Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 N 12АП-13901/2015 ПО ДЕЛУ N А57-20311/2015

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А57-20311/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года по делу N А57-20311/2015 (судья Медникова М.Е.)
по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратов (410007, г. Саратов, ул. Чехова, д. 6 А, ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026)
к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344)
третьи лица: муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
Комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, г. Саратов, пл. Театральная, д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова (410012, г. Саратов, ул. М. Горького, 48, ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166),
о взыскании задолженности по ежемесячным платежам за тепловую энергию за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в размере 13 636 рублей 56 копеек,
без участия представителей сторон,
установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) с исковым заявлением о взыскании с Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов", ответчик) задолженности по оплате за тепловую энергию за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в размере 13 636 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года иск удовлетворен в полном объеме. Суд взыскал с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района г. Саратова за счет средств казны МО "Город Саратов" задолженность по оплате за тепловую энергию за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в размере 13 636 руб. 56 коп.
Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель апелляционной жалобы считает, что Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку указанное структурное подразделение Администрации МО "Город Саратов" представляет собой финансовый орган, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города. Указанный орган не наделен полномочиями по управлению, распоряжению и содержанию муниципального имущества. Также апеллянт считает, что в силу положений бюджетного законодательства перечисление денежных средств на указанные цели возможно только в виде субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, однако заявок на получение субсидий от управляющей компании спорного жилого дома не поступало. Кроме того, апеллянт обращает внимание на то, что истцом в адрес ответчиков не направлялись документы на оплату оказанных коммунальных услуг.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не представлены.
Представители Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов", АТСЖ Ленинского района, муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству города Саратова в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 29.12.2015.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, жилые дома N 15 по ул. Куприянова и N 74А по ул. Лебедева-Кумача в г. Саратове входят в состав товариществ собственников жилья "Темп 2004" и "Днепр 2004" соответственно.
Данные дома обслуживаются Ассоциацией ТСЖ Ленинского района на основании договоров от 10.01.2006 с дополнительными соглашениями от 26.11.2014 (л.д. 44-48, 49-54), а также на основании раздела VI, положений статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с условиями указанных выше договоров от 10.01.2006, АТСЖ Ленинского района вправе от своего имени, но в интересах ТСЖ "Темп-2004" и ТСЖ "Днепр 2004" взыскивать задолженность по оплате за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, по оплате за коммунальные услуги и пени за просрочку платежа.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником нежилых помещений общей площадью 14,6 кв. м в доме N 15 по ул. Куприянова и 31,5 кв. м в доме N 74А по ул. Лебедева-Кумача, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 64/194/4055/2015-1003 от 11.11.2015.
Ссылаясь на то, что МО "Город Саратов", будучи собственником нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп-2004" и ТСЖ "Днепр 2004", и находящихся в обслуживании АТСЖ Ленинского района, обязательства по оплате коммунальных платежей не исполнило, истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в размере 13 636 руб. 56 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил о предоставлении коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В данной норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Установлено, что АТСЖ Ленинского района в соответствии с действующим жилищным законодательством и Уставом предоставляет необходимые коммунальные и эксплуатационные услуги по обслуживанию помещений в домах N 15 по ул. Куприянова, N 74А по ул. Лебедева-Кумача в г. Саратове, в том числе и принадлежащих ответчику.
Поставщиком услуги по поставке тепловой энергии по данному жилому фонду является ОАО "Волжская ТГК".
Объем поставленного в спорный период коммунального ресурса в количественном и стоимостном выражении лицами, участвующими в деле, не опровергнут.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На момент рассмотрения спора доказательств оплаты поставленного в спорном периоде коммунального ресурса в помещения в домах N 15 по ул. Куприянова, N 74А по ул. Лебедева-Кумача в г. Саратове, принадлежащие ответчику, последним не представлено. Таким образом, ответчик в одностороннем порядке уклонился от исполнения обязательств по оплате поставленных коммунальных услуги.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно счел заявленные исковые требования обоснованными по размеру и по праву, а потому подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" задолженности за оказанные коммунальные услуги со ссылкой на положения бюджетного законодательства, в силу которых перечисление денежных средств на указанные цели возможно только в виде субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, подлежат отклонению и не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 N 6-П указано, что право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Расходы по содержанию муниципального имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции об обязанности МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" производить оплату за фактически поставленную тепловую энергию в помещения, принадлежащие ему на праве собственности, расположенные в многоквартирных жилых домах.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может рассматриваться в указанном случае как довод, влекущий отмену обжалуемого судебного акта.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома в порядке пункта 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, собственником которых является муниципальное образование "Город Саратов".
В рамках настоящего дела спор идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального нежилого помещения, расположенного в многоквартирных домах ежемесячно нести расходы на коммунальные услуги в порядке, установленном общим собранием собственников помещений, частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, не наделено полномочиями по управлению, распоряжению и содержанию муниципального имущества, а представляет собой финансовый орган, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов" муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности МО "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18.12.2005, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса; в соответствии с частью 3.22 Положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города; согласно пункту 3.23 Положения исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам МО "Город Саратов" в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом в адрес ответчиков не направлялись документы на оплату оказанных коммунальных услуг, несостоятельны.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя указанные доводы, отмечает, что отсутствие доказательств направления и вручения ответчику счетов-фактур не является основанием для освобождения ответчика от оплаты принятой тепловой энергии за спорный период, поскольку обязанность по оплате энергии возникает из фактов ее поставки и потребления, а не из факта предъявления счета к оплате.
Факт получения в спорный период тепловой энергии надлежащего качества ответчик не отрицает. На наличие доказательств, свидетельствующих о том, что данная услуга была оказана истцом с нарушением требований ГОСТ, ответчик не ссылается и таких доказательств не представляет.
Между тем, получив в спорный период коммунальную услугу по предоставлению тепловой энергии, ответчик не представил доказательств ее оплаты в каком-либо размере.
По расчету истца сумма долга ответчика за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 составляет 13 636 руб. 56 коп.
Судом первой инстанции проверен расчет заявленной ко взысканию суммы долга и признан верным.
Контррасчет ответчиком не представлен. Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с расчетом истца, о наличии в нем каких-либо неточностей и (или) арифметических ошибок.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 в размере 13 636 руб. 56 коп.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года по делу N А57-20311/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
И.И.ЖЕВАК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)