Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года,
полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289,
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - общество с ограниченной ответственностью "Комфортное жилье", г. Минеральные Воды,
о признании недействительным приказа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 23.12.2016 N 538-од по внесению изменений в реестр лицензий Ставропольского края по исключению сведений о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществлялось ООО "Жилсервис", и по включению сведений об управлении указанным домом ООО "Комфортное жилье",
об обязании Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору восстановить в реестре лицензий Ставропольского края сведения о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществляет ООО "Жилсервис" (судья Соловьева И.В.),
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - Белимова Т.В. по доверенности от 21.07.2017,
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество, ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным приказа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 23.12.2016 N 538-од по внесению изменений в реестр лицензий Ставропольского края по исключению сведений о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществлялось ООО "Жилсервис", и по включению сведений об управлении указанным домом ООО "Комфортное жилье", об обязании Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору восстановить в реестре лицензий Ставропольского края сведения о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществляет ООО "Жилсервис".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289, отказано.
Решение мотивировано отсутствием оснований для признания приказа управления от 23.12.2016 N 538-од недействительным.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает на не размещение третьим лицом информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ; на то, что не был соблюден порядок расторжения договора и уведомления о его расторжении.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а также направило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
ООО "Жилсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии от 22.04.2015 N 026-000086, в том числе по МКД по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67.
09 сентября 2016 года собственниками помещений МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, д. 67, 09.09.2016 проведено внеочередное общее собрание, в ходе которого приняты решения, в том числе о расторжении договора с управляющей компанией ООО "Жилсервис"; об избрании способа управления МКД - управление управляющей компанией; об избрании управляющей организации общего имущества собственников помещений МКД - ООО "Комфортное жилье".
03 ноября 2016 года в адрес управления поступило заявление третьего лица о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края ввиду заключения 01.11.2016 между ООО "Комфортное жилье" и собственниками МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, договора управления МКД.
В связи с поступлением 07.11.2016 в управление жалобы ООО "Жилсервис" на неуведомление собственниками МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, о расторжении договора управления и смене управляющей организации, а также обнаружением при проведении проверки заявления и документов, предоставленных третьим лицом для внесения изменений в реестр, нарушений пункта 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938/пр), а именно наличие противоречивых сведений, представленных лицензиатом, и нарушение требования о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации, управлением принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и проведении внеплановой документарной проверки ООО "Комфортное жилье".
В ходе проверки управлением установлено отсутствие в протоколе общего собрания от 09.09.2016 информации, предусмотренной Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", однако указанный факт не является самостоятельным основанием для признания решения общего собрания недействительным, поскольку по данной категории споров к числу существенных обстоятельств, подлежащих выяснению отнесены в частности, вопросы наличия кворума собрания, а также правильность подсчета голосов.
В связи с отсутствием существенных нарушений при проведении общего собрания и оформлении его результатов, а также размещением 03.11.2016 ООО "Комфортное жилье" сведений, указанных в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, приказом управления от 23.12.2016 N 538-од внесены изменения в реестр лицензий Ставропольского края путем включения сведений об управлении МКД N 67 по ул. 50 лет Октября в г. Минеральные Воды ООО "Комфортное жилье" и исключения из реестра лицензий Ставропольского края информации об управлении указанным МКД ООО "Жилсервис".
Не согласившись с вынесенным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 1 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению МКД согласно части 2 указанной статьи понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.
Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Согласно части 2 указанной статьи реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе МКД или адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Из части 4 той же статьи следует, что сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 вышеназванной статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 указанного Кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Из приведенных положений статьи 198 ЖК РФ следует, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий является заключение, прекращение, расторжение договора управления МКД, в соответствии с сообщением лицензиата об этих обстоятельствах лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления МКД является общее собрание собственников помещений в МКД, к компетенции которого относится и выбор способа управления МКД.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в МКД; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления МКД не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10 статьи 162 ЖК РФ).
Из приведенных норм следует, что характер и субъектный состав участников спорных правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как в судебном порядке и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Согласно решению собственников помещений МКД, оформленному протоколом общего собрания от 09.09.2016, расторгнут договор управления с ООО "Жилсервис", выбрана другая управляющая компания - ООО "Комфортное жилье". Данное решение общего собрания собственников в судебном порядке на момент обращения ООО "Комфортное жилье" с заявлением о внесении изменений в реестр оспорено не было.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес МКД; основания заключения и (или) расторжения договора управления МКД; копию договора управления МКД; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД).
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в МКД о выборе способа управления МКД управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пункт 5 Порядка N 938-пр устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 указанного Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ (не позднее, чем через тридцать дней со дня подписания договора), за исключением случая, указанного в части 7 названной статьи.
Следовательно, включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления МКД. Именно наличие совокупности правовых и фактических оснований, предусмотренных вышеизложенными положениями действующего законодательства, является необходимым и достаточным условием для осуществления деятельности с указанной в законе даты.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр лицензий; об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления являются:
- - несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка N 938/пр;
- - отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Довод апелляционной жалобы о не размещении третьим лицом информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ - отклоняется.
Из заключения от 23.12.2016, составленного управлением по результатам проверки соответствия заявления, и документов, представленных лицензиатом для внесения изменений в реестр Ставропольского края, следует, что ООО "Комфортное жилье" условия, предусмотренные пунктом 5 Порядка N 938/пр, для внесения изменений в реестр соблюдены.
Решение собственников вышеуказанного многоквартирного дома от 09.09.2016, которым ООО "Комфортное жилье" выбрано в качестве управляющей организации в МКД 67 по ул. 50 лет Октября в г. Минеральные Воды, на момент обращения третьего лица с заявлением о включении в реестр не оспорено в установленном законом порядке, не признано недействительными и в силу части 5 статьи 46 ЖК РФ является обязательным для всех собственников помещений в домах, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании. Договор управления спорным многоквартирным домом от 01.11.2016 в установленном законом порядке недействительным также не признан.
Согласно сведениям из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, представителем управления, информация о протоколе общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, от 09.09.2016 размещена ООО "Комфортное жилье" 02.11.2016, публикация на сайте произошла 03.11.2016.
При таком положении, согласно статье 198 ЖК РФ и Порядку N 938/пр у управления имелись основания для внесения изменений в реестр лицензии Ставропольского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что не был соблюден порядок расторжения договора и уведомление о его расторжении - отклоняется.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом.
При этом нужно учитывать, что договор управления заключается между управляющей организацией с одной стороны и всеми собственниками помещений многоквартирного дома с другой стороны (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Соответственно, при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом сторона договора - собственники помещений многоквартирного дома (или уполномоченное ими лицо) должны уведомить об этом управляющую организацию в установленном порядке, и только после этого договор может считаться расторгнутым.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес (пункт 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами N 416 порядке в том числе техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ (пункт 19 Правил N 416).
Системный анализ указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации собственники данного дома должны учитывать установленный ГК РФ, ЖК РФ и Правилами N 416 порядок и сроки расторжения ранее действовавших договоров управления.
Как следует из материалов дела, 09.09.2016 от собственников помещений указанного многоквартирного дома ООО "Комфортное жилье" поступило поручение осуществить уведомление ООО "Жилсервис" о расторжении с 01.11.2016 договора управления между ООО "Жилсервис" и собственниками МКД.
ООО "Комфортное жилье" подготовило уведомление и направило, в том числе копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 67, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, от 09.09.2016 ООО "Жилсервис", однако конверт по причине отсутствия адресата возвращен отправителю.
Не оспаривая факт направления уведомления, заявитель ссылается на не полномочность ООО "Комфортное жилье" на направление уведомления о принятом на собрании решении о смене управляющей организации, однако указанные выводы заявителя несостоятельны, поскольку Правилами N 416 установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении.
В рассматриваемом случае уполномоченным лицом являлось ООО "Комфортное жилье".
Более того, пунктом 9 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления, и несвоевременное направление уведомления о расторжении договора неполномочным лицом не включено в указанный перечень.
Довод общества о незаконности принятого 09.09.2016 на общем собрании собственников МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, решения о смене управляющей организации на ООО "Комфортное жилье" судом первой инстанции верно отклонен, поскольку не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии оснований для признания приказа управления от 23.12.2016 N 538 -од недействительным.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 16АП-3858/2017 ПО ДЕЛУ N А63-1377/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А63-1377/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года,
полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289,
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - общество с ограниченной ответственностью "Комфортное жилье", г. Минеральные Воды,
о признании недействительным приказа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 23.12.2016 N 538-од по внесению изменений в реестр лицензий Ставропольского края по исключению сведений о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществлялось ООО "Жилсервис", и по включению сведений об управлении указанным домом ООО "Комфортное жилье",
об обязании Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору восстановить в реестре лицензий Ставропольского края сведения о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществляет ООО "Жилсервис" (судья Соловьева И.В.),
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" - Белимова Т.В. по доверенности от 21.07.2017,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество, ООО "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным приказа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 23.12.2016 N 538-од по внесению изменений в реестр лицензий Ставропольского края по исключению сведений о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществлялось ООО "Жилсервис", и по включению сведений об управлении указанным домом ООО "Комфортное жилье", об обязании Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору восстановить в реестре лицензий Ставропольского края сведения о доме, расположенном по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, управление которым осуществляет ООО "Жилсервис".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", г. Минеральные Воды, ОГРН 1052601025289, отказано.
Решение мотивировано отсутствием оснований для признания приказа управления от 23.12.2016 N 538-од недействительным.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает на не размещение третьим лицом информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ; на то, что не был соблюден порядок расторжения договора и уведомления о его расторжении.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а также направило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
ООО "Жилсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии от 22.04.2015 N 026-000086, в том числе по МКД по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67.
09 сентября 2016 года собственниками помещений МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, д. 67, 09.09.2016 проведено внеочередное общее собрание, в ходе которого приняты решения, в том числе о расторжении договора с управляющей компанией ООО "Жилсервис"; об избрании способа управления МКД - управление управляющей компанией; об избрании управляющей организации общего имущества собственников помещений МКД - ООО "Комфортное жилье".
03 ноября 2016 года в адрес управления поступило заявление третьего лица о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края ввиду заключения 01.11.2016 между ООО "Комфортное жилье" и собственниками МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, договора управления МКД.
В связи с поступлением 07.11.2016 в управление жалобы ООО "Жилсервис" на неуведомление собственниками МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, о расторжении договора управления и смене управляющей организации, а также обнаружением при проведении проверки заявления и документов, предоставленных третьим лицом для внесения изменений в реестр, нарушений пункта 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938/пр), а именно наличие противоречивых сведений, представленных лицензиатом, и нарушение требования о размещении информации на официальном сайте для раскрытия информации, управлением принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и проведении внеплановой документарной проверки ООО "Комфортное жилье".
В ходе проверки управлением установлено отсутствие в протоколе общего собрания от 09.09.2016 информации, предусмотренной Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", однако указанный факт не является самостоятельным основанием для признания решения общего собрания недействительным, поскольку по данной категории споров к числу существенных обстоятельств, подлежащих выяснению отнесены в частности, вопросы наличия кворума собрания, а также правильность подсчета голосов.
В связи с отсутствием существенных нарушений при проведении общего собрания и оформлении его результатов, а также размещением 03.11.2016 ООО "Комфортное жилье" сведений, указанных в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, приказом управления от 23.12.2016 N 538-од внесены изменения в реестр лицензий Ставропольского края путем включения сведений об управлении МКД N 67 по ул. 50 лет Октября в г. Минеральные Воды ООО "Комфортное жилье" и исключения из реестра лицензий Ставропольского края информации об управлении указанным МКД ООО "Жилсервис".
Не согласившись с вынесенным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 1 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению МКД согласно части 2 указанной статьи понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.
Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Согласно части 2 указанной статьи реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе МКД или адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Из части 4 той же статьи следует, что сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 вышеназванной статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 указанного Кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Из приведенных положений статьи 198 ЖК РФ следует, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий является заключение, прекращение, расторжение договора управления МКД, в соответствии с сообщением лицензиата об этих обстоятельствах лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления МКД является общее собрание собственников помещений в МКД, к компетенции которого относится и выбор способа управления МКД.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в МКД; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления МКД не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10 статьи 162 ЖК РФ).
Из приведенных норм следует, что характер и субъектный состав участников спорных правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как в судебном порядке и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Согласно решению собственников помещений МКД, оформленному протоколом общего собрания от 09.09.2016, расторгнут договор управления с ООО "Жилсервис", выбрана другая управляющая компания - ООО "Комфортное жилье". Данное решение общего собрания собственников в судебном порядке на момент обращения ООО "Комфортное жилье" с заявлением о внесении изменений в реестр оспорено не было.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес МКД; основания заключения и (или) расторжения договора управления МКД; копию договора управления МКД; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД).
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в МКД о выборе способа управления МКД управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пункт 5 Порядка N 938-пр устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 указанного Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ (не позднее, чем через тридцать дней со дня подписания договора), за исключением случая, указанного в части 7 названной статьи.
Следовательно, включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления МКД. Именно наличие совокупности правовых и фактических оснований, предусмотренных вышеизложенными положениями действующего законодательства, является необходимым и достаточным условием для осуществления деятельности с указанной в законе даты.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр лицензий; об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления являются:
- - несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка N 938/пр;
- - отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Довод апелляционной жалобы о не размещении третьим лицом информации, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ - отклоняется.
Из заключения от 23.12.2016, составленного управлением по результатам проверки соответствия заявления, и документов, представленных лицензиатом для внесения изменений в реестр Ставропольского края, следует, что ООО "Комфортное жилье" условия, предусмотренные пунктом 5 Порядка N 938/пр, для внесения изменений в реестр соблюдены.
Решение собственников вышеуказанного многоквартирного дома от 09.09.2016, которым ООО "Комфортное жилье" выбрано в качестве управляющей организации в МКД 67 по ул. 50 лет Октября в г. Минеральные Воды, на момент обращения третьего лица с заявлением о включении в реестр не оспорено в установленном законом порядке, не признано недействительными и в силу части 5 статьи 46 ЖК РФ является обязательным для всех собственников помещений в домах, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании. Договор управления спорным многоквартирным домом от 01.11.2016 в установленном законом порядке недействительным также не признан.
Согласно сведениям из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, представителем управления, информация о протоколе общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, от 09.09.2016 размещена ООО "Комфортное жилье" 02.11.2016, публикация на сайте произошла 03.11.2016.
При таком положении, согласно статье 198 ЖК РФ и Порядку N 938/пр у управления имелись основания для внесения изменений в реестр лицензии Ставропольского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что не был соблюден порядок расторжения договора и уведомление о его расторжении - отклоняется.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом.
При этом нужно учитывать, что договор управления заключается между управляющей организацией с одной стороны и всеми собственниками помещений многоквартирного дома с другой стороны (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Соответственно, при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом сторона договора - собственники помещений многоквартирного дома (или уполномоченное ими лицо) должны уведомить об этом управляющую организацию в установленном порядке, и только после этого договор может считаться расторгнутым.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес (пункт 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами N 416 порядке в том числе техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ (пункт 19 Правил N 416).
Системный анализ указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации собственники данного дома должны учитывать установленный ГК РФ, ЖК РФ и Правилами N 416 порядок и сроки расторжения ранее действовавших договоров управления.
Как следует из материалов дела, 09.09.2016 от собственников помещений указанного многоквартирного дома ООО "Комфортное жилье" поступило поручение осуществить уведомление ООО "Жилсервис" о расторжении с 01.11.2016 договора управления между ООО "Жилсервис" и собственниками МКД.
ООО "Комфортное жилье" подготовило уведомление и направило, в том числе копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 67, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, от 09.09.2016 ООО "Жилсервис", однако конверт по причине отсутствия адресата возвращен отправителю.
Не оспаривая факт направления уведомления, заявитель ссылается на не полномочность ООО "Комфортное жилье" на направление уведомления о принятом на собрании решении о смене управляющей организации, однако указанные выводы заявителя несостоятельны, поскольку Правилами N 416 установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении.
В рассматриваемом случае уполномоченным лицом являлось ООО "Комфортное жилье".
Более того, пунктом 9 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления, и несвоевременное направление уведомления о расторжении договора неполномочным лицом не включено в указанный перечень.
Довод общества о незаконности принятого 09.09.2016 на общем собрании собственников МКД, расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. 50 лет Октября, 67, решения о смене управляющей организации на ООО "Комфортное жилье" судом первой инстанции верно отклонен, поскольку не является предметом рассмотрения настоящего спора.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии оснований для признания приказа управления от 23.12.2016 N 538 -од недействительным.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10 июля 2017 года по делу N А63-1377/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)