок на услуги по управлению МКД, в отношении домов по адресам: Тульская область г. Алексин ул. Центральная д. 13 "а", Тульская область г. Алексин ул. Ленина д. 8, Тульская область г. Алексин ул. 50 лет Октября д. 21, Тульская область г. Алексин ул. Урицкого д. 12, Тульская область г. Алексин ул. Вересаева д. 2, Тульская область г. Алексин ул. Болотова д. 12, Тульская область г. Алексин ул. Серафимовича д. 4; в приложении N 2 к договору должны быть изложены работы, составляющие стоимость 9,14 руб. за 1 кв. м, с учетом наличия мусоропровода в МКД, отсутствия расценок на услуги по управлению МКД, в отношении домов по адресам: Тульская область г. Алексин ул. 50 лет Октября д. 2, Тульская область г. Алексин шоссе ген. Короткова д. 5 корпус 1.
Ответчик возражал против включения в условие договора пункта 2.1.6 (касающегося обязанности исполнителя) следующего содержания: "Не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять заказчику акты работ, выполненных в рамках исполнения настоящего договора, с указанием даты и места выполнения работ, и также объема работ и их стоимости" возражал. Указал, что акты приемки выполненных работ обязан подписывать председатель совета дома от лица всех собственников помещений в МКД; на официальных сайтах управляющей компании ОАО "МУК г. Алексина" и на сайте реформа ЖКХ ежеквартально раскрывается информация об объемах проведенных работ, а отчет об исполнении управляющей организацией договора управления раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год.
В отношении пункта 3.1 против редакции, предложенной истцом, возражал, считая, что указанный пункт должен быть изложен в следующей редакции:
"3.1 размер платы за содержание и ремонт помещений определяется в соответствии с тарифами, устанавливаемыми органами местного самоуправления и на момент заключения договора составляют:
- - г. Алексин ул. Центральная д. 13 "а": 13,35 руб. х 1328,1 кв. м = 17 730 (семнадцать тысяч семьсот тридцать) руб. 14 коп.;
- - г. Алексин ул. Ленина д. 8: 13,35 руб. х 428,4 кв. м = 5 719 (пять тысяч семьсот девятнадцать) руб. 14 коп.;
- - г. Алексин шоссе ген. Короткова д. 5 корпус 1: 14,52 руб. х 95,0 кв. м = 1 379 (одна тысяча триста семьдесят девять) руб. 40 коп.;
- - г. Алексин ул. 50 лет Октября д. 21: 13,35 руб. х 968,5 кв. м = 12 929 (двенадцать тысяч девятьсот двадцать девять) руб. 48 коп.;
- - г. Алексин ул. Урицкого д. 12: 13,35 руб. х 797,6 кв. м = 10 647 (десять тысяч шестьсот сорок семь) руб. 96 коп.;
- - г. Алексин ул. Вересаева д. 2: 13,35 руб. х 309,2 кв. м = 4 127 (четыре тысячи сто двадцать семь) руб. 82 коп.;
- - г. Алексин ул. 50 лет Октября д. 2: 14,52 руб. х 106,7 кв. м = 1 549 (одна тысяча пятьсот сорок девять) руб. 28 коп.;
- - г. Алексин ул. Болотова д. 12: 13,35 руб. х 132,2 кв. м = 1 764 руб. (одна тысяча семьсот шестьдесят четыре) руб. 87 коп.;
- - г. Алексин ул. Серафимовича д. 4: 13,35 руб. х 71,3 кв. м = 951 (девятьсот пятьдесят один) руб. 86 коп.
Общая ежемесячная сумма по договору составляет 56 799 руб. 95 коп. (Пятьдесят шесть тысяч семьсот девяносто девять) руб. 95 коп.".
В обоснование своей позиции ответчик указал, что стоимость услуг, оказываемых управляющей компанией, должна быть единой для всех собственников МКД (как жилых так и нежилых помещений). По спорному договору цена не может быть отличной для истца по сравнению с другими собственниками. Согласно позиции ответчика стоимость работ по договору за 1 кв. м площади должна составлять 13,35 руб. для домов без мусоропровода и 14,52 руб. для домов с мусоропроводом. При этом, в стоимость договора входят услуги по управлению МКД.
В отношении пункта 6.2 договора "6.2 претензии (жалобы) на несоблюдение условий договора предъявляются в письменной форме, подлежат обязательной регистрации и рассматриваются стороной, к которой они адресованы, в течение 10 дней с момента получения. В случае не поступления в установленный срок от стороны, которой направлена претензия (жалоба), мотивированного ответа по существу претензии (жалобы), она считается понятой в полном объеме" ответчик не возражал, но просил суд установить срок для рассмотрения претензий - 30 дней, ссылаясь на законодательно установленный срок.
В отношении приложений к договору, определяющих перечень работ по договору и их расценки, ответчик считает, что приложение N 1 должно содержать дома, управление которых осуществляется управляющей компанией на основании заключенных договоров управления по решению собственников МКД, с учетом услуг по управлению МКД, в отношении домов по адресам: ул. Ленина, д. 8; ул. Болотова, д. 12; ул. Центральная, д. 13 "А". Приложение N 2 должно содержать дома, управление которых осуществляется управляющей компанией на основании заключенного договора управления по итогам проведенного конкурса, с учетом услуг по управлению МКД, в отношении домов по адресам: г. Алексин, ул. шоссе Генерала Короткова д. 5 корп. 1, г. Алексин, ул. 50 лет Октября д. 21, г. Алексин, ул. Серафимовича д. 4, г. Алексин, ул. Урицкого д. 12, г. Алексин, ул. Вересаева д. 2, г. Алексин, ул. 50 лет Октября д. 2.
В отношении иных пунктов договора у сторон разногласий не имеется, как не имеется разногласий и в отношении редакции приложения N 3 к договору, определяющего состав общего имущества многоквартирного дома. Представители сторон просили суд во избежание возможной путаницы изложить в резолютивной части решения в полном объеме текст договора, приложений N 1, 2, 3 к нему в редакции, принятой судом.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями данного Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, управляющая компания осуществляет управление МКД, расположенными по адресам: г. Алексин, ул. шоссе Генерала Короткова д. 5 корп. 1, г. Алексин, ул. 50 лет Октября д. 21, г. Алексин, ул. Серафимовича д. 4, г. Алексин, ул. Урицкого д. 12, г. Алексин, ул. Вересаева д. 2, г. Алексин, ул. 50 лет Октября д. 2, на основании договора управления, заключенного по результатам проведенного открытого конкурса. Кроме того, управляющая компания осуществляет управление МКД, расположенными по адресам: ул. Ленина, д. 8; ул. Болотова, д. 12; ул. Центральная, д. 13 "А", на основании решений, принятых собственниками указанных МКД.
В вышеперечисленных домах учреждение на праве оперативного управления занимает следующие площади: ул. шоссе Генерала Короткова д. 5 корп. 1-95,0 кв. м; ул. 50 лет Октября д. 21-106,7 кв. м, ул. Серафимовича д. 4-71,3 кв. м; ул. Урицкого д. 12-797,6 кв. м; ул. Вересаева д. 2-309,2 кв. м; ул. 50 лет Октября д. 2-106,7 кв. м; ул. Ленина, д. 8-428,4 кв. м; ул. Болотова, д. 12-132,2 кв. м; ул. Центральная, д. 13 "А" - 1328,1 кв. м.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Поскольку по всем перечисленным выше домам ответчик является управляющей компанией (ни по одному из МКД собственниками помещений не принято решение о непосредственном управлении), то надлежащее содержание общего имущества МКД обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Утверждение истца о том, что в данном случае ОАО "МУК г. Алексина" не является управляющей компанией в отношении ГУЗ "АРБ N 1 им. проф. В.Ф. Снегирева" (являющегося собственником/пользователем нежилых помещений в многоквартирном доме) основано на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 17 Правил N 491 определено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (пп. "а" п. 28 Правил N 491).
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 491 в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, Управляющая компания при определении размера платы по спорному договору руководствовалась Решением Собрания депутатов МО город Алексин от 10.12.2014 N 6 (6).14 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения для населения муниципального образования город Алексин на 2015 год".
Ставка оплаты за содержание и ремонт помещений для домов со всеми видами благоустройства и с мусоропроводом установлена в размере 15,91 руб. За минусом услуг по сбору и утилизации ТБО (1,24 руб.), а также услуг по сбору, вывозу и утилизации крупногабаритных отходов (0,15 руб.), которые управляющая компания не оказывает, ставка оплаты за 1 кв. м составляет 14,52 руб. (15,91-1,24-0,15).
Ставка оплаты за содержание и ремонт помещений для домов со всеми видами благоустройства без лифта и мусоропровода установлена в размере 14,74 руб. За минусом услуг по сбору и утилизации ТБО (1,24 руб.), а также услуг по сбору, вывозу и утилизации крупногабаритных отходов (0,15 руб.), которые управляющая компания не оказывает, ставка оплаты за 1 кв. м составляет 13,35 руб. (14,74-1,24-0,15).
Таким образом, управляющая компания определила размер платы за содержание и ремонт помещений в МКД без лифта и мусоропровода - 13,35 руб.; в МКД со всеми видами благоустройства и с мусоропроводом - 14,52 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В пункте 2 указанных правил дано понятие: "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В связи с этим апелляционный суд отклоняет как необоснованный довод жалобы о том, что услуги по управлению МКД не должны входить в размер платы по спорному договору.
Принцип определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества по спорному договору одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в МКД, включающих и услуги по управлению, является законодательно установленным.
Позиция истца о возможности применения в спорном договоре цены, отличной от цены для собственников иных помещений в указанных многоквартирных домах, основана на неверном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что управляющей организацией размер платы по спорному договору определен в соответствии с решением Собрания депутатов МО город Алексин от 10.12.2014 N 6 (6).14, как для домов, принятых в управление ответчика по итогам конкурса в соответствии с указанием содержащихся выше законодательных норм, так и для домов, принятых в управление ответчика по решениям собственников МКД, не определившим самостоятельно размер такой платы.
Нарушений ответчиком законодательства при определении цены по спорному договору судом не установлено, а истцом не доказано. Размер платы, определенный ответчиком по спорному договору, является одинаковым, как для истца, так и для других собственников МКД.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный пункт 3.1 договора должен быть принят судом в редакции, изначально предложенной управляющей компанией.
Относительно требования истца о внесении в условие договора пункта 2.1.6 (касающегося обязанности исполнителя) следующего содержания: "Не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять заказчику акты работ, выполненных в рамках исполнения настоящего договора, с указанием даты и места выполнения работ, и также объема работ и их стоимости" суд пришел к следующим выводам.
При вынесении решения суд первой инстанции верно исходил из того, что спорный договор является договором присоединения к договорам управления, заключенным между собственниками МКД как по условиям проведенного конкурса, так и по решениям собственников МКД, и не является в чистом виде договором подряда.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 161.1 ЖК РФ установлено, что в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
К полномочиям совета многоквартирного дома относится осуществление контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме (п. 5 ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ).
При этом в перечень полномочий совета дома не входит функция подписания актов приемки выполненных УК работ. Таким образом, члены совета МКД, равно как и остальные собственники помещений в доме, не имеют право подписывать данный акт. Таким правом обладает только председатель совета МКД либо избранный на общем собрании и уполномоченный на то собственник от лица всех владельцев помещений в доме.
Согласно пункту 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из условия части 2 статьи 162 ЖК РФ, сторонами договора управления являются управляющая организация и собственники МКД в лице председателя совета МКД, которому жилищное законодательство делегирует полномочия от имени собственников МКД по контролю за надлежащим исполнением управляющей организацией своих обязанностей по договору.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). В пп. "г", "е", "ж", "з", "и" пункта 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующие виды информации: информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информацию о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления.
На сайте управляющей организации содержатся ежеквартальные сведения об объемах проведенных работ; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления в отношении каждого МКД раскрывается ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий период. Указанное обстоятельство исследовалось судом с участием представителей сторон в процессе судебного заседания.
Пунктом 4 Стандарта предусмотрено, что отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Как указано судом выше, размер платы по содержанию и ремонту общего имущества МКД должен быть одинаковым для всех собственников МКД, пункт 3.1 договора определяет стоимость платы по каждому из домов, исходя из общей площади имущества. Расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа (13,35 руб. либо 14,52 руб.) на площадь помещения МКД и соответствующего числа месяцев.
Как установлено судом, в таком виде ответчиком истцу предоставляются акты выполненных работ. Законодательство, подлежащее применению для спорных правоотношений, не содержит обязанности предоставления ответчиком истцу иного акта с разбивкой на перечень работ с соответствующими их расценками и прочими реквизитами.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 указал: так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
На основании изложенного, требование истца о внесении в условие договора пункта 2.1.6 (касающегося обязанности исполнителя) следующего содержания: "Не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять заказчику акты работ, выполненных в рамках исполнения настоящего договора, с указанием даты и места выполнения работ, и также объема работ и их стоимости" правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Изложенные заявителем в апелляционной жалобе возражения относительно вышеуказанных выводов арбитражного суда апелляционной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованной позицию ответчика о распределении домов в приложениях с указанием перечня работ по спорному договору по домам, принятым в управление по договорам, заключенным по итогам конкурса и домам, принятым в управление на основании решений собственников МКД. Судом проверено, что перечень работ, указанный в предлагаемых ответчиком приложениях 1 и 2, полностью соответствует перечню работ, указанному в соответствующих договорах (заключенных на основании конкурса и по решению собственников).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила 290).
В пп. "б" пункта 2 Правил 290 указано, что перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 3 Правил 290 перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом: конструктивных элементов многоквартирного дома; наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем; наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил 290).
Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома (пункт 9 Правил 290).
В отношении иных перечисленных в перечне работ у сторон разногласий не имелось.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно принял как обоснованную позицию ответчика в отношении редакции приложений N 1 и N 2, содержащих перечень работ и периодичность их выполнения, с разбивкой на "конкурсные" дома и дома, управление которыми осуществляется по решению собственников МКД.
По приложению N 3 (состав общего имущества многоквартирного дома) у сторон разногласий не имеется.
Относительно срока рассмотрения претензий, установленного истцом в пункте 6.2 - 10 дней с момента получения претензии, и который ответчик просит установить в течение 30 дней, суд правомерно посчитал достаточным и разумным сроком для принятия решения по полученной претензии срок 15 дней.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2016 по делу N А68-8808/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)