Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N А60-20879/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А60-20879/2016


Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская УЖК" (ИНН 6673137722, далее - общество "Орджоникидзевская УЖК") к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" (ИНН 6673205612, далее - общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург").
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Пономарев Н.А., департамента - Хитрина Ю.С.
Общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда.

Общество "Орджоникидзевская УЖК" 04.05.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента по делу об административном правонарушении от 06.04.2016 N 29-05-20-51 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 150000 рублей (дело N А60-20879/2016).
Общество "Орджоникидзевская УЖК" 05.05.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента по делу об административном правонарушении от 06.04.2016 N 29-05-20-49 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150000 рублей (дело N А60-21155/2016).
Общество "Орджоникидзевская УЖК" 05.05.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента по делу об административном правонарушении от 02.03.2016 N 29-05-20-41 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150000 рублей (дело N А60-21156/2016).
Общество "Орджоникидзевская УЖК" 05.05.2016 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента по делу об административном правонарушении от 02.03.2016 N 29-05-20-42 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150000 рублей (дело N А60-21159/2016).
Постановления департамента мотивированы тем, что общество не передало в установленный срок техническую документацию на многоквартирные дома новой управляющей организации.
Мотивируя заявленные требования, общество ссылалось на отсутствие административного правонарушения, а в случае установления признаков административного правонарушения просило признать совершенные правонарушения малозначительными.
Определением суда от 11.05.2016 дела N А60-20879/2016, А60-21155/2016, А60-21156/2016 и А60-21159/2016 объединены в одно производство.
В судебном заседании 21.06.2016 департамент представил отзыв и копии материалов административных дел, требования не признал, считал постановления законными и обоснованными, ссылаясь на то, что поскольку собственниками помещений в спорных многоквартирных домах были приняты решения о расторжении договоров с обществом "Орджоникидзевская УЖК" и выборе новой управляющей организации общества "УК ЖКО-Екатеринбург", то обществу надлежало в течение двух дней со дня получения уведомления передать техническую документацию новой управляющей организации.
В судебном заседании 12.07.2016 общество и департамент поддержали свои требования и возражения соответственно.
Общество представило дополнения к заявлению с приложением протоколов от 31.03.2016, от 04.04.2016, от 01.03.2016 внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, договора управления от 14.03.2016, протокола от 14.03.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, договоров управления от 04.04.2016, от 01.03.2016 и от 31.03.2016, а также постановлений Мирового судьи судебного участка N 2 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 29.04.2016 по делу N 5-74/2016 и от 22.06.2016 по делу N 5-140/2016.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

Департаментом на основании обращения общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от 03.02.2016 вх. N 29-01-01-2737/5 проведена проверка и установлено, что 09.12.2015 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 5, принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", которое 29.01.2016 направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом в срок до 02.02.2016 в связи со сменой управляющей организации, однако общество "Орджоникидзевская УЖК" письмом от 04.02.2016 N 429 отказалось передавать техническую документацию, сославшись на то, что между ним и собственниками помещений заключены договоры на управление многоквартирным домом, сроки действия которых не истекли, в связи с чем у общества нет оснований передавать техническую документацию.
26.02.2016 по данному факту департаментом в отношении общества "Орджоникидзевская УЖК" составлен протокол N 29-05-13-66 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
02.03.2016 заместителем директора департамента Шепелиным А.А. вынесено постановление N 29-05-20-41, которым общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Департаментом на основании обращения общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от 01.02.2016 вх. N 29-01-01-2745/4 проведена проверка и установлено, что 12.01.2016 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 11, принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", которое 28.01.2016 направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом в срок до 29.01.2016 в связи со сменой управляющей организации, однако общество "Орджоникидзевская УЖК" письмом от 01.02.2016 N 324 отказалось передавать техническую документацию.
26.02.2016 по данному факту департаментом в отношении общества "Орджоникидзевская УЖК" составлен протокол N 29-05-13-68 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
06.04.2016 заместителем директора департамента Шепелиным А.А. вынесено оспариваемое постановление N 29-05-20-42, которым общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Департаментом на основании обращения общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от 29.02.2016 вх. N 29-01-01-6667 проведена проверка и установлено, что 13.01.2016 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 22-го Партсъезда, 24, принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", которое 25.02.2016 направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом в срок до 27.02.2016 в связи со сменой управляющей организации, однако общество "Орджоникидзевская УЖК" письмом от 29.02.2016 N 690 отказалось передавать техническую документацию.
28.03.2016 по данному факту департаментом в отношении общества "Орджоникидзевская УЖК" составлен протокол N 29-05-13-114 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
06.04.2016 первым заместителем директора департамента Карпухиной Л.А. вынесено оспариваемое постановление N 29-05-20-49, которым общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Департаментом на основании обращения общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от 09.03.2016 вх. N 8468 проведена проверка и установлено, что 20.01.2016 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 22-го Партсъезда, 24а, принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург", которое 01.03.2016 направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление о необходимости передачи технической документации на многоквартирный дом в срок до 03.03.2016 в связи со сменой управляющей организации, однако общество "Орджоникидзевская УЖК" письмом от 03.03.2016 N 741 отказалось передавать техническую документацию.
23.03.2016 по данному факту департаментом в отношении общества "Орджоникидзевская УЖК" составлен протокол N 29-05-13-105 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
06.04.2016 первым заместителем директора департамента Карпухиной Л.А. вынесено оспариваемое постановление N 29-05-20-51, которым общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Считая указанные постановления департамента незаконными, общество "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.
Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, в виде наложения административного штрафа в размере от 150 до 200 тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
При этом в силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
По правилам ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен пунктами 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно п. 18, 19 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подп. "б" п. 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом.
Вместе с тем суд считает, что данные правила применимы только в отношении двух спорных многоквартирных домов: N 5 по ул. Кировградской и N 11 по пер. Суворовский, в отношении которых к моменту получения от новой управляющей организации уведомлений о передаче технической документации общество имело действующие договоры управления.
В отношении двух других многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. 22-го Партсъезда, 24, и г. Екатеринбург, ул. 22-го Партсъезда, 24а, указанные положения законодательства не подлежат применению, поскольку общество "Орджоникидзевская УЖК" исполняло обязанности по содержанию и ремонту общего имущества в спорных многоквартирных домах не в силу договора, а в силу закона по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) с 01.05.2015 введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Законом N 255-ФЗ было предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 200 ЖК РФ установлено, что лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности, до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 200 ЖК РФ лицензиат обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение двух рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.05.2015 общество получило отказ в выдаче лицензии на управление многоквартирными домами, и после 01.05.2015 в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. 22-го Партсъезда, 24, и ул. 22-го Партсъезда, 24а, общество не заключило договоров управления.
13.01.2016 собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. 22 Партсъезда, 24 принято решение о заключении договора управления с общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
20.02.2016 департамент включил спорный дом в лицензию общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
25.02.2016 общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление (требование) о передаче ему технической документации дом в срок до 27.02.2016.
Таким образом, общество "Орджоникидзевская УЖК" обязано было в течение двух рабочих дней передать обществу "УЖК ЖКО-Екатеринбург" техническую документацию на дом. Вместе с тем общество "Орджоникидзевская УЖК" незаконно уклонилось от исполнения этой обязанности.
20.01.2016 собственниками другого многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. 22 Партсъезда, 24а также было принято решение о заключении договора управления с общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
18.02.2016 департамент включил спорный дом в лицензию общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
01.03.2016 общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление (требование) о передаче ему технической документации дом в срок до 03.03.2016.
Таким образом, у общества "Орджоникидзевская УЖК" в силу положений ч. 1 ст. 200 АПК РФ возникла обязанность передать обществу "УЖК ЖКО-Екатеринбург" техническую документацию на дом в срок до 03.03.2016. Вместе с тем общество "Орджоникидзевская УЖК" незаконно уклонилось от исполнения этой обязанности.
Относительно определения сроков наступления обязанности по передачи технической документации на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 11 и ул. Кировградская, 5, суд приходит к следующим выводам.
Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что возникновение прав и обязанностей по управлению домом у новой управляющей организации влечет прекращение таких прав у прежней управляющей организации.
При этом в силу положений ч. 10 ст. 162 ЖК РФ прежняя управляющая организация обязана передать новой управляющей организации техническую документацию на многоквартирный дом за 30 дней до прекращения договора управления.
Как следует из материалов дела, собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 5 принято решение о заключении с 06.12.2015 договора управления с обществом "Орджоникидзевская УЖК".
15.12.2015 многоквартирный дом N 5 по ул. Кировградская в г. Екатеринбурге внесен в перечень домов, управление которыми осуществляет общество "Орджоникидзевская УЖК".
Однако 09.12.2015 собственниками этого многоквартирного дома принято решение о заключении с 11.12.2015 договора управления с обществом "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
25.01.2016 департамент включил спорный дом в лицензию общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
29.01.2016 общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление (требование) о передаче ему технической документации дом в срок до 02.02.2016.
Вместе с тем пунктом 7.12 договора управления многоквартирным домом от 06.12.2015, заключенным обществом "Орджоникидзевская УЖК" с собственниками помещений спорного многоквартирного дома, установлено, что собственники на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от настоящего договора, если управляющая организация не выполняет условия настоящего договора или в других случаях, установленных законом или договором, путем направление письменного уведомления управляющей организации об отказе от договора (исполнения договора) в течение десяти дней с даты проведения общего собрания, но не менее чем за сорок пять дней до предполагаемой даты прекращения договора.
Таким образом, исходя из положений договора управления от 06.12.2015, последней датой его действия являлось 14.03.2016 (29.01.2016 плюс 45 дней), и с учетом положений ч. 10 ст. 162 ЖК РФ обязанность по передаче технической документации на дом обществу "УЖК ЖКО-Екатеринбург" возникла у общества "Орджоникидзевская УЖК" не с 02.02.2016, как посчитал департамент, а с 13.02.2016 (14.03.2016 минус 30 дней). Вместе с тем и в этот срок общество "Орджоникидзевская УЖК" обязанность по передаче технической документации не исполнило.
Также из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, пер. Суворовский, 11 принято решение о заключении с 30.07.2015 договора управления с обществом "Орджоникидзевская УЖК".
22.12.2015 многоквартирный дом N 11 по пер. Суворовский в г. Екатеринбурге внесен в перечень домов, управление которыми осуществляет общество "Орджоникидзевская УЖК".
Однако 12.01.2016 собственниками указанного многоквартирного дома принято решение о заключении с 14.01.2016 договора управления с обществом "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
27.01.2016 департамент включил спорный дом в лицензию общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
28.01.2016 общество "УЖК ЖКО-Екатеринбург" направило обществу "Орджоникидзевская УЖК" уведомление (требование) о передаче ему технической документации дом в срок до 29.01.2016.
Вместе с тем пунктом 7.12 договора управления многоквартирным домом от 03.08.2015, заключенным обществом "Орджоникидзевская УЖК" с собственниками помещений спорного многоквартирного дома, установлено, что собственники на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от настоящего договора, если управляющая организация не выполняет условия настоящего договора или в других случаях, установленных законом или договором, путем направление письменного уведомления управляющей организации об отказе от договора (исполнения договора) в течение десяти дней с даты проведения общего собрания, но не менее чем за сорок пять дней до предполагаемой даты прекращения договора.
Таким образом, исходя положений договора управления от 03.08.2015, последней датой его действия является 12.03.2016 (27.01.2016 плюс 45 дней), и с учетом положений ч. 10 ст. 162 ЖК РФ обязанность по передаче технической документации на дом обществу "УЖК ЖКО-Екатеринбург" возникла у общества "Орджоникидзевская УЖК" не с 29.01.2016, как посчитал департамент, а с 11.02.2016 (12.03.2016 минус 30 дней). Вместе с тем и в этот срок общество "Орджоникидзевская УЖК" обязанность по передаче технической документации не исполнило.
Общество "Орджоникидзевская УЖК" отказалось передавать техническую документацию, сославшись на то, что ему не предоставлены копии договоров управления, заключенных с обществом "УЖК ЖКО-Екатеринбург", в связи с чем не представляется возможным установить дату возникновения у общества "УЖК ЖКО-Екатеринбург" обязательств по управлению спорными домами. В своих объяснениях административному органу общество "Орджоникидзевская УЖК" заявляло, что из текста договоров управления, размещенных обществом "УЖК ЖКО-Екатеринбург" на своем официальном сайте, оно также не смогло установить дату, с которой последнее должно было приступить к управлению спорными домами.
Однако суд нашел данные доводы неубедительными.
Как уже было указано выше, возникновение обязанности по передаче технической документации новой управляющей организации связано с иными обстоятельствами. При этом во всех случаях новая управляющая организация обращалась в общество "Орджоникидзевская УЖК" уже после проведения департаментом проверки, исключения спорного дома из реестра домов, находящихся в управлении общество "Орджоникидзевская УЖК" и включения его в реестр домов новой управляющей организации.
При таких обстоятельствах суд считает, что департамент пришел к верным выводам о наличии во всех четырех случаях в действиях общества "Орджоникидзевская УЖК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что департаментом верно установлена вина общества "Орджоникидзевская УЖК" в допущенных правонарушениях.
Порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден. Общество "Орджоникидзевская УЖК" привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Штрафы назначены в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Вместе с тем суд считает, что общество "Орджоникидзевская УЖК" может быть освобождено от административной ответственности.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В данном случае суд считает необходимым учесть то обстоятельство, что в период с 01.03.2016 по 04.04.2016 собственники спорных домов приняли новые решения о выборе в качестве управляющей организации общества "Орджоникидзевская УЖК".
Таким образом, суд считает, что допущенные обществом "Орджоникидзевская УЖК" нарушения законодательства, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, но с учетом характера совершенных правонарушений и отсутствия существенных вредных последствий не представляют значительной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, в связи с чем могут быть квалифицированы как малозначительные.
В связи с изложенным постановления департамента о наложении на общество "Орджоникидзевская УЖК" штрафов следует отменить.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

Постановления Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.03.2016 N 29-05-20-41, от 02.03.2016 N 29-05-20-42, от 06.04.2016 N 29-05-20-49 и от 06.04.2016 N 29-05-20-51 о назначении административного наказания закрытому акционерному обществу "Орджоникидзевская УЖК" признать незаконными и отменить.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)