Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. по доверенности от 28.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "52-55" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2016 года по делу N А66-6837/2014 (судья Рощупкин В.А.),
товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево, дом 55; ОГРН 1086949000710, ИНН 6949003895; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево; ОГРН 1056900181381, ИНН 6924013242; далее - Администрация) о взыскании 7 653 505 руб. 40 коп., в том числе 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 25.04.2014 по 27.01.2015.
Определением от 11.09.2014 судом принято к рассмотрению встречное исковое заявление Администрации к Товариществу, уточненное впоследствии в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 335 417 руб. 71 коп., в том числе 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.08.2014 по 01.09.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда от 3 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года, уточненные исковые требования Товарищества удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Администрации отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2015 года решение Арбитражного суда Тверской области от 3 марта 2015 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года отменены в части взыскания с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Товарищества 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки, начисленных на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области. В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Определением суда от 11.09.2015 исковое заявление принято на новое рассмотрение.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил взыскать с ответчика 10 060 290 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 25.04.2014 по 07.12.2015.
Решением суда от 13 января 2016 года в удовлетворении требований Товарищества по первоначальному иску в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отказано. Этим же решением с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Товарищества взыскано 56 061 руб. 42 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; с Товарищества в доход федерального бюджета взыскано 3046 руб. 72 коп. государственной пошлины.
Товарищество с судебным решением не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 1 060 290 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии вины Администрации в просрочке исполнения обязательства по перечислению субсидии, предусмотренной соглашением от 13.12.2012 N 1-ОБЛ. Доказательства отсутствия вины Администрацией не представлены. Поясняет, что ответчик, заключая дополнительное соглашение о продлении срока выполнения ремонтных работ до 01.12.2013, не принял во внимание то, что программа софинансирования расходов запланирована только на 2012 год. Также сообщает, что договор на предоставление субсидии с Министерством Администрацией не заключен. Правом на обращение в суд с требованием к Министерству о выплате субсидии ответчик воспользовался по истечении более двух лет после выполнения строительных работ.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами истца не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда, просило оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена при состоявшейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Товариществом (Получатель субсидии) и Администрацией 13.12.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, в соответствии с которым Администрация обязалась предоставить Товариществу субсидию на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N 10, 52 - 55 по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, село Бурашево.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Согласно пункту 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной Получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляет 15 843 339 руб. (100% всего финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1.1 соглашения), из них:
- - 1 584 336 руб. (10% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер финансирования Получателем субсидии собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта домов;
- - 6 337 335 руб. (40% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер предоставляемой Администрацией субсидии за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение";
- - 7 921 668 руб. 00 коп. (50% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Пунктом 2.3 соглашения предусмотрено, что субсидия за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в размере 40% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного домов перечисляется на отдельный банковский счет Получателя субсидии в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Администрацию от Товарищества уведомления об открытии счета с указанием реквизитов и утвержденной Получателем субсидии сметы расходов на капитальных ремонт многоквартирных домов.
В силу пункта 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области в размере 50% от общего объема финансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предоставляется Получателю субсидии после проведения такого ремонта и представления в Администрацию следующих документов:
- - акта выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов формы КС-2, согласованного с Администрацией, подписанного представителями управления Государственной жилищной инспекции Тверской области, организации, осуществлявшей технический надзор за проведением капитального ремонта, и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, согласованной с Администрацией, подписанной представителем Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - копии выписки с отдельного банковского счета, открытого в кредитной организации, подтверждающей перечисление средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Пунктом 4.1.1 соглашения установлена обязанность Администрации после предоставления Получателем субсидии информации, предусмотренной пунктом 2.4, в течение 5 рабочих дней направить в Министерство следующие документы: отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме; справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
В пункте 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013 предусмотрено, что срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов - 01.12.2013.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту указанных в соглашении многоквартирных жилых домов истцом заключены договоры с подрядчиками на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп.
Акт государственной приемочной комиссии по приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов N 10, 52 - 55 по адресу: Тверская область, Калининский район, село Бурашево, подписан 30.10.2013.
По платежным поручениям от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 26.07.2013 N 503, от 23.07.2013 N 403 Администрация перечислила Товариществу субсидию в размере 6 337 335 руб.
Предусмотренные пунктом 2.4 соглашения документы переданы Товариществом Администрации по описи от 27.11.2013.
В свою очередь Администрация 03.02.2014 направила в Министерство пакет документов, предусмотренный пунктом 4.1.1 соглашения.
В ответ на данное письмо Министерство пояснило, что денежные средства из Тверской области на данные мероприятия были запланированы только на 2012 год, поскольку Администрацией по итогам 2012 года полный пакет документов в адрес третьего лица не предоставлен, а заявка на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановление правительства Тверской области от 16.10.2012 N 612-пп, Администрацией не подавалась, профинансировать ремонтные работы не представляется возможным.
Истец, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, направил последней претензию, в которой просил выплатить Товариществу задолженность за выполненные работы по капитальному ремонту и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку требования Товарищества Администрацией в добровольном порядке не удовлетворены, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно уточненному расчету истца ответчиком не исполнены обязательства по выплате субсидии в размере 7 202 556 руб. 40 коп.
Решением суда от 03.03.2015 исковые требования Товарищества о взыскании с Администрации субсидии в сумме 7 202 556 руб. 40 коп. удовлетворены. В указанной части решение суда оставлено без изменений вышестоящими инстанциями.
С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом, истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму субсидии за период с 25.04.2014 по 07.12.2015. При этом требований о взыскании процентов на случай неисполнения судебного акта истцом не заявлено.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания процентов.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств областного бюджета Тверской области на конкурсной основе. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям Тверской области и перечень муниципальных образований Тверской области, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются правительством Тверской области.
В рамках реализации данной Программы постановлением администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па утверждены порядок участия муниципальных образований Тверской области в областных мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в областные мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы.
Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы определен постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидии по данному направлению обусловлено необходимостью оказания поддержки городским округам и поселениям, входящим в состав муниципальных районов, при капитальном ремонте многоквартирных домов с целью создания безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка получателями субсидий являются муниципальные образования Тверской области. При этом под муниципальными образованиями Тверской области понимаются городские округа и поселения, входящие в состав муниципальных районов. Субсидии зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах (пункт 12 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что субсидии муниципальным образованиям Тверской области предоставляются на конкурсной основе в порядке, утвержденном постановлением администрации Тверской области.
В силу пункта 8 Порядка Министерство заключает с муниципальными образованиями Тверской области, прошедшими конкурсный отбор, соглашение о предоставлении субсидии на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы.
Согласно пункту 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденному постановлением администрации Тверской области.
Судом установлено, что постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год, предусматривающее предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб., что составляет 50% от общей стоимости расходов на капитальное строительство. При этом размер субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составляет 6 337 335 руб. (40% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта), а сумма расходов собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определена в размере 1 584 336 руб. (10% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта).
Материалами дела подтверждается выполнение Товариществом своих обязательств по соглашению от 13.12.2012. Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполнены в установленные соглашением сроки. Акты о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в эксплуатацию подписаны 30.10.2013 без замечаний. Общая сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов составила 15 044 324 руб. 29 коп., вместо 15 843 339 руб., предусмотренных изначально соглашением. Администрацией обязательства по софинансированию расходов исполнены в сумме 6 337 335 руб., что соответствует объему денежных средств, подлежащих выплате из бюджета муниципального образования.
Вместе с тем, судом установлено, что 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования не поступало. Указанная сумма взыскана с Министерства в пользу Администрации решением суда от 19.01.2016 по делу N А66-11111/2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в уплате, неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В рассматриваемом соглашении о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ отсутствует условие об ответственности Администрации за нарушение срока предоставления субсидии.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, применение положений пункта 1 статьи 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения от 19.04.2001 г. N 99-О, от 25.11.2010 г. N 1535-О-О, от 11.05.2012 г. N 804-О).
В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ на бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии, не распространяются положения статьи 395 ГК РФ. Правоотношения по предоставлению субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, в связи, с чем отсутствует основание для взыскания с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционный суд не усматривает.
Судебная коллегия считает, что изложенные Товариществом в апелляционной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, основаны на иной правовой оценке обстоятельств спора, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку правовые основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2016 года по делу N А66-6837/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "52-55" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2016 ПО ДЕЛУ N А66-6837/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу N А66-6837/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. по доверенности от 28.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "52-55" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2016 года по делу N А66-6837/2014 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево, дом 55; ОГРН 1086949000710, ИНН 6949003895; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, село Бурашево; ОГРН 1056900181381, ИНН 6924013242; далее - Администрация) о взыскании 7 653 505 руб. 40 коп., в том числе 7 202 556 руб. 40 коп. задолженности за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 25.04.2014 по 27.01.2015.
Определением от 11.09.2014 судом принято к рассмотрению встречное исковое заявление Администрации к Товариществу, уточненное впоследствии в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 335 417 руб. 71 коп., в том числе 334 261 руб. 48 коп. неосвоенной субсидии по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ и 1156 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.08.2014 по 01.09.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда от 3 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года, уточненные исковые требования Товарищества удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований Администрации отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2015 года решение Арбитражного суда Тверской области от 3 марта 2015 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 года отменены в части взыскания с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Товарищества 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а также на случай неисполнения судебного акта процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки, начисленных на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области. В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Определением суда от 11.09.2015 исковое заявление принято на новое рассмотрение.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил взыскать с ответчика 10 060 290 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 25.04.2014 по 07.12.2015.
Решением суда от 13 января 2016 года в удовлетворении требований Товарищества по первоначальному иску в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отказано. Этим же решением с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Товарищества взыскано 56 061 руб. 42 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; с Товарищества в доход федерального бюджета взыскано 3046 руб. 72 коп. государственной пошлины.
Товарищество с судебным решением не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 1 060 290 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии вины Администрации в просрочке исполнения обязательства по перечислению субсидии, предусмотренной соглашением от 13.12.2012 N 1-ОБЛ. Доказательства отсутствия вины Администрацией не представлены. Поясняет, что ответчик, заключая дополнительное соглашение о продлении срока выполнения ремонтных работ до 01.12.2013, не принял во внимание то, что программа софинансирования расходов запланирована только на 2012 год. Также сообщает, что договор на предоставление субсидии с Министерством Администрацией не заключен. Правом на обращение в суд с требованием к Министерству о выплате субсидии ответчик воспользовался по истечении более двух лет после выполнения строительных работ.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами истца не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда, просило оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена при состоявшейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Товариществом (Получатель субсидии) и Администрацией 13.12.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, в соответствии с которым Администрация обязалась предоставить Товариществу субсидию на проведение капитального ремонта многоквартирных домов N 10, 52 - 55 по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, село Бурашево.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Согласно пункту 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной Получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляет 15 843 339 руб. (100% всего финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов, указанных в пункте 1.1 соглашения), из них:
- - 1 584 336 руб. (10% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер финансирования Получателем субсидии собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта домов;
- - 6 337 335 руб. (40% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер предоставляемой Администрацией субсидии за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение";
- - 7 921 668 руб. 00 коп. (50% от общей суммы на проведение капитального ремонта) - размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Пунктом 2.3 соглашения предусмотрено, что субсидия за счет средств бюджета муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в размере 40% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного домов перечисляется на отдельный банковский счет Получателя субсидии в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Администрацию от Товарищества уведомления об открытии счета с указанием реквизитов и утвержденной Получателем субсидии сметы расходов на капитальных ремонт многоквартирных домов.
В силу пункта 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области в размере 50% от общего объема финансирования расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предоставляется Получателю субсидии после проведения такого ремонта и представления в Администрацию следующих документов:
- - акта выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов формы КС-2, согласованного с Администрацией, подписанного представителями управления Государственной жилищной инспекции Тверской области, организации, осуществлявшей технический надзор за проведением капитального ремонта, и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, согласованной с Администрацией, подписанной представителем Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области и лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии;
- - копии выписки с отдельного банковского счета, открытого в кредитной организации, подтверждающей перечисление средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Пунктом 4.1.1 соглашения установлена обязанность Администрации после предоставления Получателем субсидии информации, предусмотренной пунктом 2.4, в течение 5 рабочих дней направить в Министерство следующие документы: отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме; справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
В пункте 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013 предусмотрено, что срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов - 01.12.2013.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту указанных в соглашении многоквартирных жилых домов истцом заключены договоры с подрядчиками на общую сумму 15 044 324 руб. 29 коп.
Акт государственной приемочной комиссии по приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов N 10, 52 - 55 по адресу: Тверская область, Калининский район, село Бурашево, подписан 30.10.2013.
По платежным поручениям от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 26.07.2013 N 503, от 23.07.2013 N 403 Администрация перечислила Товариществу субсидию в размере 6 337 335 руб.
Предусмотренные пунктом 2.4 соглашения документы переданы Товариществом Администрации по описи от 27.11.2013.
В свою очередь Администрация 03.02.2014 направила в Министерство пакет документов, предусмотренный пунктом 4.1.1 соглашения.
В ответ на данное письмо Министерство пояснило, что денежные средства из Тверской области на данные мероприятия были запланированы только на 2012 год, поскольку Администрацией по итогам 2012 года полный пакет документов в адрес третьего лица не предоставлен, а заявка на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановление правительства Тверской области от 16.10.2012 N 612-пп, Администрацией не подавалась, профинансировать ремонтные работы не представляется возможным.
Истец, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 N 1-ОБЛ, направил последней претензию, в которой просил выплатить Товариществу задолженность за выполненные работы по капитальному ремонту и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку требования Товарищества Администрацией в добровольном порядке не удовлетворены, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно уточненному расчету истца ответчиком не исполнены обязательства по выплате субсидии в размере 7 202 556 руб. 40 коп.
Решением суда от 03.03.2015 исковые требования Товарищества о взыскании с Администрации субсидии в сумме 7 202 556 руб. 40 коп. удовлетворены. В указанной части решение суда оставлено без изменений вышестоящими инстанциями.
С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом, истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму субсидии за период с 25.04.2014 по 07.12.2015. При этом требований о взыскании процентов на случай неисполнения судебного акта истцом не заявлено.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания процентов.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств областного бюджета Тверской области на конкурсной основе. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям Тверской области и перечень муниципальных образований Тверской области, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются правительством Тверской области.
В рамках реализации данной Программы постановлением администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па утверждены порядок участия муниципальных образований Тверской области в областных мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в областные мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы.
Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы определен постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидии по данному направлению обусловлено необходимостью оказания поддержки городским округам и поселениям, входящим в состав муниципальных районов, при капитальном ремонте многоквартирных домов с целью создания безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка получателями субсидий являются муниципальные образования Тверской области. При этом под муниципальными образованиями Тверской области понимаются городские округа и поселения, входящие в состав муниципальных районов. Субсидии зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах (пункт 12 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что субсидии муниципальным образованиям Тверской области предоставляются на конкурсной основе в порядке, утвержденном постановлением администрации Тверской области.
В силу пункта 8 Порядка Министерство заключает с муниципальными образованиями Тверской области, прошедшими конкурсный отбор, соглашение о предоставлении субсидии на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы.
Согласно пункту 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденному постановлением администрации Тверской области.
Судом установлено, что постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год, предусматривающее предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб., что составляет 50% от общей стоимости расходов на капитальное строительство. При этом размер субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составляет 6 337 335 руб. (40% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта), а сумма расходов собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определена в размере 1 584 336 руб. (10% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта).
Материалами дела подтверждается выполнение Товариществом своих обязательств по соглашению от 13.12.2012. Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов выполнены в установленные соглашением сроки. Акты о приемке законченных капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в эксплуатацию подписаны 30.10.2013 без замечаний. Общая сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов составила 15 044 324 руб. 29 коп., вместо 15 843 339 руб., предусмотренных изначально соглашением. Администрацией обязательства по софинансированию расходов исполнены в сумме 6 337 335 руб., что соответствует объему денежных средств, подлежащих выплате из бюджета муниципального образования.
Вместе с тем, судом установлено, что 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования не поступало. Указанная сумма взыскана с Министерства в пользу Администрации решением суда от 19.01.2016 по делу N А66-11111/2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в уплате, неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В рассматриваемом соглашении о предоставлении субсидии от 13.12.2012 N 1-ОБЛ отсутствует условие об ответственности Администрации за нарушение срока предоставления субсидии.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, применение положений пункта 1 статьи 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения от 19.04.2001 г. N 99-О, от 25.11.2010 г. N 1535-О-О, от 11.05.2012 г. N 804-О).
В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ на бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии, не распространяются положения статьи 395 ГК РФ. Правоотношения по предоставлению субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, в связи, с чем отсутствует основание для взыскания с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционный суд не усматривает.
Судебная коллегия считает, что изложенные Товариществом в апелляционной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, основаны на иной правовой оценке обстоятельств спора, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку правовые основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2016 года по делу N А66-6837/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "52-55" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)