Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2017 N 15АП-9119/2017 ПО ДЕЛУ N А53-29198/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. N 15АП-9119/2017

Дело N А53-29198/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
при участии:
от истца - Кочетова Наталья Владимировна, по ордеру от 11.07.2017,
от ответчика - Юрк Евгения Сергеевна по доверенности от 01.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Головневой Ольги Петровны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2017 по делу N А53-29198/2016 (судья Рябуха С.Н.)
по иску индивидуального предпринимателя Головневой Ольги Петровны (ОГРНИП 316619600173392)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Полипроф" (ОГРН 1096165001327),
некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (ОГРН 1136100005579),
о взыскании убытков,
установил:

индивидуальный предприниматель Головнева Ольга Петровна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Полипроф".
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 09.03.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечен НКО "Фонд капитального строительства".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2017 в иске отказано в связи с отсутствием доказательств уведомления собственников нежилых помещений о проведении собрания с повесткой об избрании подрядчика, а также принятия такого решения, оформления протокола, содержащего сведения об установлении объемов, стоимости и порядку внешней части системы водоотведения, внутренней системы водоотведения, лежака юго-восточной ветки, а также протокола с решением об утверждении сметного расчета на ремонт. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что действия по ремонту системы водоотведения без получения согласия других собственников, совершены в нарушение статей 44 - 48 ЖК РФ, поскольку невозможно установить имела ли место необходимость капитального ремонта в спорный период и привел ли ее ремонт к улучшению общего имущества собственников нежилых помещений.
ИП Головнева О.П. обратилась с апелляционной жалобой, просила отменить решение, исковые требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что отсутствие решения общего собрания по вопросу капитального ремонта обусловлено бездействием ответчика, производство работ по капитальному ремонту внешней части и внутренней системы водоотведения, лежака юго-восточной ветки подтверждается заключением N 14А/35 от 16.02.2016, выполненным СЭО "Донской центр экспертизы", экспертом определен их физический износ в размере 60%, при осмотре присутствовал представитель ответчика Габ А.А., комиссионным актом ответчика от 31.03.2016 спорные работы приняты без замечаний. Отремонтированное имущество находится в нежилых помещениях истца, в связи с чем, ИП Головнева О.П. была заинтересована в выполнении работ для устранения опасности причинения вреда собственному имуществу. Спорные работы направлены на улучшение состояния общего имущества в многоквартирном доме, представляют собой неотделимое улучшение, результат работ используется собственниками помещений МКД с марта 2016 г. Истец действовал разумно и добросовестно, стоимость работ является для ответчика неосновательным обогащением в соответствии со ст. ст. 1082, 1102, 1104 ГК РФ, ст. 161 ЖК РФ, п. п. 5, 10, 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
ООО "УК "Полипроф" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. Замена системы магистралей системы отопления, водоотведения, внутренней системы водоотведения в МКД относится к капитальным работам и в соответствии со ст. 158 ЖК РФ производится за счет средств собственников помещений МКД при положительном решении жильцов о проведении работ. Денежные средства по статье "капитальный ремонт" оплачиваются собственниками помещений в НКО некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта". Законом N 1101-ЗС предусмотрена возможность зачета средств, израсходованных собственниками помещений МКД на капитальный ремонт до его проведения в соответствии с региональной программой, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов. Управляющая компания не возмещает израсходованные средства собственника на проведение капитального ремонта.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда, иск удовлетворить. Пояснил, что письменные доказательства подтверждающие наличие аварийной ситуации, требующей безотлагательного капитального ремонта спорных коммуникаций и доказательства обращения истца в НО "Фонд капитального ремонта" за осуществлением зачета, отсутствуют.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Истец является собственником нежилых помещений общей площадью 320,5 кв. м по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тельмана 89 (л.д. 9-14 т. 1).
Техническое обслуживание общедомового имущества осуществляется ООО "УК "Полипроф" (исполнитель) на основании договора от 01.10.2014 N ТЕЛ/89/Головнева, заключенного с Головневой О.П. (заказчик).
Как следует из заключения от 16.02.2016 N 14/35 по результатам строительно-технического исследования произведенного специалистом ООО "Донской центр экспертизы" Борейко В.В. по заданию Головневневой О.П., техническое состояние подающей юго-восточного крыла системы магистрали отопления и магистрали восточного выпуска канализации (через пом. 17,22,25,23) многоквартирного жилого дома по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Тельмана, 89, является неудовлетворительным, степень износа составляет не менее 60%. Требуется проведение выборочного капитального ремонта. Стоимость ремонта составляет всего 337781 руб. В заключении указано, что при осмотре имущества присутствовал представитель УК "Полипроф" Габ А.А.
Согласно договору подряда N 18 от 01.03.2016, заключенному Головневой О.П. (заказчик) и ООО "Военстрой" (подрядчик) осуществлен выборочный капитальный ремонт внутренней и внешней системы водоотведения (2-й выпуск лежака) и выборочный капитальный ремонт лежака юго-восточной ветки (подача) на сумму 337781 руб., что подтверждается актами ф.КС-2 и справкой ф.КС-3 (л.д. 48-58 т. 1).
Согласно акту от 31.03.2016, составленному ответчиком, в ходе комиссионного обследования установлен факт проведения собственником нежилого помещения работ по капитальному ремонту нижней разводки системы отопления и канализации, замены выпуска канализации общедомового стояка 2 подъезда. Претензий и замечаний к выполненным работам не имеется, нарушений в схеме разводки не выявлено.
Истцом в адрес ООО "УК "Полипроф" направлялась претензия от 11.08.2016 с требованием возместить расходы в сумме 337781 руб., оставленная ответчиком без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирном домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
К общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам на праве общей долевой собственности, относятся внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (статья 36 ЖК РФ, пункты 5, 6 Правил N 491).
В подпункте "з" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
Правила N 290 устанавливают порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила N 170 - требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт "г" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее Правила N 290).
Т.о. нормативными актами на управляющую организацию возложена обязанность следить за состоянием общего имущества многоквартирного дома путем проведения его регулярных осмотров с фиксацией их результатов в установленном порядке, принимать меры для поддержания его работоспособности и предотвращения возможных аварий, в том числе путем информирования собственников помещений о состоянии общего имущества многоквартирного дома и внесения на рассмотрения общего собрания собственников помещений предложений о проведении капитального ремонта.
Согласно ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
При этом, не требуется проведение общего собрания собственников для принятия решения об аварийном ремонте общего имущества, поскольку к компетенции общего собрания собственников относится только проведение текущего и капитального ремонта (ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), тогда как аварийный ремонт общего имущества осуществляется без организации общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Доказательства того, что отремонтированное истцом имущество находилось в аварийном состоянии, требующем безотлагательного ремонта без соблюдения установленной законом процедуры принятии соответствующего решения общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, в материалы дела не представлены.
В заключении от 16.02.2016 N 14А/35 по результатам строительно-технического исследования таких выводов не содержится, сам по себе факт износа коммуникаций в размере не менее 60% не свидетельствует о невозможности их эксплуатации и наличии аварийной ситуации.
В силу ст. ст. 39, 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 29 Правил N 491 собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу статей 246 - 249 Гражданского кодекса Российской Федерации общество как участник общей долевой собственности вправе требовать от других участников соответствующей компенсации расходов, если они были понесены участником на содержание общего имущества. Такое же право участник общей долевой собственности в многоквартирном доме может приобрести по отношению к управляющей организации, но только в случае, если совладельцы, приняв соответствующее коллективное решение, собрали на определенные цели денежные средства и передали их управляющей организации.
На основании ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, указано, что в ст. 162 Кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Из обстоятельств дела следует, что средства на внеплановые капитальные работы, произведенные истцом, управляющей компанией с собственников помещений не собирались, доказательств принятия собственниками решений на общих собраниях, как предусмотрено договором управления, о сборе дополнительных средств на устранение аварий не представлено.
Исходя из изложенного у управляющей компании отсутствовала обязанность по возмещению расходов истца, понесенных им на капитальный ремонт спорного общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем, иск к ООО "УК "Полипроф" не подлежит удовлетворению.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 21.04.2014 N 489 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тельмана, 89 включен в перечень многоквартирных домов в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту". Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803, предусмотрен срок поведения капитального ремонта общедомовой системы теплоснабжения, холодного/горячего водоснабжения, водоотведения указанного дома в 2025 году.

Для зачета средств, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме предоставляют региональному оператору заявление об осуществлении зачета средств, израсходованных на капитальный ремонт, до проведения капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта (далее - заявление об осуществлении зачета). К указанному заявлению прилагаются копии следующих документов с предъявлением их подлинников:
1) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания о проведении капитального ремонта, принятое в соответствии с частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также решения по вопросам:
- о необходимости выполнения одного или нескольких видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту с указанием перечня таких услуг и (или) работ до сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- о выборе подрядной организации, с указанием ее наименования, основного государственного регистрационного номера, юридического адреса, фамилии, имени и отчества (при наличии) ее руководителя;
- об избрании представителя (представителей) собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченных на заключение договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, участие в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту и подписание актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанному договору, а также на обращение к региональному оператору с заявлением об осуществлении зачета и в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - комиссия);
2) решений комиссии о наличии (отсутствии) необходимости проведения капитального ремонта до проведения капитального ремонта с соблюдением требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, принятых в установленном Правительством Ростовской области порядке;
3) договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту;
4) акта о приемке выполненных работ по договору, указанному в пункте 3 настоящей части;
5) банковских документов, подтверждающих оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 3 настоящей части;
6) реестра платежей собственников помещений в многоквартирном доме, осуществивших плату взноса на капитальный ремонт, заверенный подписью председателя совета многоквартирного дома либо лица, уполномоченного на это собственниками.
Зачет денежных средств, израсходованных на капитальный ремонт, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт производится региональным оператором в месяце, следующем за месяцем, в котором было принято решение о таком зачете, обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в данном многоквартирном доме, при этом платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт указанным собственникам не выставляются.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет НО "Фонд капитального ремонта" также не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2017 по делу N А53-29198/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Н.Н.МИСНИК
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)