Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2016 по делу N А76-4834/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - Чикунова А.М. (доверенность N 88 от 26.11.2015);
- Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - заявитель, ООО "ДЕЗ Калининского района", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) о признании недействительным предписания от 25.11.2015 N 5061 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации в части его пункта 2.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.06.2016 в удовлетворении требований отказано.
ООО "ДЕЗ Калининского района" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным предписание от 25.11.2015 N 5061 в части п. 2 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ДЕЗ Калининского района" сослалось на то, в соответствии с п. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Поскольку в силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации согласование условий договора управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме, ООО "ДЕЗ Калининского района" не имеет правовых оснований для внесения изменений в действующий договор управления без согласования собственников помещений дома, а также не имеет полномочий для понуждения собственников помещений к заключению новой редакции договора управления многоквартирного дома, что исключает возможность определения, изменения условий договора управления многоквартирным домом управляющей организацией в одностороннем порядке. Для проведения договора управления в соответствии с положениями действующего законодательства необходимо, в том числе и волеизъявление другой стороны.
Также податель жалобы указывает, что для исполнения п. 2 предписания, собственники помещений многоквартирного дома N 4б по ул. Кирова должны, но не обязаны совершить действия по утверждению новой редакции договора управления таким домом. В связи с этим, возможность выбора способа устранения нарушений обязательных требований законодательства для ООО "ДЕЗ Калининского района" отсутствовала, а это позволяет говорить о неисполнимости, а следовательно, незаконности п. 2 предписания, вынесенного ГУ "ГЖИ Челябинской области".
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, от собственников многоквартирного жилого дома N 4б по ул. Кирова (далее по тексту - МКД) в прокуратуру Калининского района г. Челябинска поступила жалоба от 27.10.2015 N 11723 (т. 1 л.д. 76-77).
Письмом N 1р-2015 от 22.10.2015 прокуратура Калининского района г. Челябинска направила данную жалобу для рассмотрения по существу в адрес инспекции (т. 1 л.д. 75).
На основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 02.11.2015 N 5061 в отношении ООО "ДЕЗ Калининского района" проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения коллективного обращения жителей многоквартирного дома по адресу: ул. Кирова д. 4б. (т. 1 л.д. 71-73).
В ходе данной проверки выявлено, что в нарушение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в приложении N 3 к утвержденному собственниками помещений договору управления данным многоквартирным домом перечень работ и услуг не содержит стоимость оказания этих услуг и работ.
По результатам проверки составлен акт проверки N 5061 от 25.11.2051 (т. 1 л.д. 69-70) и вынесено ООО "ДЕЗ Калининского района" предписание N 5091 от 25.11.2015 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 26-27).
Согласно предписанию ООО "ДЕЗ Калининского района" предписано устранить выявленные нарушения:
1) уведомить собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск ул. Кирова д. 4б, о необходимости проведения общего собрания собственников указанного дома по вопросу утверждения условий договора управления многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством;
2) привести договор управления многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск ул. Кирова д. 4-б в соответствие с положениями действующего законодательства в срок до 15.02.2016.
Не согласившись с предписание N 5061 в части пункта 2, считая его незаконным и подлежащим отмене, ООО "ДЕЗ Калининского района" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание недействительным в части пункта 2.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "ДЕЗ Калининского района", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый пункт 2 предписания ГУ "ГЖИ Челябинской области" издан с соблюдением законодательства Российской Федерации в пределах полномочий заинтересованного лица, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 294-ФЗ, и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи (п. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4.2. ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет Главному управлению, как органу государственного жилищного надзора, полномочия по проведению проверок в порядке Федерального закона N 294-ФЗ на предмет соответствия порядка заключения с управляющей организацией договора управления МКД, а также на предмет правомерности утверждения условий этого договора. При этом в случае выявления нарушений требований законодательства в части порядка заключения договора управления жилищная инспекция в праве выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а в случае неисполнения в установленный срок предписания, инспекция в праве обратиться в суд с заявлением о признании такого договора управления МКД недействительным.
Жилищным законодательством предусмотрен порядок утверждения условий договора управления, на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 162, части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
На основании пункта 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и расчет финансовых потребностей для их оказания и выполнения являются ключевым моментом в планировании хозяйственной деятельности управляющей компании. Полнота этого перечня предопределена качеством имеющейся у управляющей компании информации о состоянии общего имущества и профессионализмом конкретных сотрудников. Согласованный собственниками помещений и управляющей компанией перечень обязательных работ и услуг сам по себе не ограничивает обязанности управляющей компании по содержанию общего имущества. Ведь управляющая компания в силу закона обязана выполнять все необходимые мероприятия независимо от того, что в договоре некоторые из них могут быть не упомянуты (и не учтены при определении размера платы).
Составлять такой перечень необходимо в первую очередь для управляющей компании, чтобы обосновать финансовые потребности и предлагаемый размер платы.
Как следует из материалов дела, ООО "ДЕЗ Калининского района" является управляющей организацией на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинск, ул. Кирова д. 4-б от 14.09.2015 (т. 1 л.д. 79-81).
14.09.2015 между ООО "ДЕЗ Калининского района" и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск ул. Кирова д. 4-б подписан договор управления N 397-4б (т. 1 л.д. 9-25), согласно которому целью договора является управление многоквартирным домом, а именно обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление гражданам коммунальных услуг надлежащего качества.
В нарушение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в приложении N 3 к утвержденному собственниками помещений договору управления данным многоквартирным домом перечень работ и услуг не содержит стоимость оказания этих услуг и работ. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, ООО "ДЕЗ Калининского района" правомерно выдано предписание, в котором обществу предписано привести договор управления МКД в соответствие с положениями действующего законодательства.
Судом первой инстанции верно установлено, что содержание пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания взаимосвязано, а именно чтобы внести в договор управления изменения, необходимо уведомить собственников помещений дома о необходимости проведения общего собрания собственников по вопросу утверждения условий договора.
На основании ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, действующей с 30.06.2015, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемым предписанием Инспекция не обязывает общество совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для общества; управляющей организации необходимо лишь действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдать правовой режим пользования общим имуществом. Исполняя обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, управляющая организация вправе созывать собрания по любым вопросам (входящим в компетенцию общего собрания) в случае возникновения такой необходимости.
Предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства N 5061 от 25.11.2015 конкретно и исполнимо; выдано заявителю - лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные действия, которые необходимо произвести.
Довод подателя жалобы, что в соответствии с п. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, судом апелляционной инстанции не принимается, так как проверка была проведена в рамках лицензионных требований.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 08.07.2016 N 3218, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2016 по делу N А76-4834/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 08.07.2016 N 3218.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2016 N 18АП-9342/2016 ПО ДЕЛУ N А76-4834/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. N 18АП-9342/2016
Дело N А76-4834/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2016 по делу N А76-4834/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - Чикунова А.М. (доверенность N 88 от 26.11.2015);
- Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Турарова Ю.Н. (доверенность N 1 от 11.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - заявитель, ООО "ДЕЗ Калининского района", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) о признании недействительным предписания от 25.11.2015 N 5061 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации в части его пункта 2.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.06.2016 в удовлетворении требований отказано.
ООО "ДЕЗ Калининского района" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным предписание от 25.11.2015 N 5061 в части п. 2 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ДЕЗ Калининского района" сослалось на то, в соответствии с п. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Поскольку в силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации согласование условий договора управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме, ООО "ДЕЗ Калининского района" не имеет правовых оснований для внесения изменений в действующий договор управления без согласования собственников помещений дома, а также не имеет полномочий для понуждения собственников помещений к заключению новой редакции договора управления многоквартирного дома, что исключает возможность определения, изменения условий договора управления многоквартирным домом управляющей организацией в одностороннем порядке. Для проведения договора управления в соответствии с положениями действующего законодательства необходимо, в том числе и волеизъявление другой стороны.
Также податель жалобы указывает, что для исполнения п. 2 предписания, собственники помещений многоквартирного дома N 4б по ул. Кирова должны, но не обязаны совершить действия по утверждению новой редакции договора управления таким домом. В связи с этим, возможность выбора способа устранения нарушений обязательных требований законодательства для ООО "ДЕЗ Калининского района" отсутствовала, а это позволяет говорить о неисполнимости, а следовательно, незаконности п. 2 предписания, вынесенного ГУ "ГЖИ Челябинской области".
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, от собственников многоквартирного жилого дома N 4б по ул. Кирова (далее по тексту - МКД) в прокуратуру Калининского района г. Челябинска поступила жалоба от 27.10.2015 N 11723 (т. 1 л.д. 76-77).
Письмом N 1р-2015 от 22.10.2015 прокуратура Калининского района г. Челябинска направила данную жалобу для рассмотрения по существу в адрес инспекции (т. 1 л.д. 75).
На основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 02.11.2015 N 5061 в отношении ООО "ДЕЗ Калининского района" проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения коллективного обращения жителей многоквартирного дома по адресу: ул. Кирова д. 4б. (т. 1 л.д. 71-73).
В ходе данной проверки выявлено, что в нарушение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в приложении N 3 к утвержденному собственниками помещений договору управления данным многоквартирным домом перечень работ и услуг не содержит стоимость оказания этих услуг и работ.
По результатам проверки составлен акт проверки N 5061 от 25.11.2051 (т. 1 л.д. 69-70) и вынесено ООО "ДЕЗ Калининского района" предписание N 5091 от 25.11.2015 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 26-27).
Согласно предписанию ООО "ДЕЗ Калининского района" предписано устранить выявленные нарушения:
1) уведомить собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск ул. Кирова д. 4б, о необходимости проведения общего собрания собственников указанного дома по вопросу утверждения условий договора управления многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством;
2) привести договор управления многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск ул. Кирова д. 4-б в соответствие с положениями действующего законодательства в срок до 15.02.2016.
Не согласившись с предписание N 5061 в части пункта 2, считая его незаконным и подлежащим отмене, ООО "ДЕЗ Калининского района" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание недействительным в части пункта 2.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "ДЕЗ Калининского района", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый пункт 2 предписания ГУ "ГЖИ Челябинской области" издан с соблюдением законодательства Российской Федерации в пределах полномочий заинтересованного лица, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 294-ФЗ, и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи (п. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4.2. ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет Главному управлению, как органу государственного жилищного надзора, полномочия по проведению проверок в порядке Федерального закона N 294-ФЗ на предмет соответствия порядка заключения с управляющей организацией договора управления МКД, а также на предмет правомерности утверждения условий этого договора. При этом в случае выявления нарушений требований законодательства в части порядка заключения договора управления жилищная инспекция в праве выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а в случае неисполнения в установленный срок предписания, инспекция в праве обратиться в суд с заявлением о признании такого договора управления МКД недействительным.
Жилищным законодательством предусмотрен порядок утверждения условий договора управления, на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 162, части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
На основании пункта 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и расчет финансовых потребностей для их оказания и выполнения являются ключевым моментом в планировании хозяйственной деятельности управляющей компании. Полнота этого перечня предопределена качеством имеющейся у управляющей компании информации о состоянии общего имущества и профессионализмом конкретных сотрудников. Согласованный собственниками помещений и управляющей компанией перечень обязательных работ и услуг сам по себе не ограничивает обязанности управляющей компании по содержанию общего имущества. Ведь управляющая компания в силу закона обязана выполнять все необходимые мероприятия независимо от того, что в договоре некоторые из них могут быть не упомянуты (и не учтены при определении размера платы).
Составлять такой перечень необходимо в первую очередь для управляющей компании, чтобы обосновать финансовые потребности и предлагаемый размер платы.
Как следует из материалов дела, ООО "ДЕЗ Калининского района" является управляющей организацией на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинск, ул. Кирова д. 4-б от 14.09.2015 (т. 1 л.д. 79-81).
14.09.2015 между ООО "ДЕЗ Калининского района" и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск ул. Кирова д. 4-б подписан договор управления N 397-4б (т. 1 л.д. 9-25), согласно которому целью договора является управление многоквартирным домом, а именно обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление гражданам коммунальных услуг надлежащего качества.
В нарушение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в приложении N 3 к утвержденному собственниками помещений договору управления данным многоквартирным домом перечень работ и услуг не содержит стоимость оказания этих услуг и работ. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, ООО "ДЕЗ Калининского района" правомерно выдано предписание, в котором обществу предписано привести договор управления МКД в соответствие с положениями действующего законодательства.
Судом первой инстанции верно установлено, что содержание пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания взаимосвязано, а именно чтобы внести в договор управления изменения, необходимо уведомить собственников помещений дома о необходимости проведения общего собрания собственников по вопросу утверждения условий договора.
На основании ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, действующей с 30.06.2015, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемым предписанием Инспекция не обязывает общество совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для общества; управляющей организации необходимо лишь действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдать правовой режим пользования общим имуществом. Исполняя обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, управляющая организация вправе созывать собрания по любым вопросам (входящим в компетенцию общего собрания) в случае возникновения такой необходимости.
Предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства N 5061 от 25.11.2015 конкретно и исполнимо; выдано заявителю - лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные действия, которые необходимо произвести.
Довод подателя жалобы, что в соответствии с п. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, судом апелляционной инстанции не принимается, так как проверка была проведена в рамках лицензионных требований.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 08.07.2016 N 3218, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2016 по делу N А76-4834/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 08.07.2016 N 3218.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)