Судебные решения, арбитраж
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Гагаринский дом": Славин Д.С. по доверенности от 10.12.2015, председатель Судина А.С., Зелинская Н.Ю. по доверенности от 10.01.2016, Гостинцева Ж.А. по доверенности от 10.05.2016,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Козлова Л.В. по доверенности от 05.10.2015 N 08ИСХ-8020/С, от ООО "Домоуправление": Юсупов Р.И. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ТСЖ "Гагаринский дом" и Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2016 года по делу N А41-90387/15, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "Домоуправление" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ТСЖ "Гагаринский дом", о признании незаконным и отмене предписания N 08ОГ-53798-01-25-2015 от 26.10.2015,
установил:
ООО "Домоуправление" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 08ОГ-53798-01-25-2015 от 26.10.2015 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 26.10.2015 года N 08ОГ-53798-01-25-2015, выданное ООО "Домоуправление", признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебных актом, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и ТСЖ "Гагаринский дом" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, считают решение подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и представитель ТСЖ "Гагаринский дом" поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель ООО "Домоуправление" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.10.2015 Госжилинспекцией на основании распоряжения от 23.10.2015 N 08ОГ-53798-01-25-2015 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Домоуправление", расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, д. 15.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2015 N 08ОГ-53798-01-25-2015 и ООО "Домоуправление" выдано предписание N 08ОГ-53798-01-25-2015, в соответствии с которым ООО "Домоуправление" предложено в срок до 30.11.2015 передать техническую документацию на многоквартирный дом N 19, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Гагарина ТСЖ "Гагаринский дом".
Не согласившись с предписанием, ООО "Домоуправление" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рамках данного дела рассматривается предписание N 08ОГ-53798-01-25-2015, выданное ООО "Домоуправление", которым предписано в срок до 30.11.2015 передать техническую документацию на многоквартирный дом N 19, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Гагарина, ТСЖ "Гагаринский дом".
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.01.2016) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 статьи 162 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно пунктов 18 и 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением этим домом документов, осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу пунктов 18 и 19 Правил и пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязанность по передаче технической и иной документации должна быть исполнена управляющей компанией в течение 30-ти дней с даты получения уведомления о смене управляющей организации.
Как следует из материалов дела, ООО "Домоуправление" осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирным домом N 19, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Гагарина, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.03.2015.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
На основании части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В силу действия пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
29.04.2015 заявителю выдана Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 378.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что ООО "Домоуправление" осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.03.2015, тогда как за создание ТСЖ собственники проголосовали ранее - 06.03.2015, при этом решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.03.2015 не оспорено. ООО "Домоуправление" заключены договора с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов и прием сточных вод.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на материалах дела.
Протокол общего собрания собственников от 28.03.2015 отображает волеизъявление собственников многоквартирного дома N 19 на управление указанным многоквартирным домом ООО "Домоуправление", проголосовавших после внеочередного собрания собственников о создании ТСЖ (06.03.2015).
Фактическое управление многоквартирным домом с 28.03.2015 осуществляло общество ООО "Домоуправление", так же как и на дату выдачи оспариваемого предписания (26.10.2015)
Представленные суду апелляционной инстанции ТСЖ "Гагаринский дом" письма ТСЖ в адрес ресурсоснабжающих организаций, обслуживающей лифты, договор теплоснабжения датированы декабрем 2015 и январем 2016, в связи с чем не могут быть учтены апелляционным судом, поскольку законность предписания оценивается на дату его выдачи обществу (26.10.2015).
Судом первой инстанции правильно установлено, что непосредственное осуществление управлением многоквартирным домом на дату выдачи спорного предписания осуществляет организация ООО "Домоуправление".
Довод апелляционных жалоб ТСЖ "Гагаринский дом" и ГУ МО "Госжилинспекции МО" об отсутствии в повестке дня общего собрания от 28.03.2015 г. вопроса о ликвидации ТСЖ отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Нормы жилищного (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 1, 2 ст. 141 ЖК РФ п. 2 ст. 145 ЖК РФ) и гражданского законодательства (ст. 61 - 65 ГК РФ), позволяют сделать вывод о том, что принятие общим собранием собственников помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом, само по себе, не является основанием для ликвидации ТСЖ. Законодатель не предусматривает прямой обязанности включения в повестку дня общего собрания собственников МКД вопроса о ликвидации ТСЖ при изменении способа управления МКД. Кроме того, исходя из положений статьи 162 ЖК РФ, законодатель не запрещает наличия одновременно и товарищества собственников жилья и управляющей организации.
Кроме того, принятие общим собранием собственников помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом, является исключительным правом и обязанностью собственников, и законодатель не обязывает их, в случае выбора способа управления - управляющая организация, принимать решение о ликвидации ТСЖ.
Доводы товарищества и административного органа сводятся к тому, что решение общего собрания собственников от 28.02.2015 года об избрании управляющей организацией ООО "Домоуправление" неправомочно, поскольку в протоколе не отображено принятие решения о тарифе на услугу по содержанию и ремонту общего имущества, не утвержден договор управления и пр., собственники не извещались о проведении собрания, отсутствуют документы о голосовании.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела об оспаривании предписания административного органа в порядке главы 24 АПК РФ судом не подлежит разрешению спор двух субъектов относительно права на управление многоквартирным жилым домом, у суда отсутствуют основания для оценки в ходе настоящего дела легитимности собраний собственников жилья как от 28.03.2015, так и от 06.03.2015.
Как пояснили апелляционному суду представители сторон и третьего лица, в судебном порядке правомочность решения собственников от 28.03.2015 никем не оспорено до настоящего времени (более года).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по передаче технической документации на указанный многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов иной управляющей организации, у ООО "Домоуправление" не возникла, следует признать обоснованным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 по делу N А41-90387/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2016 N 10АП-4761/2016 ПО ДЕЛУ N А41-90387/15
Разделы:Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу N А41-90387/15
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Гагаринский дом": Славин Д.С. по доверенности от 10.12.2015, председатель Судина А.С., Зелинская Н.Ю. по доверенности от 10.01.2016, Гостинцева Ж.А. по доверенности от 10.05.2016,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Козлова Л.В. по доверенности от 05.10.2015 N 08ИСХ-8020/С, от ООО "Домоуправление": Юсупов Р.И. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ТСЖ "Гагаринский дом" и Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2016 года по делу N А41-90387/15, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "Домоуправление" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ТСЖ "Гагаринский дом", о признании незаконным и отмене предписания N 08ОГ-53798-01-25-2015 от 26.10.2015,
установил:
ООО "Домоуправление" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 08ОГ-53798-01-25-2015 от 26.10.2015 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 26.10.2015 года N 08ОГ-53798-01-25-2015, выданное ООО "Домоуправление", признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебных актом, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и ТСЖ "Гагаринский дом" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, считают решение подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и представитель ТСЖ "Гагаринский дом" поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель ООО "Домоуправление" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.10.2015 Госжилинспекцией на основании распоряжения от 23.10.2015 N 08ОГ-53798-01-25-2015 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Домоуправление", расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Гагарина, д. 15.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2015 N 08ОГ-53798-01-25-2015 и ООО "Домоуправление" выдано предписание N 08ОГ-53798-01-25-2015, в соответствии с которым ООО "Домоуправление" предложено в срок до 30.11.2015 передать техническую документацию на многоквартирный дом N 19, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Гагарина ТСЖ "Гагаринский дом".
Не согласившись с предписанием, ООО "Домоуправление" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рамках данного дела рассматривается предписание N 08ОГ-53798-01-25-2015, выданное ООО "Домоуправление", которым предписано в срок до 30.11.2015 передать техническую документацию на многоквартирный дом N 19, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Гагарина, ТСЖ "Гагаринский дом".
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.01.2016) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 статьи 162 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно пунктов 18 и 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением этим домом документов, осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу пунктов 18 и 19 Правил и пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязанность по передаче технической и иной документации должна быть исполнена управляющей компанией в течение 30-ти дней с даты получения уведомления о смене управляющей организации.
Как следует из материалов дела, ООО "Домоуправление" осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирным домом N 19, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Гагарина, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.03.2015.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
На основании части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
В силу действия пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
29.04.2015 заявителю выдана Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 378.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что ООО "Домоуправление" осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.03.2015, тогда как за создание ТСЖ собственники проголосовали ранее - 06.03.2015, при этом решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.03.2015 не оспорено. ООО "Домоуправление" заключены договора с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов и прием сточных вод.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на материалах дела.
Протокол общего собрания собственников от 28.03.2015 отображает волеизъявление собственников многоквартирного дома N 19 на управление указанным многоквартирным домом ООО "Домоуправление", проголосовавших после внеочередного собрания собственников о создании ТСЖ (06.03.2015).
Фактическое управление многоквартирным домом с 28.03.2015 осуществляло общество ООО "Домоуправление", так же как и на дату выдачи оспариваемого предписания (26.10.2015)
Представленные суду апелляционной инстанции ТСЖ "Гагаринский дом" письма ТСЖ в адрес ресурсоснабжающих организаций, обслуживающей лифты, договор теплоснабжения датированы декабрем 2015 и январем 2016, в связи с чем не могут быть учтены апелляционным судом, поскольку законность предписания оценивается на дату его выдачи обществу (26.10.2015).
Судом первой инстанции правильно установлено, что непосредственное осуществление управлением многоквартирным домом на дату выдачи спорного предписания осуществляет организация ООО "Домоуправление".
Довод апелляционных жалоб ТСЖ "Гагаринский дом" и ГУ МО "Госжилинспекции МО" об отсутствии в повестке дня общего собрания от 28.03.2015 г. вопроса о ликвидации ТСЖ отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Нормы жилищного (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 1, 2 ст. 141 ЖК РФ п. 2 ст. 145 ЖК РФ) и гражданского законодательства (ст. 61 - 65 ГК РФ), позволяют сделать вывод о том, что принятие общим собранием собственников помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом, само по себе, не является основанием для ликвидации ТСЖ. Законодатель не предусматривает прямой обязанности включения в повестку дня общего собрания собственников МКД вопроса о ликвидации ТСЖ при изменении способа управления МКД. Кроме того, исходя из положений статьи 162 ЖК РФ, законодатель не запрещает наличия одновременно и товарищества собственников жилья и управляющей организации.
Кроме того, принятие общим собранием собственников помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом, является исключительным правом и обязанностью собственников, и законодатель не обязывает их, в случае выбора способа управления - управляющая организация, принимать решение о ликвидации ТСЖ.
Доводы товарищества и административного органа сводятся к тому, что решение общего собрания собственников от 28.02.2015 года об избрании управляющей организацией ООО "Домоуправление" неправомочно, поскольку в протоколе не отображено принятие решения о тарифе на услугу по содержанию и ремонту общего имущества, не утвержден договор управления и пр., собственники не извещались о проведении собрания, отсутствуют документы о голосовании.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела об оспаривании предписания административного органа в порядке главы 24 АПК РФ судом не подлежит разрешению спор двух субъектов относительно права на управление многоквартирным жилым домом, у суда отсутствуют основания для оценки в ходе настоящего дела легитимности собраний собственников жилья как от 28.03.2015, так и от 06.03.2015.
Как пояснили апелляционному суду представители сторон и третьего лица, в судебном порядке правомочность решения собственников от 28.03.2015 никем не оспорено до настоящего времени (более года).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по передаче технической документации на указанный многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов иной управляющей организации, у ООО "Домоуправление" не возникла, следует признать обоснованным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2016 по делу N А41-90387/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)