Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена - 20.11.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 23.11.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу N А12-14066/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (ОГРН 1143443026968, ИНН 3444216984, г. Волгоград)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, г. Волгоград); Акционерное Общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691, г. Волгоград); Общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579, г. Волгоград); Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130, г. Волгоград),
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - ООО "УК "Уютный город", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда о признании незаконным предписания N 875-р от 10.04.2017, вынесенного Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда в отношении ООО "УК "Уютный город".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года в удовлетворении требований ООО "УК "Уютный город" отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт о признании незаконным предписания N 875-р от 10.04.2017, вынесенного Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда в отношении ООО "УК "Уютный город".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.10.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью проверки доводов, содержащихся в обращениях граждан, проживающих в многоквартирном доме N 9 по ул. Чуйкова, содержащего вопросы правомерности начисления Обществом платы за коммунальную услугу по отоплению с октября по декабрь 2016 года, Управлением на основании распоряжения от 10.03.2017 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Уютный город" (т. 1 л.д. 56-59, 120-121).
В ходе проведения проверки в деятельности Общества выявлено нарушение п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (формулы 3 приложения N 2 к Правилам N 354) при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям многоквартирного дома N 9 по ул. Чуйкова: начисление платы за период с октября 2016 по январь 2017 произведено без учета площади нежилых помещений в данном МКД.
Результаты проверки отражены в акте от 10.04.2017 г. N 875-р (т. 1 л.д. 11-14).
Обществу выдано предписание N 875-р от 10.04.2017 с требованиями об устранении нарушения и произведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 по январь 2017 гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 9 по ул. Чуйкова в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам N 354, а именно в расчетах учитывать площадь жилых и нежилых помещений. В дальнейшем производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 (формулы 3 приложения N 2 к Правилам N 354), а именно учитывать площадь жилых и нежилых помещений (т. 1 л.д. 8-9).
Срок исполнения предписания до 11.11.2017.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам от 06.05.2011 N 354.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Управляющая организация, которой вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, а также ее представитель вправе осуществлять расчеты и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354), исполнитель коммунальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании пункта 8, подпункта "а" пункта 9 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства МКД, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Период, в течение которого управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктом 14 Правил от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым она приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде, заключенного ООО "УК "Уютный город" с собственниками помещений в доме, а также условиями договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 006344 от 01.10.2016, заключенного ООО "УК "Уютный город" с ресурсоснабжающей организацией ООО "Концессии теплоснабжения", исполнителем коммунальной услугу по отоплению для потребителей в многоквартирном доме N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде является ООО "УК "Уютный город" (т. 1 л.д. 27-32).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества; заключать с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном Правилами от 06.05.2011 N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "УК "Уютный город" как исполнитель коммунальной услуги по отоплению для потребителей в МКД N 9 по ул. Чуйкова несет ответственность, в том числе, за соблюдение требований Правил N 354 при осуществлении расчета платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению.
В ч. 15 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, которым вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При реализации права собственников о переходе на прямые расчеты (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), в соответствии с п. 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, сторонами договора ресурсоснабжения вносятся соответствующие изменения в договор ресурсоснабжения.
Согласно Договору N 006344 РСО по поручению исполнителя обязана самостоятельно либо с привлечением третьих лиц оказывать исполнителю (Обществу) услуги по начислению и сбору платы за отопление и горячее водоснабжение, в т.ч. осуществлять информационно-вычислительные работы по расчетам за коммунальные услуги, печать и доставку платежных документов, а также сбор платежей в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 12 (п. 4.1.10, 12.1).
Исполнитель (Общество) на основании п. 4.3.12, 4.3.18 данного Договора предоставляет РСО информацию о показаниях общедомовых приборах учета, о параметрах объектов теплопотребления, подтвержденные БТИ, а также документы, содержащие сведения об общей площади жилых и нежилых помещений МКД и т.д. (технические паспорта), которые исполнитель поддерживает в актуальном состоянии. Исполнитель несет ответственность за достоверность сведений (информации), связанной с учетом предоставленных коммунальных ресурсов (п. 7.9).
Разделом 12 Договора N 006344 (п. 12.5, 12.7, 12.8) установлено, что денежные средства потребителей поступают на расчетный счет РСО, а исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации вознаграждение за информационно-вычислительные работы, печать и доставку платежных документов, а также за сбор платежей.
При этом исполнитель (Общество) освобождается от обязанности перед РСО погашать сформировавшуюся дебиторскую задолженность населения путем уступки РСО права требования (цессии).
В соответствии со ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Таким образом, по Договору N 006344, Общество выступает в роли заказчика работ по начислению платы (ст. 702 ЖК РФ), ресурсоснабжающая организация является его начислителем, калькулятором (подрядчиком).
В свою очередь, на основании ст. 706 ГК РФ, ресурсоснабжающая организация, выступая генеральным подрядчиком, привлекает к исполнению своих перед Обществом обязательств других лиц (субподрядчиков) - ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК".
Согласно ч. 2 ст. 721 ЖК РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Обязательные требования к начислению платы за коммунальные услуги установлены Правилами N 354. В ходе внеплановой документарной проверки было установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению потребителям многоквартирного дома N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде была начислена с нарушениями п. 42 (1) Правил N 354 (начисление платы за период с октября 2016 года по январь 2017 года произведено без учета площади нежилых помещений в данном многоквартирном доме), что привело к удорожанию размера платы за данный вид коммунальной услуги для потребителей.
На основании ст. 720, 723 ГК РФ, заказчик обязан принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. В случаях, когда работа выполнена с недостатками, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков и др.
Если недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Договор N 006344, содержащий элементы договоров подряда, цессии и др., не противоречит требованиям действующего законодательства, заключен Обществом своей волей, в добровольном порядке и подлежит исполнению сторонами договора в порядке, определенном действующим законодательством.
Исходя из принятых Обществом договорных отношений именно оно является исполнителем коммунальных услуг для потребителей указанного многоквартирного дома и отвечает перед последними за выполнение всех условий договора о предоставлении коммунальных услуг, в том числе и за произведение в установленном Правилами N 354 порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги и произведение перерасчета в случае неправильного начисления платы.
Независимо от того, чьи действия послужили причиной нарушения установленного Правилами от 06.05.2011 N 354 порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам МКД, ответственность за устранение последствий такого нарушения и проведение перерасчета платы, несет ООО "УК "Уютный город".
При этом, ООО "УК "Уютный город" не представило суду первой инстанции каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии в отношении ресурсоснабжающих организаций мер по понуждению устранить допущенные нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам дома N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде.
На основании вышеизложенного судебная коллегия признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям ЖК РФ, Правилам от 06.05.2011 N 354.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "УК "Уютный город" о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда N 875-р от 10.04.2017.
Также, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом. Мероприятия по устранению выявленных нарушений являются исполнимыми и не содержат каких-либо неясностей и неточностей, затрудняющих его исполнение. Срок исполнения предписания отвечает требованиям разумности и является достаточным для принятия мер по исполнению требований предписания.
Предписание N 875-р от 10.04.2017 не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные действовавшими на момент его принятия нормативными правовыми актами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание выдано в отношении ненадлежащего субъекта, а лицом, нарушившим пункт 42 (1) Правил N 354, является ресурсоснабжающая организация, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку закрепление в Договоре с ресурсоснабжающей организацией иного порядка начисления и внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации и переход на иную форму расчетов, т.е. внесение платы потребителями напрямую в ресурсоснабжающую организацию, означает установление новых способов исполнения обязательств Общества по договору управления МКД (по расчету платы, оформлению платежных документов и направлению их собственникам), а также исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг, и не влечет возникновение договорных отношений между потребителем, ресорсоснабжающей организацией и платежным агентом.
Однако, принятие данной договорной модели, не снимает с Общества, как с исполнителя коммунальных услуг, ответственность за произведенные расчеты, оформление платежных документов, направление их потребителям, вне зависимости от того, что управляющая организация делегировала свои обязательства иным субъектам.
Таким образом, в рассматриваемом случае, в соответствии с п. п. "г" п. 31 Правил от 06.05.2011 N 354, п. п. "ж" п. 4 Правил N 416, именно исполнитель (ООО "УК "Уютный город") обязан производить в установленном Правилами от 06.05.2011 N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, ООО "УК "Уютный город" должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Указание Обществом на незаконность предписания N 875-р от 10.04.2017 в связи с прекращением в отношении ООО "УК "Уютный город" по аналогичному эпизоду производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава правонарушения, основан на ошибочном толковании норм материального права, поскольку освобождение Общества от административной ответственности основанием для его освобождения от установленной законом обязанности соблюдения требований п. 42 (1) Правил N 354 не является.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о расхождении размера площади жилых и нежилых помещений, судебная коллегия апелляционной инстанции также считает необоснованными, поскольку данный факт не влияет на законность судебного акта, так как из оспариваемого предписания не следует размер площади, исходя из которого необходимо произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению жителям МКД.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу N А12-14066/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 12АП-12578/2017 ПО ДЕЛУ N А12-14066/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А12-14066/2017
Резолютивная часть постановления объявлена - 20.11.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 23.11.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу N А12-14066/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (ОГРН 1143443026968, ИНН 3444216984, г. Волгоград)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, г. Волгоград); Акционерное Общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691, г. Волгоград); Общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579, г. Волгоград); Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1033401195288, ИНН 3448004130, г. Волгоград),
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - ООО "УК "Уютный город", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда о признании незаконным предписания N 875-р от 10.04.2017, вынесенного Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда в отношении ООО "УК "Уютный город".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года в удовлетворении требований ООО "УК "Уютный город" отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт о признании незаконным предписания N 875-р от 10.04.2017, вынесенного Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда в отношении ООО "УК "Уютный город".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.10.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью проверки доводов, содержащихся в обращениях граждан, проживающих в многоквартирном доме N 9 по ул. Чуйкова, содержащего вопросы правомерности начисления Обществом платы за коммунальную услугу по отоплению с октября по декабрь 2016 года, Управлением на основании распоряжения от 10.03.2017 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Уютный город" (т. 1 л.д. 56-59, 120-121).
В ходе проведения проверки в деятельности Общества выявлено нарушение п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (формулы 3 приложения N 2 к Правилам N 354) при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям многоквартирного дома N 9 по ул. Чуйкова: начисление платы за период с октября 2016 по январь 2017 произведено без учета площади нежилых помещений в данном МКД.
Результаты проверки отражены в акте от 10.04.2017 г. N 875-р (т. 1 л.д. 11-14).
Обществу выдано предписание N 875-р от 10.04.2017 с требованиями об устранении нарушения и произведении перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 по январь 2017 гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 9 по ул. Чуйкова в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам N 354, а именно в расчетах учитывать площадь жилых и нежилых помещений. В дальнейшем производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 (формулы 3 приложения N 2 к Правилам N 354), а именно учитывать площадь жилых и нежилых помещений (т. 1 л.д. 8-9).
Срок исполнения предписания до 11.11.2017.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам от 06.05.2011 N 354.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Управляющая организация, которой вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, а также ее представитель вправе осуществлять расчеты и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354), исполнитель коммунальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании пункта 8, подпункта "а" пункта 9 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства МКД, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Период, в течение которого управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктом 14 Правил от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым она приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде, заключенного ООО "УК "Уютный город" с собственниками помещений в доме, а также условиями договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 006344 от 01.10.2016, заключенного ООО "УК "Уютный город" с ресурсоснабжающей организацией ООО "Концессии теплоснабжения", исполнителем коммунальной услугу по отоплению для потребителей в многоквартирном доме N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде является ООО "УК "Уютный город" (т. 1 л.д. 27-32).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества; заключать с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном Правилами от 06.05.2011 N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "УК "Уютный город" как исполнитель коммунальной услуги по отоплению для потребителей в МКД N 9 по ул. Чуйкова несет ответственность, в том числе, за соблюдение требований Правил N 354 при осуществлении расчета платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению.
В ч. 15 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, которым вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При реализации права собственников о переходе на прямые расчеты (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), в соответствии с п. 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, сторонами договора ресурсоснабжения вносятся соответствующие изменения в договор ресурсоснабжения.
Согласно Договору N 006344 РСО по поручению исполнителя обязана самостоятельно либо с привлечением третьих лиц оказывать исполнителю (Обществу) услуги по начислению и сбору платы за отопление и горячее водоснабжение, в т.ч. осуществлять информационно-вычислительные работы по расчетам за коммунальные услуги, печать и доставку платежных документов, а также сбор платежей в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 12 (п. 4.1.10, 12.1).
Исполнитель (Общество) на основании п. 4.3.12, 4.3.18 данного Договора предоставляет РСО информацию о показаниях общедомовых приборах учета, о параметрах объектов теплопотребления, подтвержденные БТИ, а также документы, содержащие сведения об общей площади жилых и нежилых помещений МКД и т.д. (технические паспорта), которые исполнитель поддерживает в актуальном состоянии. Исполнитель несет ответственность за достоверность сведений (информации), связанной с учетом предоставленных коммунальных ресурсов (п. 7.9).
Разделом 12 Договора N 006344 (п. 12.5, 12.7, 12.8) установлено, что денежные средства потребителей поступают на расчетный счет РСО, а исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации вознаграждение за информационно-вычислительные работы, печать и доставку платежных документов, а также за сбор платежей.
При этом исполнитель (Общество) освобождается от обязанности перед РСО погашать сформировавшуюся дебиторскую задолженность населения путем уступки РСО права требования (цессии).
В соответствии со ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Таким образом, по Договору N 006344, Общество выступает в роли заказчика работ по начислению платы (ст. 702 ЖК РФ), ресурсоснабжающая организация является его начислителем, калькулятором (подрядчиком).
В свою очередь, на основании ст. 706 ГК РФ, ресурсоснабжающая организация, выступая генеральным подрядчиком, привлекает к исполнению своих перед Обществом обязательств других лиц (субподрядчиков) - ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК".
Согласно ч. 2 ст. 721 ЖК РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Обязательные требования к начислению платы за коммунальные услуги установлены Правилами N 354. В ходе внеплановой документарной проверки было установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению потребителям многоквартирного дома N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде была начислена с нарушениями п. 42 (1) Правил N 354 (начисление платы за период с октября 2016 года по январь 2017 года произведено без учета площади нежилых помещений в данном многоквартирном доме), что привело к удорожанию размера платы за данный вид коммунальной услуги для потребителей.
На основании ст. 720, 723 ГК РФ, заказчик обязан принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. В случаях, когда работа выполнена с недостатками, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков и др.
Если недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Договор N 006344, содержащий элементы договоров подряда, цессии и др., не противоречит требованиям действующего законодательства, заключен Обществом своей волей, в добровольном порядке и подлежит исполнению сторонами договора в порядке, определенном действующим законодательством.
Исходя из принятых Обществом договорных отношений именно оно является исполнителем коммунальных услуг для потребителей указанного многоквартирного дома и отвечает перед последними за выполнение всех условий договора о предоставлении коммунальных услуг, в том числе и за произведение в установленном Правилами N 354 порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги и произведение перерасчета в случае неправильного начисления платы.
Независимо от того, чьи действия послужили причиной нарушения установленного Правилами от 06.05.2011 N 354 порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам МКД, ответственность за устранение последствий такого нарушения и проведение перерасчета платы, несет ООО "УК "Уютный город".
При этом, ООО "УК "Уютный город" не представило суду первой инстанции каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии в отношении ресурсоснабжающих организаций мер по понуждению устранить допущенные нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам дома N 9 по ул. М. Чуйкова в г. Волгограде.
На основании вышеизложенного судебная коллегия признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям ЖК РФ, Правилам от 06.05.2011 N 354.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "УК "Уютный город" о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда N 875-р от 10.04.2017.
Также, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом. Мероприятия по устранению выявленных нарушений являются исполнимыми и не содержат каких-либо неясностей и неточностей, затрудняющих его исполнение. Срок исполнения предписания отвечает требованиям разумности и является достаточным для принятия мер по исполнению требований предписания.
Предписание N 875-р от 10.04.2017 не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные действовавшими на момент его принятия нормативными правовыми актами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание выдано в отношении ненадлежащего субъекта, а лицом, нарушившим пункт 42 (1) Правил N 354, является ресурсоснабжающая организация, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку закрепление в Договоре с ресурсоснабжающей организацией иного порядка начисления и внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации и переход на иную форму расчетов, т.е. внесение платы потребителями напрямую в ресурсоснабжающую организацию, означает установление новых способов исполнения обязательств Общества по договору управления МКД (по расчету платы, оформлению платежных документов и направлению их собственникам), а также исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг, и не влечет возникновение договорных отношений между потребителем, ресорсоснабжающей организацией и платежным агентом.
Однако, принятие данной договорной модели, не снимает с Общества, как с исполнителя коммунальных услуг, ответственность за произведенные расчеты, оформление платежных документов, направление их потребителям, вне зависимости от того, что управляющая организация делегировала свои обязательства иным субъектам.
Таким образом, в рассматриваемом случае, в соответствии с п. п. "г" п. 31 Правил от 06.05.2011 N 354, п. п. "ж" п. 4 Правил N 416, именно исполнитель (ООО "УК "Уютный город") обязан производить в установленном Правилами от 06.05.2011 N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, ООО "УК "Уютный город" должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Указание Обществом на незаконность предписания N 875-р от 10.04.2017 в связи с прекращением в отношении ООО "УК "Уютный город" по аналогичному эпизоду производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава правонарушения, основан на ошибочном толковании норм материального права, поскольку освобождение Общества от административной ответственности основанием для его освобождения от установленной законом обязанности соблюдения требований п. 42 (1) Правил N 354 не является.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о расхождении размера площади жилых и нежилых помещений, судебная коллегия апелляционной инстанции также считает необоснованными, поскольку данный факт не влияет на законность судебного акта, так как из оспариваемого предписания не следует размер площади, исходя из которого необходимо произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению жителям МКД.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу N А12-14066/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)