Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-23238/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N А60-23238/2017


Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ковалевой М.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окороковой А.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко" (ИНН 6679018175, ОГРН 1126679021040; далее - ООО "УК "Эко", общество)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконным предписания от 12.04.2017 года N 29-09-08-195,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Шокун В.А., представитель по доверенности от 11.01.2017,
от заинтересованного лица: Корольков Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 29-05-36-17.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ООО "УК "Эко" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 12.04.2017 года N 29-09-08-195.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, в удовлетворении просит отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Во исполнение приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 10.03.2017 N 29-09-06-195 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 27.03.2017 по 12.04.2017 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Эко".
Проверка проведена на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальную услугу отопления, а также услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чкалова, д. 231.
В результате проверки установлено нарушение порядка начисления платы за услуги электроснабжения на общедомовые нужды, а именно: начисление излишней суммы платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, в платежном документе за январь 2017 года собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге в связи с некорректно рассчитанным нормативом потребления услуги электроснабжения на общедомовые нужды.
По итогам проверки составлен акт проверки от 12.04.2017 N 29-09-07-195, выдано предписание от 12.04.2017 N 29-09-08-195, в котором обществу предписывалось: провести перерасчет платы собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге за излишне начисленную плату за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД с января 2017 года и в дальнейшем производить начисления платы исходя из фактического объема потребления электроэнергии, при этом не превышая утвержденный нормативный объем на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного предписания недействительным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Департамента.
Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с решением лицензионной комиссии Свердловской управляющей организации ООО "УК ЭКО" предоставлена бессрочная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области N 045 от 06.04.2015.
В соответствии с ч. 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Правила предоставления коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 года размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Согласно п. 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Частью 9.2 ст. 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей волы, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (далее - Минимальный перечень), определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения" размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Таким образом, до утверждения Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД (до 01.06.2017) первоначальный размер платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, на вышеобозначенные цели рассчитывается исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), при этом не превышая нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016.
В рамках проведенной проверки ООО "УК ЭКО" предоставлен расчет норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды согласно Постановления РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК.
Рассчитанный ООО "УК ЭКО" нормативный объем произведен исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включая площади подвала и чердака (8066,9 кв. м).
Согласно Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК (в редакции от 13.07.2016, действующей на момент проверки и вынесения предписания) при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирных домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, а именно: площади лестничных клеток (лестниц), коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в данном многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (Примечание к Постановлению).
Учитывая вышеизложенное, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды РЭК Свердловской области должен быть рассчитан без учета площадей подвалов и чердаков, соответственно.
Таким образом, заявителем при осуществлении расчета оплаты за электрическую энергию, потребленную в целях общего имущества МКД, нарушены положения ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 44 Правил N 354.
Поскольку расчет общества определен неверно, департамент вынес предписание, в котором обязал общество до 09.06.2017 провести перерасчет платы собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 231 по ул. Чкалова в г. Екатеринбурге.
В качестве обоснования требования о признании незаконным предписания заявитель приводит довод о том, что в п. 5.1 акта проверки от 12.04.2017 N 29-09-07-195 заинтересованное лицо, указывая на нарушение произведенного расчета за услугу электроснабжения, ссылается на Постановление РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК, однако цитату приводит из Постановления РЭК N 132-ПК от 27.08.2012, регулирующего нормативы предоставления услуг по холодному и горячему водоснабжению, в котором не предусмотрено регулирование услуги электроснабжение.
Нормативы потребления коммунальной услуги электроснабжение регулируются Постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК.
Заявитель указал, что юридическое лицо должно отвечать только за те требования, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, по мнению заявителя, нарушение положений действующего законодательства заинтересованным лицом не доказано.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что при составлении акта проверки департаментом допущена описка: вместо коммунальной услуги по электроснабжению указано по холодному и горячему водоснабжению.
В оспариваемом предписании от 12.04.2017 N 29-09-08-195 департамент указывает на нарушение положений Постановления РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК (в редакции от 13.07.2016), а именно нарушен абз. 2 Примечания к Постановлению, согласно которому при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды берется общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площади подвала и чердака.
Таким образом, данная техническая описка не влияет на законность оспариваемого предписания, а также не опровергает факт допущенного заявителем нарушения.
В судебном заседании заявитель также указал, что Постановлением РЭК Свердловской области от 31.05.2017 N 38-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" Примечание к Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК признано утратившим силу, в связи с чем, предписание не подлежит исполнению.
Довод заявителя судом отклонен, поскольку на момент проведения проверки и вынесения предписания от 12.04.2017 N 29-09-08-195 действовало Постановление РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК в редакции от 13.07.2016, включающее в себя Примечание к Постановлению. В связи с чем, утрата юридической силы Примечания к Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК не освобождает заявителя от обязанности исполнить оспариваемое предписание, поскольку заявитель обязан производить перерасчет излишне начисленной платы за электроэнергию начиная с января 2017 года и по май 2017 года, то есть до дня утраты юридической силы Примечания к Постановлению РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 130-ПК (01.06.2017).
Довод заявителя о неисполнимости предписания в связи с указанием формулировки "в дальнейшем производить начисление платы исходя из фактического объема потребления электроэнергии", судом отклоняется.
Под словом "в дальнейшем" подразумевается "в будущем, последующем" производить начисление платы за потребление электроэнергии в соответствии с законодательством, действующим в момент проведения расчета платы за коммунальную услугу.
Указание в предписании на дальнейшее (а значит и постоянное) соблюдение действующего законодательства не нарушает права общества.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Судом установлено, что оспариваемое предписание принято Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
М.В.КОВАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)